г. Саратов |
|
02 июня 2020 г. |
Дело N А12-46180/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июня 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Землянниковой В.В., Комнатной Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лапкиной К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эксплуатационная компания "Мастер Дом"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28 февраля 2020 года по делу N А12-46180/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Эксплуатационная компания "Мастер Дом" (400120, г. Волгоград, ул. Моздокская, д. 5, кв. 7, ОГРН 1183443007802, ИНН 3460073229)
к управлению "Жилищная инспекция Волгограда" администрации Волгограда (400074, г. Волгоград, ул. Козловская, 39А), администрации Волгограда (400066, г. Волгоград, ул. им. Володарского, д. 5, ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139)
о признании недействительным ненормативного акта,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "ЭК "Мастер Дом" (далее - ООО "ЭК "Мастер Дом", общество, заявитель) с заявлением о признании незаконным предписания управления "Жилищная инспекция Волгограда" администрации Волгограда (далее - административный орган, управление) от 28.11.2019 N 4738-р-1 об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Решением суда первой инстанции от 28 февраля 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "ЭК "Мастер Дом" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 28.11.2019 N 4738-р управлением проведена внеплановая выездная проверка ООО "ЭК "Мастер Дом", по результатам которой составлен акт от 28.11.2019 N 4738-р.
В ходе проверки административным органом установлено нарушение обществом пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества), пунктов 4.2.1.1, 4.2.1.3, 4.2.3.2, 4.2.3.4, 4.1.6, 4.1.7, 4.6.1.1, 4.6.1.2, 4.6.1.3, 4.6.1.25, 4.6.3.6, 4.10.3.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - ПиН технической эксплуатации жилищного фонда).
Административным органом установлено, что техническое состояние фасада многоквартирного дома по адресу: г. Волгоград, ул. Семигорская, д. 9, ненадлежащее, на поверхности стен по периметру здания наблюдаются многочисленные диагональные и вертикальные трещины, переходящие в цокольную часть здания, участки расслоения кирпичной кладки и выветривание раствора в швах кирпичной кладки стен, крошение стенового материала в рядах кладки наружных стен; на цокольной части здания наблюдаются трещины, места разрушения штукатурного слоя; отмостка по периметру здания имеет значительные участки разрушения, провалы, местами наблюдается отсутствие отдельных участков отмостки, контруклон, в местах сопряжения отмостки и цоколя имеется щель по всему периметру здания, на отмостки местами - кустарник, грунт; в подъезде N 1, а также в квартирах N 7, N 8 выявлены затечные следы, свидетельствующие о факте протечки кровли, исправное состояние кровли не обеспечено, имеется недостаточный напуск друг на друга листов шифера и ослабление крепления элементов кровель к обрешетке, со стороны чердачного помещения на кровельном покрытии наблюдаются щели и просветы между листами шифера, загнивание стропильных ног, слуховые окна не оборудованы жалюзийными решетками.
28.11.2019 административным органом ООО "ЭК "Мастер Дом" выдано предписание N 4738-Р-1 об устранении выявленных нарушений, согласно которому обществу надлежит в срок до 01.06.2019 в целях обеспечения безопасности для жизни и здоровья граждан и предупреждению дальнейшего развития деформация на фасаде установить контрольные маяки, организовать наблюдение с регистрацией результатов в определенные промежутки времени в специальный журнал, в случае появления динамики развития трещин, принять меры по обеспечению безопасности людей, провести обследование технического состояния фасада в местах образования трещин с привлечением специализированной организации, составить заключение о пригодности к эксплуатации, а также о мерах, необходимых для предотвращения деформации, в случае стабилизации трещит выполнить работы по заделке трещин и привести фасад многоквартирного дома в надлежащее техническое состояние (пункт 1); с целью благоприятного и безопасного проживания граждан привести цоколь многоквартирного дома в надлежащее техническое состояние (пункт 2); с целью благоприятного и безопасного проживания граждан привести отмостку по периметру многоквартирного дома в надлежащее техническое состояние (пункт 3); с целью благоприятного и безопасного проживания граждан привести крышу многоквартирного дома в надлежащее техническое состояние (пункт 4).
Общество, полагая, что выданное администрацией предписание от 28.11.2019 N 4738-Р-1 является незаконным и нарушает его права и законные интересы, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции верными.
Как следует из материалов дела, 14.09.2018 между ООО "ЭК "Мастер Дом" и Леоновой Н.П., действующей от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляющих непосредственное управление, оформленного протоколом от 14.09.2018, заключен договор оказания услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества многоквартирного дома по адресу: г. Волгоград, ул. Семигорская, д. 9.
По условиям указанного договора ООО "ЭК "Мастер Дом" приняло на себя обязательства выполнять работы и предоставлять услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирном дома в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами изменения размера платы за содержание ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Частью 1.1. статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращение с твердыми коммунальными отходами, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Подпунктом "в" пункта 2 Правил содержания общего предусмотрено, что в состав общего имущества включаются, в том числе, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
Согласно подпунктам "а", "б" и "г" пункта 10 Правил содержания общего имущества общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Подпунктом "а" пункта 16 Правил содержания общего имущества определено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений: путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом пунктом 42 Правил содержания общего имущества установлено, что лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, также как и управляющие организации, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
В соответствии с пунктом 11(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" перечень и Правила, утвержденные указанным постановлением, применяются к правоотношениям, вытекающим из договоров управления многоквартирным домом и договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме и возникшим после дня вступления в силу настоящего постановления.
Таким образом, требования Минимального перечня услуг и работ являются обязательными для организаций, осуществляющих деятельностью по обслуживанию общего имущества в многоквартирных домах на основании договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 9 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства от 03.04.2013 N 290, установлено, что к видам работ, выполняемым в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов, относятся выявление нарушений и эксплуатационных качеств несущих конструкций, гидроизоляции, элементов металлических ограждений на балконах, лоджиях и козырьках (абзац четвертый); контроль состояния и восстановление или замена отдельных элементов крылец и зонтов над входами в здание, в подвалы и над балконами (абзац пятый); при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ (абзац седьмой).
Пункт 1.1 ПиН технической эксплуатации жилищного фонда определяет, что управляющая компания обязана обеспечивать выполнение установленных нормативов по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений многоквартирных домов.
Из изложенного следует, что при непосредственном управлении собственниками многоквартирным домом организации, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, несут ответственность за выполнение своих обязательств не только в соответствии с заключенными договорами, но и в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10, системное толкование совокупности приведенных положений свидетельствует о том, что в статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Установленный в договоре круг обязанностей организации не освобождает ее от соблюдения тех общеобязательных требований, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на обеспечение безопасного и благополучного проживания граждан.
Лицами, ответственными за содержание жилых домов, жилых помещений, являются: их собственники; организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правового договора.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что именно ООО "ЭК "Мастер Дом" является лицом, ответственным за соблюдение требований, установленных нормативными правовыми актами в области обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, в том числе и по содержанию балконов.
Данный вывод суда согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.12.2015 N 302-АД15-11814, разъяснениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенными в постановлении N 6464/10 от 29.09.2010, а также с позицией Арбитражного суда Поволжского округа, отраженной в постановлении от 16.11.2018 по делу N А12-10002/2018.
Суд апелляционной инстанции также соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что при проведении внеплановой выездной проверки управлением не были допущены грубые нарушения, которые в силу статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ) влекут за собой признание недействительными результатов проверки.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Обжалуя решение суда первой инстанции, ООО "ЭК "Мастер Дом" указывает, что у административного органа отсутствовали основания для проведения внеплановой проверки, поскольку в обращениях граждан, явившихся основанием для проведения проверки, содержится только просьба о переносе сроков проведения капитального ремонта многоквартирного дома по адресу: г. Волгоград, ул. Семигорская, д. 9, отсутствует мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), вынесенное в порядке пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
Суд апелляционной отклоняет данный довод.
Обращения граждан, послужившие основанием для проведения проверки, содержат сведения о повреждении фасада дома, кровли, цоколя, фундамента дома (л.д. 46, 50).
В материалах дела имеется мотивированное представление должностного лица управления от 18.11.2019, вынесенное по результатам рассмотрения поступивших обращений граждан (л.д. 54).
Основанием для проведения внеплановой проверки также явились обстоятельства, предусмотренные пунктом 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации - обращения граждан, но что указано в распоряжении о проведении проверки от 28.11.2019 N 4738-р (л.д. 51-53).
Таким образом, процедура организации и проведения внеплановой проверки административным органом соблюдена.
Апелляционная коллегия приходит к выводу, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28 февраля 2020 года по делу N А12-46180/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
А.В. Смирников |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-46180/2019
Истец: ООО ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ КОМПАНИЯ "МАСТЕР ДОМ"
Ответчик: Управление "Жилищная инспекция Волгограда" администрации Волгограда, УПРАВЛЕНИЕ "ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ" АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДА