г. Ессентуки |
|
11 апреля 2024 г. |
Дело N А61-146/2024 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 апреля 2024 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Егорченко И.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Денисовым В.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Исток Спирт" на определение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 18.01.2024 по делу N А61-146/2024,
при участии в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью "Исток Спирт" Пысларь А.Г. (доверенность от 09.01.2024), Романова С.В. (доверенность от 15.12.2022), представителя Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками Антоновой Е.И. (доверенность от 09.11.2023),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Исток Спирт" (далее - ООО "Исток Спирт", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания к Федеральной службе по контролю за алкогольным и табачным рынками (далее - Росалкогольтабакконтроль, служба, заинтересованное лицо) со следующими требованиями:
- о признании незаконным решения от 09.11.2023 N Р-173/07-04 об аннулировании лицензии на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта (ректификованного из пищевого сырья) от 26.08.2021 N 15ПСЭ0010735;
- о восстановлении действия лицензии на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта (ректификованного из пищевого сырья) от 26.08.2021 N 15ПСЭ0010735.
Одновременно с подачей заявления ООО "Исток Спирт" заявлено ходатайство о принятии следующих обеспечительных мер:
- о приостановлении действия решения службы от 09.11.2023 N РК173/07-04;
- об обязании Росалкогольтабакконтроль восстановить действие аннулированной лицензии на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта (ректификованного из пищевого сырья) N 15ПСЭ0010735 от 26.08.2021 до вступления в законную силу судебного акта по делу об оспаривании решения;
- о запрете службе распоряжаться (в том числе изымать и утилизировать) остатки этилового спирта ООО "Исток Спирт" в объеме 14 957,88 (дал б/с) и остатки незавершенного производства (бражки) в объеме 1 971,61 куб.м, указанных в акте снятия остатков готовой продукции, сырья и полуфабрикатов, используемых для ее производства, а также пломбирования оборудования и коммуникаций ООО "Исток Спирт" N у8-580/09 от 24.11.2023 до вступления в законную силу судебного акта по делу об оспаривании решения.
Определением от 18.01.2024 заявление общества о принятии обеспечительных мер удовлетворено частично. Запрещено распоряжаться (в том числе изымать и утилизировать) остатки этилового спирта ООО "Исток Спирт" в объеме 14 957,88 (дал б/с) и остатки незавершенного производства (бражки) в объеме 1 971,61 куб.м, указанных в акте снятия остатков готовой продукции, сырья и полуфабрикатов, используемых для ее производства, а также пломбирования оборудования и коммуникаций ООО "Исток Спирт" N у8-580/09 от 24.11.2023, до вступления в законную силу судебного акта по делу об оспаривании решения от 09.11.2023 NРК-172/07-04, вынесенного службой. В удовлетворении остальной части заявления о принятии обеспечительных мер отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Исток Спирт" подана апелляционная жалоба, в которой просит определение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении заявления о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия решения Росалкогольтабакконтроля от 09.11.2023 N РК173/07-04 и обязании службу восстановить действие аннулированной лицензии на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта (ректификованного из пищевого сырья) N 15ПСЭ0010735 от 26.08.2021 до вступления в законную силу судебного акта по делу об оспаривании решения.
От Росалкогольтабакконтроля поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители общества просили определение суда первой инстанции в части отказа в принятии обеспечительных мер отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель службы полагал, что обжалуемое определение суда первой инстанции вынесено с соблюдением норм действующего законодательства.
В соответствии с частью 7 статьи 93 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определение арбитражного суда об отказе в обеспечении иска может быть обжаловано.
Таким образом, законность и обоснованность определения Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 18.01.2024 по делу N А61-146/2024 проверяется Шестнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации только в части отказа в принятии обеспечительных мер.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителей сторон и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что определение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 18.01.2024 по делу N А61-146/2024 в части отказа в принятии обеспечительных мер подлежит изменению, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основной задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
В соответствии с частью 1 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, и иного лица может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры).
При решении вопроса о принятии обеспечительных мер арбитражный суд должен исходить из того, что обеспечительные меры допускаются на любой стадии процесса в случае наличия одного из следующих оснований: если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе, если его исполнение предполагается за пределами Российской Федерации; в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю (часть 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 92 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель должен обосновать причины обращения с требованием о применении обеспечительных мер.
Арбитражным судам следует учитывать, что обеспечительные меры являются ускоренным средством защиты, следовательно, для их применения не требуется представления доказательств в объеме, необходимом для обоснования требований и возражений стороны по существу спора. Обязательным является представление заявителем доказательств наличия оспоренного или нарушенного права, а также его нарушения.
