Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18 августа 2020 г. N Ф02-3356/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
29 мая 2020 г. |
Дело N А19-32068/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.05.2020.
Полный текст постановления изготовлен 29.05.2020.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скажутиной Е.Н.,
судей Капустиной Л.В., Юдина С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горлачевой И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 ноября 2019 года по делу N А19-32068/2018 по иску общества с ограниченной ответственностью "Киренсктеплоресурс" (ОГРН 1113818001494, ИНН 3818029213) к Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области (ОГРН 1083808000154, ИНН 3808171299), Министерству жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области (ОГРН 1083808000671, ИНН 3808171820) о взыскании 481 911 руб. 22 коп.,
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Киренсктеплоресурс" обратилось в арбитражный суд с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области, Министерству жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области о взыскании убытков в размере 481 911 руб. 22 коп.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Служба по тарифам Иркутской области
Решением арбитражного суда Иркутской области от 26 ноября 2019 года с Иркутской области в лице Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области за счет казны Иркутской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Киренсктеплоресурс" взыскано 481 911 руб. 22 коп.
В удовлетворении требований к Министерству финансов Иркутской области отказано.
Дополнительным решением арбитражного суда от 3 декабря 2019 года распределены судебные расходы.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой. Считает, что ООО "Киренсктеплоресурс" не подтвердило в полной мере факт оказания коммунальных услуг потребителю. Показатели, изложенные в расчетах, первичными документами не подтверждены в соответствии с ч.1,2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". При обосновании и расчете исковых требований необходимо основываться на постановлении Правительства РФ от 23.05.2006 N 307. Истцом не представлено доказательств, подтверждающих размер взыскиваемых убытков, а именно, сведений о количестве поставленной в спорный период населению муниципального образования тепловой энергии и горячей воды, и о сумме фактически оплаченной населением за оказанные коммунальные услуги. Просит решение суда отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Истец представил письменный отзыв на апелляционную жалобу.
Министерство финансов Иркутской области представило отзыв, в котором просит апелляционную жалобу удовлетворить.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей истца, ответчиков, третьего лица.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество с ограниченной ответственностью "КиренскТеплоРесурс" в период с 01.10.2015 оказывает услугу по теплоснабжению на территории р.п. Новая Игирма Нижнеилимского района Иркутской области.
Теплоисточником для оказания услуги теплоснабжения является котельная на 5 котлов (кадастровый номер: 38:12:000000:1431), принадлежащая истцу на праве аренды (договор субаренды имущества от 01.09.2015, договор аренды имущества от 01.09.2015, заключенные между ООО "КТР" и ООО "СП СЭЛ-Тайрику").
Согласно схеме теплоснабжения Новоигирменского городского поселения, котельной обеспечивается централизованное теплоснабжение на территории мкр. Химки, а также мкр. Дружбы в составе улиц Дружбы, Целинная, Солнечная, Пляжная.
Приказом Службы по тарифам Иркутской области N 572-спр от 18.12.2015 установлены тарифы на тепловую энергию, действующие с 25.12.2015 по 31.12.2015. Согласно приказу N 572-спр от 18.12.2015 с 25.12.2015 экономически обоснованный тариф составил 2015,79 руб. за 1 Гкал. (без НДС) тариф для населения составил 1053,13 руб. за 1 Гкал. (в т.ч. НДС).
В период с 01.10.2015 по 24.12.2015, с 25.12.2015 по 31.12.2015 поставка истцом населению тепловой энергии по тарифам, не обеспечивающим финансовых потребностей организации по возмещению затрат на производство, была следствием применения предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.
Применение истцом тарифов для потребителей ниже фактического размера затрат повлекло нарушение прав организации в сфере предпринимательской деятельности.
За период с 25.12.2015 по 31.12.2015 истцом понесены убытки в виде межтарифной разницы между экономически обоснованными тарифами и тарифами, применяемыми для граждан, в сумме 481 911 руб. 22 коп.
Истец 31.12.2015 обратился в Министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области с заявкой на получение субсидий на сумму 482 562 руб. 74 коп.
Истец, обращаясь в суд с настоящим иском (уточненным), указывает, что убытки образовались в результате неисполнения ответчиком - Иркутской областью обязанности по возмещению потерь ресурсоснабжающей организации в результате применения мер тарифного регулирования, выражающихся в принятии уполномоченным органом Службой по тарифам Иркутской области ограничивающего экономически обоснованный тариф истца в целях расчетов с населением предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Иркутской области на 2015 год.
