Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 сентября 2020 г. N Ф07-8429/20 настоящее постановление изменено
г. Санкт-Петербург |
|
29 мая 2020 г. |
Дело N А56-116905/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Сомовой Е.А., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: Соколова О.В. по доверенности от 07.10.2019
от заинтересованного лица: Денисенко Т.П. по доверенности от 31.12.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8834/2020) ООО "Детский Центр "Умный малыш" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.02.2020 по делу N А56-116905/2019, принятое
по заявлению ООО "Детский Центр "Умный малыш"
к Комитету по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга
о признании незаконным решения об отказе в предоставлении субсидии
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Детский центр "Умный малыш" (ОГРН: 1099847034242, адрес: 197110, Санкт-Петербург, пр-кт Крестовский, 15, пом. 11-Н; далее - ООО "ДЦ "Умный малыш", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным решения Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга (ОГРН: 1127847621110, адрес: 191144, Санкт-Петербург, ул. Новгородская, д. 20, лит. А, пом. 2-Н; далее - Комитет, заинтересованное лицо), оформленного письмом от 13.09.2019 N 01-13-1625/19-0-0, об отказе в предоставлении субсидии, а также об обязании Комитета:
- признать ООО "ДЦ "Умный малыш" победителем конкурсного отбора по специальной программе "Субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на развитие групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста";
- издать распоряжение о предоставлении ООО "ДЦ "Умный малыш" 700 000 рублей субсидий на возмещение понесенных затрат в соответствии со специальной программой "Субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на развитие групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста" на основании заявления от 19.06.2019 и комплекта приложенных к нему документов;
- заключить с ООО "ДЦ "Умный малыш" на основании такого распоряжения соглашение о предоставлении субсидий в указанной сумме.
Решением от 26.02.2020 суд первой инстанции признал недействительным решение Комитета об отказе в предоставлении субсидии; обязал Комитет в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть поданное ООО "ДЦ "Умный малыш" заявление и документы на участие в конкурсном отборе на право получения в 2019 году субсидий на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге в соответствии со специальной программой "Субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на развитие групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного", утвержденной распоряжением Комитета по развитию предпринимательства и потребительного рынка Санкт-Петербурга от 23.08.2013 N 1551-р, зарегистрированное в журнале приема заявлений и документов 19.06.2019 под N 194. В удовлетворении заявленных требований в остальной части отказал. Взыскал с Комитета в пользу ООО "ДЦ "Умный малыш" 3 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований, Общество обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит изменить решение суда, возложив на Комитет обязанность по предоставлении Обществу субсидии, путем признания Общества победителем конкурсного отбора, издания распоряжения о предоставлении субсидии и заключения на основании такого распоряжения соглашения о предоставлении субсидии.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Комитета возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, ООО "ДЦ "Умный малыш" подало в Комитет заявление и документы на участие в конкурсном отборе на право получения в 2019 году субсидий в сумме 700 000 руб. на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге (далее - субсидии) в соответствии со специальной программой "Субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на развитие групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного" (далее - специальная программа), утвержденной распоряжением Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга (далее - КРППР) от 23.08.2013 N 1551-р (далее - Специальная программа), зарегистрированное в журнале приема заявлений и документов 19.06.2019 под N 194 (далее - заявление).
По результатам рассмотрения заявления и документов Комитет письмом от 13.09.2019 N 01-13-1625/19-0-0 отказал Обществу в предоставлении субсидии и возмещении понесенных Обществом затрат, связанных с развитием групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста в 2019 году. Комитет исходил из того, что затраты возникли до 29.05.2019, то есть до дня, когда у Общества появились в совокупности все условия, позволяющие получить субсидию, поскольку только с 29.05.2019 в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) указан основной вид экономической деятельности с кодом 88.91 "Предоставление услуг по дневному уходу за детьми" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и дополнительный вид экономической деятельности с кодом 85.11 "Образование дошкольное" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Лицензия на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования N 2099 выдана ранее (30.08.2016).
На основании изложенного Комитет посчитал, что представленные к возмещению затраты ООО "ДЦ "Умный малыш" не соответствуют пункту 3 Перечня затрат, подлежащих возмещению в 2019 году за счет субсидий на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства, и предельного объема их возмещения, являющегося приложением к Порядку предоставления в 2019 году субсидий на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, утвержденному постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11.04.2019 N 210 "О порядке предоставления в 2019 году субсидий на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" (далее - Перечень затрат), в части периода возникновения затрат.
