Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 сентября 2020 г. N Ф04-3496/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
29 мая 2020 г. |
Дело N А46-15983/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2511/2020) акционерного общества "Агрокомплекс "Логиновский" на решение Арбитражного суда Омской области от 22.01.2020 по делу N А46-15983/2019 (судья Третинник М.А.), принятое заявление Управления сельского хозяйства Администрации Павлоградского муниципального района Омской области (ИНН 5529002135, ОГРН 1025501932356) к акционерному обществу "Агрокомплекс "Логиновский" (ИНН 5529004291, ОГРН 1025501931608, место нахождения: 646776, Омская область, район Павлоградский, село Логиновка, улица Зеленая, дом 2) о взыскании субсидии в размере 1 289 150,45 руб.,
при участии в судебном заседании представителей:
от акционерного общества "Агрокомплекс "Логиновский" - Ходак Е.А. по доверенности от 16.01.2020 сроком действия до 31.12.20202;
в отсутствие представителя Управления сельского хозяйства Администрации Павлоградского муниципального района Омской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
УСТАНОВИЛ:
Управление сельского хозяйства Администрации Павлоградского муниципального района Омской области (далее - управление, истец, уполномоченный орган) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о взыскании с акционерного общества "Агрокомплекс "Логиновский" (далее - АО "Агрокомплекс "Логиновский", ответчик, общество) субсидии в размере 1 289 150 руб. 45 коп., предоставленной на основании соглашения от 01.03.2018 N 3.
Решением Арбитражного суда Омской области от 22.01.2020 по делу N А46-15983/2019 требования управления удовлетворены. С общества в пользу уполномоченного органа взыскана сумма субсидии, предоставленной на основании соглашению от 01.03.2018 N 3, в размере 1 289 150 руб. 45 коп. С ответчика в доход федерального бюджета взыскано 25 892 руб. государственной пошлины.
Не соглашаясь с принятым по делу решением, ответчик в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что 01.03.2018 общество обратилось с заявлением о предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, а также в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта. Ввиду того, что АО "Агрокомплекс "Логиновский" соответствовало требованиям, предъявляемым к получателям субсидии и предоставило все необходимые документы, сторонами заключено соглашение от 01.03.2019 N 3. При этом податель апелляционной жалобы отмечает, что из условий предоставления субсидии не следует, что таковая предоставляется в качестве финансового обеспечения будущих затрат. В настоящем случае, по мнению ответчика, субсидия была предоставлена для возмещения понесенных ранее затрат. С учетом изложенного ответчик полагает необоснованным вывод суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения иска уполномоченного органа.
Письменный отзыв на жалобу в суд не поступил.
Управление, надлежащим образом извещенное в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направило. На основании статей 156, 266 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося участника процесса.
В заседании суда апелляционной инстанции представителем АО "Агрокомплекс "Логиновский" поддержаны доводы поданной жалобы.
Рассмотрев апелляционную жалобу, заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что 01.03.2018 в управление поступило заявление от ПАО "Агрокомплекс "Логиновский" (в настоящее время - АО "Агрокомплекс "Логиновский") о предоставлении субсидии на оказание несвязной поддержки в области растениеводства, а также в области развития производства семенного картофеля и овощей из районного бюджета в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В связи с указанными обстоятельствами 01.03.2018 заключено соглашение N 3 между главным распорядителем средств районного бюджета и юридическим лицом (за исключением муниципальных учреждений), индивидуальным предпринимателем, физическим лицом - производителем товаров, работ, услуг о предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, а также в области развития производства семенного картофеля и овощей из районного бюджета в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Предметом поименованного соглашения явилось предоставление из районного бюджета в 2018 году ПАО "Агрокомплекс "Логиновский" субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, а также в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта в Павлоградском муниципальном районе Омской области в рамках муниципальной программы Омской области "Развитие экономического потенциала Павлоградского муниципального района Омской области на 2014 - 2020 годы", в Подпрограмме "Развитие сельского хозяйства Павлоградского муниципального района Омской области" (пункт 1.1).
В соответствии с пунктом 1.2 соглашения субсидия предоставляется Главным распорядителем в пределах объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных в соответствии со сводной бюджетной росписью районного бюджета на 2018 год в пределах лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидий, утвержденных в установленном порядке Главному распорядителю средств районного бюджета.
В соответствии с решениями уполномоченного органа от 02.03.2018 N 1, от 01.08.2018 N 21 управлением на основании постановления Администрации Павлоградского муниципального района от 19.02.2018 N 78-П "Об утверждении Порядка предоставления в 2018 году субсидий на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, а также в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта в Павлоградском районе" (далее - Порядок N 78-п) АО "Агрокомплекс Логиновский" была произведена выплата субсидии в общей сумме 1 289 150 руб. 45 коп. по плательным поручениям от 05.03.2018 N 54 на сумму 1 240 314 руб., от 02.08.2018 N 1477 на сумму 27 513 руб. 38 коп., от 05.12.2018 N 2907 на сумму 21 323 руб. 07 коп.
Согласно справке о достижении результативности получателем субсидии на оказание поддержки в области растениеводства, составленной по результатам деятельности в 2018 году, итоговая посевная площадь 2018 года составила 0, в связи с чем уполномоченным органом в адрес общества направлено уведомление от 22.01.2019 N ИСХ-19/УСХ-4 о возврате части субсидии по несвязанной поддержке.
В ответ на уведомление общество направило в адрес уполномоченного органа ходатайство о снижении суммы возврата части субсидии по несвязанной поддержке, в котором указало, что в связи с наличием задолженности перед бюджетом общество не осуществляло посевных работ. С целью сохранения качества посевных площадей и сохранению рабочих мест принято решение сдать землю в аренду другому хозяйству, в связи с этим, указано на то, что выполнить показатели результативности не представилось возможным.
Указав, что принадлежащие АО "Агрокомплекс "Логиновский" земельные площади в 2018 году переданы в аренду, полученная субсидия не использована на цели, предусмотренные соглашением от 01.03.2018 N 3, управление обратилось к обществу с претензией от 05.04.2019 о возврате выплаченной субсидии в полном размере.
В связи с оставлением ответчиком претензии без исполнения истец обратился в суд с настоящими требованиями.
Иск удовлетворен судом первой инстанции, с чем АО "Агрокомплекс "Логиновский" не согласилось, реализовав право апелляционного обжалования принятого по делу решения.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения.
На основании части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
В статье 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Порядок N 78-п составлен в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 N 887 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям, товаров, работ, услуг" и устанавливает условия и порядок предоставления в 2018 году субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, а также в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта.
Пунктом 1 Порядка N 78-п предусмотрено, что целью предоставления субсидий является возмещение части затрат: на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, а также на повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 гектар посевной площади, занятой зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами (поддержка в области растениеводства); на проведение комплекса агротехнологических работ, обеспечивающих увеличение производства семенного картофеля, семян овощных культур открытого грунта, семян кукурузы, семян подсолнечника, семян сахарной свеклы и овощей открытого грунта, в соответствии с перечнем, утвержденным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, в расчете на 1 гектар посевной площади (поддержка в области развития производства семенного картофеля, семян и овощей открытого грунта).
Пунктом 3 раздела II Порядка N 78-п к категории получателей субсидии относятся:
сельскохозяйственные товаропроизводители (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство):
соответствующие на дату подачи документов следующим требованиям:
- получатель субсидии, который на дату подачи документов для получения субсидии на растениеводство не находится в процессе ликвидации, банкротства (юридические лица), не прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (индивидуальные предприниматели);
- получатель субсидии не является иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов;
- получатели субсидий не должны получать средства из местного бюджета в соответствии с иными муниципальными правовыми актами Павлоградского муниципального района Омской области на цели, указанные в разделе II пункта 1 настоящего Порядка;
- получатели субсидии, которые осуществляли в отчетном году на территории Павлоградского муниципального района посев зерновых, зернобобовых и кормовых сельскохозяйственных культур и (или) осуществляли производство и реализацию семенного картофеля, и (или) овощей открытого грунта, и (или) семян овощных культур открытого грунта, и (или) семян кукурузы, и (или) семян подсолнечника, и (или) семян сахарной свеклы и (либо) производство и использование семенного картофеля, и (или) семян овощных культур, и (или) семян кукурузы, и (или) семян подсолнечника, и (или) семян сахарной свеклы для посадки (посева) в соответствии с перечнем, утвержденным Минсельхозом России;
имеющие документы, подтверждающие производство и реализацию семенного картофеля, и (или) овощей открытого грунта, и (или) семян овощных культур открытого грунта, и (или) семян кукурузы, и (или) семян подсолнечника, и (или) семян сахарной свеклы и (либо) производство и использование семенного картофеля, и (или) семян овощных культур, и (или) семян кукурузы, и (или) семян подсолнечника, и (или) семян сахарной свеклы для посадки (посева) в соответствии с перечнем, утвержденным Минсельхозом России (для заявителей, обратившихся за поддержкой в области развития производства семенного картофеля, семян и овощей открытого грунта).