В определении о применении обеспечительных мер либо об отказе в их применении арбитражный суд должен дать оценку обоснованности доводов заявителя о необходимости принятия обеспечительных мер.
В связи с этим, при оценке доводов заявителя в соответствии с частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судам следует, в частности, иметь в виду: разумность и обоснованность требования заявителя о применении обеспечительных мер; вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер; обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон; предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц.
Кроме того, рассматривая заявление о применении обеспечительных мер, суд оценивает, насколько истребуемая заявителем конкретная обеспечительная мера связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как указано в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.06.2023 N 15 "О некоторых вопросах принятия судами мер по обеспечению иска, обеспечительных мер и мер предварительной защиты" (далее - Постановление N 15), меры по обеспечению иска, обеспечительные меры принимаются судом в целях предотвращения нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя или неопределенного круга лиц, снижения негативного воздействия допущенных нарушений, создания условий для надлежащего исполнения судебного акта.
Согласно пункту 14 Постановления N 15, рассматривая заявление о принятии обеспечительных мер, суд устанавливает наличие оснований для принятия обеспечительных мер, определяет, насколько конкретная мера, о принятии которой просит заявитель, связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей принятия обеспечительных мер.
Суд принимает обеспечительные меры при установлении хотя бы одного из оснований для их принятия (часть 2 статьи 90 АПК РФ). В связи с этим при оценке доводов заявителя судам следует, в частности, иметь в виду:
- разумность и обоснованность требования заявителя о принятии обеспечительных мер;
- связь испрашиваемой обеспечительной меры с предметом заявленного требования;
- вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер;
- обеспечение баланса интересов сторон;
- предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц.
В целях предотвращения причинения заявителю значительного ущерба обеспечительные меры могут быть направлены на сохранение существующего состояния отношений (status quo) между сторонами.
Согласно пункту 15 Постановления N 15 судам следует учитывать, что обеспечительные меры являются ускоренным и предварительным средством защиты, следовательно, для их принятия не требуется представления доказательств в объеме, необходимом для обоснования требований и возражений стороны по существу спора.
Для принятия обеспечительных мер заявителю достаточно обосновать наличие возможности наступления последствий, предусмотренных частью 2 статьи 90 АПК РФ.
Если в обоснование заявления о принятии обеспечительных мер лицо ссылается на то, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда, основанием для принятия обеспечительных мер может служить наличие реальной или потенциальной угрозы неисполнения решения суда, затруднения его исполнения в будущем (пункт 16 Постановления N 15).
Заявление о принятии обеспечительной меры может быть удовлетворено только при наличии связи испрашиваемой меры с предметом заявленного требования (пункт 17 Постановления N 17).
Как следует из материалов дела, заявителем заявлены обеспечительные меры в виде приостановления действия решения от 09.11.2023 N Р-173/07-04, возложения обязанности восстановить действие аннулированной лицензии от 26.08.2021 N15ПСЭ0010735.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции аннулируется решением суда по обращению лицензирующего органа или решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.
В срок не более чем 14 дней со дня вступления в законную силу принятого судом или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти решения об аннулировании лицензии лицензирующий орган осуществляет снятие остатков готовой продукции, сырья и полуфабрикатов, используемых для ее производства, а также пломбирование оборудования и коммуникаций в целях недопущения производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
На основании пункта 7 Положения об аннулировании лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции во внесудебном порядке, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2012 N 824 (далее - Положение N 824), решение об аннулировании лицензии, принятое в случае, указанном в пункте 2 (1) настоящего Положения (несоблюдения юридическим лицом указанной в абзаце пятом пункта 10 статьи 8 Федерального закона нормы минимального использования производственной мощности при производстве этилового спирта) вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия.
Необходимость принятия обеспечительных мер общество аргументирует следующим.
Деятельность общества по производству этилового спирта (ректификованного из пищевого сырья) является основным видом деятельности и единственным источником получения основной прибыли, из которой в дальнейшем производится оплата труда работников, выплачиваются налоги в федеральный и региональный бюджеты, в том числе НДС, налог на прибыль, отчисления во внебюджетные фонды, ПФР, ФСС (что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ). Иные виды деятельности общества, указанные в ЕГРЮЛ, носят дополнительный характер.
Производственная деятельность общества (наличие производственного оборудования, штат работников, разрешительная документация и т.д.) направлена исключительно на осуществление производства и оборота этилового спирта.
