Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 15 сентября 2020 г. N Ф06-64773/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
27 мая 2020 г. |
Дело N А65-24185/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 мая 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Засыпкиной Т.С.,
судей Сергеевой Н.В., Лихоманенко О.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яковлевой Е.А., с участием:
от Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению Государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей - Жамалетдинов И.И. (доверенность от 17.10.2018), Матурова В.О. (доверенность от 17.10.2018),
от общества с ограниченной ответственностью "Лабиринт-Волга" - представитель не явился, извещено,
от Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка - представитель не явился, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Лабиринт-Волга"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.12.2019 по делу N А65-24185/2019 (судья Абульханова Г.Ф.)
по заявлению Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению Государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей (ОГРН 1021602865239, ИНН 1654025044), г. Казань,
к обществу с ограниченной ответственностью "Лабиринт-Волга" (ОГРН 1135260018222, ИНН 5260374864), г. Нижний Новгород,
третье лицо: Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, г. Москва,
о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16 и ст. 14.45 КоАП РФ,
РФ, ст. 14.45 КоАП РФ, решении вопроса относительно изъятой продукции,
УСТАНОВИЛ:
Государственная инспекция Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей (далее - заявитель, административный орган) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Лабиринт-Волга" (далее - Общество) к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.16, ст. 14.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), решении вопроса относительно изъятой продукции.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.12.2019 заявление удовлетворено частично, Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа в размере 200 000 руб.
Алкогольная продукция, изъятая на основании протокола изъятия от 20.12.2018 N 000378, находящаяся на хранении в Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта и алкогольной продукции и защите прав потребителей, направлена на уничтожение в порядке, установленном действующим законодательством.
В удовлетворении заявленного требования о привлечении Общества к административной ответственности по ст. 14.45 КоАП РФ отказано.
Не согласившись с выводами суда, Общество подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда в части привлечения Общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ касательно алкогольной продукции импортного производства отменить, отказать в удовлетворении требований в части привлечения к ответственности по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ касательно алкогольной продукции импортного производства.
В судебном заседании представители административного органа считают решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В силу ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ по делу объявлялся перерыв с 13.05.2020 до 13 час. 50 мин. 20.05.2020.
При отсутствии возражений лиц, участвующих в деле, арбитражным апелляционным судом в соответствии с ч. 5 ст. 268 АПК РФ проверена законность и обоснованность решения в обжалуемой части.
Проверив материалы дела, выслушав представителей административного органа, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции в обжалуемой части законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 28.11.2018 в государственной информационной системе Республики Татарстан "Народный контроль" на Портале государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан uslugi.tatarstan.ru размещена заявка N 2558257 о том, что по адресу: г. Казань, ул. Хусаина Мавлютова, д. 46 (ООО "Лабиринт-Волга", ИНН 5260374864, КПП 165145001) в магазине "Красное и Белое" осуществляется торговля алкогольной продукции (пиво) без сопроводительной документации.
Принимая во внимание, что информация, указанная в заявке N 2558257, размещенной в государственной информационной системе Республики Татарстан "Народный контроль" на портале государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан uslugi.tatarstan.ru, содержит достаточные данные, указывающие на признаки административного правонарушения, в отношении Общества вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 20.12.2018 N 000084 по ч. 2 ст. 14.16, ст. 14.45, ст. 14.19 КоАП РФ.
В ходе проведенного в рамках административного расследования, 20.12.2018 в результате осмотра торгового объекта установлено, что в реализации находилась алкогольная продукция без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота; без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии. Алкогольная продукция была выставлена на витрине магазина и имела ценники для потребителей. Информация о том, что алкогольная продукция не предназначена для продажи, отсутствовала.
При сверке алкогольной продукции с отчетом об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции ООО "Лабиринт-Волга" выявлено 19 наименований пива и пивных напитков, которые отсутствуют в данном отчете, а именно: даты розлива не совпадают в графе "Дата розлива" вышеуказанного отчета с фактически представленной алкогольной продукцией в торговом объекте.
На данную алкогольную продукцию Общество предоставило товарно-транспортные накладные, которые, по мнению административного органа, не являются сопроводительными документами, удостоверяющими легальность производства и оборота данной продукции, так как они являются сопроводительными документами на алкогольную продукцию с иными датами розлива, т.е. представлены документы, не имеющие отношения к данному правонарушению, поскольку даты розлива не совпадают в графе "Дата розлива" вышеуказанного отчета с фактически представленной алкогольной продукцией в торговом объекте.
Данные события отражены в протоколе осмотра помещений (территорий) и находящихся там вещей и документов, принадлежащих юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) от 20.12.2018 N 024293.
Осмотр проводился с применением видеосъемки и фотосъемки.
Протоколом изъятия алкогольной (спиртосодержащей) продукции, находящейся в незаконном обороте и (или) документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении, от 20.12.2018 N 000378, алкогольная продукция, на которую не представлены сопроводительные документы, удостоверяющие легальность производства и оборота данной продукции, информация, о которой не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС), изъяты:
N |
Наименование продукции |
Производитель |
Дата розлива |
Ем-кость |
Крепость |
Кол-во |
1 |
Пиво "Жигули Барное" |
ЗАО "МПК" |
02.11.2018 |
0,33 |
4,9 |
10 |
|
Данная продукция поставлена 3 раза, поз. 163,164,165 отчета ЕГАИС. Представлено 2 ТТН на дату розлива от 31.10.2018 и 15.11.2018 |
|||||
2 |
Пиво "Охота крепкое" |
ООО "ОПХ" |
29.10.2018 |
1,35 |
8,1 |
16 |
|
Данная продукция поставлена 1 раз, поз.77 отчета ЕГАИС. Представлено 1 ТТН на дату розлива 03.11.2018 |
|||||
3, 4 |
Пивной напиток "Корона Экстра" |
Мексика |
03.09.2018 30.08.2018 |
0,355 |
4,5 |
7 2 |
|
Данная продукция поставлена 3 раза, поз. 214,215,216 отчета ЕГАИС. Представлено 3 ТТН и 1 ТД. Нет ТД на поставку от 29.11.2018 и 16.12.2018 |
|||||
5 |
Пиво "Мекленбургер Пилснер" |
Германия |
09.08.2018 |
0,5 |
5,0 |
3 |
|
Данная продукция поставлена 2 раза, поз. 37,38 отчета ЕГАИС. Представлено 1 ТТН и 1 ТД. Нет ТТН и ТД на поставку от 14.12.2018 |
|||||
6 |
Пиво "Мекленбургер светлое пшеничное" |
Германия |
20.09.2018 |
0,5 |
5,1 |
6 |
|
Данная продукция поставлена 3 раза, поз. 34,35,36 отчета ЕГАИС. Представлено 2 ТТН и 2 ТД. Нет ТТН и ТД на поставку от 14.12. |
|||||
7 |
Пиво "Мекленбургер темное пшеничное" |
Германия |
17.08.2018 |
0,5 |
5,4 |
5 |
|
Данная продукция поставлена 2 раза, поз. 39,40 отчета ЕГАИС. Представлено 1 ТТН и 1 ТД. Нет ТТН и ТД на поставку от 14.12.2018 |
|||||
8 |
Пиво "Фельдшлесхен светлое пшеничное" |
Германия |
15.11.2018 |
0,5 |
5,0 |
12 |
|
Данная продукция поставлена 11 раза, поз. 46-56 отчета ЕГАИС. Представлено 6 ТТН и 1 ТД на поставку от 18.11.2018. Нет ТТН и ТД на поставку от 25.11.2018, 04.12.2018,09.12.2018, 13.12.2018,20.12.2018 |
|||||
9 |
Пиво "Фельдшлесхен Урбок" |
Германия |
17.10.2018 |
0,5 |
7,2 |
10 |
|
Данная продукция поставлена 2 раза, поз. 64,65 отчета ЕГАИС. Представлено 2 ТТН и 1 ТД. Нет ТД на поставку от 07.12.2018 |
|||||
10 |
Пиво "Мартенс Экстра Пилсенер" |
Германия |
24.05.2018 |
0,5 |
7,0 |
9 |
|
Данная продукция поставлена 1 раз, поз. 33 отчета ЕГАИС. Представлено 1 ТТН и 1 ТД. |
|||||
11 |
Пиво "Шпатен Мюнхен" |
Германия |
11.09.2018 |
0,5 |
5,2 |
4 |
|
Данная продукция поставлена 1 раз, поз. 149 отчета ЕГАИС. Представлено 1 ТТН и 1 ТД. |
|||||
12 |
Пиво "Шпатен Мюнхен Дункель" |
Германия |
10.09.2018 |
0,5 |
5,1 |
9 |
|
Данная продукция поставлена 1 раз, поз.147 отчета ЕГАИС. Представлено 1 ТТН без ТД. |
|||||
13 |
Пиво "Леффе Блонд" |
Бельгия |
07.08.2018 |
0,33 |
6,6 |
5 |
|
Данная продукция поставлена 1 раз, поз. 155 отчета ЕГАИС. Представлено 1 ТТН и 1 ТД. |
|||||
14 |
Пиво "Леффе Брюн" |
Бельгия |
06.08.2018 |
0,33 |
6,5 |
5 |
|
Данная продукция поставлена 2 раза, поз. 156,157 отчета ЕГАИС. Представлено 2 ТТН без ТД. |
|||||
15 |
Пиво "Шпатен Мюнхен" |
Германия |
17.09.2018 |
0,5 |
5,2 |
7 |
|
Данная продукция поставлена 2 раз, поз. 148 и 30 отчета ЕГАИС. Представлено 1 ТТН и 1 ТД на позицию 148. Нет ТТН и ДТ на позицию 30 ЕГАИС по поставке от 20.12.2018 |
|||||
16 |
Пиво "Жупиле" |
Германия |
15.08.2018 |
0,5 |
5,2 |
11 |
|
Данная продукция поставлена 3 раза, поз. 160,161,162 отчета ЕГАИС. Представлено 2 ТТН без ТД. Нет ТТН и ТД на поставку от 11.12.2018 |
|||||
17 |
Пиво "Пауланер Хефе-вайсбир" |
Германия |
11.07.2018 |
0,5 |
5,5 |
9 |
|
Данная продукция поставлена 1 раз, поз. 22 отчета ЕГАИС. Представлено 1 ТТН без ТД. |
|||||
18 |
Пуаре газированный |
Литва |
15.10.2018 |
0,75 |
5,5 |
2 |
|
Данная продукция поставлена 3 раза, поз. 8,9,10 отчета ЕГАИС. Представлено 2 ТТН и 3 ТД. Нет ТТН и ТД на поставку от 14.12.2018 |
|||||
19 |
Сидр газированный |
Литва |
05.11.2018 |
0,75 |
5,5 |
4 |
|
Данная продукция поставлена 2 раза, поз.1,2 отчета ЕГАИС. Представлено 2 ТТН и 1 ТД на дату 19.10.2018 г. Нет ТД на поставку от 09.11.2018 г. |
По факту нахождения в обороте алкогольной продукции, на которую не представлены сопроводительные документы, удостоверяющие легальность производства и оборота данной продукции, информация о которой не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС), а также без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии, в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N 000615 от 13.03.2019 о совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.16 и ст. 14.45 КоАП РФ, в отношении Общества.
Руководствуясь ст. 23.1 КоАП РФ и ст. 203 АПК РФ, административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.
Принимая судебный акт, суд первой инстанции исходил из следующего.
Частью 2 ст. 14.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно пунктам 1 и 2 ст. 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, если иное не установлено настоящей статьей: 1) товарно-транспортная накладная; 2) справка, прилагаемая к таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза); 3) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза); 4) уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции); 5) заверенные подписью руководителя организации и (при наличии печати) ее печатью копия извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копия извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта из государств, не являющихся членами ЕАЭС) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта в случаях, если уплата указанного платежа предусмотрена законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; 6) копия договора о поставке за пределы Российской Федерации (в случае производства, закупки, поставок, хранения и (или) перевозок в целях вывоза из Российской Федерации (экспорта) пива и пивных напитков в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров).
Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
Из материалов проверки следует, что у Общества изъята алкогольная продукция, произведенная в Российской Федерации, а также алкогольная продукция с указанием иных стран производства.
Сопроводительные документы на алкогольную продукцию, произведенную в Российской Федерации, Обществом не представлены ни в ходе производства дела об административном правонарушении, ни в суд.
Общество представило сопроводительные документы, которые не являются сопроводительными документами, удостоверяющими легальность производства и оборота изъятой продукции, так как данные сопроводительные документы, согласно отчету об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции являются сопроводительными документами на алкогольную продукцию с иными датами розлива.