На основании пункта 4 раздела II Порядка N 78-п субсидии предоставляются при следующих условиях:
1) представление в Управление сельского хозяйства Павлоградского муниципального района Омской области отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса за отчетный финансовый год и отчетные периоды текущего года по формам, утвержденным Минсельхозом России, в сроки, устанавливаемые Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области, а сельскохозяйственные товаропроизводители, зарегистрированные в иных районах Омской области, имеющие посевные площади Павлоградского муниципального района, представляют заверенные копии отчетности о финансово-экономическом состоянии, принятые по месту регистрации;
2) наличие документов, подтверждающих сортовые и посевные качества семян зерновых колосовых культур в соответствии с требованиями государственных стандартов, под урожай отчетного года на каждый вид зерновых колосовых культур, посевные площади которых представлены для получения субсидии;
3) согласия получателя субсидии (за исключением случаев, указанных в пункте 5 статьи 78 БК РФ) на осуществление Управлением сельского хозяйства Павлоградского муниципального района и органами муниципального финансового контроля проверок соблюдения условий, цели и порядка предоставления субсидии;
4) согласие лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по соглашениям, предусмотренным настоящим Порядком (за исключением случаев, указанных в пункте 5 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации), на осуществление органами местного самоуправления и органами муниципального финансового контроля проверок соблюдения ими условий, цели и порядка предоставления субсидий.
Пунктом 5 раздела II Порядка N 78-п предусмотрено, что соглашение заключается в соответствии с типовой формой, установленной приказом Комитета финансов и контроля Администрации Павлоградского муниципального района Омской области от 19.12.2016 N 52, в соответствии с подпунктом "д" пункта 4 общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 N 887 (приложение N 3).
Соглашением предусматриваются случаи возврата в местный бюджет получателями субсидии в текущем финансовом году остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году; показатели результативности, в том числе при предоставлении субсидий на возмещение части затрат, сохранение размера посевных площадей в соответствующем муниципальном районе Омской области, занятых зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами, в году предоставления субсидии по сравнению со значением размера посевных площадей в соответствующем муниципальном районе в отчетном финансовом году (при этом данный показатель не учитывается в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы); порядок, сроки и форма представления получателями субсидий отчета о достижении показателей результативности (приложение N 4).
Материалы дела свидетельствуют о том, что сторонами заключено соглашение от 01.03.2018 N 3, выступившее основанием оказания поддержки в области растениеводства, а также в области развития производства семенного картофеля и овощей обществу в форме субсидии.
В соответствии с пунктом 5.3 поименованного соглашения получатель (ответчик) принял на себя обязательство обеспечить выполнение условий предоставления субсидии, установленных настоящим соглашением, в том числе предоставить главному распорядителю средств районного бюджета документы, необходимые для предоставления субсидии (пункт 5.3.1); обеспечить исполнение в срок предусмотренным в Порядке предоставления субсидии требованиям главного распорядителя средств районного бюджета, указанных в пункте 5.1.5 настоящего соглашения (пункт 5.3.2); обеспечить достижение значений показателей результативности (пункт 5.3.3); обеспечить предоставление главному распорядителю средств районного бюджета сдачу отчета о достижении показателей результативности не позднее 15 числа месяца, следующего за годом, в котором была получена субсидия (5.3.4).
Пунктом 3 раздела V Порядка N 78-п устанавливается, что контроль за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий осуществляется управлением (истцом). Пунктом 5.1.4 соглашения 33 от 01.03.2018 предусмотрено, что главный распорядитель средств районного бюджета осуществляет контроль за соблюдением Получателем условий, целей и порядка предоставления субсидии.
В силу пункта 5.1.5 соглашения в случае, если получателем допущены нарушения условий предоставления субсидии, нецелевое использование субсидии, не достигнуты установленные значения показателей результативности, главный распорядитель средств районного бюджета обязуется направлять получателю требование об обеспечении возврата средств субсидии в местный бюджет в срок 5 рабочих дней со дня получения письменного уведомления органа о необходимости возврата субсидий с указанием реквизитов.
