г. Москва |
|
01 июня 2020 г. |
Дело N А41-100342/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Коновалова С.А., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания Ахмедовым Н.П.,
при участии в заседании:
от ИФНС России по г. Солнечногорску Московской области - Сайкина Е.А. по доверенности от 09.01.2020,
от ООО "Управляющая компания "Центр Менеджмент" - Афанасьева О.И. по доверенности от 09.12.2019,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по г. Солнечногорску Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 11 февраля 2020 года по делу N А41-100342/19, по иску ООО "Управляющая компания "Центр Менеджмент" к ИФНС России по г. Солнечногорску Московской области об оспаривании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центр Менеджмент" (далее - общество "УК "Центр Менеджмент", налогоплательщик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции ФНС России по г. Солнечногорску Московской области (далее - инспекция, налоговый орган, заинтересованное лицо) от 16.05.2019 N 307 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Московской области от 11 февраля 2020 года по делу N А41-100342/19 признать незаконным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Солнечногорску Московской области от 16.05.2019 N 307 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Суд обязал Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Солнечногорску Московской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с данным судебным актом, ИФНС России по г. Солнечногорску Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статье 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Представитель ООО "Управляющая компания "Центр Менеджмент" возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Общество "УК "Центр Менеджмент", являясь доверительным управляющим закрытым паевым инвестиционным фондом комбинированным "Сибпромстрой Югория" (далее - ЗПИФ комбинированным "СПС Югория"), осуществляет уплату налога на имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд (часть 2 статьи 378 Налогового кодекса Российской Федерации), в частности, за жилые помещения (квартиры), находящиеся в многоквартирных домах расположенных по адресу: Московская область, г.Солнечногорск, Тверецкий проезд, дом 16 корпус 1, дом 16 корпус 2, дом 16 корпус 3.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточенной налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2017 год, представленной обществом "УК "Центр Менеджмент" 17.08.2018, проведены мероприятия дополнительного налогового контроля, по результатам которых, с учетом возражений налогоплательщика, принято решение от 16.05.2019 N 307 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - решение от 16.05.2019 N 307, оспариваемое решение инспекции).
Оспариваемым решением инспекции обществу "УК "Центр Менеджмент" доначислено 29 064 849 рублей налога на имущество, в порядке статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) начислено 2 989 077 рублей 51 копейка пеней, налогоплательщик привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 122 Кодекса в виде штрафа в размере 5 812 970 рублей.
Основанием для принятия решение от 16.05.2019 N 307 послужили выводы инспекции о неподтверждении обществом "УК "Центр Менеджмент" надлежащим образом права на применение льготы, установленной пунктом 21 статьи 381 Кодекса, а именно, права не уплачивать налог на имущество организаций в отношении многоквартирных домов, имеющих высокий класс энергетической эффективности.
Решением Управления ФНС России по Московской области от 08.08.2019 N 07-12/063754@ апелляционная жалоба общества "УК "Центр Менеджмент" оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества "УК "Центр Менеджмент" в арбитражный суд с упомянутыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Объектами налогообложения по налогу на имущество организаций для российских организаций согласно пункту 1 статьи 374 Кодекса, признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учёта, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 Кодекса.
Налоговая база, определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учёта (подпункт 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса).
Льгота, предусмотренная пунктом 21 статьи 381 Кодекса применяется и в случае, если такие объекты подлежат налогообложению по кадастровой стоимости в соответствии с положениями подпункта 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса и положениями регионального закона. Данная позиция подтверждается, в частности, письмом Минфина России от 22.06.2017 N 03-05-04-01/39279, не оспаривается инспекцией, которая расчет налога на имущество организаций за 2017 год произвела, исходя из кадастровой стоимости объектов, при этом объектами налогообложения выступают жилые помещения (квартиры), расположенные в многоквартирных домах по адресу: Московская область, г. Солнечногорск, Тверецкий проезд, дом N 16 корпус 1, дом N 16 корпус 2, дом N 16 корпус 3 (далее многоквартирные дома, спорные объекты недвижимости), которые не учитывались на балансе налогоплательщиком в качестве объектов основных средств, учтены в качестве товара.
Налогоплательщик утверждает, что признаваемые объектами налогообложения жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, имеющих высокий класс энергетической эффективности, подлежат льготированию по правилам пункта 21 статьи 381 Кодекса.
Согласно пункту 21 статьи 381 Кодекса освобождаются от налогообложения организации:
- в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации;
- в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности.
Как следует из подпункта 3 пункта 1 статьи 21 Кодекса, налогоплательщики имеют право использовать льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах, обязанность обосновать право на применение льготы по налогу лежит на налогоплательщике, при этом право на льготу должно быть документально подтверждено налогоплательщиком до начала применения такой льготы, если иное прямо не предусмотрено Кодексом.
Для подтверждения налоговой льготы в ходе камеральной налоговой проверки обществом "УК "Центр Менеджмент" предоставлены следующие документы:
- энергетический паспорт объекта "Московская область, Солнечногорский район, городское поселение Андреевка, д. Голубое, юго-западная часть кадастрового квартала 50:09:0070106. 1 очередь строительства. Многоэтажные жилые дома (жилищный комплекс) со встроено-пристроенными помещениями общественного назначения и подземной автостоянкой с надстроенными помещения административного назначения. Корректировка" 1 очередь строительства. "Многоэтажный жилой дом N 16 со встроенными помещениями общественного назначения. Корпус 1" от 24.06.2015, выполненный ЗАО "Проектстройконструкция, почтовый адрес, присвоенный при вводе объекта в эксплуатацию: Московская область, г. Солнечногорск, Тверецкий проезд, дом N 16 корпус 1;
- энергетический паспорт объекта "Московская область, Солнечногорский район, городское поселение Андреевка, д. Голубое, юго-западная часть кадастрового квартала 50:09:0070106. 1 очередь строительства. Многоэтажные жилые дома (жилищный комплекс) со встроено - пристроенными помещениями общественного назначения и подземной автостоянкой с надстроенными помещения административного назначения. Корректировка" 1 очередь строительства. "Многоэтажный жилой дом N 16 со встроенными помещениями общественного назначения. Корпус 2" от 25.06.2015, выполненный ЗАО "Проектстройконструкция", почтовый адрес, присвоенный при вводе объекта в эксплуатацию: Московская область, г. Солнечногорск, Тверецкий проезд, дом N 16 корпус 2;
- энергетический паспорт объекта "Московская область, Солнечногорский район, городское поселение Андреевка, д. Голубое, юго-западная часть кадастрового квартала 50:09:0070106. 1 очередь строительства. Многоэтажные жилые дома (жилищный комплекс) со встроено-пристроенными помещениями общественного назначения и подземной автостоянкой с надстроенными помещения административного назначения. Корректировка" 1 очередь строительства. "Многоэтажный жилой дом N 16 со встроенными помещениями общественного назначения. Корпус 3" от 25.06.2015, выполненный ЗАО "Проектстройконструкция", почтовый адрес присвоенный при вводе объекта в эксплуатацию: Московская область, г. Солнечногорск, Тверецкий проезд, дом N 16 корпус 3;
- заключение о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, утвержденное распоряжением Главного управления государственного строительного надзора Московской области от 30.11.2015 N 521-3-03 (далее - заключение Главгосстройнадзора МО);
- разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 29.12.2015 N RU50-30-3582- 2015, выданное Министерством строительного комплекса Московской области.
По мнению налогоплательщика, предоставленный к проверке комплект документов надлежащим и достаточным образом подтверждает право на применение льготы по вновь вводимым объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности,
Как верно установлено судом первой инстанции, исходя из того, что содержание пункта 21 статьи 381 Кодекса предполагает две категории объектов, в отношении которых применяется освобождение от налогообложения:
- вновь вводимые объекты, имеющие высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации;
- вновь вводимые объекты, имеющие высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности.
Из положений постановления Правительства Российской Федерации от 17.06.2015 N 600 "Об утверждении перечня объектов и технологий, которые относятся к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности" можно сделать вывод, что к первой категории объектов относятся объекты и технологии, являющиеся движимым имуществом в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Анализ содержания пункта 21 статьи 381 Кодекса в отношении второй категории льготируемых объектов указывает на три условия, выполнение которых в своей совокупности позволяют применить льготу, а именно:
- объект должен быть вновь введенным;
- объект должен иметь высокий класс энергетической эффективности на момент его ввода в эксплуатацию;
- в отношении такого объекта законодательством предусмотрено определение класса энергетической эффективности.
Жилые помещения (квартиры), находящиеся в многоквартирных домах, являющиеся их неотъемлемой частью, в отношении которых обществом "УК "Центр Менеджмент" заявлена льгота, введены в эксплуатацию 29.12.2015, что подтверждается представленным к проверке в инспекцию разрешением на ввод в эксплуатацию многоквартирных домов от 29.12.2015 N RU50-30-3582- 2015, выданным Министерством строительного комплекса Московской области.
Согласно пункту 1 статьи 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Из взаимосвязи положений части 2 статьи 5, части 6 статьи 6, части 4 статьи 10 и части 1 статьи 12 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) следует, что класс энергетической эффективности как особая характеристика, отражающая энергетическую эффективность продукции, определяется в отношении товаров (оборудования и иного движимого имущества), а также в отношении многоквартирных домов.
Согласно части 1 статьи 12 Закона N 261-ФЗ класс энергетической эффективности построенного и вводимого в эксплуатацию многоквартирного дома, подлежащего государственному строительному надзору, определяется органом государственного строительного надзора в соответствии с утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилами определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации. Класс энергетической эффективности вводимого в эксплуатацию многоквартирного дома указывается в заключении органа государственного строительного надзора о соответствии построенного многоквартирного дома также требованиям энергетической эффективности.
Законодательство Российской Федерации единого понятия "многоквартирный дом" не имеет.
Согласно содержанию статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (часть 2 указанной статьи); квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (часть 3 указанной статьи); комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире (часть 4 указанной статьи); жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната относятся к жилым помещениям (часть 1 указанной статьи). Таким образом, многоквартирный дом - это жилое здание, включающее две и более квартиры с выходом в помещения общего пользования, жилой дом - это жилое здание состоящее из одной и более комнат и помещений вспомогательного использования, при этом квартиры не могут быть элементом жилого дома (часть 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме (часть 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 (далее - постановление N 47), многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме.
Из пункта 2 раздела I постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила о предоставлении коммунальных услуг) следует, что для многоквартирных домов характерно наличие внутридомовых инженерных систем - это относящиеся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, мусороприемные камеры, мусоропроводы.
При этом в многоквартирном доме наряду с жилыми помещениями и общим имуществом собственников помещений могут располагаться и нежилые помещения.
Так, пункт 2 раздела I Правил о предоставлении коммунальных услуг содержит понятие нежилого помещения в многоквартирном доме, а именно, помещение в многоквартирном доме, указанное в проектной или технической документации на многоквартирный дом либо в электронном паспорте многоквартирного дома, которое не является жилым помещением и не включено в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от наличия отдельного входа или подключения (технологического присоединения) к внешним сетям инженерно- технического обеспечения, в том числе встроенные и пристроенные помещения. К нежилым помещениям в указанных правилах приравниваются части многоквартирных домов, предназначенные для размещения транспортных средств (машино-места, подземные гаражи и автостоянки, предусмотренные проектной документацией).
Также в пункте 2 раздела I Правил о предоставлении коммунальных услуг указано, что домовладением является жилой дом (часть жилого дома) и примыкающие к нему и (или) отдельно стоящие на общем с жилым домом (частью жилого дома) земельном участке надворные постройки (гараж, баня (сауна, бассейн), теплица (зимний сад), помещения для содержания домашнего скота и птицы, иные объекты).
Таким образом, поскольку законодательно не установлено запрета нахождения в составе многоквартирного дома нежилых помещений (например, встроенно-пристроенных общественного назначения), здание признается законодателем многоквартирным домом вне зависимости от наличия или отсутствия в нём нежилых встроенно-пристроенных помещений общественного назначения, главным критерием признания здания многоквартирным домом является наличие в нем двух и более жилых помещений (квартир).
Судом первой инстанции учтено определение понятия "многоквартирный дом", данное в пункте 3.21 Национального стандарта Российской Федерации "Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения. ГОСТ Р 51929-2014" (утверждены приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.06.2014 N 543-ст, введены в действие с 01.07.2015), а именно, "3.21 многоквартирный дом: Оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющий надземную и подземную части, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения, помещения общего пользования, не являющиеся частями квартир, иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам, и жилые помещения, предназначенные для постоянного проживания двух и более семей, имеющие самостоятельные выходы к помещениям общего пользования в таком доме (за исключением сблокированных зданий); в состав многоквартирного дома входят встроенные и (или) пристроенные нежилые помещения, а также придомовая территория (земельный участок)".
В письме Минфина России от 06.04.2017 г N БС-4-21/6430 содержатся разъяснения относительно применения льготы, установленной пунктом 21 статьи 381 Кодекса, согласно которым льгота должна применяться в отношении имеющих высокий класс энергетической эффективности вновь вводимых многоквартирных домов, в том числе в отношении являющихся неотъемлемой частью таких многоквартирных домов квартир и иных помещений.
Частью 1 статьи 12 Закона N 261-ФЗ не устанавливается ограничений по наличию только жилых помещений или жилых и нежилых помещений в построенных и вновь вводимых многоквартирных домах, в отношении которых обязательно определяется (устанавливается) класс энергетической эффективности.
С учетом вышеизложенного, доводы инспекции, аналогично указанные в апелляционной жалобе о том, что спорная налоговая льгота может применяться в отношении многоквартирных домов, состоящих только из жилых помещений (квартир) не соответствует нормам права. В противном случае имело бы место предоставление индивидуальных налоговых льгот, что в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 56 Кодекса недопустимо.
Правовое значение для применения льготы, наряду с предусмотренным законодательством требованием об определении уполномоченным государственным органом класса энергетической эффективности многоквартирного дома, имеет подтверждение высокого класса энергоэффективности многоквартирного дома на момент его ввода в эксплуатацию.
Буквальное толкование содержания пункта 21 статьи 381 Кодекса и сложившаяся практика при рассмотрении вопроса об обоснованности применения спорной льготы в отношении нежилых объектов (нежилые помещения, нежилые здания), говорит о том, что освобождение от налогообложения предусмотрено законодателем исключительно на вновь вводимые объекты, имеющие на момент ввода в эксплуатацию надлежащее подтверждение высокого класса энергетической эффективности; данная льгота не распространяется на объекты, получившие надлежащее подтверждение высокого класса энергетической эффективности после ввода объекта в эксплуатацию.
Согласно пункту 9 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимо получение заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе (статьи 49, 54 Градостроительного кодекса).
Согласно пункту 4 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса для получения разрешения на строительство застройщик предоставляет в уполномоченный орган по выдаче разрешений на строительство, среди прочих документов, положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства, применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12 статьи 48 указанного кодекса, если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статей 49 указанного кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 указанного кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 указанного кодекса.
В отношении спорных многоквартирных домов, принадлежащих налогоплательщику, Администрацией муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области выдано разрешение на строительство от 30.05.2014 N RU 50531101029, в соответствии с положительным заключением Мособлэкспертизы от 19.11.2013 N50-1-4-1554-13, при строительстве спорных многоквартирных домов осуществлялся обязательный государственный строительный надзор, что подтверждается положительным заключением Главгосстройнадзора Московской области от 30.11.2015, на основании указанных документов
Министерство строительного комплекса Московской области 29.12.2015 выдало разрешение N RU50-30-3582-2015 на ввод в эксплуатацию многоквартирных домов.
В соответствии с частью 8 статьи 11 Закона N 261-ФЗ проверка соответствия вводимых в эксплуатацию зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов осуществляется органом государственного строительного надзора при осуществлении государственного строительного надзора.
В соответствии с Положением о главном управлении государственного строительного надзора Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 17.10.2007 N 789/28 (в редакции действовавшей на момент выдачи заключения от 30.11.2015 и ввода в эксплуатацию спорных многоквартирных домов, 29.12.2015) Главное управление государственного строительного надзора Московской области (далее - Главгосстройнадзор Московской области) является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, осуществляющим на территории Московской области, среди прочего, государственный строительный надзор, при этом Главгосстройнадзор Московской области, осуществляет полномочия, как предусмотренные указанным положением, так и полномочия и права, предусмотренные законодательством Российской Федерации (пункты 1, 2, 13, 15 Положения о Главгосстройнадзоре Московской области ).
Определение классов энергетической эффективности в отношении многоквартирных домов, построенных и вновь вводимых в эксплуатацию, предусмотрено частью 1 статьи 12 Закона N 261-ФЗ.
На момент ввода в эксплуатацию спорных многоквартирных домов, 29.12.2015, класс энергетической эффективности определялся в соответствии с Правилами определения классов энергетической эффективности многоквартирных домов, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 08.04.2011 N 161, действовавших до 20.08.2016, (далее - правила N 161) и с Требованиями к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 N 18.
Законодателем определен орган, уполномоченный определять класс энергетической эффективности в отношении построенных и вновь водимых в эксплуатацию многоквартирных домов - орган государственного строительного надзора, а также определен документ, которым устанавливается присвоенный класс энергетической эффективности в отношении таких многоквартирных домов - заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного, прошедшего капитальный ремонт многоквартирного дома также требованиям энергетической эффективности (статья 12 Закона N 261-ФЗ).
Таким образом, Главгосстройнадзор Московской области является уполномоченным государственным органом по определению (установлению) класса энергетической эффективности в отношении спорных многоквартирных домов, следовательно, заключение Главгосстройнадзор Московской области от 30.11.2015, которым установлен высокий класс энергетической эффективности в отношении спорных многоквартирных домов, а именно - класс А (очень высокий), является надлежащим документом, удостоверяющим наличие высокого класса энергетической эффективности в отношении спорных многоквартирных домов на момент ввода в эксплуатацию объектов недвижимости, следовательно, налогоплательщиком надлежащим образом подтверждено право на применение заявленной льготы.
Законодателем, с учетом содержания части 1 статьи 12 Закона N 261-ФЗ, приняты новые Правила определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации от 06.06.2016 N 399/пр (далее - правила N399/пр); в пункте 4 правил N399/пр содержится указание на то, что орган государственного строительного надзора субъекта Российской Федерации является уполномоченным органом, который устанавливает (присваивает/определяет) класс энергетической эффективности в отношении многоквартирных домов, построенных и вновь вводимых в эксплуатацию, документом, в котором устанавливается (указывается) присвоенный класс энергетической эффективности в отношении таких многоквартирных домов, признается заключение органа государственного строительного надзора субъекта Российской Федерации о соответствии построенного многоквартирного дома, кроме прочего, требованиям энергетической эффективности.
При этом, согласно пункту 5 правил N 399/пр, в соответствии с частью 3 статьи 12 Закона N 261-ФЗ, класс энергетической эффективности многоквартирного дома в процессе эксплуатации устанавливается и подтверждается органом государственного жилищного надзора (далее - ГЖИ) на основании декларации о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов (далее - декларация) путем выдачи акта проверки соответствия многоквартирного дома требованиям энергетической эффективности с указанием класса его энергетической эффективности на момент составления этого акта в порядке, установленном указанными правилами (далее - акт о классе энергоэффективности многоквартирного дома). Декларация предоставляется собственниками помещений многоквартирного дома (в случае осуществления непосредственного управления многоквартирным домом) или лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, то есть законодатель разделил полномочия государственных органов в части определения класса энергетической эффективности объектов, многоквартирных домов, в зависимости от того, вновь построенные эти объекты, или уже эксплуатируемые.
Министерство энергетики Российской Федерации изложило позицию по вопросу определения класса энергетической эффективности в письме от 27.09.2017 N ИА-10727/04 "О разъяснениях по вопросу определения класса энергетической эффективности", которое доведено Министерством финансов Российской Федерации письмом ФНС РФ от 05.10.2017 N БС-4-21/20045 @ "Об определении класса энергетической эффективности" в качестве разъяснений по вопросу определения класса энергетической эффективности и копии энергетического паспорта, о порядке применения энергетических паспортов в целях определения права на налоговую льготу по пункту 21 статьи 381 Кодекса.
Так, письмом от 27.09.2017 N ИА-10727/04 Министерство энергетики Российской Федерации разъяснило, что "в отношении зданий, строений и сооружений, являющихся МКД, класс энергетической эффективности определяется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 г N 18 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов" и приказом Минстроя России от 6 июня 2016 г N399/пр "Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов" и указывается в заключении органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного, прошедшего капитальный ремонт многоквартирного дома также требованиям энергетической эффективности."
