г. Киров |
|
01 июня 2020 г. |
Дело N А82-15044/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июня 2020 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельева А.Б.,
судей Горева Л.Н., Малых Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бочаровой М.М.,
при участии в судебном заседании:
представителя ответчика - Котовой Е.Л., по доверенности от 10.01.2020,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 16.02.2020 по делу N А82-15044/2018
по исковому заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля (ИНН: 7601000992, ОГРН: 1027600684100)
к Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях (ИНН: 3329056771, ОГРН: 1133340004401)
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области (ИНН: 7604071920, ОГРН: 1047600432219),
муниципальное казенное учреждение "Агентство по аренде земельных участков, организации торгов и приватизации муниципального жилищного фонда" города Ярославля (ИНН: 7604093410, ОГРН: 1067604080884),
открытое акционерное общество "Славнефть - Ярославнефтеоргсинтез" (ИНН: 7601001107, ОГРН: 1027600788544),
мэрия города Ярославля (ИНН: 7601001234, ОГРН: 1027600683824), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ярославской области (ИНН: 7705401340, ОГРН: 1027700485757)
о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельные участки,
УСТАНОВИЛ:
Департамент архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля (далее также - истец) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях (далее также - ответчик) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 76:23:041101:647, расположенный по адресу: пр. Московский, д. 150 в Красноперекопском районе г. Ярославля; земельный участок с кадастровым номером 76:23:041101:575 по адресу: ул. Гагарина, д. 72 в Красноперекопском районе г. Ярославля.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области, Муниципальное казенное учреждение "Агентство по аренде земельных участков, организации торгов и приватизации муниципального жилищного фонда" города Ярославля, открытое акционерное общество "Славнефть - Ярославнефтеоргсинтез", мэрия города Ярославля, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ярославской области.
Определением суда от 20.02.2019 производство по делу приостанавливалось до вступления в законную силу судебного акта по делу N А82-983/2019.
Определением от 27.01.2020 суд произвел замену Департамента архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля на Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля (далее также - истец, Комитет).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 16.02.2020 в удовлетворении требований отказано.
Истец с принятым решением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований.
По мнению заявителя жалобы, судом были нарушены нормы процессуального права, суд пришел к необоснованному выводу, что иск не направлен на восстановление нарушенных прав истца, наличие интереса, по мнению заявителя, выражено в погашении регистрации права собственности РФ на спорные участки с целью возврата участков в категорию земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно позиции истца судом при исследовании доказательств не дана оценка выпискам из реестра федеральной собственности, на основании которых было зарегистрировано право федеральной собственности на спорные объекты, не учтены доводы истца об отсутствии оснований для включения объектов в реестр федеральной собственности.
Судом приняты неподтвержденные доказательствами утверждения ответчика о том, что на земельных участках расположены объекты гражданской обороны, права на которые ответчиком не зарегистрированы.
Более подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Ответчик и третье лицо публичное акционерное общество "Славнефть - Ярославнефтеоргсинтез" (ПАО "Славнефть - ЯНОС") в отзывах на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласились, просят решение оставить без изменения.
Иные лица отзыв на апелляционную жалобу не представили.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 16.04.2020 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 18.04.2020 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Истец и третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, третье лицо ПАО "Славнефть - ЯНОС" ходатайствовало о рассмотрении дела без его участия.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
05.05.1993 комитетом по управлению государственным имуществом по Ярославской области утвержден план приватизации государственного предприятия Производственного объединения "Ярославнефтеоргсинтез", которое преобразовано в АООТ "Ярославнефтеоргситез", с 2002 года - ОАО "СН-ЯНОС".
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что в 1995 году постановлением мэра города Ярославля от 06.02.1995 N 131 за АООТ "Ярославнефтеоргсинтез" закреплен земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования общей площадью 10053870 кв.м. по адресу: г. Ярославль, Московское шоссе; выдан государственный акт на право постоянного (бессрочного) пользования землей ЯРО N 23-04-000338.
25.06.2009 года постановлением мэра г. Ярославля N 1984 ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" переоформило право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 76:23:041101:93 на право аренды.
На основании постановления мэра города Ярославля от 18.05.2009 N 1329 между МКУ "Агентство по аренде земельных участков города Ярославля" и ОАО "Славнефть - Ярославнефтеоргсинтез" был заключен договор аренды земельного участка N 21464-и с кадастровым номером 76:23:041101:83 площадью 1362010 кв.м, расположенного по адресу: ул. Гагарина, д.72 в Красноперекопском районе города Ярославля. Договор аренды был заключен на неопределенный срок (т. 1 л.д. 97-101).
Дополнительным соглашением от 04.04.2014 к договору аренды земельного участка N 21464-и площадь арендуемого земельного участка была изменена на 1362002 кв.м, кадастровый номер был изменен на 76:23:041101:575, срок аренды установлен до 17.05.2034 (т. 1 л.д. 109-111, 113).
Дополнительным соглашением от 08.06.2017 к договору аренды земельного участка N 21464-и площадь арендуемого земельного участка была изменена на 1361520 кв.м. (т. 1 л.д. 127-129).
В результате межевых работ земельный участок с кадастровым номером 76:23:041101:93 был преобразован в несколько земельных участков, в том числе с кадастровым номером 76:23:041101:647 (т.2 л.д. 9-14, 36).
На основании постановления мэрии г. Ярославля от 11.09.2013 N 2009 между МКУ "Агентство по аренде земельных участков города Ярославля" и ОАО "Славнефть - Ярославнефтеоргсинтез" был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 76:23:041101:647 площадью 4616351 кв.м., расположенного по адресу: пр-т Московский, д. 150 в Красноперекопском районе. Срок договора аренды был установлен до 10.09.2038 (т. 2 л.д. 4-8).
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) от 19.04.2018 на земельные участки с кадастровыми номерами 76:23:041101:647 площадью 4616351 кв.м. и 76:23:041101:575 площадью 1361520 кв.м. зарегистрировано право собственности Российской Федерации на основании статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Истец, полагая, что у Российской Федерации отсутствовали правовые основания для регистрации права собственности на спорные объекты недвижимости, и регистрационные записи о государственной регистрации права собственности на спорные участки нарушают его права, в том числе на получение платежей от сдачи участков в аренду, обратился в суд настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
Согласно пункту 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Разграничение государственной собственности на земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 3.1 Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Согласно пункту 1 указанной статьи Закона к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации.
В соответствии с частями 3 и 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке.
Одним из способов защиты гражданских прав является признание права отсутствующим (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее также - Постановление N 10/22) разъяснено, когда запись в Едином государственном реестр прав (в настоящее время Единый государственный реестр недвижимости, ЕГРН) нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Иск о признании права отсутствующим является исключительным способом защиты и применяется владеющим собственником в отсутствие у него возможности защиты прав посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2012 N 12576/11, определение Верховного Суда Российской Федерации от 16.06.2015 N 5-КГ15-36).
Таким образом, истец, обращаясь с настоящим иском должен доказать, что удовлетворение требований о признании права собственности на объекты недвижимости отсутствующими восстановит его нарушенные права и законные интересы (статья 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Судом установлено и из материалов дела следует, что право собственности Российской Федерацией на земельные участки с кадастровыми номерами 76:23:041101:575 и 76:23:041101:647 зарегистрировано в установленном порядке (т. 1 л.д. 13-16, 78-83, т. 3 л.д. 2-4).
Право федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 76:23:041101:575 зарегистрировано 27.03.2018, земельный участок с кадастровым номером 76:23:041101:647- 19.04.2018.
Согласно сведениям ЕГРН право федеральной собственности обременено арендой в пользу ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" на основании договоров аренды от 04.06.2009 N 21464-и, 17.09.2013 N 24751-и.
В границах земельного участка с кадастровым номером 76:23:041101:647 расположены объекты недвижимости, право собственности на которые также зарегистрировано за Российской Федерацией:
- нежилое здание площадью 33,1 кв.м., кадастровый номер 76:23:041101:641,
- нежилое здание площадью 53 кв.м., кадастровый номер 76:23:041101:642, расположенное по адресу: г. Ярославль, Московский проспект, 150;
- нежилое здание площадью 35,3 кв.м., кадастровый номер 76:23:041101:643,
- нежилое здание площадью 258,8 кв.м., кадастровый номер 76:23:010101:12246,
- нежилое здание площадью 32,9 кв.м., кадастровый номер 76:23:010101:11417.
В границах земельного участка с кадастровым номером 76:23:041101:575 расположены объекты недвижимости, право собственности на которые зарегистрировано за Российской Федерацией:
- нежилое здание площадью 334,1 кв.м., кадастровый номер 76:23:010101:14702,
- нежилое здание площадью 32,4 кв.м., кадастровый номер 76:23:010101:14697.
Истец обращался в арбитражный суд с иском о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на указанные выше здания.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 22.08.2019 по делу N А82-983/2019, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 11.11.2019, постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.05.2020, в удовлетворении требований отказано.
При рассмотрении дела судами было установлено, что здания являются объектами пожарной охраны и в силу Закона РФ от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 12.10.1992 N 1192 "О приватизации в органах внутренних дел Российской Федерации", Положения о Министерстве внутренних дел СССР, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 16.06.1972 N 452 были отнесены к ведению Российской Федерации.
Также судами установлено, что на земельных участках объекты недвижимости, расположенные на участках, функционально предназначены для обеспечения пожарной охраны и гражданской обороны и используются в соответствии с целевым назначением по настоящий момент.
Так, по смыслу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Оценивая имеющиеся в деле документы и доводы жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что доводы заявителя по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судебными актами в процессе разрешения спора по делу N А82-983/2019.
Установленные по делу А82-983/2019 обстоятельства в силу вышеуказанных положений законодательства исключают возможность их переоценки в рамках настоящего дела.
Учитывая, что факт нахождения объектов недвижимости, право собственности на которые зарегистрировано за Российской Федерацией, на спорных участках установлен судом на основании совокупности представленных в дело доказательств, суд первой инстанции правомерно отклонил доводы истца об отсутствии правовых оснований для государственной регистрации права собственности ответчика на земельные участки.
Поскольку доказательств нахождения на земельных участках объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности, в материалы дела не представлено, и Комитет не является владеющим собственником спорных участков, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что настоящий иск не направлен на восстановление прав истца, поскольку истец не является заинтересованным лицом в оспаривании права федеральной собственности, в связи с чем, обоснованно отказал в иске.
Доводы о заинтересованности истца в возврате спорных участков в категорию земель, государственная собственность на которые не разграничена, не имеют правового значения для настоящего спора, поскольку основания отнесения спорных объектов к таковой категории земель отсутствуют.
В силу того, что истец не является владеющим собственником спорных объектов, последний не имеет права на предъявление иска о признании зарегистрированного права отсутствующим, данный вывод согласуется правовым подходом высшей инстанции, изложенным в определениях Верховного Суда РФ от 17.04.2020 N 302-ЭС20-4202, от 25.12.2018 N 5-КГ18-262.
Судом дана надлежащая оценка представленным в дело доказательствам в их совокупности, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и представленным в дело доказательствам.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для изменения или отмены принятого решения по указанным в жалобе основаниям.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Заявитель освобожден от оплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, судебные издержки за рассмотрение апелляционной жалобы не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 16.02.2020 по делу N А82-15044/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
А.Б. Савельев |
Судьи |
Л.Н. Горев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-15044/2018
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ АРХИТЕКТУРЫ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЭРИИ ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ, Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля
Ответчик: в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях
Третье лицо: МКУ "Агентство по аренде земельных участков города Ярославля", МКУ "Агентство по аренде земельных участков, организации торгов и приватизации муниципального жилищного фонда" города Ярославля, Мэрия г. Ярославля, ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез", Управление Росреестра по Ярославской области, ФГБУ "ФКП" в лице филиала по ЯО, ДЕПАРТАМЕНТ АРХИТЕКТУРЫ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЭРИИ ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ, Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля