г. Самара |
|
01 июня 2020 г. |
Дело N А55-32360/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 июня 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
судей Поповой Е.Г., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чивильгиной К.С.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Олимп-Трейд" - представитель не явился, извещено,
от акционерного общества "РН-Транс" - представитель Годкова Мария Михайловна (доверенность от 04.12.2019 г.),
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 мая 2020 в помещении суда апелляционную жалобу акционерного общества "РН-Транс" на решение Арбитражного суда Самарской области от 03 марта 2020 года по делу N А55-32360/2019 (судья Бойко С.А.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Олимп-Трейд"
к акционерному обществу "РН-Транс"
о взыскании убытков
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Олимп-Трейд" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением о взыскании с акционерного общества "РН-Транс" убытков по договору N 100014/07056Д от 03.07.2014 в размере 105 500 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 03 марта 2020 года иск удовлетворен. Взысканы с акционерного общества "РН-Транс" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Олимп-Трейд" убытки в размере 105 500 руб. и расходы по госпошлине в размере 4 165 руб.
В апелляционной жалобе акционерное общество "РН-Транс" просит решение суда первой инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В апелляционной жалобе ссылается на то, что вина АО "РН-Транс" в отсутствии перевозочного документа, либо неправильного или несвоевременного оформления перевозочных документов отсутствует. Полагает, что сверхнормативный простой вагонов произошел по причине, независящей от АО "РН-Транс".
Общество с ограниченной ответственностью "Олимп-Трейд" представило письменный отзыв, в котором просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, а решение суда первой инстанции без изменения.
Представитель акционерного общества "РН-Транс" в судебном заседании доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Олимп-Трейд" в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки не известна.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
08 мая 2020 г. Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом на официальном сайте суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru размещена информация о восстановлении судебной деятельности в полном объеме с 12 мая 2020 г.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ОАО "НК "Роснефть" ("Поставщик") и ООО "Олимп-Трейд" ("Покупатель") был заключен рамочный договор N 100014707056Д от 03.07.2014 (далее - "Договор") и генеральное соглашение N 100015/04712Д от 16.06.2015 (далее - "Соглашение").
Соглашение заключено с целью обеспечения взаимодействия в соответствии с Приложением N 01 к Правилам проведения организованных торгов в Секции "Нефтепродукты" ЗАО "Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа".
Правила торгов и иные локальные правовые акты Закрытого акционерного общества "Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа" (ЗАО "СПбМТСБ") размещены на сайте http://spimex.com.
Согласно п.п. 3,4 ст. 18 Федерального закона от 21.11.2011 N 25-ФЗ "Об организованных торгах" договор считается заключенным в момент, определяемый правилами организованных торгов, путем внесения записи о заключении договора в реестр договоров. При этом составление одного документа, подписанного сторонами, не осуществляется и простая письменная форма договора считается соблюденной. Условия договора, заключаемого на организованных торгах, должны содержаться в заявках, правилах организованных торгов.
На момент заключения Соглашения действовали Правила проведения организованных торгов в секции "Нефтепродукты" ЗАО "СПбМТСБ" в редакции от 24.04.2015 (далее - "Правила торгов").
Согласно п. 1.1 Договора и п. 02.01 Приложения N 01 к Правилам торгов Поставщик обязался передать, а Покупатель принять и оплатить биржевой товар по номенклатуре, качеству, в количестве, по ценам и срокам поставки согласно заключенным биржевым сделкам, условиям, установленным Правилами проведения организованных торгов в Секции "Нефтепродукты" Закрытого акционерного общества "Санкт - Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа".
В силу п. 5.5.8 Договора и п. 06.14 Приложения N 01 к Правилам торгов ООО "Олимп-Трейд" обязалось возвратить порожние вагоны/цистерны в адрес Поставщика в установленный срок.
