Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 сентября 2020 г. N Ф02-3993/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Красноярск |
|
01 июня 2020 г. |
Дело N А33-17583/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июня 2020 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Макарцева А.В.,
судей: Белан Н.Н., Дамбарова С.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Конончук А.А.,
при участии: от ответчика представитель по доверенности Ткачёва О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу краевого государственного казенного учреждения "Управление капитального строительства"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 11 марта 2020 года по делу N А33-17583/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ПиП-мебель" (далее - истец, общество "ПиП-мебель") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к краевому государственному казенному учреждению "Управление капитального строительства" (далее - заявитель, апеллянт, ответчик, казенное учреждение) о расторжении государственного контракта от 09.10.2018 N 561-02-18/Ф.2018.480938 в связи с ненадлежащим исполнением заказчиком условий контракта и о взыскании:
- 834 218 руб. 03 коп. - неустойки за просрочку исполнения обязательств по государственному контракту N 561-02-18/Ф.2018.480938 от 09.10.2018 за период с 27.02.2019 по 26.12.2019,
* 40 000 руб. - штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств по государственному контракту, в том числе за нарушение обязательств по предоставлению подготовленного помещения для оказания истцом услуг согласно пункту 3.3. контракта в размере 5 000 руб., за нарушение обязательств по пункту 4.2 в размере 20 000 руб., за нарушение обязательств по приемке товара по пункту 4.11 в размере 5 000 руб., за нарушение обязательств по приемке товара по пункту 4.13 в размере 5 000 руб., за нарушение обязательств по приемке товара согласно по 4.14 в размере 5 000 руб.
* 221 136 руб. 13 коп. - убытков, связанных с необоснованными затратами истца на командировки специалистов, оплату их проживания в г. Красноярске при исполнении государственного контракта N 561-02-18/Ф.2018.480938 от 09.10.2018;
* 23 119 руб. 69 коп. - судебных расходов, связанных с участием представителя истца в судебном заседании 09.08.2019.
Определением арбитражного суда от 17.06.2019 исковое заявление принято к производству.
Определением от 22.10.2019 к производству арбитражного суда принято встречное исковое заявление казенного учреждения о взыскании с общества "ПиП-мебель" 1 252 238 руб. 02 коп. - неустойки по государственному контракту от 09.10.2018 N 561-02-18/Ф.2018.480938 за периоды: с 31.10.2018 по 23.01.2019 и с 01.04.2019 по 30.08.2019.
Определением арбитражного суда от 11.03.2020 производство по делу (по первоначальному иску) в части требований о расторжении государственного контракта N 561-02-18/Ф.2018.480938 от 09.10.2018 и о взыскании 492 356 руб. 17 коп. - основного долга по государственному контракту прекращено в связи с частичным отказом обществом "ПиП-мебель" от иска.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 11.03.2020 по делу N А33-17583/2019, с учетом определения от 10.04.2020 об исправлении арифметической ошибки, первоначальный иск общества удовлетворен частично.
С казенного учреждения в пользу общества "ПиП-мебель" взыскано 663 234 руб. 48 коп., в том числе 658 234 руб. 48 коп. - пени, 5 000 руб. - штрафа, а также 22 188 руб. 74 коп. - судебных расходов.
В удовлетворении остальной части исковых требований общества отказано.
С казенного учреждения в доход федерального бюджета взыскано 132 246 руб. 48 коп. - государственной пошлины по первоначальному иску.
С общества "ПиП-мебель" в доход федерального бюджета взыскано 5 548 руб. 52 коп. - государственной пошлины по первоначальному иску.
Встречный иск казенного учреждения удовлетворен частично.
С общества "ПиП-мебель" в пользу казенного учреждения взыскано 14 967 руб.
63 коп. - пеней.
В удовлетворении остальной части встречных исковых требований отказано.
С казенного учреждения в доход федерального бюджета взыскано 25 216 руб.
94 коп. - государственной пошлины по встречному иску.
С общества "ПиП-мебель" в доход федерального бюджета взыскано 305 руб.
06 коп. - государственной пошлины по встречному иску.
Окончательно путем проведения зачета с казенного учреждения в пользу общества "ПиП-мебель" взыскано 648 266 руб. 85 коп.., в том числе 643 266 руб. 85 коп. - пени, 5 000 руб. - штрафа, а также 22 188 руб. 74 коп. - судебных расходов.
Не согласившись с вынесенным судебным актом в части удовлетворения первоначального иска и в части отказа в удовлетворении встречного иска, казенное учреждение обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, доводы которой сводятся к следующему:
- у казенного учреждения "Управление капитального строительства" (государственного заказчика) отсутствуют средства для оплаты цены контракта. Частичная оплата за поставленный в рамках контракта товар произведена из средств федерального и краевого бюджета,
- нарушение поставщиком срока поставки товара в КГБУЗ "Краевая клиническая больница" привело к срыву срока ввода в эксплуатацию социально-значимого объекта (медицинского учреждения),
- по условиям контракта датой поставки товара (исполнения поставщиком своих обязательств) считается дата подписания сторонами акта сдачи-приемки товара, следовательно, подписание сторонами товарных накладных, универсально-передаточных документов, товарно-транспортных накладных не влечет возникновение обязательства у заказчика по оплате товара,
- арбитражный суд пришел к неправильному выводу о том, что заказчик уклонялся от приемки товара. Напротив, действия казенного учреждения были направлены на исполнение государственного контракта по укомплектованию оборудованием медицинского учреждения,
- учитывая особый порядок оплаты товара, поставленного по государственному контракту (после проведения проверки документов Федеральным казначейством), нарушение сроков оплаты товара со стороны заказчика отсутствует,
- требование общества о взыскании штрафа удовлетворено необоснованно, поскольку заказчик не был уведомлен о готовности поставщика к отгрузке товара,
- поставщиком допущена просрочка исполнения обязательства по поставке товара, в связи с чем, ему начислена неустойка в соответствии с пунктом 6.4 контракта в сумме 1 252 238,02 руб.
Определение о принятии апелляционной жалобы к производству от 30.04.2020 опубликовано на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда в разделе "Картотека арбитражных дел" 01.05.2020 08:34:47 МСК, где лица, участвующие в деле, могли с ним ознакомиться. Определение о принятии апелляционной жалобы к производству выполнено в виде электронного документа, подписанного электронно-цифровой подписью, и считается направленным сторонам посредством его размещения в информационной-телекоммуникационной сети "Интернет".
От общества "ПиП-мебель" 30.04.2020 поступил отзыв на апелляционную жалобу с доказательством его направления заявителю. По мнению истца, обжалуемый судебный акт является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
28.05.2020 от общества "ПиП-мебель" поступили письменное обоснование позиции истца и ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя истца.
Перечисленные документы приобщены к материалам дела.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34, с учетом положения части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При проверке законности и обоснованности обжалуемого решения только в обжалуемой части судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Как следует из представленных материалов дела, между казенным учреждением "Управление капитального строительства" (заказчиком) и обществом "ПиП-мебель" (поставщиком) заключен государственный контракт N 561-02-18\Ф.2018.480938 от 09.10.2018 на поставку товара на строящийся объект "Реконструкция КГБУЗ "Краевая клиническая больница", г. Красноярск".
В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 контракта поставщик обязался поставить мебель металлическую для пищеблока (товар) на строящийся объект - КГБУЗ "Краевая клиническая больница", а заказчик обязался принять и оплатить товар в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом. Наименование, количество, технические характеристики, ассортимент, комплектация и цена товара указываются в спецификации -(приложение N 1 к контракту), которая является неотъемлемой частью контракта.
В обязательство поставщика по поставке товара входит упаковка, маркировка, погрузка, доставка, хранение, разгрузка, сборка, расстановка, крепление мебели в помещениях медицинского учреждения, а также подключение к инженерным сетям и ввод оборудования в эксплуатацию, утилизация упаковочного материала. Перечисленные действия составляют услуги поставщика (пункт 1.3 контракта).
Срок поставки товара составляет период со дня, следующего за днем заключения контракта до 30.10.2018 (пункт 1.5 контракта). В указанный срок должны быть оказаны и услуги по сборке, установке, монтажу и вводу товара в эксплуатацию.