Иркутская область не обеспечила возмещение экономически обоснованных затрат организации, предоставляющей населению соответствующие услуги, тем самым не исполнила законодательно установленную обязанность по финансированию межтарифной разницы.
Согласно пункту 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" при рассмотрении дел о взыскании ресурсоснабжающими организациями возмещения потерь, вызванных межтарифной разницей, истец в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязан представить расчет своих требований исходя из разницы между размером утвержденного экономически обоснованного тарифа и тарифом, установленным в размере ниже экономически обоснованного, а также доказанного им количества ресурса, поставленного потребителям по такому тарифу.
Порядок предоставления субсидий за счет средств областного бюджета предусмотрен Положением о предоставлении субсидий за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 02.09.2015 N 439- пп.
Согласно пункту 3 постановления уполномоченным органом по предоставлению субсидий является Министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области. Субсидии предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации возмещение убытков является одним из способов защиты гражданских прав.
В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующих закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или их должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Из смысла приведенных норм следует, что для применения ответственности лицо, требующее возмещения убытков, причиненных незаконными действиями (бездействием) государственных органов, должно доказать противоправность действий (бездействия) названных органов, наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) государственных органов и возникшими убытками, а также размер последних.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий, необходимых для применения ответственности в виде взыскания убытков, влечет отказ в удовлетворении исковых требований.
Оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив исковые требования о взыскании убытков, коллегия судей соглашается с выводами суда первой инстанции о доказанности совокупности обстоятельств, необходимых для применения статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Факт поставки ООО "Киренсктеплоресурс" тепловой энергии населению в спорный период подтверждается материалами дела (платежные документы для населения, сведения о жилых помещениях, реестр начислений за спорный период).
Так как приборы учета тепловой энергии у потребителей не установлены, расчет осуществлялся исходя из нормативов потребления тепловой энергии, установленных Постановлением N 105 от 29.11.2009 г.
Возражений относительно откорректированной заявленной площади от ответчика не поступило.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь.
Судом первой инстанции установлено, что истец с 25.12.2015 г. оказывал услуги теплоснабжения населению п. Новая Игирма на основании установленного Службой по тарифам Иркутской области (Приказ N 572-спр от 18.12.2015 г.) тарифа для категории "население", который не соответствовал установленному экономически обоснованному тарифу.
Таким образом, с момента установления тарифа у истца имелась обязанность соблюдать расчетную политику с населением по предельному тарифу (льготному) для данной категории потребителей.
С учетом положений статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пунктах 1, 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", в рассматриваемом случае взыскание денежных средств следует производить с Иркутской области в лице главного распорядителя бюджетных средств - Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области.
Суд правомерно пришел к выводу о наличии у ответчика (как уполномоченного органа по предоставлению субсидий за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере теплоснабжения) обязанности по возмещению обществу выпадающих доходов в результате оказания истцом услуг населению по теплоснабжению.
Учитывая изложенное, суд пришел к обоснованному выводу о подтверждении размера неполученных истцом доходов при реализации тепловой энергии для нужд населения.
Таким образом, требования истца о взыскании убытков с ответчика - Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области правомерно удовлетворены в заявленной сумме.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в них отсутствуют ссылки на обстоятельства, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции и могли бы повлиять в той или иной степени на законность и обоснованность принятого судебного акта.
Истцом представлены расчет исковых требований исходя из разницы между размером утвержденного экономически обоснованного тарифа и тарифом, установленным в размере ниже экономически обоснованного, а также доказанного им количества ресурса, поставленного потребителям по такому тарифу, доказательства, подтверждающие количество поставленного теплового ресурса для населения.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка ими фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона, не означают допущенной судом при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем, нет оснований для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела апелляционным судом не установлено.
Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 ноября 2019 года по делу N А19-32068/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня принятия путем подачи жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Скажутина |
Судьи |
Л.В. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-32068/2018
Истец: ООО "КиренскТеплоРесурс"
Ответчик: Министерство финансов Иркутской области
Третье лицо: Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, Служба по тарифам Иркутской области
Хронология рассмотрения дела:
18.08.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3356/20
29.05.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-7684/19
03.12.2019 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-32068/18
26.11.2019 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-32068/18
19.11.2019 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-32068/18
14.10.2019 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-32068/18