г. Чита |
|
2 июня 2020 г. |
Дело N А19-30696/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июня 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей К.Н. Даровских, В.А. Сидоренко, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинцевой М.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 05 марта 2020 года по делу N А19-30696/2019 по заявлению открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" (ОГРН 1093850013762, ИНН 3812122706) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (ОГРН 1033801033155, ИНН 3811020966) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не было;
от заинтересованного лица: не было;
от третьего лица, Мельниченко Эдуарда Викторовича (г. Иркутск): не было
УСТАНОВИЛ:
Заявитель, Открытое акционерное общество "Иркутская электросетевая компания", обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 05.12.2019 N 038/621/19 о назначении административного наказания по делу N 4-9.21-86/38--19 об административном правонарушении.
Решением суда первой инстанции от 05.03.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Общество, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
Представитель общества в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Из апелляционной жалобы следует, что суд первой инстанции сделал ошибочные выводы о наличии в действиях общества состава правонарушения.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 22.04.2020.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, включая документы, представленные участниками в электронном виде, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Постановлением N 4-9.21-86/38--19 от 05.12.2019 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 038/621/19 Иркутским УФАС России ОАО "ИЭСК" признано виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем ему назначено наказание в размере 300 000 руб. с учетом положения 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (т. 1, л. 24-28).
Диспозиция ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.
Диспозиция ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Субъектами ответственности по данной статье являются субъекты естественной монополии, собственники или иные законные владельцы, в частности объектом электросетевого хозяйства.
Материалами дела подтверждается, что общество владеет на законном основании объектами электросетевого хозяйства и осуществляет деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях".
Объектом посягательства данного правонарушения являются правоотношения в области электроэнергетики.
Объективная сторона данного правонарушения состоит, в том числе в нарушении установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Объективная сторона правонарушения по ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состоит, в том числе в повторном нарушении установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Лица, обратившиеся к сетевой организации для заключения договоров об осуществлении технологического присоединения или заключившие такие договоры, вправе обратиться в органы государственного регулирования цен (тарифов) для урегулирования споров, связанных с установлением и применением сетевыми организациями платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).
Плата по договору об осуществлении технологического присоединения взимается однократно с возможным условием об оплате выполнения отдельных мероприятий по технологическому присоединению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения, которые определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации (пункт 1 названных Правил).
Сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (пункт 3 Правил технологического присоединения).
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами.
Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением (пункт 6 Правил технологического присоединения).
Разделом II Правил технологического присоединения определен порядок заключения и выполнения договора.
Согласно пункту 16 Правил срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению исчисляется со дня заключения договора и не может превышать: в случаях осуществления технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, при этом расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности и от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики: 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Как следует из материалов дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, Мельниченко Э.В. принадлежит земельный участок с кадастровым номером 38:06:100801:14468, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, что подтверждается договором безвозмездного пользования земельным участком от 09.05.2018 (т. 1 л.д. 79).
В целях технологического присоединения энергопринимающих устройств непосредственно к сетям ОАО "ИЭСК", 01.11.2017 Мельниченко Э.В. подана заявка N 2983 от 15.05.2018 (вх.N ВЭС-18/0344) на осуществление технологического присоединения бытовых и энергопринимающих устройств, с максимальной мощностью до 15 кВт включительно (используемых для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности), в точке присоединения: вводное распределительное устройство (ВРУ), расположенные (будут располагаться): Иркутская область, Иркутский район, кадастровый номер 38:06:100801:14468.
02.07.2018 между ОАО "ИЭСК" и Мельниченко Э.В. заключен договор N 1262/18-ВЭС об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения энергопринимающих устройств с максимальной мощностью) и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (т. 1 л.д. 96).
В приложении к названному договору стороны согласовали Технические условия для присоединения к электрическим сетям, в которых определили перечень и объем обязательств для каждой из сторон (т. 1 л.д. 99).
Так, согласно п. 5 договора N 1262/18-ВЭС от 02.07.2018 срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет шесть месяцев со дня заключения данного договора, т.е. до 02.01.2019.
Срок осуществления ОАО "ИЭСК" выполнения мероприятий об осуществлении технологического присоединения энергопринимающего устройства по договору N 1262/18-ВЭС от 02.07.2018 истек 02.01.2019.
Техническими условиями (т. 1 л.д. 99) предусмотрено, что сетевая организация, в том числе осуществляет мероприятия по реконструкции объектов электросетевого хозяйства, строительство ВЛ 0,4кВ, строительство КТП 10/0,4 кВ.
В соответствии с пунктом 16 Правил N 861 договор должен содержать существенные условия, в том числе срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать сроков, установленных подпунктом "б" пункта 16 Правил. Данная норма пункта 16 Правил носит императивный характер.
Согласно подпункту "б" пункта 16 Правил N 861 технологического присоединения определены сроки осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям. Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению для физических лиц, подавших заявку на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, используемых для бытовых нужд, максимальной мощностью до 15 кВ включительно, составляет 6 месяцев при условии, что расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 50 метров в сельской местности.
Таким образом, на момент окончания срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению 02.01.2019 ОАО "ИЭСК" мероприятия по реконструкции объектов электросетевого хозяйства, строительство ВЛ 0,4кВ, строительство КТП 10/0,4 кВ, до границ земельного участка заявителя не выполнило. Указанное не оспаривается Обществом по существу.
По мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции правомерно указал, что принимая во внимание пункт 7 Правил N 861, сетевая организация при заключенном договоре (выполнены подпункты "а" и "б" пункта 7 Правил), должна выполнить мероприятия, указанные в подпунктах "в" - "г" пункта 7 Правил в сроки, установленные для осуществления технологического присоединения (подпункт "б" пункта 16 Правил).
Следовательно, если сетевая организация не выполнила мероприятия, указанные в подпунктах "в" - "г" пункта 7 Правил N 861 в сроки, установленные для осуществления технологического присоединения, данные действия (бездействие) являются нарушением Правил.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, совокупность действий ОАО "ИЭСК" свидетельствует о недобросовестном исполнении своих обязательств по осуществлению технологического присоединения, и фактически указывает на уклонение от исполнения обязательств по осуществлению технологического присоединения.
Таким образом, антимонопольный орган правомерно пришел к выводу о наличии неправомерных действий (бездействия) в отношении гражданина Мельниченко Э.В. в части нарушения срока выполнения мероприятий по техническому присоединению к электрическим сетям по договору N 1262/18-ВЭС от 02.07.2018, заключенному с Мельниченко Э.В., что свидетельствует о нарушении субъектом естественной монополии порядка технологического присоединения к электрическим сетям и наличии в его действиях состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что антимонопольным органом нарушены требования Правил технологического присоединения N 861, Закона об электроэнергетике, не принимаются судом апелляционной инстанции, как не нашедшие своего подтверждения материалами дела.
Не принимаются судом апелляционной инстанции и доводы апелляционной жалобы об отсутствии вины сетевой организации в нарушении срока выполнения мероприятий по договору N 1262/18-ВЭС от 02.07.2018 и что сетевой организацией для реализации договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям приняты исчерпывающие меры, как не подтвержденные материалами дела.
Так, в материалах дела отсутствуют доказательства выполнения обществом в период с даты заключения договора от 02.07.2018 до 02.01.2019 мероприятий, подтверждающих фактическое осуществление технологического присоединения энергопринимающего устройства Мельниченко Э.В., расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, кадастровый номер 38:06:100801:14468.
Оценив доводы апелляционной жалобы о проведении закупки, подготовке проекта договора, направление схемы для согласования, получение заключение и прочее, суд апелляционной инстанции, оценив указанное, не усматривает, что указанное свидетельствует о принятии обществом всех надлежащих условий о надлежащем исполнении порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям в рамках договора от 02.07.2018.
Доказательств, что нарушение обществом порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям обусловлено чрезвычайными или непреодолимыми обстоятельствами в дело не представлено.
Доказательств, что нарушение порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям произошло в результате неправомерных действий потребителя в материалы дела не представлено.
Оценивая квалифицирующий признак правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, повторность, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Из содержания ст. 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что повторное совершение однородного административного правонарушения это совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.
Статьей 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что общество привлечено к административной ответственности 05.12.2019 постановлением Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской N 038/621/19 о назначении административного наказания по делу N 4-9.21-86/38--19 об административном правонарушении.
В то же время, указывая на факт повторного совершения правонарушения, административный орган в оспариваемом по настоящему делу постановлении ссылается на постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской N 392 от 18.08.2017 по делу об административном нарушении N 118, которым общество признано виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как указывает административный орган в оспариваемом постановлении N 038/621/19 от 05.12.2019 штраф по постановлению N 392 от 18.08.2017 уплачен обществом 07.09.2018 (т. 1 л.д. 26). Факт оплаты обществом не оспаривается.
Следовательно, в силу ст. 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, квалифицирующий признак повторности в действиях общества был в наличии до 07.09.2019.
Таким образом, материалами дела об административном правонарушении по делу N 4-9.21-86/38--19 об административном правонарушении, не подтверждается, что на 05.12.2019 в действиях общества имелся квалифицирующий признак повторного совершения правонарушения по ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а, следовательно, не подтверждается наличие в действиях общества состав правонарушения по ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
При этом материалы дела об административном правонарушении направляются административному органу, постановление которого было признано незаконным и отменено (п.9).
Учитывая указанное, довод Иркутского УФАС России о том, что суд, установив факт наличия в действиях общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должен был переквалифицировать действия общества, подлежит отклонению с учетом п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Учитывая, что материалами дела не подтверждается наличие в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 05.12.2019 N 038/621/19 о назначении административного наказания по делу N 4-9.21-86/38--19 об административном правонарушении подлежит отмене.
В связи с указанным, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в порядке ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела.
Требования общества подлежат удовлетворению.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от "05" марта 2020 года по делу N А19-30696/2019 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 05.12.2019 N 038/621/19 о назначении административного наказания по делу N 4-9.21-86/38--19 об административном правонарушении признать незаконным и отменить полностью.
Материалы дела об административном правонарушении направить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
К.Н. Даровских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-30696/2019
Истец: ОАО "Иркутская электросетевая компания"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области
Третье лицо: Казанцев Сергей Анатольевич, Мельниченко Эдуард Викторович