При этом Стороны определили, что срок нахождения (использования) вагонов/цистерн у Покупателя (грузополучателя) на станции назначения не должен превышать 2-х суток. Срок нахождения (использования) цистерн у Покупателя (грузополучателя) определяется согласно записям в транспортных железнодорожных накладных (квитанциях) либо согласно данным Главного вычислительного центра (ГВЦ) - филиала ОАО "РЖД" либо согласно данным из иной автоматизированной базы данных ОАО "РЖД" в электронном формате. Отсчет срока нахождения (использования) цистерн у Покупателя (грузополучателя) начинается с 00 часов 00 минут дня следующего за днем прибытия груженой цистерны на станцию назначения и продолжается до момента отправки порожней цистерны на первоначальную станцию отправления либо на иную станцию, указанную Поставщиком. Неполные сутки считаются полными (п.п. 5.5.13.1 - 5.5.13.4 Договора и п.п. 06.19.1 - 06.19.2 Приложения N 01 к Правилам торгов).
За нарушение срока нахождения (использования) цистерн на станции назначения была установлена ответственность в виде неустойки:
- в размере 2 000,00 рублей за каждые, в том числе неполные, сутки сверхнормативного использования каждой цистерны - на 5 и менее суток;
- в размере 5 000,00 рублей за каждые, в том числе неполные, сутки сверхнормативного использования каждой цистерны - свыше 5 суток (п. 8.6 Договора и п. 15.05 Приложения N 01 к Правилам торгов).
В мае 2015 года в рамках исполнения договорных обязательств Поставщиком в адрес ООО "Олимп-Трейд" вагоном/цистерной N 54684782 было отгружено дизельное топливо ЕВРО С вид II (ДТ-Л-К4), железнодорожная накладная ЭЯ547850, станция назначения Шпалопропитка.
Порожний вагон/цистерн N 54684782 был возвращен Поставщику с нарушением срока нахождения (использования) цистерны на станции назначения, в связи с чем Поставщиком в адрес ООО "Олимп-Трейд" была направлена претензия исх. N 73-12155/пр от 26.11.2015 об уплате суммы штрафа в размере 1 181 000,00 рублей за сверхнормативное использование цистерн, включая штраф за вагон/цистерну N 546874782 в размере 4 000,00 рублей.
ООО "Олимп-Трейд" представило ПАО "НК Роснефть" документы (акт общей формы в отношении вагона/цистерны N 54684782, транспортная железнодорожная накладная ЭЯ547850, ведомость подачи и уборки вагонов N 000029 от 08.05.2015), свидетельствующие о том, что причиной задержки возврата этого порожнего вагона/цистерны послужило отсутствие перевозочного документа в системе АС "ЭТРАН". В результате данного обстоятельства порожний вагон/цистерна N 54684782 простаивал с 09.05.2015 по 12.05.2015 (письмо исх. N 04-04/444 от 11.04.2016).
В мае 2015 года в рамках исполнения договорных обязательств Поставщиком в адрес ООО "Олимп-Трейд" вагонами/цистернами N N 51821924, 74924002 было отгружено дизельное топливо ЕВРО С вид II (ДТ-Л-К4), железнодорожная накладная ЭЯ135878, станция назначения Каратун.
Порожние вагоны/цистерны N N 51821924, 74924002 были возвращены Поставщику с нарушением срока нахождения (использования) цистерн на станции назначения, в связи с чем Поставщиком в адрес ООО "Олимп-Трейд" была направлена претензия исх. N 73-12155/пр от 26.11.2015 об уплате суммы штрафа в размере 1 181 000,00 рублей за сверхнормативное использование цистерн, включая штраф за вагон/цистерну N 51821924 в размере 35 000,00 рублей, за вагон/цистерну N 74924002 в размере 40 000,00 рублей.
ООО "Олимп-Трейд" представило ПАО "НК Роснефть" документы (акты общей формы N 783 от 11.05.2015, N 795 от 16.05.2015, N 732 от 04.05.2015, памятка приемосдатчика N 502 на уборку вагонов, N 518 на уборку вагонов), свидетельствующие о том, что причиной задержки возврата порожнего вагона/цистерны N 51821924 в период с 07.05.2015 по 11.05.2015 и вагона/цистерны N 74924002 в период с 07.05.2015 года по 16.05.2015 послужило отсутствие перевозочного документа. В результате данного обстоятельства порожние вагоны/цистерны простаивали на п/пути ОАО ХК "Татнефтепродукт" (письмо исх. N 04-04/497 от 07.06.2016).
В мае 2015 года в рамках исполнения договорных обязательств Поставщиком в адрес ООО "Олимп-Трейд" вагоном/цистерной N 51277614 был отгружен бензин регулятор-92 (АИ-92-К5), железнодорожная накладная ЭЯ079382, станция назначения Старомарьевская.
Порожний вагон/цистерна N 51277614 был возвращен Поставщику с нарушением срока нахождения (использования) цистерны на станции назначения, в связи с чем Поставщиком в адрес ООО "Олимп-Трейд" была направлена претензия исх. N 73-12153/пр от 26.11.2015 об уплате суммы штрафа в размере 38 000,00 рублей за сверхнормативное использование цистерн, включая штраф за вагон/цистерну N 51277614 в размере 30 000,00 рублей.
ООО "Олимп-Трейд" представило ПАО "НК Роснефть" документы (акт общей формы N 26/94 от 15.05.2015, N 26/90 от 04.05.2015, квитанцию о приеме груза ЭЭ946187, памятка приемосдатчика N 234 на уборку вагонов), свидетельствующие о том, что причиной задержки возврата этого порожнего вагона/цистерны послужило несвоевременное или неправильное оформление перевозочных документов. В результате данного обстоятельства порожний вагон/цистерна N 51277614 простаивал с 15 ч. 30 мин. 04.05.2015 по 05 ч. 20 мин. 14.05.2015 (письмо исх. N 04-04/427 от 14.03.2016).
В ноябре 2014 года в рамках исполнения договорных обязательств Поставщиком в адрес ООО "Олимп-Трейд" вагоном/цистерной N 54684394 был отгружен бензин регулятор-92 (АИ-92-КЗ), железнодорожная накладная ЭФ567859, станция назначения Саранск.
Порожний вагон/цистерна N 54684394 был возвращен Поставщику с нарушением срока нахождения (использования) цистерны на станции назначения, в связи с чем Поставщиком в адрес ООО "Олимп-Трейд" была направлена претензия исх. N 73-12151/пр от 26.11.2015 об уплате суммы штрафа в размере 149 000,00 рублей за сверхнормативное использование цистерн, включая штраф за вагон/цистерну N 54684394 в размере 4 000,00 рублей.
ООО "Олимп-Трейд" представило ПАО "НК Роснефть" документы (акт общей формы N 2/8079 от 08.11.2014, N 2/8014 от 08.11.2014, памятка приемосдатчика N 6961 на уборку вагонов), свидетельствующие о том, что причиной задержки возврата этого порожнего вагона/цистерны послужило отсутствие оформленных перевозочных документов. В результате данного обстоятельства порожний вагон/цистерна N 54684394 простаивал с 13 ч. 50 мин. 08.11.2014 по 16 ч. 05 мин. 10.11.2014 (письмо исх. N 04-04/556 от 26.10.2016).
В августе 2015 года в рамках исполнения договорных обязательств Поставщиком в адрес ООО "Олимп-Трейд" вагонами/цистернами N N 57193757, 55949788 были отгружен бензин АИ-92-К5, железнодорожная накладная ЭД309784, станция назначения Красная гвардия.
Порожние вагоны/цистерны N N 57193757, 55949788 были возвращены Поставщику с нарушением срока нахождения (использования) цистерны на станции назначения, в связи с чем Поставщиком в адрес ООО "Олимп-Трейд" была направлена претензия исх. N 73-14852/пр от 02.03.2016 об уплате суммы штрафа в размере 26 000,00 рублей за сверхнормативное использование цистерн, включая штраф за вагон/цистерну N 57193757 в размере 6 000,00 рублей, за вагон/цистерну N 55949788 в размере 6 000,00 рублей.
ООО "Олимп-Трейд" представило ПАО "НК Роснефть" документы (акт общей формы N 1/411 от 05.09.2015, транспортная железнодорожная накладная ЭД309784, ведомость подачи и уборки вагонов N 093060, памятка приемосдатчика N 666 на уборку вагонов, памятка приемосдатчика N 665 на подачу вагонов), свидетельствующие о том, что причиной задержки возврата этих порожних вагонов/цистерн послужило отсутствие оформленных перевозочных документов. В результате данного обстоятельства порожние вагоны/цистерны NN 57193757, 55949788 простаивали с 16 ч. 45 мин. 05.09.2015 по 18 ч. 00 мин. 10.09.2015 (письмо исх. N 04-04/485 от 30.05.2016).
В феврале 2015 года в рамках исполнения договорных обязательств Поставщиком в адрес ООО "Олимп-Трейд" вагонами/цистернами N N 50793744, 53884334 были отгружен бензин регулятор - 92 (АИ-92-К4), железнодорожная накладная ЭШ794221, станция назначения Красная гвардия.
Порожние вагоны/цистерны N N 50793744, 53884334 были возвращены Поставщику с нарушением срока нахождения (использования) цистерны на станции назначения, в связи с чем Поставщиком в адрес ООО "Олимп-Трейд" была направлена претензия исх. N 73-12341/пр от 02.12.2015 об уплате суммы штрафа в размере 128 000,00 рублей за сверхнормативное использование цистерн, включая штраф за вагон/цистерну N 50793744 в размере 2 000,00 рублей, за вагон/цистерну N 53884334 в размере 2 000,00 рублей.
ООО "Олимп-Трейд" представило ПАО "НК Роснефть" документы (акт общей формы N 1/183 от 16.02.2015, N 1/189 от 18.02.2015, транспортная железнодорожная накладная ЭШ794221, памятка приемосдатчика N 287 на уборку вагонов, памятка приемосдатчика N 276 на подачу вагонов), свидетельствующие о том, что причиной задержки возврата этих порожних вагонов/цистерн послужило отсутствие оформленных перевозочных документов. В результате данного обстоятельства порожние вагоны/цистерны NN 50793744, 53884334 простаивали с 17 ч. 05 мин. 16.02.2015 по 14 ч. 21 мин. 18.02.2015 (письмо исх. N 04-04/484 от 30.05.2016).
В декабре 2015 года в рамках исполнения договорных обязательств Поставщиком в адрес ООО "Олимп-Трейд" вагоном/цистерной N 74975442 был отгружен бензин АИ-92-К5, железнодорожная накладная ЭЙ 161491, станция назначения Джегута.
Порожний вагон/цистерна N 74975442 был возвращен Поставщику с нарушением срока нахождения (использования) цистерны на станции назначения, в связи с чем Поставщиком в адрес ООО "Олимп-Трейд" была направлена претензия исх. N 73-16403/пр от 31.03.2016 об уплате суммы штрафа в размере 141 000,00 рублей за сверхнормативное использование цистерн, включая штраф за вагон/цистерну N 74975442 в размере 1 500,00 рублей.
ООО "Олимп-Трейд" представило ПАО "НК Роснефть" документы (акт общей формы N 4272 от 10.12.2015, N 4256 от 09.12.2015), свидетельствующие о том, что причиной задержки возврата этого порожнего вагона/цистерны послужило отсутствие оформленных перевозочных документов. В результате данного обстоятельства порожний вагон/цистерна N 74975442 простаивал с 16 ч. 25 мин. 09.12.2015 по 12 ч. 00 мин. 10.12.2015 (письмо исх. N 04-04/549 от 05.10.2016).
Вместе с тем, Поставщик требования писем не исполнил, и обратился в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением б/н от 27.10.2017 к ООО "Олимп-Трейд" о взыскании штрафа/неустойки за сверхнормативное использование цистерн в размере 3 198 000,00 рублей (уточненная сумма 3 060 000,00 рублей). Из содержания искового заявления, а также пунктов 11, 13, 15, 23, 27, 31 Расчета суммы иска усматривается, что требования Поставщика предъявлены, в том числе в отношении простоя вагонов/цистерн N 54684782 в сумме 4 000,00 рублей, N 51821924 в сумме 35 000,00 рублей, N 74924002 в сумме 40 000,00 рублей, N 51277614 в сумме 30 000,00 рублей, N 54684394 в сумме 4 000,00 рублей, N 57193757 в сумме 4 500,00 рублей, N 55949788 в сумме 4 500,00 рублей, N 50793744 в сумме 2 000,00 рублей, N 53884334 в сумме 2 000,00 рублей, N 74975442 в сумме 1 500,00 рублей.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 17.04.2018 по делу N А40-204189/17-102-2059 с ООО "Олимп-Трейд" в пользу ПАО "НК "Роснефть" взыскана неустойка в общем размере 3 060 000,00 рублей, а также расходы на уплату госпошлины.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2018 по делу N А40-204189/2017 решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.04.2018 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 07.11.2018 решение арбитражного суда I инстанции и апелляционной инстанции оставлено без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Суды не приняли во внимание представленные ООО "Олимп-Трейд" акты общей формы, обосновав данное обстоятельство тем, что отсутствие перевозочных документов в системе АС "ЭТРАН" не относится к обстоятельствам непреодолимой силы, поэтому ООО "Олимп-Трейд" несет ответственность в полном объеме вне зависимости от наличия/отсутствия вины и не лишено возможности обратиться с регрессным требованием к владельцу вагона.
Платежным поручением N 2956 от 31.10.2018 ООО "Олимп-Трейд" исполнило данные судебные акты в полном объеме, в результате чего образовался убыток, включая сумму штрафов за простой вагонов/цистерн N 54684782 в сумме 4 000,00 рублей, N 51821924 в сумме 35 000,00 рублей, N 74924002 в сумме 40 000,00 рублей, N 51277614 в сумме 30 000,00 рублей, N 54684394 в сумме 4 000,00 рублей, N 57193757 в сумме 4 500,00 рублей, N 55949788 в сумме 4 500,00 рублей, N 50793744 в сумме 2 000,00 рублей, N 53884334 в сумме 2 000,00 рублей, N 74975442 в сумме 1 500,00 рублей.
В адрес Ответчика была направлена досудебная претензия исх. N 120819/ДП-1/К от 12.08.2019, которая оставлена без удовлетворения. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Лицо, право которого нарушено, в соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В силу норм статьи 393 ГК РФ для взыскания убытков лицо, требующее их возмещения, должно доказать факт нарушения обязательства, наличие причинной связи между допущенным нарушением и возникшими убытками, размер требуемых убытков.
В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Применение такой меры гражданско-правовой ответственности как возмещение убытков возможно при доказанности совокупности условий: противоправности действий причинителя убытков, причинной связи между противоправными действиями и возникшими убытками, наличия и размера понесенных убытков.
Ответчик в судебном заседании пояснил, что не является собственником спорных вагонов, а потому не должен нести ответственность за несвоевременную отправку порожних вагонов. При этом ответчик пояснил, что он является грузоотправителем. Кроме того, часть вагонов находится у ответчика в лизинге и часть в аренде.
Согласно ч. 10 ст. 44 Устава железнодорожного транспорта, введенного Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ, (далее - "Устав железнодорожного транспорта") после выгрузки грузов из вагонов, не принадлежащих перевозчику, владелец вагонов, который указан в транспортной железнодорожной накладной на перевозку груза (далее - владелец вагона), или в течение двадцати четырех часов с момента выгрузки грузов грузополучатель по указанию владельца вагонов обязан обеспечить уборку порожних грузовых вагонов с мест общего пользования либо предъявить порожние грузовые вагоны для перевозки, если договором между владельцем вагонов и владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования не установлено иное.
В силу ч. 12 ст. 44 Устава железнодорожного транспорта после выгрузки груза на железнодорожных путях необщего пользования порожний грузовой вагон подается на железнодорожные пути общего пользования только при наличии составленной в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортной железнодорожной накладной и других предусмотренных соответствующими нормативными правовыми актами документов. Порожний грузовой вагон может быть подан на железнодорожные пути общего пользования без оформленных в установленном порядке перевозочных документов только в случаях, предусмотренных настоящим Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Частью 13 ст. 44 Устава железнодорожного транспорта предусмотрено, что перевозчик освобождается от ответственности, установленной статьей 100 настоящего Устава, если задержка подачи или уборки порожних грузовых вагонов произошла в связи с необеспечением своевременной уборки таких вагонов по причине отсутствия составленных в установленном порядке перевозочных документов на перевозки порожних грузовых вагонов.
В соответствии с п. 50 Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Минтранса России от 07.12.2016 N 374, отправителем порожних вагонов является:
владелец вагона, в том числе оператор железнодорожного подвижного состава (далее - владелец вагона);
грузополучатель предыдущего рейса, не являющийся владельцем вагона, если порожний вагон направляется после выгрузки на станцию пропарки, промывки или ветеринарно-санитарной обработки, если иное не установлено соглашением между грузополучателем и владельцем вагона.
Для осуществления перевозки порожнего вагона (группы вагонов) отправитель до предъявления для перевозок железнодорожным транспортом направляет перевозчику запрос-уведомление на перевозку порожнего вагона.
В запросе отправителем указываются сведения о перевозке порожнего вагона (станции отправления и назначения порожнего вагона, отправитель, владелец (если он не является отправителем) и получатель порожнего вагона, цель перевозки порожнего вагона (под погрузку груза, в ремонт, для временного размещения вагонов, для промывки, пропарки или ветеринарно-санитарной обработки, под перегрузку и другие цели, предусмотренные правилами перевозок железнодорожным транспортом), дата и время предъявления порожнего вагона для перевозки, количество вагонов и вид отправки, другие сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации).
В качестве формы запроса используется бланк накладной (п. 52-54 Правил).
Накладная (оформленная в порядке, установленном правилами перевозок железнодорожным транспортом), а также выданная на основании накладной перевозчиком отправителю квитанция на порожний вагон (оформленная по форме квитанции о приеме груза к перевозке) подтверждают заключение договора перевозки (п. 66 Правил).
Из вышеперечисленных норм следует, что обязанность по оформлению накладной возлагается на отправителя порожнего вагона - его владельца. При этом такое лицо указывается в запросе - накладной. Если владелец вагона и отправитель являются одним и тем же лицом, то владелец вагона не указывается.
Согласно вышеперечисленных транспортных железнодорожных накладных и квитанций о приеме порожнего вагона к перевозке грузоотправителем порожних вагонов/цистерн N N 54684782, 51821924, 74924002, 51277614, 54684394, 57193757, 55949788, 50793744, 53884334, 74975442 является акционерное общество "РН-Транс". Иной владелец вагонов/цистерн не назван. Таким образом, суд первой инстанции верно указал, что данная организация должна была оформить перевозочные документы на перечисленные порожние вагоны/цистерны после выгрузки грузов.
Из п. 50 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" следует, что обстоятельства, являющиеся основанием для ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, других лиц при осуществлении перевозки грузов железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и другими актами, которые должны быть приложены к претензии.
В обозначенных актах общей формы в качестве причины сверхнормативного простоя вагонов/цистерн N N 54684782, 51821924, 74924002, 51277614, 54684394, 57193757, 55949788, 50793744, 53884334, 74975442 указано отсутствие перевозочного документа либо неправильное или несвоевременное оформление перевозочных документов.
Таким образом, в результате нарушения АО "РН-Транс" сроков составления накладной, порожние вагоны/цистерны N N 54684782, 51821924, 74924002, 51277614, 54684394, 57193757, 55949788, 50793744, 53884334, 74975442 не были возвращены в установленный срок.
Из п.п. 11, 13, 15, 23, 27, 31 расчета суммы иска, приложенного к исковому заявлению ПАО "НК "Роснефть" б/н от 27.10.2017, усматривается, что сумма штрафа за сверхнормативный простой составляет 105 500 руб. Судом первой инстанции расчет суммы штрафа проверен и признан верным.
Судом первой инстанции также обоснованно установлено, что материалами дела подтверждается наличие противоправного поведения Ответчика, следствием которого явилось возникновение сверхнормативного простоя вагонов/цистерн, что в свою очередь, послужило основанием для привлечения Истца к ответственности и возникновении у него убытков в виде штрафных санкций в размере 105 500,00 рублей.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции не принимаются во внимание по следующим основаниям.
Доводы ответчика в апелляционной жалобе сводятся к тому, что его вина в неоформлении либо несвоевременном, неправильном оформлении перевозочного документа отсутствует. Однако материалами дела подтверждается обратное.
В частности, из материалов дела усматривается, что ответчик не оспаривает и подтверждает в отзыве на исковое заявление и апелляционной жалобе, что выступает грузоотправителем груженых и порожних вагонов в рамках исполнения обязательств экспедитора по договорам транспортной экспедиции с ПАО "НК "Роснефть".
В материалах дела имеются акты общей формы ГУ - 23, из содержания которых усматривается, что причиной простоя вагонов/цистерн N N 54684782, 51821924, 74924002, 51277614, 54684394, 57193757, 55949788, 50793744, 53884334, 74975442 послужило отсутствие перевозочного документа или их неправильное или несвоевременное оформление.
Поскольку обязанность по оформлению перевозочных документов на вышеперечисленные вагоны/ цистерны возлагалась на их владельца - Ответчика, то указанные акты подтверждают ненадлежащее исполнение последним данной обязанности и наличие его вины.
Ответчик также ссылается на условия договоров транспортной экспедиции, заключенных с ООО "Транс Синергия", ОАО "ПТК", АО "НТС".
Вместе с тем, указанные договоры отсутствуют в материалах дела и в суд первой инстанции ответчиком в качестве доказательств не представлялись.
Кроме того, факт возникновения сверхнормативного простоя порожних вагонов/цистерн N N 54684782, 51821924, 74924002, 51277614, 54684394, 57193757, 55949788, 50793744, 53884334, 74975442 на станции назначения установлен решением Арбитражного суда г. Москвы от 17.04.2018 года по делу N А40-204189/17-102-2059, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций.
Заявленные к взысканию с ответчика убытки представляют собой неустойку, которую истец уплатил ПАО "НК "Роснефть" в следующем размере: в отношении вагонов/цистерн N 54684782 в сумме 4 000,00 рублей, N 51821924 в сумме 35 000,00 рублей, N 74924002 в сумме 40 000,00 рублей, N 51277614 в сумме 30 000,00 рублей, N 54684394 в сумме 4 000,00 рублей, N 57193757 в сумме 4 500,00 рублей, N 55949788 в сумме 4 500,00 рублей, N 50793744 в сумме 2 000,00 рублей, N 53884334 в сумме 2 000,00 рублей, N 74975442 в сумме 1 500,00 рублей), что подтверждается имеющимися в материалах дела судебными актами, расчетом суммы иска и платежным поручением N 2956 от 31.10.2018.
Иные доводы, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматриваются.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 03 марта 2020 года по делу N А55-32360/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Сергеева |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-32360/2019
Истец: ООО "Олимп-Трейд"
Ответчик: АО "РН-Транс"