Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 августа 2020 г. N Ф07-9053/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
01 июня 2020 г. |
Дело N А44-6767/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 01 июня 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Черединой Н.В. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Даниловой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Агромет" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 10 февраля 2020 года по делу N А44-6767/2019,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Агромет" (ИНН 5311000080, ОГРН 1025301587376, адрес: 174330, Новгородская область, Окуловский район, поселок Боровёнка, улица Калинина, дом 97а; далее - ЗАО "Агромет", общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с исковым заявлением к администрации Окуловского муниципального района (ИНН 5311000549, ОГРН 1025301588070, адрес: 174350, Новгородская область, город Окуловка, улица Кирова, дом 6; далее - администрация) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи земельного участка от 20.06.2018 N 19, предметом которого является находящийся в муниципальной собственности земельный участок с кадастровым номером 53:12:0536087:50, площадью 12 717 кв. м, расположенный по адресу: Новгородская область, Окуловский район, Боровенское сельское поселение, п. Боровенка, ул.Калинина, д. 97а. В исковом заявлении истец просит изложить пункт 3.1 договора от 20.06.2018 N 19 в следующей редакции: "Выкупная стоимость земельного участка, без учета расходов на продажу участка, составляет 40 425 (сорок тысяч четыреста двадцать пять) руб.".
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 10.02.2020 по настоящему делу суд урегулировал разногласия, возникшие между ЗАО "Агромет" и администрацией при заключении договора купли-продажи земельного участка от 20.06.2018 N 19, утвердив пункт 3.1 договора в редакции, изложенной в проекте договора, а именно: "3.1 Выкупная стоимость земельного участка, без учета расходов на продажу участка, составляет 323 400 руб., согласно акту расчета выкупной стоимости земельного участка.". В утверждении пункта 3.1 договора в редакции, указанной ЗАО "Агромет", отказать.
Ответчик с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального права.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу с доводами, в ней изложенными, не согласился, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, совместное межхозяйственное предприятие "Агромет" реорганизовано в акционерное общество "Агромет" (в настоящее время ЗАО "Агромет"). Согласно плану приватизации СМП "Агромет", утвержденному решением Комитета по управлению госимуществом Новгородской области и выданному 24.12.1992, в собственность общества перешло следующее недвижимое имущество: нежилое здание с кадастровым номером 53:12:0101108:26 площадью 4,3 кв. м, нежилое здание с кадастровым номером 53:12:0101108:28 площадью 255,9 кв. м и нежилое здание с кадастровым номером 53:12:0453001:461 площадью 46.1 кв. м (т. 1, л. 21, 22, 68-73).
Указанные объекты недвижимости расположены по адресу: Новгородская обл., Окуловский р-он, с/п Боровенковское, п. Боровенка, ул.Калинина 97а, на земельном участке с кадастровым номером 53:12:0536087:50. Указанный земельный участок был передан в постоянное бессрочное пользование СМП "Агромет" на основании Акта на право собственности на землю, пожизненно наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей от 11.03.1993 N 794, выданного Администрацией Окуловского района, о чем имеется отметка в Едином государственном реестре недвижимости, в разделе "особые отметки" (т. 2, л. 39-69). Согласно упомянутому акту в бессрочное пользование СМП "Агромет" было предоставлено 5,7469 га (т. 1, л. 33-36).
В настоящее время земельный участок с кадастровым номером 53:12:0536087:50 имеет площадь 12 717 +/- 79 кв.м, в его пределах, помимо вышеупомянутых объектов недвижимости с кадастровыми номерами: 53:12:0101108:26, 53:12:0101108:28 и 53:12:0453001:461, также расположены: нежилое здание с кадастровым номером 53:12:0101108:27 площадью 447,5 кв. м, введенное в эксплуатацию 29.03.1993 на основании акта государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта, а также нежилое здание с кадастровым номером 53:12:0453001:365 площадью 447,5 кв. м, приобретенное обществом у ОАО "Окуловкаагропромэнерго" по договору купли-продажи от 02.03.1998, право собственности на которое установлено решением Арбитражного суда Новгородской области от 11.04.2001 по делу N А44-518/01-С5 (т. 1, л. 21, 22, 77-79).
Истец 29.05.2018 обратился в адрес ответчика с заявлением о предоставлении в собственность за плату вышеуказанного земельного участка в порядке пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Ответчик, рассмотрев указанное заявление, направил в адрес истца проект договора купли-продажи земельного участка от 20.06.2018 N 19, в пункте 3.1 которого определена стоимость земельного участка - 323 400 руб. Согласно акту расчета выкупной стоимости земельного участка от 20.06.2018 выкупная стоимость участка равная 323 400 руб. определена администрацией в размере 20% от кадастровой стоимости земельного участка (1 617 000 руб.)
