г. Красноярск |
|
31 января 2024 г. |
Дело N А33-20132/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена "24" января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен "31" января 2024 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Морозовой Н.А.,
судей: Бутиной И.Н., Петровской О.В.,
при ведении протокола судебного заседания Щекотуровой Я.С.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства Красноярского края (Министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "20" ноября 2023 года по делу N А33-20132/2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Каир" (ИНН 2460096506, ОГРН 1162468080466, далее - истец, ООО "Каир") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к министерству лесного хозяйства Красноярского края (ИНН 2463102814, ОГРН 1162468093952, далее - ответчик) об урегулировании разногласий при подписании дополнительного соглашения к договору аренды лесных участков от 21.11.2016 N 733-3, заключенному с ООО "Каир", обязав министерство лесного хозяйства Красноярского края, заключить дополнительное соглашение к договору, изложив его условия в редакции, предложенной обществом (текст соглашения и приложения к нему приведены в уточнении иска от 13.11.2023 (т.1, л.д. 86).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 20.11.2023 судом удовлетворены исковые требования в полном объеме.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает следующее:
- заинтересованное лицо обязано предоставить новый перерасчет установленного ежегодного объёма использования лесов по договору аренды с учетом планируемого и ранее проведенного изъятия объема путем проведения санитарных рубок, что покажет наличие либо отсутствие существенного влияния на предмет договора: ежегодную расчетную лесосеку по договору и соответственно на арендную плату. Расчет должен быть произведен в соответствии с установленной методикой и подписан организацией, осуществлявшей перерасчет;
- представленные материалы не содержат информацию, позволяющую оценить расчет платы по санитарным рубкам, так как неверно определённый выход доли дровяной древесины может привести к неверному расчету арендной платы за санитарные рубки и к потерям федерального бюджета.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет"), явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
При изложенных обстоятельствах в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие их представителей.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие обстоятельства.
Между Министерством лесного хозяйства Красноярского края (арендодателем) и ООО "Каир" (арендатором) заключен договор аренды лесных участков от 21.11.2016 N 733-3.
В соответствии с пунктом 1 договора арендодатель на основании протокола о результатах аукциона на заключение договора аренды лесных участков от 21.11.2016 N 2 обязуется предоставить, а арендатор принять во временное пользование лесные участки, находящиеся в государственной собственности, определенные в пункте 2 договора.
В пункте 2 договора указаны характеристики лесных участков.
Арендатору передаются лесные участки в целях использования лесов для заготовки древесины. Ежегодный объем заготовки древесины приводится в приложении N 3 к договору.
В соответствии с пунктом 6 договора арендная плата составляет 2 986 228 рублей, в том числе вносимая в федеральный бюджет - 995 410 рублей в год.
В соответствии с пунктом 17 договора все изменения, вносимые в договор, оформляются в письменной форме и подписываются сторонами.
Пунктом 26 договора предусмотрено, что срок действия договора устанавливается с даты государственной регистрации права аренды лесного участка и составляет 49 лет.
Как следует из иска, Министерство проинформировало истца о необходимости организации лесопатологического обследования с целью уточнения состояния лесных насаждений.
Актом лесопатологического обследования от 07.07.2022 N 81 установлено повреждение лесных насаждений на площади 523,5 га, и с объемом подлежащей сплошной рубке этих насаждений 111 840 м3.
Ввиду изменения качественного состояния лесных насаждений общество 02.06.2023 обратилось к Министерству с предложением о внесении изменений в договор ввиду необходимости проведения санитарно-оздоровительных мероприятий на лесном участке.
На основании изложенного истец обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно Положению о Министерстве природных ресурсов и экологии Красноярского края, утвержденному Постановлением Правительства Красноярского края от 31.07.2008 N 12-п, Министерство являлось органом исполнительной власти Красноярского края, осуществляющим, в том числе, оказание государственных услуг, управление и распоряжение государственной собственностью в области, в том числе, лесных отношений. В компетенцию Министерства входило владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в государственной собственности края.
Указом Губернатора Красноярского края от 13.07.2016 N 139-уг "О внесении изменений в указ Губернатора Красноярского края от 13.10.2014 N 224-уг "О структуре органов исполнительной власти Красноярского края", в структуру органов исполнительной власти Красноярского края включено министерство лесного хозяйства Красноярского края.
Распоряжением Правительства Красноярского края от 13.07.2016 от N 560-р Министерству лесного хозяйства Красноярского края переданы полномочия министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края в области лесных отношений.
Пунктом 2 распоряжения Правительства Красноярского края от 13.07.2016 N 560-р установлено, что министерство лесного хозяйства Красноярского края является правопреемником министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края в части обязательств, связанных с осуществлением полномочий в области лесных отношений, в том числе обязательств, возникших в результате исполнения судебных решений.