Цена контракта составляет 21 863 605,68 руб. (пункт 2.1). Включает в себя стоимость самого товара, все таможенные сборы, налоги, иные обязательные платежи, упаковку, затраты по хранению, оформлению соответствующих документов, доставку до объекта, разгрузку, сборку, крепление в помещениях, подключение к инженерным сетям и ввод оборудования в эксплуатацию (при необходимости), утилизацию упаковочного материала, расходы на обслуживание товара в гарантийный срок, а также иные подобные расходы (пункт 2.2).
Пунктом 2.5 контракта предусмотрено, что оплата осуществляется в течение 30 дней после подписания заказчиком акта сдачи-приемки товара, (приложение N 2 к контракту).
Оплата за поставленный товар производится в пределах лимита финансирования 2018 года на основании подписанных сторонами актов сдачи-приемки товара, после проведения Казначейством России проверки документов на соответствие фактически выполненных работ данным раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, информации о структуре цены контракта в порядке, установленном Министерством финансов России и постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 N 1722 (пункт 2.6 контракта).
Оказание услуг по сборке, установке и монтажу товара осуществляется при наличии подготовленного помещения или места эксплуатации с учетом класса электробезопасности и иных требований безопасности в соответствии с технической и (или) эксплуатационной документацией производителя (изготовителя) товара и законодательством Российской Федерации и включает комплекс работ по расконсервации, установке, сборке и монтажу товара в соответствии с технической и (или) эксплуатационной документацией производителя (изготовителя) товара (пункт 3.3).
О поставке товара поставщик обязан известить заказчика путем направления письменного уведомления не менее чем за 5 календарных дней до момента его отгрузки с указанием точного времени и даты поставки, сборки, расстановки оборудования по факсимильной связи 8 (391) 211-43-82 или по электронной почте ukskray@mail.ruПоставщик обязан в письменном уведомлении указать ответственное лицо с его стороны, контактный телефон и адрес электронной почты (пункт 4.1 контракта).
Согласно пункту 4.2 поставщик осуществляет поставку после подтверждения срока отгрузки товара заказчиком, который направляет подтверждение о сроке отгрузки товара в течение 3 рабочих дней после получения уведомления от поставщика.
В пункте 4.3 Контракта Стороны предусмотрели, что Поставщик обязуется передать Заказчику Товар единовременно в срок, установленный пунктом 1.5. настоящего Контракта. Поставка Товара партиями (частями) по настоящему Контракту не допускается.
Доставка товара осуществляется на объект, расположенный по адресу: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, 3а (пункт 4.7 контракта).
Осмотр и приемка товара по количеству, качеству, ассортименту и комплектности производится заказчиком на объекте в течение 5 рабочих дней, после осуществления поставщиком сборки, расстановки, крепления, подключения, утилизации упаковочного материала (пункт 4.11).
Приемка товара по количеству, качеству, ассортименту и комплектности осуществляется после предъявления заказчику следующих документов:
- накладной (товарной или товарно-транспортной накладной) в 2 экземплярах,
* счета-фактуры в 1 экземпляре (при необходимости), либо универсального передаточного документа в 2 экземплярах,
* документа (копии распорядительного документа по организации или доверенности), подтверждающего полномочия лица на право подписания документов (при необходимости),
- документов, подтверждающих соответствие передаваемого товара нормативам безопасности и качества, или их копий, заверенных надлежащим образом (сертификат соответствия (декларация о соответствии), в случае если поставляемый товар подлежит обязательной сертификации (обязательному декларированию о соответствии), и/или другие документы качества в соответствии с требованиями законодательства),
* свидетельства государственной регистрации таможенного союза (СГР ТС, санитарно-эпидемиологическое заключение, санитарный сертификат, гигиенический сертификат) на товар, выданного Роспотребнадзором РФ, или его копии (если товар подлежит обязательной санитарно-эпидемиологической сертификации),
* паспорта (при наличии), инструкции по эксплуатации (руководство по эксплуатации) на товар на русском языке.
Датой поставки товара считается дата подписания сторонами акта сдачи-приемки товара, составленного по форме, установленной в приложении N 2 к контракту. Приемка по акту сдачи-приемки товара производится приемочной комиссией, которая состоит не менее чем из пяти человек. Акт сдачи-приемки товара подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается руководителем заказчика в течение 5 рабочих дней, либо направляется мотивированный отказ от его подписания в тот же срок (пункт 4.13).