Учитывая разность позиций заявителя и инспекции о надлежащем документе, подтверждающем присвоенный класс энергетической эффективности многоквартирным домам, а также разность позиций в отношении органа, уполномоченного устанавливать (присваивать) класс энергетической эффективности многоквартирным домам, общество "УК "Центр Менеджмент" обратилось с письменным запросом от 14.01.2020 N 13 в Министерство энергетики Российской Федерации за соответствующими разъяснениями, копия запроса заявителя имеется в материалах дела, на который Министерство энергетики Российской Федерации сообщило, что в соответствии с частью 1 статьи 12 Закона N 261-ФЗ класс энергетической эффективности многоквартирного дома, в частности построенного и вновь вводимого в эксплуатацию, а также подлежащего государственному строительному надзору, определяется органом государственного строительного надзора, а также указывается в заключении органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного, прошедшего капитальный ремонт многоквартирного дома требованиям энергетической эффективности (письмо от 17.01.2020 N 040015).
В связи с вышеизложенным, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что заявителем представлен надлежащий документ, а именно, заключение Главгосстройнадзора Московской области от 30.11.2015 N 521-3-03, подтверждающий, что на момент ввода в эксплуатацию спорных многоквартирных домов уполномоченным государственным органом этим домам присвоен высокий класс энергетической эффективности, что является достаточным основанием для предоставления обществу "УК "Центр Менеджмент" льготы по уплате налога на имущество, предусмотренной пунктом 21 статьи 381 Кодекса.
Доводы инспекции, аналогично указанные в апелляционной жалобе о том, что орган строительного надзора субъекта Российской Федерации, в данном случае Главгосстройнадзор Московской области, не является государственным органом, который уполномочен определять класс энергетической эффективности многоквартирных домов, отклоняются судом, как основанные на ошибочном толковании положений Закона N 261-ФЗ, прямо указывающих на то, что уполномоченным органом по определению класса энергетической эффективности многоквартирных домов являются органы строительного надзора.
Доводы инспекции, аналогично указанные в апелляционной жалобе, на несоответствие представленных налогоплательщиком энергетических паспортов спорных многоквартирных домов Требованиям к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 N 18, отклоняются судом, поскольку, в силу вышеизложенного, не имеет правового значения возможное несоответствие энергетических паспортов указанным требованиям, энергетические паспорта, как обязательная составляющая часть проектной документации строящегося объекта, не являются документом, подтверждающим надлежащим образом класс энергетической эффективности построенного и вводимого в эксплуатацию многоквартирного дома.
Заключение Главгосстройнадзора Московской области от 30.11.2015 N 521-3-03, согласно содержанию которого спорным многоквартирным домам присвоен высокий класс энергетической эффективности, выдано уполномоченным органом, в том числе, на основании проверки проектной документации, частью которой являются энергетические паспорта, заключение уполномоченного органа о соответствии спорных объектов недвижимости высокому классу энергетической эффективности, не оспорено в установленном законом порядке, является действующим ненормативным актом, надлежащим образом подтверждающим высокий класс энергетической эффективности спорных объектов недвижимости на момент ввода их в эксплуатацию.
Ссылки заявителя апелляционной жалобы на вступившие в законную силу судебные акты по делам N N А40-81817/19, А1-90181/16, А41-18962/17, А41-45728/17 не могут быть приняты во внимание, поскольку в указанных делах судами рассмотрено право на применение налогоплательщиками льготы, установленной пунктом 21 статьи 381 Кодекса, при иных, нежели в настоящем деле, фактических обстоятельствах.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При установленных судом в настоящем деле фактических обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что налогоплательщиком соблюдены все предъявляемые Кодексом требования для заявления льготы, установленной пунктом 21 статьи 382 Кодекса, следовательно, инспекция не имела правовых оснований для вынесения обжалуемого решения от 16.05.2019 N 307 о привлечении общества "УК "Центр Менеджмент" к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда Московской области.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, так как доводы, изложенные в ней не подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 11.02.2020 по делу N А41-100342/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Марченкова |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-100342/2019
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ЦЕНТР МЕНЕДЖМЕНТ"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. СОЛНЕЧНОГОРСКУ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. СОЛНЕЧНОГОРСКУ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