Положение о министерстве лесного хозяйства утверждено постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2016 N 374-п. В едином государственном реестре юридических лиц министерство лесного хозяйства зарегистрировано 03.08.2016, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации от 03.08.2016 N 006339448.
Постановлением Правительства Красноярского края от 28.12.2023 N 1103-п "О внесении изменений в Постановление Правительства Красноярского края от 26.07.2016 N 374-п "Об утверждении Положения о министерстве лесного хозяйства Красноярского края" в Постановление Правительства Красноярского края от 26.07.2016 N 374-п "Об утверждении Положения о министерстве лесного хозяйства Красноярского края" были внесены изменения: везде по тексту слова "лесного хозяйства" заменены словами "природных ресурсов и лесного комплекса", и таким образом правильнее наименование органа - Министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края.
Таким образом, лицом, наделенным полномочиями по администрированию платы за пользование участками лесного фонда на территории Красноярского края является Министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края.
Как верно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, заключенный между сторонами договор по своей правовой природе является договором аренды лесного участка, отношения по которому регулируются главой 34 Гражданского кодекса Российской Федерации и Лесным кодексом Российской Федерации.
В силу статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Статьей 72 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору аренды участок лесного фонда предоставляется лесопользователю (арендатору) за плату на определенный срок для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.
Согласно части 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
Использование лесов в Российской Федерации является платным (статья 94 Лесного кодекса Российской Федерации).
На основании пунктов 1, 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица свободны в заключении договора; условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Как предусмотрено статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
В пункте 2 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий: 1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; 2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; 3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; 4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Лесным кодексом Российской Федерации предусмотрен специальный порядок заключения, изменения и расторжения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
В силу положений частей 1 и 2 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 настоящего Кодекса. При заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам торгов изменение условий торгов на основании соглашения сторон или по требованию одной из сторон не допускается.
Федеральным законом от 29.06.2015 N 206-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений", вступившим в силу с 01.10.2015, в Лесной кодекс Российской Федерации внесена статья 74.1, которой регулируется порядок изменения и расторжения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе заключенного по итогам торгов.
Частью 1 данной статьи предусмотрено, что изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и Лесным кодексом Российской Федерации.
Изменение условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр (часть 2 статьи 74.1 ЛК РФ).
В силу части 3 статьи 74.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
В определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 18.03.2021 по делу N 307-ЭС20-17553 изложена правовая позиция, согласно которой поскольку в результате повреждения лесных участков по причине лесных пожаров, ветровалов, вредными организмами изменяются количественные и качественные характеристики лесного участка, что отражается в актах лесопатологического обследования, а затем в государственном лесном реестре, внесение изменений в договор аренды относительно количественных и качественных характеристик лесных участков и зависящих от данных показателей целей и объемов лесопользования, в том числе санитарных рубок, возможно по решению суда. Судебный контроль позволит предотвратить злоупотребления при осуществлении лесопользования (в том числе предотвратить вырубку ликвидной древесины под видом сплошной санитарной рубки), проверить наличие и отсутствие оснований, при которых законодатель связывает возможность внесения изменений в договор, соблюдение установленного нормами лесного законодательства порядка осуществления защитных (санитарных) мероприятий, размещение информации об актах лесопатологического обследования на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", направление такой информации в территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства с целью контроля за достоверностью сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов, предусмотренных актами лесопатологических обследований, и обоснованностью мероприятий, указанных в актах.
Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 18.03.2021 по делу N 307-ЭС20-17553, судебный контроль осуществляется, в том числе в форме проверки соблюдения лесопользователями установленной процедуры фиксации объемов санитарно-оздоровительных мероприятий.
Действующим с 2016 года законодательством ликвидация лесопользователями, в том числе арендаторами на предоставленных в аренду лесных участках очагов вредных организмов, а также предупреждение распространения вредных организмов путем рубки деревьев осуществляется в следующем порядке:
1) составление акта лесопатологического обследования, который подлежит размещению на сайте уполномоченного органа и направлению в территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства;
2) внесение изменений в государственный лесной реестр;
3) внесение изменений в лесохозяйственный регламент лесничества;
4) внесение изменений в проект освоения лесов;
5) внесение изменений в договоры аренды лесных участков.
Следовательно, изменение договора аренды лесных участков возможно только после внесения соответствующих изменений в государственный лесной реестр, лесохозяйственный регламент лесничества и проект освоения лесов.