В целях проверки поставленного товара на соответствие условиям контракта заказчик проводит его экспертизу, а также экспертизу выполненных работ, оказанных услуг. Такую экспертизу заказчик может провести самостоятельно либо с привлечением экспертов, иных экспертных организаций. Результаты экспертизы оформляются в виде заключения (пункт 4.14).
В пункте 4.15 предусмотрено, что в случае выявления несоответствия поставленного товара условиям контракта, заказчик в срок, указанный в пункте 4.13 (5 рабочих дней) письменно уведомляет об этом поставщика, с указанием на выявленные недостатки и несоответствия, и сроках их устранения. Поставщик обязан в установленный заказчиком срок устранить выявленные недостатки за свой счет.
В случае обнаружения недостатков товара поставщик обязуется их безвозмездно устранить или произвести замену товара на аналогичный не позднее, чем через 10 календарных дней с момента получения претензии от заказчика. В случае невозможности устранения недостатков в указанный срок заказчику предоставляется аналогичный товар на время устранения недостатков (пункт 5.4 контракта).
Согласно пункту 6.1 контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств стороны несут ответственность в соответствии с настоящим контрактом и действующим законодательством Российской Федерации, в размере, установленным положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042.
В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, поставщик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней) (пункт 6.3 контракта). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения заказчиком обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Пеня устанавливается в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств. Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042.
Общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств не может превышать цену контракта (пункт 6.3).
Пунктом 6.4 контракта предусмотрено, что в случае просрочки исполнения поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, заказчик направляет поставщику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения срока исполнения обязательства. Размер пеней определяется в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042, но не менее чем 1/300 действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком.
Государственный контракт подписан сторонами с дополнительными соглашениями:
- от 27.02.2018 N 1, которым стороны изменили наименование объекта по контракту "Реконструкция КГБУЗ "Краевая клиническая больница", г. Красноярск". Внесены сведения в банковские реквизиты общества "ПиП-мебель",
- от 06.08.2019 N 2. Стороны внесли изменения в спецификацию и приложение N 1 к спецификации, определив в качестве предмета поставки 38 объектов на общую сумму 1 863 605 руб. 68 коп. Стороны пришли к соглашению, что предложенный товар является улучшенным по параметрам, указанным в сравнительной таблице (приложение N 1 к дополнительному соглашению),
- от 26.08.2019 N 3, которым внесены изменения в пункт 2.1 контракта. Стороны установили, что его цена составляет 21 863 605 руб. 68 коп., НДС не облагается на основании п. 2 ст. 346.11 глава 26.2 НК РФ. Цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных контрактом и действующим законодательством. Источник финансирования: средства краевого и федерального бюджета. Лимит федерального бюджета на 2019 год составляет 18 763 980 руб. 32 коп. Лимит краевого бюджета на 2019 год составляет 3 099 625 руб. 36 коп. Внесены изменения в пункт 2.6 контракта. Оплата за поставленный товар, выполненные работы производится в пределах лимита финансирования на 2019 год на основании подписанных сторонами акта сдачи-приемки товара, после проведения Казначейством России проверки документов на соответствие фактически выполненных работ данным раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, информации о структуре цены государственного контракта в порядке, установленном Минфином России. Обязательства заказчика по оплате считаются исполненными с момента списания денежных средств с лицевого счета заказчика.
- от 17.12.2019 N 4. Стороны предусмотрели условие о том, что при исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком допускается поставка товара качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которого являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте, пункты 1.4 и 8.1 контракта. Руководствуясь заключением общества "Независимая экспертиза" от 14.11.2019 N 8/584и-19, письмом КГБУЗ "Краевая клиническая больница" от 19.09.2019 N 02-08/10350, стороны пришли к соглашению изложить спецификацию и приложение к спецификации в новой редакции.
Казенное учреждение в письме от 06.09.2018 N исх-5234/18 обратилось к обществу "ПиП-мебель" со ссылкой на заключенные государственные контракты N 253-02-18/Ф.2018.230738 от 02.05.2018, N 405-02-18/Ф.2018.371348 от 02.08.2018, N 407-02-18/Ф.2018.371352 от 02.08.2018 на поставку оборудования на строящийся объект "Реконструкция КГБУЗ "Краевая клиническая больница" г. Красноярск, в котором указало на отсутствие строительной готовности объекта для сборки, установки и ввода в эксплуатацию оборудования и предложило рассмотреть возможность заключения договора ответственного хранения по 31.12.2018 с размещением оборудования на складе поставщика с возможностью оперативной доставки оборудования в течение 5 календарных дней или на складе казенного учреждения.
23.11.2018 заказчик направил в адрес поставщика письмо N 6738/18/1 с требованием об уплате неустойки по контракту от 09.10.2018 N 561-02-18\Ф.2018.480938, указав на то, что по состоянию на 21.11.2018 поставка товара не произведена. За нарушение сроков поставки товара заказчиком начислена неустойка в размере 120 249 руб. 83 коп.
10.12.2018 казенное учреждение повторно направило обществу письмо N 7119/18 с требованием об уплате неустойки по контракту, ссылаясь на то, что по состоянию на 10.12.2018 товар на объект не поставлен. Размер неустойки за период с 31.10.2018 по 10.12.2018 составил 224 101 руб. 96 коп.
Общество "ПиП-мебель" в ответ на требование учреждения направило последнему письмо от 11.12.2018 N 414, в котором обратило внимание на ранее поступившее сообщение от заказчика об отсутствии строительной готовности объекта. Общество предложило отложить решение вопроса об уплате неустойки за просрочку поставки товара до момента ввода в эксплуатацию объекта "Реконструкция КГБУЗ "Краевая клиническая больница". Поставщик просил предоставить информацию о строительной готовности объекта для осуществления сборки, установки и ввода в эксплуатацию оборудования, а также определить точное время приемки товара, его сборки и расстановки.
Апелляционным судом установлено, что 14.12.2018 между казенным учреждением (поклажедателем) и обществом "ПиП-мебель" (хранителем) заключен договор ответственного хранения имущества, поставленного в рамках государственного контракта N 561-02-18\Ф.2018.480938 от 09.10.2018 на объект: "Реконструкция КГБУЗ "Краевая клиническая больница".
По условиям договора поклажедатель передает, а хранитель принимает на временное ответственное хранение имущество, указанное в приложении N 1 к договору. Хранение осуществляется безвозмездно (пункт 1.2).
14.12.2018 подписан акт приема-передачи имущества на хранение на общую сумму 21 863 605 руб. 68 коп. Хранение имущества осуществляется хранителем с момента его передачи поклажедателем хранителю до 31.03.2019 включительно (пункт 1.4).
Письмом от 14.01.2019 N исх-38/19 казенное учреждение уведомило поставщика о необходимости произвести сборку, расстановку, крепление в помещениях, подключение к инженерным сетям и ввод оборудования в эксплуатацию в срок до 20.02.2019.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в процессе исполнения государственного контракта у сторон возникли взаимные претензии относительно сроков выполнения ими обязательств.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя первоначальные и встречные исковые требования, пришел к выводу о наличии просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителя.
При вынесении обжалуемого судебного акта арбитражный суд руководствовался положением статей 314, 329, 330, 408, 525, 526, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения ввиду нижеследующего.
Рассматривая довод заявителя о необоснованности начисления поставщиком неустойки за просрочку оплаты товара, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Истцом представлен расчет неустойки:
21 863 605 руб. 68 коп. (стоимость товара) х 6% х 1/300 х 190 дней просрочки (с 27.02.2019 по 13.09.2019) = 823 977 руб. 02 коп.,
492 356 руб. 17 коп. х 6% х 1/300 х 104 дней просрочки (с 14.09.2019 по 26.12.2019) = 10 241 руб. 01 коп.
В качестве доказательства поставки товара на сумму 21 863 605 руб. 68 коп. обществом "ПиП-мебель" представлена товарная накладная от 23.01.2019 N 8 на передачу казенному учреждению товара на указанную сумму.
По договору хранения от 14.12.2018 казенное учреждение принято на хранение товар на общую сумму 21 863 605 руб. 68 коп. Ответчик факт получения товара не оспаривает.
Государственным контрактом предусмотрен определенный порядок приемки товара. Приемка товара по количеству, качеству, ассортименту и комплектности осуществляется заказчиком после представления поставщиком первичных документов (накладных, счетов-фактур, паспортов соответствия, сертификатов и т.д.).
Датой поставки считается дата подписания сторонами акта сдачи-приемки товара.
Акт сдачи-приемки товара к государственному контракту подписан без замечаний 02.09.2019 на сумму 21 371 249 руб. 51 коп.
12.09.2019 Управлением Федерального казначейства по Красноярскому краю составлена справка по результатам осмотра поставки товара (выполнения работ, оказания услуг).
Платежными поручениями N 138848 от 13.09.2019 на сумму 3 029 823 руб. 53 коп., N 138849 от 13.09.2019 на сумму 18 341 425 руб. 98 коп. заказчик перечислил обществу "ПиП-мебель" денежные средства по контракту N 561-02-18\Ф.2018.480938 от 09.10.2018. Всего перечислено 21 371 249 руб. 51 коп.
В письме от 19.09.2019 N 0208/10350 к ответчику КГБУЗ "Краевая клиническая больница" сообщила, что при приемке оборудования по государственному контракту N 561-02-18/Ф.2018.480938 от 09.10.2018 выявлены несоответствия поставленного оборудования условиям контракта:
- позиция N 1 (стол с ванной моечной) - не соответствие габаритных размеров;
- позиция N 9 (рукомойник) - не соответствие габаритных размеров.
С изменением габаритных размеров эксплуатационные функции остаются неизменными. КГБУЗ "Краевая клиническая больница" выразило согласие на приемку указанного товара.
08.10.2019 комиссией в составе представителей заказчика и поставщика составлен акт о поставке товара ненадлежащего качества, в соответствии с которым на основании государственного контракта от 09.10.2018 N 561-02-18/Ф.2018.480938 обнаружены следующие несоответствия требованиям качества:
1. стол с ванной моечной 3 шт. несоответствие размеров;
2. ванная моечная (котломоечная) (п.11) 3 шт. несоответствие размеров;
3. ванная моечная (котломоечная) (п.7) 3 шт. несоответствие размеров;
4. рукомойник (п.4) 11 шт. несоответствие размеров;
5. подтоварник 2 шт. некачественное исполнение сварных швов;
6. подтоварник 5 шт. некачественное исполнение сварных швов;
7. тележка для столовых приборов с нижней полкой из нержавеющей стали несоответствие размеров, отсутствие диспенсера для бумажных салфеток.
Представителем общества "ПиП-мебель" акт подписал без замечаний.
Обществом "Независимая экспертиза" подготовлено заключение эксперта от 12.11.2019 N 8/584и-19 по установлению соответствия поставляемого товара требованиям государственного контракта. Согласно экспертному заключению поставленная мебель металлическая для пищеблока соответствует требованиям государственного контракта N 561-02-18\Ф.2018.480938 от 09.10.2018.
26.12.2019 Управлением Федерального казначейства подготовлена справка по результатам осмотра поставки товара (выполнения работ, оказания услуг).
Обществу "ПиП-мебель" перечислены денежные средства по платежным поручениям от 26.12.2019 N 357784 в размере на 69 801 руб. 83 коп., от 26.12.2019 N 357785 в размере 422 554 руб. 34 коп. Всего на сумму 492 356,17 руб.
Материалами дела подтверждается тот факт, что общество "ПиП-мебель" после составления товарной накладной N 8 от 23.01.2019 уведомляло заказчика о готовности поставки товара, его сборке и расстановки (письмо от 05.02.2019). Обращалось с просьбой подтвердить срок отгрузки товара, предоставить сведения об ответственных за приемку товара лицах (письмо от 30.01.2019 N 34), о предоставлении корректного плана расстановки мебели (письмо N 58 от 14.02.2019), о необходимости приступить к приемке товара в соответствии с пунктами 4.12 - 4.14 контракта 18.02.2019 (письмо N 61 от 15.02.2019), о направлении документов, предусмотренных пунктом 4.12 контракта (письмо N 68 от 20.02.2019, вх. N 977/19 от 22.02.2019).