Как установлено судом, в нарушение указанных выше требований, перечисленная алкогольная продукция реализовывалась Обществом без надлежаще оформленных сопроводительных документов.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых органы, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевших, свидетелей, заключениями экспертов, вещественными доказательствами.
Факт реализации Обществом на момент проведения проверки алкогольной продукции в отсутствие сопроводительных документов, удостоверяющих легальность оборота указанной выше алкогольной продукции, определенной федеральным законом, подтверждается материалами административного дела - протоколом осмотра от 20.12.2018, протоколом изъятия алкогольной продукции от 20.12.2018 N 000378, протоколом об административном правонарушении от 13.03.2019 N 000615.
Общество, осуществляя предпринимательскую деятельность, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий и совершило правонарушение, что свидетельствует о наличии вины Общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
В отношении другой изъятой алкогольной продукции, с указанием иных стран производства (не на территории Российской Федерации), арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Товарно-транспортные накладные были представлены Обществом административному органу на торговом объекте при проведении проверки. Данный факт подтверждается протоколом изъятия от 20.12.2018 N 000378.
Доводы заявителя о том, что представленные Обществом документы не относятся к изъятой продукции, так как не совпадают даты в графе "дата розлива" отчета об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, содержащимся в системе ЕГАИС, с датой розлива фактически представленной алкогольной продукции в торговом объекте, суд признает несостоятельными.
Согласно абзацу 14 п. 2 ст. 8 Закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях последующей розничной продажи такой продукции, должны обеспечивать прием и передачу информации об обороте такой продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе (далее - ЕГАИС) при помощи программно-аппаратных средств.
Приказом Минфина России от 15.06.2016 N 84н "Об утверждении форм и сроков представления в электронном виде заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, и индивидуальном предпринимателе, осуществляющем закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях их последующей розничной продажи, об алкогольной продукции, объеме розничной продажи алкогольной продукции, а также о документах, разрешающих и сопровождающих розничную продажу алкогольной продукции, а также форм и сроков представления подтверждения фиксации информации и уведомлений об отказе в фиксации информации в указанной информационной системе" утверждены сроки представления заявки о фиксации в ЕГАИС информации о подтверждении приема или об отказе в приеме количества поставленной продукции (далее - Приказ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1459 "О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" утверждены правила, определяющие порядок функционирования ЕГАИС учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - Правила).
Пунктом 6 Правил установлен перечень информации, содержащейся в ЕГАИС.
Подпунктом 17 п. 6 Правил закреплено, что единая информационная система содержит следующую информацию: дата производства этилового спирта, спиртосодержащей продукции, дата розлива алкогольной продукции.
Пунктом 17 Правил закреплен перечень информации, представляемой в ЕГАИС организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях последующей розничной продажи указанной продукции. К ним относятся:
1) наименование, местонахождение, идентификационный номер налогоплательщика - для организации или сельскохозяйственного товаропроизводителя, зарегистрированного в качестве юридического лица, а также код причины постановки на учет, местонахождение обособленных подразделений (при их наличии);
2) наименование и вид продукции, указанный в статье 2 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции";
3) код вида продукции согласно классификатору видов продукции, использующийся при заполнении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
7) фамилия, имя, отчество, место жительства и идентификационный номер налогоплательщика - для индивидуального предпринимателя или сельскохозяйственного товаропроизводителя, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
18) сведения, содержащиеся в товарно-транспортной накладной и (или) международной транспортной накладной, справке, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для продукции, производство которой осуществляется в Российской Федерации, а также для импортированной продукции, являющейся товаром Евразийского экономического союза), справке, прилагаемой к таможенной декларации (для импортированной продукции, за исключением продукции, являющейся товаром Евразийского экономического союза);
20) номера, даты и время представления заявок о фиксации информации об организации (сельскохозяйственном производителе, индивидуальном предпринимателе), о продукции каждого вида и наименования, об объеме производства и оборота продукции каждого вида и наименования, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и (или) оборот продукции, об объеме использования фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) или этилового спирта для производства спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий, а также в процессе производства других лекарственных средств и (или) медицинских изделий в единой информационной системе (далее - заявка о фиксации);
25) сведения о контрагенте (контрагентах) при поставке и закупке продукции (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, адрес);
26) сведения об объеме алкогольной продукции, установленные по результатам инвентаризации алкогольной продукции, в том числе с указанием номеров федеральных специальных марок и акцизных марок, нанесенных на маркируемую алкогольную продукцию;
30) сведения о списании продукции в случае брака или иных причин.