При заключении вышеуказанного договора купли-продажи между сторонами возникли разногласия по вопросу определения продажной стоимости земельного участка, которые не удалось урегулировать в досудебном порядке, что явилось основанием для передачи обществом спора об урегулировании разногласий на рассмотрение суда.
Суд первой инстанции урегулировал разногласия сторон при заключении спорного договора, изложив пункт 3.1 спорного в редакции, приведенной выше в настоящем постановлении. При этом суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной (пункт 2 статьи 432 ГК РФ).
Акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии, акцепт должен быть полным и безоговорочным (пункт 1 статьи 438 ГК РФ). Ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, не является акцептом (статья 443 ГК РФ).
Согласно статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Пунктом 2 статьи 445 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с названным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В силу статьи 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 названного Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
С 01.03.2015 предоставление земельного участка в собственность за плату собственнику расположенного на нем объекта недвижимости без проведения торгов осуществляется в порядке, предусмотренном подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3, пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ предусмотрено исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду гражданами, юридическими лицами, являющимися собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Как следует из подпункта 2 пункта 2 статьи 39.4 ЗК РФ при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
На территории Новгородской области действует постановление Правительства Новгородской области от 04.12.2015 N 479 "Об утверждении Порядка определения цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Новгородской области или государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемых без проведения торгов на территории Новгородской области" (далее - Порядок N 479).
В пункте 2.7 Порядка N 479 определено, что цена продажи земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам, за исключением лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 ЗК РФ, определяется в размере 20 % кадастровой стоимости таких земельных участков.
До 01.03.2015 действовала редакция пункта 1 статьи 36 ЗК РФ, в которой было установлено исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков для граждан и юридических лиц - собственников зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пунктов 5 и 6 названной статьи 36 ЗК РФ, правоотношения по предоставлению в собственность земельного участка собственнику расположенного на нем объекта недвижимости возникают в связи с подачей этим лицом соответствующего заявления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) до 01.07.2012 в соответствии с настоящим пунктом осуществлялась продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения;
юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливалась субъектами Российской Федерации в пределах:
двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
При этом пунктом 1 статьи 3 Закона N 137-ФЗ предусматривалось, что права на землю, не предусмотренные ЗК РФ, подлежат переоформлению со дня введения в действие ЗК РФ. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие ЗК РФ, сохраняется.
Юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 ЗК РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами, установленными главой V.1 ЗК РФ (пункт 2 статьи 3 Закон N 137-ФЗ).
В силу положений пункта 2.2 статьи 3 Закон N 137-ФЗ (введенных в действие Федеральным законом от 18.07.2011 N 214-ФЗ) собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу ЗК РФ.
С 01.07.2012 собственники зданий, строений, сооружений приобретают в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки по цене, установленной по правилам и в порядке, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, в том числе, в случае, если в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 01.07.2012 в отношении таких земельных участков осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды.
С учетом вышеприведенных норм действующего законодательства суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что определяющим критерием применения льготных цен при выкупе земельных участков, собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, является факт обращения собственника недвижимого имущества с надлежащим заявлением о выкупе земельного участка до 01.07.2012 либо в случае, если до 01.07.2012 в отношении таких земельных участков осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды.
Кроме того, с учетом положений абзаца 2 пункта 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ определяющим критерием применения льготных цен при выкупе указанных в данном пункте земельных участков является факт отчуждения здания, строения, сооружения из государственной или муниципальной собственности, на что и ссылается податель жалобы.
Вместе с тем, согласно пунктам 5, 6, 7 статьи 36 ЗК РФ правоотношения по предоставлению земельного участка в собственность собственнику расположенного на нем объекта недвижимости возникает в связи с подачей этим лицом соответствующего заявления. При этом к заявлению должны быть приложены необходимые для принятия компетентным органом решения документы, в частности кадастровая карта (план) земельного участка либо заявление о ее изготовлении. Наличие заявления и кадастрового паспорта земельного участка, который позволяет индивидуализировать земельный участок как объект гражданских прав, дает основания и обязывает компетентный орган направить заинтересованному лицу проект договора купли-продажи земельного участка с определением в нем его цены.
Таким образом, выкупная цена земельного участка подлежит определению на момент подачи заинтересованным лицом заявления с приложением к нему необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 36 ЗК РФ.
Общество в суде первой и апелляционной инстанции сослалось на свои обращения в адрес администрации с заявлениями о предоставлении в собственность спорного земельного участка от 11.06.2003 N 84 и от 19.08.2003 N 135. Однако, как верно указано судом первой инстанции, на дату рассмотрения дела в суде сроки рассмотрения указанных заявлений и обжалования соответствующих бездействий уполномоченных органов истекли, соответственно проверить обоснованность действий (бездействий) ответчика в процессе рассмотрения указанных заявок истца не представляется возможным, поскольку по прошествии 15 лет с момента их подачи результаты их рассмотрения не сохранились в архивах администрации.
При этом судом первой инстанции обоснованно учтено то, что указанные заявления от 11.06.2003 N 84 и от 19.08.2003 N 135 не содержат сведений о прилагаемых к ним документах. В нарушение положений пунктов 5 и 7 статьи 36 ЗК РФ в заявлениях информации о предоставлении обществом кадастровой карты (плана) либо иных документов, содержащих сведения о местоположении земельного участка, не содержится.
Вместе с тем в заявлении общества от 11.06.2003 N 84 указано, что причиной не выдачи документов являются претензии ООО "Рашутино-лес" на часть земельного участка общества и соответственно отсутствие подписи представителя данного предприятия в акте согласования границ земельного участка. В материалах дела отсутствуют какие-либо документы о том, каким образом и в какой момент указанные разногласия были разрешены и каким образом администрация поставлена в известность о решении данной проблемы.
Федеральным законом от 24.07.2007 N 212-ФЗ пункт 5 статьи 36 ЗК РФ был дополнен абзацем следующего содержания: "Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем".
На основании указанной правовой нормы Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N 370 был утвержден перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения.
Помимо заявлений от 11.06.2003 N 84 и от 19.08.2003 N 135 в материалы дела истцом не представлено ни одного документа в подтверждение его обращения в период до 01.07.2012 в исполнительный орган местного самоуправления с надлежащим заявлением о выкупе земельного участка.
Как верно указано судом первой инстанции, письмо администрации Боровенковского сельского поселения от 27.01.2020 N 80 "О предоставлении информации" таким доказательством не является, поскольку в нем говорится только о том, что истец обращался в Администрацию Боровенковского сельского поселения за содействием в выкупе земельного участка, в чем выражалось данное содействие: в сборе документов, даче разъяснений либо в ином, в письме не указано, равно как не указано, по каким причинам заявки общества не были удовлетворены.
Кроме того, из указанного письма следует, что все обращения общества за содействием имели место только до 2008 года.
С учетом представленных в материалы дела документов и пояснений суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в период с 2003 года (либо с 2008 года) общество, по сути, утратило интерес к приобретению в собственность спорного земельного участка, а проявление действительной воли истца было выражено только в последней заявке от 29.05.2018.
Указанные обстоятельства подтверждаются, в том числе, показаниями свидетеля - Мурашевой Тамары Ивановны, которая пояснила, что, поскольку с 01.01.2009 в отношении спорного земельного участка была пересчитана его кадастровая стоимость, которая значительно увеличилась, покупка участка стала невыгодной для общества даже на льготных условиях.
Однако, результаты кадастровой оценки, утвержденные постановлением Администрации Новгородской области от 30.12.2008 N 497, оспорены не были.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 20 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018), если лицо в целях приобретения земельного участка в собственность неоднократно подавало заявки о его выкупе, то при определении цены выкупаемого имущества необходимо исходить из наличия по ним единой воли и интереса в заключении договора купли-продажи, поведении лица в достижении по ним результата.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции, пришел к правомерному выводу о том, что разногласия, возникшие между сторонами при заключении договора купли-продажи земельного участка от 20.06.2018 N 19, урегулированию путем принятия спорных пунктов в редакции общества, не подлежат. В связи с изложенным, суд первой инстанции посчитал возможным урегулировать возникшие у сторон разногласия при заключении указанного договора, приняв предложенную администрацией редакцию пункта 3.1 договора.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с этим изложенные в жалобе аргументы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Поскольку материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 10 февраля 2020 года по делу N А44-6767/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Агромет" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
Н.В. Чередина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-6767/2019
Истец: ЗАО "Агромед"
Ответчик: Администрация Окуловского муниципального района
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области, ФГБУ Филиал "ФКП Росреестра по Новгородской области"
Хронология рассмотрения дела:
23.04.2021 Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда России N 307-ЭС21-6022
25.08.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9053/20
01.06.2020 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2334/20
10.02.2020 Решение Арбитражного суда Новгородской области N А44-6767/19