Таким образом, в предмет доказывания по настоящему иску входит установление следующей совокупности обстоятельств:
- существенное изменение качественных или количественных характеристик лесного участка, в том числе установление значительного объема поврежденных вредителями деревьев на лесном участке, переданном в аренду;
- соблюдение порядка внесения изменений в договор, в том числе предварительное размещение на сайте уполномоченного органа актов лесопатологического обследования, внесение изменений в государственный лесной реестр, лесохозяйственный регламент лесничества, проект освоения лесов.
Предметом настоящего спора является требование об урегулировании разногласий при подписании дополнительного соглашения к договору аренды лесных участков от 21.11.2016 N 733-3 путем заключения дополнительного соглашения к договору в редакции, предложенной обществом, регламентирующего проведение сплошной и выборочной рубки санитарной рубки.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходил из того, что санитарное и лесопатологическое состояние арендованных истцом лесных участков изменилось и требуется проведение сплошной санитарной рубки. Заключение сторонами дополнительного соглашения обусловлено необходимостью проведения сплошной санитарной рубки в эксплуатационных лесах. В этой связи спор о заключении дополнительного соглашения, вносящего изменения в договор аренды лесных участков, подлежит урегулированию судом. Данное обстоятельство сторонами не оспаривается, выводы суда в указанной части не обжалуются.
В обоснование исковых требований истец ссылался на акт лесопатологического обследования лесных насаждений от 07.07.2022 N 81, утвержденный первым заместителем министра лесного хозяйства Красноярского края.
Как следует из акта лесопатологического обследования от 07.07.2022 N 81, основной причиной повреждения древесины является деятельность стволовых вредителей - полиграфа уссурийского, а также рак пихты ржавчинный.
Ответчик указанный акт не оспорил.
В соответствии с подпунктом "м" пункта 12 договора, арендатор обязан осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия на переданных в аренду лесных участках в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов.
Таким образом, осуществление санитарно-оздоровительных, противопожарных мероприятий, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке является правовой обязанностью лесопользователя, основным условием использования лесного участка, переданного арендатору в аренду для заготовки древесины.
С учетом изложенного, с целью проведения санитарно-оздоровительных мероприятий истец правомерно обратился к ответчику с просьбой о заключении дополнительного соглашения к спорному договору.
Как следует из материалов дела, санитарное и лесопатологическое состояния лесных участков в Казачинском лесничестве изменились, и требуется проведение сплошной и выборочной санитарной рубки.
Таким образом, заключение сторонами дополнительного соглашения обусловлено необходимостью проведения сплошной санитарной рубки в эксплуатационных лесах.
Истцом в материалы дела представлен экспертное заключение на дополнение в проект освоения лесов (регистрационный номер N 1080), утвержденное приказом Министерства от 28.08.2023 N 862-Э.
С учетом изложенного, судом первой инстанции обоснованно признан доказанным факт изменения количественных и качественных характеристик лесных участков, переданных ООО "Каир" по договору.
Судом первой инстанции правомерно отклонил довод ответчика о том, что в отношении санитарных рубок подлежит применению коэффициент конкурсного повышения в размере 3, поскольку данный довод основан на неверном толковании норм материального права.
Апелляционным судом также отклоняется довод заявителя о том, что представленные материалы не содержат информацию, позволяющую оценить расчет платы по санитарным рубкам, так как неверно определённый выход доли дровяной древесины может привести к неверному расчету арендной платы за санитарные рубки и к потерям федерального бюджета, поскольку объемы санитарных рубок не являлись предметом торгов и не были включены в условия договора аренды, соответственно, оплата за них не может быть квалифицирована как арендная плата, подлежащая исчислению исходя из условий торгов и заключенного по их результатам договора.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", в редакции Постановления Правительства РФ от 06.01.2020 N 3 "О внесении изменений в ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", изменился алгоритм расчета арендных платежей при проведении санитарно-оздоровительных мероприятий на арендуемом лесном участке.
Принимая во внимание, что объемы санитарных рубок не являлись предметом торгов и не были включены в условия договора аренды, оплата за них не может быть квалифицирована как арендная плата, подлежащая исчислению исходя из условий торгов и заключенного по их результатам договора, в связи с чем исчисление платы за дополнительный к ежегодной расчетной лесосеке объем санитарных рубок должен быть произведен, исходя из минимального размера платы, определяемого в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", с учетом степени повреждения лесных насаждений.
Указанная правовая позиция изложена в постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 19.10.2021 по делу N А33-5819/2021.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил уточненные исковые требования в полном объеме и обязал ответчика в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу заключить с истцом дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка от 21.11.2016 N 733-з в предложенной истцом редакции, указанной в принятом судом уточнении исковых требований.
Решение суда является законным и обоснованным.
На основании статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "20" ноября 2023 года по делу N А33-20132/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Судьи |
И.Н. Бутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-20132/2023
Истец: ООО "КАИР"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