Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 сентября 2020 г. N Ф04-3144/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Томск |
|
01 июня 2020 г. |
Дело N А67-12578/2019 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Логачева К.Д.,
судей Кривошеиной С.В.,
Хайкиной С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Легачевой А.М., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента тарифного регулирования Томской области (N 07АП-2656/2020) на решение от 05.02.2020 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-12578/2019 (судья Панкратова Н.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Томская территориальная сетевая компания" (ИНН 7017445650, ОГРН 1187031059346, 634003 г.Томск ул.Пушкина,27/2) к Департаменту тарифного регулирования Томской области (ИНН 7017321862, ОГРН 1137017000570, 634041 г.Томск пр.Кирова,41) о признании недействительным уведомления от 31.10.2019 г. N53-03-1523, признании незаконными действий по прекращению рассмотрения материалов дела N6-255 от 08.05.2019, обязании установить тариф на услуги по передаче электроэнергии для ООО "ТСК".
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Кулешов С.В., доверенность от 15.11.2019, Кауль О.В., доверенность от 10.01.2020,
от Департамента тарифного регулирования Томской области: Бимбаев Ч.А., доверенность от 03.07.2019, Кулешов Г.К., доверенность от 20.02.2020.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Томская территориальная сетевая компания" (далее - заявитель, Общество, ООО "ТСК") обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к департаменту тарифного регулирования Томской области (далее - ответчик, Департамент, ДТР) о признании недействительным уведомления от 31.10.2019 г. N 53-03-1523, признании незаконными действий по прекращению рассмотрения материалов дела N 6-255 от 08.05.2019, обязании установить тариф на услуги по передаче электроэнергии для ООО "ТСК".
Решением от 05.02.2020 Арбитражного суда Томской области уведомление от 31.10.2019 N 53-03-1523 "Об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на 2020 год", действия по прекращению рассмотрения материалов дела N 6-255 от 08.05.2019 признаны незаконными. На Департамент тарифного регулирования Томской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем установления тарифа на услуги по передаче электроэнергии на 2020 год для общества с ограниченной ответственностью "Томская территориальная сетевая компания". Распределены расходы по государственной пошлине.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции неверно применены нормы материального права. Правовая квалификация спорных объектов в качестве движимого имущества противоречит действующему законодательству. Выводы суда первой инстанции основаны на неверном токовании судебной практики. Судом первой инстанции не дана правовая оценка линиям электропередачи в части отнесения их к движимым или недвижимым вещам. Исследование ФГБУ ТЛСЭ Минюста России не является основанием для признания спорных объектов движимым имуществом.
В судебном заседании представители департамента апелляционную жалобу поддержали по основаниям, в ней изложенным.
Представители заявителя отклонили доводы апеллянта за необоснованностью по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене, исходя из следующего.
Из материалов дела следует и установлено судом, что ООО "ТСК" с 01.01.2019 осуществляет деятельность по передаче электрической энергии на территории Томской области.
Приказом департамента тарифного регулирования Томской области на 2019 год от 28.12.2018 N 6-672 Обществу был установлен индивидуальный тариф на передачу электрической энергии па 2019 год.
Департамент, в свою очередь, действует на основании Положения, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 31.10.2012 N 145 (с изменениями и дополнениями). К его полномочиям относится, в том числе установление тарифов на услуги по передаче электрической энергии (пункт 9 Положения).
В соответствии с Правилами государственного регулирования тарифов в электроэнергетики, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178, 29.04.2019 Обществом было подано заявление об установлении тарифов на передачу электрической энергии на 2020 год. Дело об установлении тарифов на основании распоряжения N6-255/3 открыто Ответчиком 08.05.2019 (том 1, л.д.33).
Вместе с заявлением об установлении тарифов были направлены копии договоров аренды объектов электросетевого хозяйства, акты приема-передачи имущества, инвентарные карточки учета основных средств (трансформаторных подстанций и линий электропередач) арендодателей, однолинейные электрические схемы.
В связи с заключением дополнительных договоров аренды объектов электросетевого хозяйства, а также запросом Ответчика от 01.08.2019 N 53-03-1077 (том 3, л.д.50) Обществом в адрес Департамента письмом от 23.09.2019 N 114 (том 3, л.д.51) были направлены дополнительные материалы, которые включали в себя, в том числе, копии договоров аренды объектов электросетевого хозяйства, заключенных в 2019 году (в электронном виде).
В соответствии с запросом Ответчика от 23.10.19 N 53-03-1494 (том 3, л.д.43) Заявитель 31.10.2019 направил в адрес Ответчика письмо N 135 (том 3, л.д.73), в том числе справку о соответствии критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям с приложением обосновывающих документов (в электронном виде).
Однако, 31.10.2019 Ответчик уведомлением N 53-03-1523 сообщил ООО "ТСК" об отсутствии оснований для установления (пересмотра) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год в связи с выявлением несоответствия пунктам 1, 2 Критериев и прекращении рассмотрения дела N 6-255 от 08.05.2019 (том 1, л.д.22).
Полагая, что указанное уведомление не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, Заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое уведомление от 31.10.2019 N 53-03-1523 не соответствует п.п. 8, 12, 19, 22, 24 Основ ценообразования N 1178, п.п. 1. 2 Критериев, а также нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Как следствие, незаконными являются и действия Департамента по прекращению рассмотрения материалов дела N6-255 от 08.05.2019.
Апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции обоснованными и соответствующими действующему законодательству исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно пункту 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий: - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
В силу пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования N 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования).
Пунктом 12 Правил регулирования установлено, что организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов), подписанное руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом заявителя и заверенное печатью заявителя, с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии) об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, цены (тарифы) на очередной и (или) текущий периоды регулирования рассчитываются независимо от срока подачи материалов, предусмотренного пунктом 12 указанных Правил. Цены (тарифы) в отношении таких организаций устанавливаются в течение 30 дней с даты поступления обосновывающих материалов в регулирующий орган в полном объеме. По решению регулирующего органа данный срок может быть продлен не более чем на 30 дней (пункт 18 Правил регулирования).
Перечень обосновывающих материалов, прилагаемых к заявлению об установлении тарифов, определен пунктом 17 Правил регулирования. В силу пункта 24 Правил регулирования основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Несоответствие Критериям должно являться основанием для неустановления тарифов.
В случае неустановления тарифа владельцы объектов электросетевого хозяйства могут принять решения об объединении с другими владельцами объектов электросетевого хозяйства, взять в аренду (эксплуатацию) или приобрести в собственность дополнительные объекты электросетевого хозяйства; передать в аренду (эксплуатацию) или продать свои объекты электросетевого хозяйства; продолжить эксплуатировать объекты электросетевого хозяйства самостоятельно (нести бремя содержания) в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от 13.01.2003 N 6 (зарегистрирован Минюстом России 22.01.2003 N 4145), и не препятствовать перетоку электрической энергии через его объекты электросетевого хозяйства в соответствии с пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.
В судебном заседании установлено, что общество представило регулирующему органу необходимые документы в соответствии с требованиями Правил регулирования.
Указанное обстоятельство ответчиком не оспаривается.
В свою очередь, критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.02.2015 N 184 (в дальнейшем - Критерии).
Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы Департамента о несоответствии ООО "Томская территориальная сетевая компания" пунктам 1, 2 Критериев, указав следующее.
Согласно Постановления Правительства N 184, к критериям, в частности, относятся: владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования трансформаторными и иными подстанциями с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, сумма номинальных мощностей которых составляем не менее 10 МВА; владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, непосредственно соединенными с трансформаторными и иными подстанциями, указанными в пункте 1 критериев, сумма протяженностей которых по трассе составляет не менее 15 км., не менее 2 из следующих проектных номинальных классов напряжения: 110 кВ и выше; 35 кВ; 1-20 кВ; ниже 1 кВ - трехфазных участков линий электропередачи.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, ООО "ТСК" владеет на праве аренды трансформаторными подстанциями, в которых установлены 86 силовых трансформаторов, установленная мощность которых составляет 15.945 МВА. а также воздушными и кабельными линиями, непосредственно присоединенными с трансформаторными подстанциями, в том числе на уровне 1-20 кВ - 48,85 км. на уровне 0,4 кВ - 279,7 км.
Как пояснили представители Заявителя, все договоры аренды заключены с садоводческими некоммерческими организациями на длительный срок. В аренду Обществу предоставлено движимое имущество - трансформаторные подстанции и линии электропередач напряжением 10 кВ и 0,4 кВ. Принадлежность указанного движимого имущества арендодателям подтверждается инвентарными карточками основных средств, договорами на строительство и монтаж, актами разграничения балансовой принадлежности между арендодателями и сетевыми организациями, договорами энергоснабжения, заключенными арендодателями с АО "Томскэнергосбыт" (том 1, л.д.34- 151, том 2, л.д.1-152, том 3, л.д.1-47, 51-72), представленные Департаменту однолинейные схемы подтверждают наличие непосредственного присоединения трансформаторных подстанции и линий электропередач.
Указанные обстоятельства представителем ответчика не оспариваются.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Исходя из содержания Перечня и смысла пункта 3 части 17 статьи 51 Градостроительного Кодекса РФ, данные объекты носят вспомогательный характер; для их возведения и размещения не требуется разрешение на строительство.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.09.2013 N 1160/13, правомерно учтенной судом первой инстанции при разрешении настоящего спора, строение вспомогательного использования не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, не является отдельным объектом гражданского оборота, выполняя лишь обслуживающую функцию по отношению к соответствующему земельному участку и находящимся на нем зданиям. В силу отсутствия у такого объекта качеств самостоятельного объекта недвижимости право собственности на них не подлежит регистрации независимо от их физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этих сооружений с соответствующим земельным участком.
Аналогичный правовой подход приведен в определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2017 N 302-КГ17-14265.
Из материалов дела следует, что Заявителем заключены договоры аренды движимого имущества с некоммерческими юридическими лицами - садоводческими товариществами, в соответствии с условиями которых арендатору (Заявителю по делу) переданы в аренду во временное пользование трансформаторы с кабелями и проводами на опорах. Все договоры и переданное имущество идентичны - согласно п.1.2 данных договоров, их целью является передача Основного средства (электрических сетей) специализированной организации - ООО "ТСК" для обеспечения надлежащего электроснабжения объектов садоводческих товариществ.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что по существу переданные электрические сети являются сооружениями вспомогательного использования для СНТ, в связи с чем не подлежат регистрации как объекты недвижимого имущества и, как следствие, не подлежат регистрации заключенные в отношении этих объектов договоры аренды.
Материалами дела установлено, что Заявителю на праве аренды переданы трансформаторные подстанции двух типов - мачтового типа либо киоскового типа.
ФГБУ ТЛСЭ Минюста России в отношении каждого типа трансформаторных подстанций и воздушных линий электропередач проведено исследование (том 3, л.д.97-103), согласно выводов исследования - объекты электроснабжения СНТ, переданные в аренду ООО "ТСК", не имеют прочной связи с землей, их перенос возможен и не приведет несоразмерному ущербу их назначению.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что Заявитель в полной мере соответствует 1 и 2 пункта Критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Доводы апеллянта о том, что суд первой инстанции неверно применил нормы материального права, не нашли своего подтверждения.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Суд апелляционной инстанции полагает, что, исходя из заявленных требований, с учетом обстоятельств, входящих в предмет доказывания и установленных судом, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы сторон и оценив все в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции нарушений норм материального и норм процессуального права не допущено.
Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 05.02.2020 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-12578/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента тарифного регулирования Томской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
К.Д. Логачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-12578/2019
Истец: ООО "ТОМСКАЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: Департамент тарифного регулирования Томской области