Кроме того, Комитет отметил, что в составе документов для участия в конкурсном отборе по специальной программе представлены копии соответствующих документов, где адрес помещения, используемого в целях обеспечения деятельности Центра времяпрепровождения детей, не соответствует адресу, указанному в представленных копиях кадастрового паспорта помещения и договоре аренды помещения от 01.09.2018 N 1-1/9.
ООО "ДЦ "Умный малыш" обжаловало решение Комитета, оформленное письмом от 13.09.2019 N 01-13-1625/19-0-0, в арбитражный суд.
Суд первой инстанции признал недействительным решение Комитета об отказе в предоставлении субсидии, обязал Комитет повторно рассмотреть заявление Общества.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Согласно пункту 7 статьи 7 Закона N 209-ФЗ в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться, в том числе, меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства, установлены статьей 10 Закона N 209-ФЗ, которая предоставляет право органов государственной власти субъектов Российской Федерации передавать в установленном законом порядке отдельные полномочия по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства органам местного самоуправления и не предусматривает передачу таких полномочий юридическим лицам.
Статьей 14 Закона N 209-ФЗ предусмотрено, что основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются, в числе других: равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих критериям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах (пункт 3); оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом о защите конкуренции (пункт 4); открытость процедур оказания поддержки (пункт 5).
На основании пункта 1 статьи 17 Закона N 209-ФЗ оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу части 2 статьи 16 Закона N 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно пункту 3 Специальной программы реализация настоящей Программы осуществляется путем предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение затрат, перечень и предельный объем возмещения которых установлены в пункте 3 приложения к Порядку предоставления в 2019 году субсидий на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, утвержденному постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11.04.2019 N 210 "О Порядке предоставления в 2019 году субсидий на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге".
В силу пункта 5.2 Специальной программы Субъекты малого и среднего предпринимательства, зарегистрированные на территории Санкт-Петербурга и осуществляющие деятельность на территории Санкт-Петербурга по виду экономической деятельности, указанному в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц или выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в качестве основного вида деятельности в соответствии с кодом 88.91 "Предоставление услуг по дневному уходу за детьми" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2) или осуществляющие в качестве дополнительного вида деятельность в соответствии с кодом 85.11 "Образование дошкольное" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2) и имеющие лицензию на предоставление образовательных услуг по образовательным программам дошкольного образования.
В соответствии с пунктом 3 Перечня затрат к затратам по указанной выше Специальной программе относятся:
Затраты, связанные с оплатой аренды (субаренды) помещения, находящегося на территории Санкт-Петербурга (далее - помещение), используемого в целях обеспечения деятельности центра времяпрепровождения детей.
Затраты, связанные с ремонтом (реконструкцией) помещения, в том числе покупкой и доставкой строительных материалов, в целях обеспечения деятельности центра времяпрепровождения детей.
Затраты, связанные с приобретением, доставкой и установкой оборудования, используемого в целях обеспечения деятельности центра времяпрепровождения детей.
Затраты, связанные с приобретением (изготовлением), доставкой, сборкой мебели, используемой в целях обеспечения деятельности центра времяпрепровождения детей.
Затраты, связанные с приобретением, доставкой и монтажом технических средств охраны, необходимых для обеспечения безопасности центра времяпрепровождения детей.
Затраты, связанные с оплатой коммунальных услуг, необходимых для обеспечения деятельности центра времяпрепровождения детей.
Затраты, связанные с оплатой услуг электроснабжения, необходимых для обеспечения деятельности центра времяпрепровождения детей.
Данные затраты должны возникнуть не ранее 01.01.2017, предельный объем возмещения затрат 85%, Максимальный объем субсидий для субъектов малого и среднего предпринимательства, 700 000 руб. (за вычетом налога на добавленную стоимость).
Комитет отказал Обществу в предоставлении субсидии и возмещении понесенных Обществом затрат, связанных с развитием групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста, в 2019 году, так как затраты не соответствуют пункту 3 Перечня затрат.