В штате общества числится значительно количество работников. Деятельность указанных работников связана непосредственно с осуществлением обществом технологического процесса производства этилового спирта. В случае приостановления деятельности, общество будет лишено возможности выплачивать заработную плату, среднемесячный фонд оплаты труда составляет 4 567 206 руб.
Кроме того, приостановление деятельности общества влечет за собой неуплату налога в бюджет, исполнение обязательств перед кредиторами и контрагентами, что влечет за собой выплату неустоек, штрафных санкций, а также возмещение убытков.
Также у общества имеются кредитные обязательства, а также обязательства по содержанию арендуемых помещений и оплате коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах, аннулирование лицензии причиняет имущественный вред обществу, поскольку отсутствует возможность завершить непрерывный производственный процесс, а также отсутствует возможность поставки продукции покупателям, от которых поступают заявки на приобретение этилового спирта, что в свою очередь, приведет к санкциям за невыполнение договорных обязательств.
Таким образом, аннулирование действия лицензии фактически приведет к невозможности осуществлять хозяйственную деятельность, что в свою очередь сделает невозможной оплату труда работников, коммунальных услуг и платежей в бюджет и внебюджетные фонды, что приведет к полной остановке деятельности общества.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что общество обосновало причину обращения с заявлением о принятии обеспечительной меры в виде приостановления действия решения от 09.11.2023 N РК173/07-04 об аннулировании лицензии N 15ПСЭ0010735 от 26.08.2021.
Истребуемая заявителем обеспечительная мера соответствует целям, предусмотренным частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соразмерна заявленному требованию и обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер.
Заявленная обеспечительная мера в виде приостановления действия решения от 09.11.2023 N РК173/07-04 непосредственно связана с предметом спора, соразмерна заявленным требованиям и направлена на уменьшение негативных последствий действия оспариваемого акта до рассмотрения спора по существу.
Учитывая изложенное, в целях сохранения баланса интересов заинтересованных сторон, заявление общества о принятии обеспечительной меры в виде приостановления действия решения подлежит удовлетворению.
Принятие по делу обеспечительной меры в виде приостановления действия решения от 09.11.2023 N РК173/07-04 позволяет обществу продолжать осуществлять хозяйственную деятельность, исполнять обязательства по поставке спирта перед контрагентами и принять меры к исправлению выявленного нарушения.
При этом, в удовлетворении требований о принятии обеспечительной меры в виде возложения обязанности восстановить действие аннулированной лицензии N 15ПСЭ0010735 от 26.08.2021 судом первой инстанции отказано обоснованно, так как действие суда по восстановлению лицензии является следствием (в порядке статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) признания судом недействительным оспариваемого решения об аннулировании лицензии и не может быть в данном случае обеспечительной мерой, направленной на защиту прав и интересов ООО "Исток Спирт".
При таких обстоятельствах, определение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 18.01.2024 по делу N А61-146/2024 подлежит изменению.
Апелляционный суд также отмечает, что в соответствии с частью 7 статьи 93 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в ред. Федерального закона от 25.12.2023 N 667-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", вступившего в силу 05.01.2024, законодателем исключена возможность обжалования определений о принятии обеспечительных мер. Лицо, участвующее в деле, вправе обратиться с ходатайством об отмене обеспечения иска, которое подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 97 настоящего Кодекса.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 18.01.2024 по делу N А61-146/2024 изменить, изложив резолютивную часть определения в следующей редакции:
"Заявление общества с ограниченной ответственностью "Исток Спирт" о принятии обеспечительных мер удовлетворить частично.
Приостановить действие решения Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками от 09.11.2023 N Р-173/07-04 до вступления в законную силу судебного акта по делу N А61-146/2024.
Запретить Федеральной службе по контролю за алкогольным и табачным рынками (ИНН 7710747640, ОГРН 1097746136124) совершать действия по распоряжению, в том числе по изъятию и уничтожению остатков этилового спирта ООО "Исток Спирт" в объеме 14 957,88 (дал б/с) и остатков незавершенного производства (бражки) в объеме 1 971,61 куб.м, указанных в акте снятия остатков готовой продукции, сырья и полуфабрикатов, используемых для ее производства, а также пломбирования оборудования и коммуникаций ООО "Исток Спирт" N у8-580/09 от 24.11.2023, до вступления в законную силу судебного акта по делу N А61-146/2024.
В удовлетворении требований в остальной части отказать".
Судья |
И.Н. Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-146/2024
Истец: ООО "Исток Спирт"
Ответчик: Федеральная служба по контролю за алкогольным и табачным рынками