Управлением установлено и обществом не оспаривается то обстоятельство, что АО "Агрокомплекс "Логиновский", получив 2018 году указанную выше субсидию в рамках реализации муниципальной программы "Развитие экономического потенциала Павлоградского муниципального района Омской области (2014 - 2020 годы)", не обеспечило проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, а также на повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 гектар посевной площади, занятой зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами, ввиду того, что земельные площади были Обществом переданы в аренду иным лицам. Данные обстоятельства изложены в ходатайстве АО "Агрокомплекс "Логиновский" о снижении суммы возврата части субсидии по несвязной поддержке, в котором обществом указано на то, что в связи с наличием задолженности перед бюджетом, АО "Агрокомплекс "Логиновский" в 2018 году не осуществляло посевных работ, приняло решение о передаче земельных участков в аренду (л.д. 53). В ходатайстве общество просило снизить сумму возврата части субсидии, подлежащей возврату.
Согласно представленной в дело справке о достижении показателя результативности получателем субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства (л.д. 48) плановая площадь посева яровой пшеницы составляла для 2018 года по итогам годовой отчетности 2017 года 7 946 га, ячменя - 268 га, итого - 8 214 га. Фактическая посевная площадь в 2018 году составила 0. Аналогичные плановые показатели посевной площади были отражены в поданном АО "Агрокомплекс "Логиновский" заявлении от 01.03.2018 на предоставление субсидии (л.д. 11-13).
При этом в справке высева семян зерновых колосовых культур от 01.03.2018, составленной по форме Приложения N 2 к Порядку N 78-п, ответчик отразил плановую площадь засева, а также количество засыпанных на хранение семян и планируемый высев семян; обществом гарантирована достоверность сведений, содержащихся в данной справке (л.д. 145).
Учитывая, что АО "Агрокомплекс "Логиновский" не выполняло мероприятия, целью возмещения части затрат на которые являлось предоставление субсидии в 2018 году (пункт 1 Порядка N 78-п) в связи с отсутствием посевной площади, суд апелляционной инстанции признает обоснованным вывод суда первой инстанции о нарушении АО "Агрокомплекс "Логиновский" условий предоставления субсидии, ее нецелевом использовании, что в силу пункта 5.1.5 соглашения от 01.03.2018 N 3 и Порядка N 78-п является основанием для возврата АО "Агрокомплекс "Логиновский" ранее полученной субсидии.
Оценивая действия АО "Агрокомплекс "Логиновский", апелляционный суд учитывает правовую позицию, изложенную в определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.11.2016 N 308-ЭС16-16453, согласно которой возврат субсидии возможен при выдаче субсидии лицу, не имеющему по субъективным либо объективным критериям права на ее получение (нарушение условий предоставления субсидии); при использовании средств нецелевым образом как меры бюджетного принуждения (статья 306.4 БК РФ). Указанные обстоятельства в настоящем случае подтверждаются материалами дела.
При этом коллегией апелляционного суда отклоняются доводы жалобы ответчика о том, что из толкования условий соглашения от 01.03.2018 N 3 не следует, что субсидия предоставляется в качестве финансового обеспечения будущих затрат, в связи с чем полученная субсидия была использована на возмещение части затрат ответчика, понесенных в 2017 году на аналогичные работы.
Из поданного обществом с целью получения субсидии заявления от 01.03.2018 прямо следует намерение потенциального получателя воспользоваться средствами субсидии в перспективе, на возмещение уже понесенных в предыдущих периодах общество не указывает. При этом толкование взаимосвязанных положений раздела 3 соглашения от 01.03.2018 N 3 и порядка N 78-п позволяет заключить, что все условия, с которыми связывается предоставление поддержки, направлены на обеспечение состояния получателя использовать средства субсидии в текущей хозяйственной деятельности по прямому назначению.
Установив обстоятельства дела и проанализировав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в настоящем случае требование о возврате суммы субсидии является обоснованным. Удовлетворив требования истца, суд первой инстанции принял по делу законное и обоснованное решение.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются на основании изложенного выше.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы в соответствии с правилами статьи 110 АПК РФ относятся на общество.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу акционерного общества "Агрокомплекс "Логиновский" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 22.01.2020 по делу N А46-15983/2019 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-15983/2019
Истец: УПРАВЛЕНИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ПАВЛОГРАДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: АО "АГРОКОМПЛЕКС "ЛОГИНОВСКИЙ"