Обществом "ПиП-мебель" представлено письмо от 28.02.2019 N 86, в котором указано на то, что товар собран, подключен, требуется обеспечить его сохранность.
Возражая против требований о взыскании неустойки за просрочку оплаты товара, апеллянт ссылается на оплату товара в течение тридцати дней после подписания двухсторонних актов приемки товара от 02.09.2019, 23.12.2019 и проверки соответствия товара условиям государственного контракта Управлением Федерального казначейства по Красноярскому краю. Данный довод отклоняется апелляционным судом.
По общему правилу, предусмотренному пунктом 1 статьи 314, пунктом 1 статьи 408 Гражданского кодекса Российской Федерации, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день, а надлежащее исполнение прекращает обязательство.
В пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении", указано о возможности исчисления срока исполнения обязательства на основании пункта 1 статьи 314 ГК РФ, статьи 327.1 ГК РФ, в том числе с момента исполнения обязанностей другой стороной, совершения ею определенных действий или с момента наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором.
Условия контракта подлежат толкованию таким образом, чтобы не позволить какой-либо его стороне извлекать преимущество из ее незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ). Толкование договора не должно приводить к такому пониманию условия договора, которое стороны с очевидностью не могли иметь в виду (пункт 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора").
Условие контракта, определяющее дату поставки товара как дату подписания заказчиком акта сдачи-приемки товара, не должно ставить в зависимость от усмотрения заказчика срок подписания такого акта.
Право заказчика осуществлять приемку товара в течение установленного контрактом срока не отменяет право поставщика предъявить к приемке результат работ (оказанных услуг) по сборке, расстановке, креплению, подключению к инженерным сетям и вводу в эксплуатацию, а также получить оплату за товар надлежащего качества в установленные контрактом сроки.
Таким образом, действия заказчика по уклонению от приемки товара в сроки, установленные контрактом, не влекут за собой изменение сроков начала приемки товара, а также сроков оплаты товара по усмотрению заказчика, несвоевременно приступившего к приемке товара и оказанных услуг. Равным образом не может быть изменен срок оплаты товара по усмотрению заказчика путем несвоевременного предъявления к проверке на соответствие товара условиям государственного контракта органам Казначейства России.
На основании изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о том, что тридцатидневный срок оплаты товара, установленный пунктом 2.5 контракта, истек 12.04.2019.
22.02.2019 заказчиком от поставщика получены документы, необходимые для приемки товара по пункту 4.11 контракта, после указанной даты исчисляется пять рабочих дней на приемку заказчиком товара по пункту 4.11 контракта, пять рабочих дней на составление и утверждение акта сдачи-приемки по пункту 4.13 контракта и 30 дней на оплату товара по пункту 2.5 контракта), т.е. товар должен быть оплачен не позднее 12.04.2019), с 13.04.2019 подлежит начислению неустойка за просрочку оплаты заказчиком товара.
Как следует из материалов дела, по состоянию на 12.04.2019 поставщик исполнил обязательства по поставке товара соответствующего условиям контракта на сумму 21 371 249 руб. 40 коп.
В отношении товара на сумму 492 356 руб. 17 коп., поставленного и несоответствующего условиям контракта нарушение сроков оплаты товара не установлено, поскольку с даты составления указанного заключения экспертизы до даты оплаты товара (26.12.2019) предусмотренные контрактом сроки на приемку и оплату товара соблюдены заказчиком.
Тем самым период просрочки оплаты товара составляет с 13.04.2019 по 13.09.2019, за указанный период подлежат начислению пени за просрочку оплаты товара исходя из следующего расчета:
21 371 249 руб. 40 коп. х 6% /300 х 154 дней = 658 234 руб. 48 коп.
В указанной части сумма требования общества "ПиП-мебель" обоснованно взыскана с казенного учреждения.
В свою очередь заказчик обратился в арбитражный суд со встречным иском о взыскании с поставщика неустойки по государственному контракту от 09.10.2018 N 561-02-18/Ф.2018.480938 за период с 31.10.2018 по 23.01.2019 и с 01.04.2019 по 30.08.2019 в размере 1 252 238 руб. 02 коп.
Согласно пункту 6 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
В силу положений статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором. Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (статья 330 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Неустойка как способ обеспечения обязательства должна компенсировать кредитору расходы или уменьшить неблагоприятные последствия, возникшие вследствие ненадлежащего исполнения должником своего обязательства перед кредитором.
Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается наряду с иными принципами на принципе ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд (статьи 6, 12 Закона о контрактной системе). Это обеспечивается помимо прочего установлением гражданско-правовой ответственности исполнителей услуг.
Пунктом 6.4 контракта предусмотрено, что в случае просрочки исполнения Поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Заказчик направляет Поставщику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Поставщиком.
Пунктом 1.5 Контракта срок поставки определен периодом времени со дня, следующего за днем заключения Контракта, до 30.10.2018.
Казенное учреждение заявило о взыскании с общества "ПиП-мебель" пеней за просрочку поставки товара за период с 31.10.2018 по 23.01.2019 (по дату составления товарной накладной на поставку товара), с 01.04.2019 (с даты, следующей за днем окончания срока ответственного хранения товара по договору хранения от 14.12.2018) по 30.08.2019.
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о необоснованном начислении заказчиком поставщику пени за период с 31.10.2018 по 23.01.2019.
В соответствии с пунктом 1 статьи 406 Гражданского кодекса Российской Федерации кредитор считается просрочившим, если он отказался принять предложенное должником надлежащее исполнение или не совершил действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев делового оборота или из существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства.
Соответственно, должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.
В соответствии с пунктом 3.3 контракта оказание услуг по сборке, установке и монтажу товара осуществляется при наличии подготовленного помещения или места эксплуатации с учетом класса электробезопасности и иных требований безопасности в соответствии с технической и (или) эксплуатационной документацией производителя (изготовителя) товара и законодательством Российской Федерации.
В пункте 10 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, разъяснено, что при не совершении заказчиком действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или существа обязательства, до совершения которых исполнитель государственного (муниципального) контракта не мог исполнить своего обязательства, исполнитель не считается просрочившим, а сроки исполнения обязательств по государственному (муниципальному) контракту продлеваются на соответствующий период просрочки заказчика.
Судебной коллегией из писем заказчика от 27.03.2019 N 121, от 10.04.2019 N 1404/19, от 16.04.2019 N 01 -326 следует, что по состоянию на 30.10.2018 (на согласованную дату поставки товара по условиям контракта), а также по состоянию на 23.01.2019 (дата составления товарной накладной) отсутствовала строительная готовность объекта. Отсутствие строительной готовности объекта не оспаривается заказчиком.
При отсутствии строительной готовности объекта, на котором поставщик обязан оказать услуги по сборке, расстановке, креплению и подключению к инженерным сетям товара, поставщик не может являться просрочившим. Следовательно, требование казенного учреждения о взыскании с общества "ПиП-мебель" пени за период с 31.10.2018 по 23.01.2019 является неправомерным.
Заказчиком начислены пени за период с 01.04.2019 по 30.08.2019 на сумму контракта 21 863 605 руб. 68 коп.
Вместе с тем, материалами дела подтверждается ненадлежащее исполнение обязательств со стороны поставщика только в отношении товара на сумму 492 356 руб.
17 коп. С учетом данного обстоятельства, требования заказчика о взыскании пени подлежат удовлетворению в части на сумму 14 967 руб. 63 коп.:
492 356 руб. 17 коп. х 6% / 300 х 152 дня (с 01.04.2019 по 30.08.2019).
Обжалуемый судебный акт принят судом первой инстанции при правильном применении норм права, с учетом конкретных обстоятельств дела, оснований для его отмены не имеется. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу настоящей апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 11 марта 2020 года по делу N А33-17583/2019 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.В. Макарцев |
Судьи |
Н.Н. Белан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-17583/2019
Истец: ООО "ПИП-МЕБЕЛЬ"
Ответчик: краевое государственное казенное учреждение "Управление капитального строительства"
Третье лицо: Кузиков Александр Юрьевич
Хронология рассмотрения дела:
20.07.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3617/2021
29.04.2021 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-1385/2021
28.09.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3993/20
01.06.2020 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-2385/20
11.03.2020 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-17583/19