Комитет исходил из того, что затраты возникли до 29.05.2019, то есть до дня, когда у Общества появились в совокупности все условия, позволяющие получить субсидию, поскольку только с 29.05.2019 в выписке из ЕГРЮЛ указан основной вид экономической деятельности с кодом 88.91 "Предоставление услуг по дневному уходу за детьми" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и дополнительный вид экономической деятельности с кодом 85.11 "Образование дошкольное" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Лицензия на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования N 2099 выдана ранее (30.08.2016).
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что в выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 19.04.2019 основным видом деятельности Общества является деятельность по коду ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) 85.11 "Образование дошкольное". Дата внесения в ЕГРЮЛ указанных сведений 10.11.2015.
Из выписки из ЕГРЮЛ по состоянию на 16.12.2019 основным видом деятельности Общества является деятельность по коду ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) 88.91 "Предоставление услуг по дневному уходу за детьми", а дополнительным 85.11 "Образование дошкольное". Дата внесения в ЕГРЮЛ указанных сведений 29.05.2019.
Таким образом, с 10.11.2015 Обществу предоставлена возможность осуществлять деятельность по коду ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) 85.11 "Образование дошкольное".
Как правомерно указал суд первой инстанции, то обстоятельство, что указанный вид деятельности в соответствии со сведениями из ЕГРЮЛ являлся для Общества до 29.05.2019 основным, а не дополнительным не может служить безусловным фактом, лишающим Общество права на возмещение понесенных в 2019 году затрат. В рассматриваемой ситуации строгий формальный подход не может вступать в противоречие с идеей восстановления права; правильное по сути правопритязание Общества не может быть отклонено по одним лишь формальным соображениям.
Кроме того, Комитет отметил в письме, что в составе документов для участия в конкурсном отборе по специальной программе представлены копии соответствующих документов, где адрес помещения, используемого в целях обеспечения деятельности Центра времяпрепровождения детей, не соответствует адресу, указанному в представленных копиях кадастрового паспорта помещения и договоре аренды помещения от 01.09.2018 N 1-1/9.
Вместе с тем, как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Крестовский пр., д. 15, и Крестовский пр., д.15, литера А. это один и тот же дом.
Учитывая вышеизложенное суд первой инстанции правомерно и обоснованно признал недействительным решение Комитета, оформленное в виде письма от 13.09.2019 N 01-13-1625/19-0-0 об отказе в предоставлении субсидии.
В то же время в обжалуемом письме Комитета от 13.09.2019 N 01-13-1625/19-0-0 не отражено, проверялся ли факт несения Обществом затрат.
В целях восстановления нарушенного права Общества, суд обязал Комитет устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя после вступления решения суда в законную силу путем повторного рассмотрения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу заявления и документов Общества на участие в конкурсном отборе на право получения в 2019 году субсидий на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге в соответствии со специальной программой "Субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на развитие групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного", утвержденной распоряжением Комитета по развитию предпринимательства и потребительного рынка Санкт-Петербурга от 23.08.2013 N 1551-р, зарегистрированное в журнале приема заявлений и документов 19.06.2019 под N 194.
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции неправомерно отказал заявителю в удовлетворении требований в части возложения на Комитет обязанности по предоставлению Обществу субсидии, путем признания Общества победителем конкурсного отбора, издания распоряжения о предоставлении субсидии и заключения на основании такого распоряжения соглашения о предоставлении субсидии, подлежат отклонению апелляционным судом.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции применительно к обстоятельствам настоящего дела приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имелась предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания недействительным решения Комитета.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд указывает на обязанность соответствующих органов устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
По смыслу норм главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств конкретного дела. Суд должен сам выбрать способ восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя.
Суд первой инстанции, оценив фактические обстоятельства дела и не подменяя функции уполномоченного органа, в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов Общества возложил на Комитет обязанность повторно рассмотреть заявление Общества.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, решение суда в обжалуемой части является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26 февраля 2020 года по делу N А56-116905/2019 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Детский центр "Умный малыш" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Е.А. Сомова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-116905/2019
Истец: ООО "ДЕТСКИЙ ЦЕНТР "УМНЫЙ МАЛЫШ"
Ответчик: КОМИТЕТ ПО ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКЕ И ИННОВАЦИЯМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Хронология рассмотрения дела:
16.02.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-37961/20
10.09.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8429/20
29.05.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-8834/20
26.02.2020 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-116905/19
07.11.2019 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-116905/19