Таким образом, розничный продавец не представляет сведения о дате розлива в ЕГАИС, у него отсутствует и техническая возможность внесения информации о дате розлива товара в силу ограниченного доступа в ЕГАИС.
Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 03.03.2016 N 54 утвержден "Формат представления в электронном виде заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции организациями, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, и индивидуальном предпринимателе, осуществляющем закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях их последующей розничной продажи, сельскохозяйственными товаропроизводителями с использованием программно-аппаратных средств, а также формата представления подтверждения о фиксации информации и уведомления об отказе фиксации".
Согласно утвержденному Формату в регистрационной форме учета N1 в реквизите BOTTLINGDATE в отношении продукции российского производства указывается дата розлива, в отношении продукции, произведенной не на территории Российской Федерации, - дата документа, на основании которой осуществлен ввоз продукции на территорию Российской Федерации.
Суд отклоняет довод заявителя о противоречии приказа Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (далее - Росалкогольрегулирование) от 03.03.2016 N 54 постановлению Правительства РФ от 29.12.2015 N 1459 как нормативному акту, имеющему большую юридическую силу.
Согласно п. 10 Правил организации, использующие основное технологическое оборудование для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, помимо информации, указанной в пункте 7 настоящих Правил, представляют в единую информационную систему с использованием программно-аппаратных средств информацию, в том числе указанную в подпункте 17 пункта 6 настоящих Правил (о дате розлива).
Соответствующая обязанность по предоставлению в ЕГАИС информации, указанной в подпункте 17 пункта 6 настоящих Правил, в том числе о дате розлива, возложена на производителей: спирта и (или) спиртосодержащей продукции (пункт 8), алкогольной продукции, маркируемой федеральными специальными марками (пункт 9); вина, игристого вина (шампанского), произведенного из собственного винограда (пункт 13).
Между тем в соответствии с пунктами 14 и 17 Правил на организации, использующие оборудование для учета объема импорта алкогольной продукции, маркируемой акцизными марками, а также на организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющие закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях последующей розничной продажи указанной продукции, обязанность по предоставлению в ЕГАИС с использованием программно-аппаратных средств информации, указанной в подпункте 17 пункта 6 настоящих Правил, в том числе о дате розлива, не возложена.
Таким образом, системное толкование Правил позволяет прийти к выводу, что обязанность по предоставлению в ЕГАИС информации, указанной в подпункте 17 пункта 6 настоящих Правил, возложена только на организации, осуществляющие производство на территории Российской Федерации продукции, подлежащей учету в ЕГАИС, в том числе пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи.
На организации, использующие оборудование для учета объема импорта алкогольной продукции, маркируемой акцизными марками, а также на организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющие закупку, в том числе импортного пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях последующей розничной продажи указанной продукции, обязанность по внесению в ЕГАИС даты розлива продукции не возложена.
Установленная приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 03.03.2016 N 54 обязанность по внесению в ЕГАИС (регистрационная форма учета N 1 в реквизите BOTTLINGDATE) даты таможенной декларации вместо даты розлива обусловлена необходимостью учета даты введения импортной алкогольной продукции в оборот на территории Российской Федерации и контроля её дальнейшего перемещения и реализации.
Таким образом, противоречий положений приказа Росалкогольрегулирования от 03.03.2016 N 54 с положениями Правил не имеется.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 26.11.2019 по делу N А65-8349/2019.
В письме от 26.02.2019 N Г-1193/15-01 Росалкогольрегулирование, которое в соответствии с п. 3 Правил является оператором единой информационной системы, разъясняет, как происходит заполнение графы "дата розлива" в системе ЕГАИС в отношении импортированной алкогольной продукции. Согласно указанному письму во исполнение Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" Росалкогольрегулирование запрашивает сведения, содержащиеся в таможенной декларации на товары и ТПО у Федеральной таможенной службы посредством межведомственного электронного взаимодействия путем отправки запросов на электронный сервис "Предоставление сведений, содержащихся в таможенной декларации на товары и ТПО".
В материалы дела Обществом представлены выписки из ЕГАИС, которые содержат, в том числе, указание на таможенную декларацию, согласно которой продукция была ввезена на территорию Российской Федерации.
Общество, как добросовестный розничный продавец, получив от поставщика спорную алкогольную продукцию, сопровождаемую требуемой законом документацией, сопоставил представленные документы с товаром и данными, содержащимися в ЕГАИС, удостоверился в его легальности и принял для дальнейшей реализации потребителю. В представленных поставщиком документах содержатся номера ТТН, а в системе ЕГАИС отражен тот же номер ТТН, указана таможенная декларация, дата таможенной декларации совпадает с датой, указанной в графе "дата розлива". Указанные обстоятельства позволили Обществу сделать вывод о том, что продукция является импортной и идентифицировать алкогольную продукцию, отраженную в конкретной товарно-транспортной накладной. При этом Общество руководствовалось действующими нормами права.
При таких обстоятельствах довод административного органа о том, что вина Общества заключается в том, что оно не должно было принимать товар, поскольку дата розлива на продукции не соответствует данным, содержащимся в графе BOTTLINGDATE, суд признает несостоятельным, а вину ответчика - недоказанной.
Привлечение хозяйствующего субъекта к административной ответственности за соблюдение действующих нормативных правовых актов, в том числе, приказов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере, недопустимо.
Кроме того, объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере государственного регулирования оборота этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции, а не по соблюдению порядка учета производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Довод заявителя о том, что Обществом не представлены все таможенные декларации, признан судом несостоятельным, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 10.2 Закона N 171-ФЗ сопроводительным документом, удостоверяющим легальность производства и оборота алкогольной продукции, является ТТН. Таможенная декларация среди указанных документов не перечислена.
Следовательно, представление таможенных деклараций является правом, но не обязанностью Общества.
В соответствии с п. 1.8 Административного регламента исполнения Госалкогольинспекцией Республики Татарстан государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - Административный регламент), утвержденного приказом Госалкогольинспекции по РТ от 24.11.2017 N 12-07/200, должностные лица, уполномоченные на осуществление регионального государственного контроля, при проведении проверки не вправе требовать представления документов, информации и образцов продукции, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов.
В силу п. 84 распоряжения Правительства РФ от 01.11.2016 N 2326-р "Об утверждении перечня документов и сведений, находящихся в распоряжении отдельных федеральных органов исполнительной власти и необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления" сведения из декларации на товары и таможенного приходного ордера отнесены к перечню документов и сведений, находящихся в распоряжении отдельных федеральных органов исполнительной власти.
Согласно п. 1.6 Административного регламента должностные лица Госалкогольинспекции РТ, уполномоченные на осуществление регионального государственного контроля, при проведении проверки имеют право запрашивать и получать на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме, документы и (или) информацию, включенные в определенный Правительством Российской Федерации перечень, от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, в рамках межведомственного информационного взаимодействия в сроки и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Административным органом, на котором лежит бремя доказывания вины Общества, не были направлены какие-либо запросы ни в уполномоченные органы, ни поставщикам и импортерам продукции, не проведены иные мероприятия для доказательства нарушения Обществом норм действующего законодательства.
Также суд отклоняет довод административного органа об отсутствии прослеживаемости импортной продукции.
Под прослеживаемостью продукции понимается возможность документарно (на бумажных и (или) электронных носителях) установить изготовителя и последующих собственников находящейся в обращении пищевой продукции, кроме конечного потребителя, а также место происхождения (производства, изготовления) пищевой продукции и (или) продовольственного (пищевого) сырья (статья 4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881).
В письме от 25.11.2019 N г-6816/15 Росалкогольрегулирование, которое является оператором ЕГАИС, указывает, что анализ сведений по изъятой продукции показал корректность фиксации ее оборота в ЕГАИС, и делает вывод о ее легальности.
Поскольку уполномоченный орган приходит к выводу о правильности отражения рассматриваемой продукции в ЕГАИС, следовательно, возможно установить цепочку от импортера до розничного продавца, то есть при обращении к отчету ЕГАИС возможно установить прослеживаемость данной продукции.
С учетом изложенного факт совершения Обществом правонарушения в виде реализации алкогольной продукции с указанием иных стран производства (не на территории Российской Федерации) без сопроводительных документов, административным органом не доказан.
Между тем судом установлено событие вмененного правонарушения по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ в отношении отечественной алкогольной продукции.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Процедура привлечения к административной ответственности заявителем соблюдена, процессуальных нарушений со стороны административного органа не установлено.
