г. Санкт-Петербург |
|
01 июня 2020 г. |
Дело N А21-6148/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Семеновой А.Б., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.,
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (должника): не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4889/2020) Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.10.2019 по делу N А21-6148/2019 (судья Д.В. Широченко), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МКД Сервис"
к Министерству природных ресурсов и экологии Калининградской области
о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "МКД Сервис" (ИНН 3906204785, ОГРН 1093925002423) (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Калининградской области (ИНН 3906976260, ОГРН 1153926037165) (далее - Министерство) о признании незаконным и отмене вынесенного Министерством в отношении Общества постановления от 11.04.2019 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 173/2019.
Решением от 21.10.2019 Арбитражный суд Калининградской области признал незаконным и отменил постановление Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 11.04.2019 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 173/2019.
В апелляционной жалобе Министерство просит решение суда от 21.10.2019 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. Министерство полагает ошибочными выводы суда об отсутствии в действиях заявителя состава и события вмененного правонарушения.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, уполномоченным сотрудником Министерства установлено, что в период с 04.02.2019 по 11.02.2019 на территории в районе места для сбора твердых коммунальных отходов (ТКО) и возле нее, расположенной на основной территории дома N 98 по ул. 9 Апреля в городе Калининграде, имеются бытовые отходы, периодичность уборки не осуществляется.
По данному факту Министерство составило в отношении заявителя протокол от 01.03.2019 N 173/2019 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого установлена абзацем вторым части 1 статьи 73 Закона Калининградской области от 12.05.2008 N 244 "Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях".
11.04.2019 Министерство в отношении Общества вынесло постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 173/2019, которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем вторым части 1 статьи 73.1 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде 40 000 рублей штрафа.
Не согласившись с вынесенным постановлением от 11.04.2019 N 173/2019, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях Общества события и состава вмененного нарушения, поскольку приобретение контейнеров (бункеров) для накопления ТКО, их ремонт, а также текущая уборка мест погрузки ТКО, возложены именно на регионального оператора, а не на заявителя, в связи с чем заявление удовлетворил.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Министерства в связи со следующим.
Абзацем вторым части 1 статьи 73 КоАП КО установлена административная ответственность за нарушение требований по обеспечению и повышению комфортности условий проживания граждан, поддержанию и улучшению эстетического состояния территории муниципальных образований Калининградской области, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, не влекущее нарушения экологических, санитарно-эпидемиологических требований, требований технической эксплуатации жилищного фонда, установленных законодательством Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленной правилами благоустройства территории поселений (городских округов) периодичности проведения работ по уборке территории лицами, ответственными за осуществление соответствующих работ.
Как следует из материалов дела, оспариваемым постановлением Обществу вменено нарушение требований пунктов 2.9, 2.9.2, 3.6.1, 3.6.2, 4.2, 4.2.1, 4.2.2 Правил благоустройства территории городского округа "Город Калининград", утвержденных решением городского Совета депутатов городского округа "Город Калининград" от 20.05.2015 N 161, в связи с тем, что Общество в нарушение требований по обеспечению и повышению комфортности условий проживания граждан, поддержанию и улучшению эстетического состояния территории городского округа, являясь ответственным за осуществление работ по уборке территории места накопления и сбора ТКО в районе дома N 98 по ул. 9 Апреля в городе Калининграде, своевременно не обеспечило надлежащее санитарное состояние места сбора ТКО - территория контейнерной площадки сильно захламлена бытовыми отходами в виде навалов мусора.
Как видно из фототаблиц по делу об административном правонарушении N 173/2019 на контейнерной площадке имеются крупногабаритные отходы; такая площадка предназначена именно для складирования крупногабаритных отходов.
Согласно статье 24.6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с пунктом 2 которых контейнерной площадкой понимается место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Пунктом 4 Правил установлено, что обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
При этом потребителем понимается собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 2 Правил).
Региональный оператор обязан принимать ТКО в объеме и месте, которые определены в соответствующем договоре, обеспечить транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение принятых ТКО в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязан осуществлять складирование ТКО в местах их накопления, определенных в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО согласно территориальной схеме обращения с отходами.
Общество является управляющей организацией по управлению многоквартирным домом N 98 по ул. 9 Апреля в городе Калининграде.
До 01.01.2019 вывоз ТКО, образующихся в результате жизнедеятельности граждан, осуществляло Общество.
Контейнер для сбора ТКО по указанному адресу установлен 01.01.2019 региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами государственным предприятием Калининградской области "Единая система обращения с отходами".
С 01.01.2019 в обязанность Общества входит складирование ТКО в специально отведенных для этого местах, а сбор и вывоз ТКО обязан осуществлять именно региональный оператор.
В данном случае ТКО (крупногабаритные отходы) размещены в специально отведенном для этого месте - обустроенной для такого складирования площадке.
Доказательств, подтверждающих захламление придомовой территории, Министерством не представлено.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с пунктом 2 которых контейнерной площадкой понимается место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Пунктом 4 Правил установлено, что обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
При этом потребителем понимается собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 2 Правил).
Из содержания упомянутых Правил следует, что региональный оператор обязан принимать ТКО в объеме и месте, которые определены в соответствующем договоре, обеспечить транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение принятых ТКО в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязан осуществлять складирование ТКО в местах их накопления, определенных в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО согласно территориальной схеме обращения с отходами.
Сторонами не оспаривается, что Общество является управляющей организацией по управлению многоквартирным домом N 98 по ул. 9 Апреля в городе Калининграде. До 01 января 2019 года вывоз ТКО, образующихся в результате жизнедеятельности граждан, осуществляло общество.
Контейнер для сбора ТКО по указанному адресу был установлен 01 января 2019 года региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами государственным предприятием Калининградской области "Единая система обращения с отходами" (далее - региональный оператор).
Поскольку с 01.01.2019 в обязанность Общества входит складирование ТКО в специально отведенных для этого местах, а сбор и вывоз ТКО обязан осуществлять именно региональный оператор.
В данном случае ТКО (крупногабаритные отходы) размещены в специально отведенном для этого месте - обустроенной для такого складирования площадке. Доказательств, подтверждающих захламление придомовой территории, в материалах дела не имеется.
Судом установлено, что Общество неоднократно обращалось к региональному оператору по вопросу необходимости осуществлять сбор ТКО не только из контейнеров, но и с площадок, предназначенных для складирования крупногабаритных отходов. По неизвестным причинам региональный оператор не производил сбор ТКО (крупногабаритных отходов) из специально оборудованных для этого местах.
Поскольку с 01.01.2019 вступили в силу изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, то услугу по вывозу ТКО собственникам МКД оказывает именно региональный оператор, но не Общество.
На основании части 15.1 статьи 161 ЖК РФ региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами отвечает за оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начиная от места накопления твердых коммунальных отходов, если иное не установлено договором.
Таким местом и является контейнерная площадка, расположенная на территории МКД.
Согласно статье 8 Закона N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Пунктами 4 и 5 Правил установлено, что обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом 1(1) настоящих Правил.
Обязанность по содержанию контейнерных площадок, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества МКД, несут собственники помещений в таком доме, а бремя содержания контейнерных площадок, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки.
Следовательно, на собственников земельных участков, на которых размещены контейнерные площадки для накопления ТКО, возложена обязанность только по содержанию таких площадок, а не обязанность по приобретению контейнеров для сбора ТКО.
Согласно пункту 13 (1) Правил именно региональный оператор ежегодно, не позднее 25 декабря года, предшествующего году фактического размещения контейнеров и бункеров, направляет в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, сведения о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема и о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, на которых планируется разместить такие контейнеры и бункеры.
Принимая во внимание положения пункта 90 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года N 484), суд отмечает, что приобретение контейнеров (бункеров) для накопления ТКО, их ремонт, а также текущая уборка мест погрузки ТКО, возложены на регионального оператора, являются его прямой обязанностью и должны осуществляться исключительно за счет утвержденного тарифа.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что все обязательства Общества в сфере обращения с ТКО утратили силу с 01.01.2019.
Поскольку в действиях (бездействии) заявителя отсутствуют событие и состав вмененного нарушения, что в силу части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об АП, суд первой инстанции обосновано признал незаконным и отменил вынесенное Министерством постановление.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.10.2019 по делу N А21-6148/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-6148/2019
Истец: ООО "МКД Сервис"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области
Хронология рассмотрения дела:
01.06.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-4889/20
30.01.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-17892/19
21.10.2019 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-6148/19
16.09.2019 Определение Арбитражного суда Калининградской области N А21-6148/19