Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 ноября 2020 г. N Ф07-8652/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
28 мая 2020 г. |
Дело N А56-111742/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Семеновой А.Б., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Коршачек Е.О.
при участии:
от истца (заявителя): Попова А.О. по доверенности от 21.11.2019
от ответчика (должника): Маслов И.И. по доверенности от 09.01.2020
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6133/2020) ПАО "Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.02.2020 по делу N А56-111742/2019 (судья Захаров В.В.), принятое
по заявлению ПАО "Ленэнерго"
к УФАС по Ленинградской области
о признании незаконным и отмене постановления
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Ленэнерго" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее - Управление, заинтересованное лицо) от 20.09.2019 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-1488/2019, которым Общество привлечено к административной ответственности на основании части 2 статьи 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Решением суда от 06.02.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу решением, ПАО "Ленэнерго" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на отсутствие состава вмененного правонарушения в действиях Общества, а также на малозначительность совершенного правонарушения, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявление удовлетворить.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель антимонопольного органа против удовлетворения жалобы возражал.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в Управление поступило заявление общества с ограниченной ответственностью "Первый элемент" с жалобой на нарушение ПАО "Ленэнерго" Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения).
Усмотрев в действиях Общества нарушение требований пункта 15 Правил технологического присоединения, Управление составило в отношении него протокол об административном правонарушении от 06.09.2019 по делу N 047/04/9.21-1488/2019; действия Общества квалифицированы Управлением по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ (ввиду повторного привлечения к ответственности по указанной статье).
Постановлением УФАС от 20.09.2019 N 047/04/9.21-1488/2019 ПАО "Ленэнерго" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Не согласившись с законностью вышеуказанного постановления, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Порядок и процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий установлены Правилами технологического присоединения.
Нормы, изложенные в данных Правилах, являются нормами о регулировании доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии, а их применение находится в сфере антимонопольного регулирования и контроля.
В пункте 2 Правил технологического присоединения установлено, что действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
В пункте 3 Правил определено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Из материалов дела следует, что 11.04.2019 ООО "Первый элемент" подало заявку в ПАО "Ленэнерго" N 19-13607 на заключение договора об осуществлении технологического присоединения объекта - ЭПУ потребителя, расположенного на земельном участке с кадастровым номером: 47:07:01550001:596, по адресу Ленинградская область, Всеволожский р-н с максимальной мощностью 150 кВт по 3 категории надежности электроснабжения к электрическим сетям классом напряжения 10 кВ, в связи с новым строительством.
18.04.2019 ПАО "Ленэнерго" сообщило о наличии технологического присоединения объекта на земельном участке с кадастровым номером: 47:07:0155001:596 в составе земельного участка с кадастровым номером: 47:07:0155001562, на основании акта о технологическом присоединении (далее - АТП) от 14.03.2019 N 299522 об осуществлении технологического присоединения объекта - производственного здания.
22.04.2019 Заявитель направил заявку N 19-15388 в ПАО "Ленэнерго" на переоформление АТП от 14.03.2019 N 299522 на земельный участок с кадастровым номером: 47:07:01565001:562, в связи с разделением земельного участка на три, с кадастровыми номерами: 47:07:01565001:596, 47:07:01565001:597, 47:07:01565001:598.
13.05.2019 сетевая организация выдала Заявителю переоформленный АТП N 304283 на производственное здание, расположенное на земельном участке с кадастровым номером: 47:07:0155001:596, с максимальной мощностью 150 кВт и напряжением 0,4 кВ.
13.05.2019 ООО "Первый элемент" подало в ПАО "Ленэнерго" заявку N 19-18531 на изменение точки присоединения с напряжением 0,4 кВ объекта, расположенного на земельном участке с кадастровым номером: 47:07:01550001:596, по адресу Ленинградская область, Всеволожский р-н, на точку присоединения с напряжением 10 кВ.
16.05.2019 Сетевая организация направила отказ от изменения точки присоединения энергопринимающих устройств к сетям (исх. N ЭСКЛ/16-01/9454).
Согласно пункту 2 Правил присоединения, заявитель имеет право осуществить технологическое присоединение, реконструкцию энергопринимающих устройств и увеличение объема максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя.
В пункте 7 Технических условий для присоединения к электрическим сетям к договору N ОД-ВЭС-37341-18/52536-Э-18 точка присоединения установлена на РУ-0,4 кВ от ТП-10/0,4 кВ.
Согласно пункту 7.1.3. Правил устройства электроустановок утвержденных Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 N 6 вводное устройство (ВУ) - совокупность конструкций, аппаратов и приборов, устанавливаемых на вводе питающей линии в здание или в его обособленную часть. Вводное устройство, включающее в себя также аппараты и приборы отходящих линий, называется вводно-распределительным (ВРУ).
Исходя из вышесказанного, распределительно устройство (РУ) - это электроустановка, служащая для приёма и распределения электрической энергии одного класса напряжения. Таким образом, изменение класса напряжения потребителя влечет изменение точки присоединения энергопринимающих устройств потребителя, что возлагает на заявителя проведение мероприятий по технологическому присоединению.
Согласно пункту 7 Правил устанавливается следующая процедура технологического присоединения:
а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, увеличить объем максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности без пересмотра (увеличения) величины максимальной мощности, но с изменением схемы внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;
б) заключение договора;
в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором;
г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя.
д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности;
е) составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению N 1, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14 (2) настоящих Правил).
В силу пункта 15 Правил присоединения в адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем, проект договора в 2 экземплярах и технические условия в адрес ООО "Первый элемент" заявителем направлены не были, что образует объективную строну правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 9.21 КоАП РФ.
Поскольку Общество ранее привлекалось к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ, Управление правомерно квалифицировало действия Общества по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом требований действующего законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, равно как и доказательств принятия заявителем исчерпывающих мер, направленных на недопущение совершения правонарушения, в материалы дела не представлено, что применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ свидетельствует о наличии вины Общества в совершении вмененного правонарушения.
Таким образом, состав вмененного правонарушения в действиях ПАО "Ленэнерго" доказан.
Вопреки позиции апеллянта, исключительных оснований для признания правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ), в том числе с учетом объекта посягательства, не имеется.
Нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности не допущено. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, апелляционным судом не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, соблюден.
Наказание назначено в минимальном размере санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 600 000 руб. Оснований считать назначенное наказание несправедливым или несоразмерным совершенному правонарушению суд апелляционной инстанции не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.02.2020 по делу N А56-111742/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-111742/2019
Истец: ПАО ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ "ЛЕНЭНЕРГО"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области