Срок давности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ для привлечения к административной ответственности, не истек.
Оснований для применения правила о малозначительности нарушения не имеется, доказательств, обосновывающих возможность применения ст. 2.9 КоАП РФ, в материалы дела не представлено.
Таким образом, Общество правомерно привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
Также суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявления административного органа о привлечении Общества к административной ответственности по ст. 14.45 КоАП РФ.
В указанной части решение суда лицами, участвующими в деле, не обжалуется.
При принятии судебного акта судом первой инстанции принято во внимание следующее.
В соответствии с ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ суд при вынесении постановления по делу об административном правонарушении должен решить вопрос о предметах административного правонарушения, независимо от привлечения лица к административной ответственности или прекращения производства по делу.
В силу ч. 1 ст. 25 Закона N 171-ФЗ алкогольная продукция, если она реализуется без документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота, подлежит изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов.
Конфискация изъятых из оборота предметов административного правонарушения в силу ст. 3.7 КоАП РФ, ст. 25 Закона N 171-ФЗ не может быть применена в данном случае. Изъятые из незаконного оборота предметы административного правонарушения подлежат уничтожению.
Аналогичная правовая позиция изложена в Обзоре практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением административного наказания в виде конфискации, а также с осуществлением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 19.09.2018 (далее - Обзор практики ВС РФ от 19.09.2018).
Так, в силу п. 2 Обзора практики ВС РФ от 19.09.2018 конфискация как безальтернативное (обязательное) дополнительное наказание, предусмотренное за совершение административного правонарушения, не может быть применена в отношении орудий совершения и предметов административных правонарушений, признаваемых на основании п. 1 ст. 25 Закона N 171-ФЗ находящимися в незаконном обороте.
В п. 3 Обзора практики ВС РФ от 19.09.2018 разъяснено, что этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, находящиеся в незаконном обороте и изъятые административным органом в рамках применения им мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, не изымаются судом повторно. Определяя дальнейшие действия с названным имуществом, суд в резолютивной части судебного акта указывает на то, что оно подлежит уничтожению.
В материалы дела административным органом представлено решение Приволжского районного суда города Казани от 28.11.2019, которым постановления мирового судьи судебного участка N 5 по Приволжскому судебному району г. Казани от 16.09.2019, о признании виновной и привлечении должностного лица магазина "Красное и Белое" Общества "Лабиринт-Волга" к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 14.16, статьей 14.19, 14.45 КоАП РФ (объединенных в одно производство), с назначением наказаний в виде административных штрафов в размере 10 000 руб., 10 000 руб. и 20 000 руб. с направлением на уничтожение изъятой алкогольной продукции по протоколу изъятия от 20.12.2018 N 000378.
Кроме того, заявитель в судебном заседании суда первой инстанции пояснил, что алкогольная продукция, изъятая по протоколу изъятия от 20.12.2018 N 000378, находится на складе Казанского территориального органа заявителя по адресу: г. Казань, ул. Хади Такташ, д. 94 на уничтожение и ожидает вызова. В связи с этим разрешение вопросов о порядке исполнения нескольких судебных актов, предусматривающих изъятие и уничтожение одной и той же алкогольной продукции, осуществляется в рамках исполнительного производства. Определяя дальнейшие действия с названным имуществом, суд в резолютивной части судебного акта указывает на то, что оно подлежит уничтожению.
Согласно п. 13 Обзора практики ВС РФ от 19.09.2018 этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, находящиеся в незаконном обороте, направляются судом на уничтожение при отсутствии у него сведений об исполнении иного судебного акта об изъятии и уничтожении названного имущества по иному, в том числе уголовному, делу.
Следовательно, указание в резолютивной части решения, на направление изъятой административным органом алкогольной и спиртосодержащей продукцией на уничтожение является достаточным. Иные вопросы, связанные с порядком уничтожения изъятой из оборота продукции, решаются в рамках процедуры исполнения судебных актов.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда в обжалуемой части не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.12.2019 по делу N А65-24185/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
Н.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-24185/2019
Истец: Государственная инспекция РТ по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта и алкогольной продукции и защите прав потребителей, г. Казань
Ответчик: ООО "Лабиринт-Волга", г. Казань, ООО "Лабиринт-Волга", г. Нижний Новгород
Третье лицо: Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара