Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 октября 2020 г. N Ф07-7615/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
03 июня 2020 г. |
Дело N А56-100698/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Згурской М.Л., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: Шахиджанов А.А. (генеральный директор на основании выписки из ЕГРЮЛ)
от заинтересованного лица: Гаврилов А.Е. по доверенности от 30.12.2019
от 3-го лица: Ушакова Т.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4680/2020) ООО "Трейдимпорт" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.12.2019 по делу N А56-100698/2019, принятое
по заявлению ООО "Трейдимпорт"
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областям
3-е лицо: Ушакова Т.Б.
об оспаривании действий Управления, выразившихся в запрете ввоза товара на территорию РФ
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Трейдимпорт" (ОГРН: 1145047113738, адрес: 127549, Москва, ул. Пришвина, д. 8, корп. 2, оф. 702 (пом. N 35); далее - Общество, ООО "Трейдимпорт", заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областях (адрес: 198095, Санкт-Петербург, ул. Швецова, д. 12; далее - Управление, заинтересованное лицо), выразившихся в запрете ввоза на территорию Российской Федерации товара, указанного в Акте государственного карантинного и фитосанитарного контроля от 12.06.2018 N 785133120619050, прибывшего по контракту N 276/56808435/004-18 от 16.02.2018.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена заместитель начальника отдела карантинного фитосанитарного контроля на Государственной границе Российской Федерации Ушакова Татьяна Борисовна (далее - Ушакова Т.Б., третье лицо).
Решением от 26.12.2019 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, ООО "Трейдимпорт" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. Податель апелляционной жалобы указывает на то, что решение о запрете ввоза партии подкарантинной продукции принято без наличия оснований, поскольку такое основание как пункт 3 статьи 15 Федерального закона N 206-ФЗ "О карантине растений", послужившее причиной запрета ввоза спорной партии товара, отсутствует в исчерпывающем перечне оснований для запрета, установленных пунктами 4.1.3 и 4.1.4 Положения о порядке проведения фитосанитарного контроля, утв. решением Комиссии Таможенного Союза от 18.06.2010 N 318 (Положение N 318). Кроме того, Общество указывает на то, что 12.06.2019 в целях осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) заявителем Управлению представлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие ввезенной подкарантинной продукции карантинным требованиям РФ.
В судебном заседании представитель ООО "Трейдимпорт" поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Управления и третье лицо возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, Обществом в рамках внешнеторгового контракта от 16.02.2018 N 276/56808435/004-18, заключенного с фирмой AW Logistics GmbH ввезло на территорию Российской Федерации из Соединенных Штатов Америки партию товаров общим весом 3 629,00 кг. (код ТНВЭД ЕАЭС 1209200000):
1) Смесь семян газонной травы для гольф полей: Овсяница тростниковая - 50% сорт Роуди; Овсяница тростниковая - 30% сорт Давинчи; Овсяница тростниковая - 20% сорт Спидвей - в количестве 2 268,00 кг.;
2) Смесь семян газонной травы для гольф полей: Полевица побегоносная - 60% сорт 77; Полевица побегоносная - 40% сорт 007 - в количестве 1 361,00 кг.
Товар по инвойсу от 02.05.2019 N RE-18148 поступил 26.05.2019 в контейнере N MEDU 287364-0 по коносаменту N MEDUBW763487 от 03.05.2019 в морской порт г.Санкт-Петербург для дальнейшей перевозки в Московскую областную таможню для таможенного оформления.
Партия посадочного материала сопровождалась следующими документами:
1) Фитосанитарный сертификат N F-S-41047-08146138-7-N от 09.04.2019;
2) Сертификат ISTA от 13.03.2019;
3) Сертификат ISTA от 26.03.2019.
По результатам государственного фитосанитарного контроля главным инспектором Управления выявлены нарушения законодательства, составлен Акт государственного карантинного фитосанитарного контроля от 12.06.2019 N 785133120619050. Согласно Уведомлению от 12.06.2019 к Акту карантинного фитосанитарного контроля (надзора) N 785133120619050 при проведении документальной проверки было установлено, что в местах производства, переработки и отгрузки смеси семян газонных трав, ввезенных на территории Российской Федерации из Соединенных Штатов Америки в целях использования для посева, Россельхознадзором не проведен необходимый контроль подкарантинной продукции.
Управлением 12.06.2019 принято решение о запрещении ввоза груза, о чем проставлена отметка на коносаменте N MEDUBW763487 от 03.05.2019.
Не согласившись с указанными действиями, выразившимися в запрете ввоза на территорию Российской Федерации товара, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон и третье лицо, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Согласно статье 33 Федерального закона от 17.12.1997 N 149-ФЗ "О семеноводстве" ввоз в Российскую Федерацию партий семян допускается в случае, если на партии семян оформлены документы, удостоверяющие их сортовые и посевные качества, и если указанные партии семян соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и нормами международного права. Ввезенные в Российскую Федерацию партии семян подлежат семенному контролю и фитосанитарному контролю. Контроль за ввозом в Российскую Федерацию и вывозом из Российской Федерации партий семян осуществляют специально уполномоченный федеральный орган управления сельским хозяйством и другие федеральные органы исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 15 Федерального закона от 21.07.2014 N 206-ФЗ "О карантине растений" (далее - Закон N 206-ФЗ) запрещается ввоз в Российскую Федерацию подкарантинной продукции в целях ее использования для посевов и посадок из иностранных государств или групп иностранных государств, где выявлено распространение карантинных объектов, характерных для такой подкарантинной продукции, без осуществления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений, контроля в местах производства (в том числе переработки), отгрузки такой подкарантинной продукции в соответствии с международными договорами Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Часть 3 статьи 15 Закона N 206-ФЗ направлена на недопущение негативного влияния, а именно засорения и (или) заражения карантинными объектами, их проникновения на территорию Российской Федерации и распространения по данной территории карантинных объектов в результате распространения карантинных объектов на территории иностранных государств или групп иностранных государств, если эти карантинные объекты характерны для той или иной продукции.
В целях реализации части 3 статьи 15 Закона N 206-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 08.02.2018 N 128 утверждены Правила осуществления контроля в местах производства (в том числе переработки), отгрузки подкарантинной продукции, предназначенной для ввоза в Российскую Федерацию из иностранных государств или групп иностранных государств, где выявлено распространение карантинных объектов, характерных для такой подкарантинной продукции, в соответствии с международными договорами Российской Федерации, в целях ее использования для посевов и посадок (далее - Правила N 128). Начало действия документа - 21.02.2018.
В целях предотвращения проникновения и распространения карантинных объектов на территорию Российской Федерации Приказом Минсельхоза России от 29.12.2010 N 456 утверждены Правила обеспечения карантина растений при ввозе подкарантинной продукции на территорию Российской Федерации, а также при ее хранении, перевозке, транспортировке, переработке и использовании (далее - Правила N 456).
Согласно Приложению к Правилам N 456 Соединенные Штаты Америки являются страной, на территории которой распространены карантинные для Российской Федерации объекты, включенные в Единый перечень карантинных объектов Евразийского экономического союза, утвержденный Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30.11.2016 N 158 "Об утверждении единого перечня карантинных объектов Евразийского экономического союза" (Амброзия многолетняя, Амброзия полыннолистная, Амброзия трехраздельная, Бузинник пазушный (ива многолетняя), Горчак ползучий, Ипомея плющевидная, Ипомея ямчатая, Паслен каролинский, Паслен колючий, Паслен линейнолистный, Паслен трехцветковый, Повилики, Подсолнечник реснитчаты, Стриги (все виды), Ценхрус малоцветковый). Вышеперечисленные карантинные объекты характерны для такой подкарантинной продукции, как семена, плоды и споры для посева (Код ТНВЭД ЕАЭС 1209).
Соответственно, для ввоза на территорию Российской Федерации семян газонных трав из Соединенных Штатов Америки необходимо разрешение Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, осуществляющей контроль в местах производства указанной подкарантинной продукции.
В апелляционной жалобе Общество, указывает, что согласно части 3 статьи 15 Закона N 206-ФЗ обращение в Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору участника внешнеэкономической деятельности о начале поставок семенного или посадочного материала из иностранного государства, необходимо только в случае введения временных ограничений на ввоз в Российскую Федерацию подкарантинной продукции.
Указанный довод подлежит отклонению апелляционным судом, поскольку при ввозе на территорию Российской Федерации семенного и посадочного материала частью 3 статьи 15 Закона N 206-ФЗ установлены карантинные фитосанитарные требования к подкарантинной продукции и связанные с данными требованиями к такой продукции процессам и способам ее производства (в том числе переработки), хранения, перевозки, реализации, уничтожения.
В соответствии с Правилами ввоза в Российскую Федерацию подкарантинной продукции, установленными статьей 22 Закона N 206-ФЗ, запрещается ввоз в Российскую Федерацию подкарантийной продукции в целях ее использования для посевов и посадок из иностранных государств или групп иностранных государств, где выявлено распространение карантинных объектов, характерных для такой подкарантинной продукции, без осуществления контроля федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений, в местах выращивания, отгрузки такой подкарантинной продукции (часть 8 Закона N 206-ФЗ).
Таким образом, исходя из положений части 3 статьи 15, части 8 статьи 22 Закона N 206-ФЗ, для ввоза на территорию Российской Федерации подкарантинной продукции в целях ее использования для посевов и посадок, необходимо получить разрешение Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), осуществляющей контроль в местах производства (переработки, отгрузки) семенного и посадочного материала.
Для получения разрешения участнику внешнеэкономической деятельности следует направить в Россельхознадзор обращение о начале поставок такой подкарантинной продукции из иностранного государства для осуществления контроля в местах производства семенного и посадочного материала.
Контроль в местах производства такой подкарантинной продукции осуществляется Россельхознадзором.
Правила, устанавливающие порядок осуществления контроля в местах производства (в том числе переработки, отгрузки) подкарантинной продукции, предназначенной для ввоза в Российскую Федерацию из иностранных государств или групп иностранных государств, где выявлено распространение карантинных объектов, характерных для такой подкарантинной продукции, в соответствии с международными договорами Российской Федерации, в целях ее использования для посевов и посадок, утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2018 N 128 (далее - Правила N 128).
Основанием для проведения контроля в местах производства подкарантинной продукции является обращение в Россельхознадзор участника ВЭД по форме, согласно приложению к Правилам.
После установления карантинного фитосанитарного состояния подкарантинной продукции, карантинного фитосанитарного состояния территории и (или) подкарантинного объекта, на которых осуществляются производство (в том числе переработка) и (или) отгрузка подкарантинной продукции (мест производства подкарантинной продукции), Россельхознадзор разрешает ввоз подкарантинной продукции для посева и посадок (в случае отсутствия выявления по результатам лабораторных исследований карантинных объектов), либо отказывает (в случае выявления по результатам лабораторных исследований карантинных объектов).
В апелляционной жалобе Общество также указывает на то, что Правила, утвержденные Приказом Минсельхоза России от 29.12.2010 N 456, не содержат обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора).
Вместе с тем, указанные Правила N 456, являются действующим документом наряду с Едиными правилами и нормами обеспечения карантина растений на таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденными Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30.11.2016 N 159.
Довод о невозможности определения имеющихся на момент ввоза запретов и ограничений также подлежит отклонению. В Приложении к Приказу N 456 содержится список объектов, распространенных на территории США, включенных в Единый перечень карантинных объектов Евразийского экономического союза, утвержденный Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30.11.2016 N 158. Указанные в Перечне объекты являются характерными для такой подкарантинной продукции, как семена, плоды и споры для посева (Код ТНВЭД ЕАЭС 1209).
В обоснование апелляционной жалобы Общество ссылается на пункт 4.1.1 Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 318 (Положение N 318), который устанавливает исчерпывающий перечень документов, при прохождении фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза.
Общество указывает на то, что 12.06.2019 в целях осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) заявителем Управлению представлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие ввезенной подкарантинной продукции карантинным требованиям РФ, а именно: коммерческие и транспортные (перевозочные) документы на ввозимую партию подкарантинной продукции, а также фитосанитарный сертификат на ввозимую партию подкарантинной продукции N F-S-41047-08146138-7-N от 09.04.2019.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1.4. раздела I Положения N 318, при осуществлении карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза уполномоченные органы по карантину растений руководствуются законодательством своего государства, в случае если отношения, возникающие при осуществлении карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза, прямо не урегулированы Положением.
В соответствии с частью 5 статьи 22 Закона N 206-ФЗ, в отношении ввозимой в Российскую Федерацию подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска устанавливаются требования в соответствии со статьей 15 Закона N 206-ФЗ.
Таким образом, в соответствии с частью 3 статьи 15 и частью 8 статьи 22 Закона N 206-ФЗ при ввозе на территорию Российской Федерации подкарантинной продукции, в целях ее посева или посадки, требуется разрешение Россельхознадзора (после проведения контроля в местах производства такой продукции).
Следовательно, наряду с представленными в соответствии с пунктом 4.1.1. Положения N 318 документами, сопровождавшими партию семян газонных трав, прибывших из США, должна быть предоставлена информация - решение Россельхознадзора о возможности ввоза в Российскую Федерацию партии семян газонных трав (код ТНВЭД ЕАЭС 1209200000, общим весом 3,629 тонн, происхождением из США), в адрес ООО "Трейдимпорт".
Как следует из материалов дела, на момент прибытия в Российскую Федерацию спорной партии подкарантинной продукции, ООО "Трейдимпорт" не обращалось в Россельхознадзор о начале поставок подкарантинной продукции из США для осуществления контроля в местах производства подкарантинной продукции.
Таким образом, контроль в местах производства, переработки и отгрузки семян газонных трав, происхождением из США, Россельхознадзором не проводился, карантинное фитосанитарное состояние указанной партии семян не установлено, карантинное фитосанитарное состояние территории и (или) подкарантинного объекта, на которых осуществляются производство (в том числе переработка и (или) отгрузка) подкарантинной продукции, Россельхознадзором не определено.
В результате документарной проверки должностным лицом Управления было выявлено нарушение требований части 3 статьи 15, части 8 статьи 22 Закона N 206-ФЗ.
При таких обстоятельствах действия, выразившиеся в запрете ввоза на территорию Российской Федерации товара, указанного в Акте государственного карантинного и фитосанитарного контроля от 12.06.2018 N 785133120619050, прибывшего по контракту N 276/56808435/004-18 от 16.02.2018, обусловленные отсутствием решения Россельхознадзора о возможности ввоза в Российскую Федерацию партии семян газонных трав, не противоречат положениям приведенных норм, а потому оснований для признания таких действий незаконными у суда первой инстанции не имелось.
Довод о том, что Управлением нарушен Порядок оформления Акта карантинного фитосанитарного контроля, утвержденный Решением КТС N 318, в части не отражения в акте обязательной информации, признается апелляционным судом несостоятельным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона N 206-ФЗ акт государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) - документ, который отражает результаты государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) подкарантинной продукции, подкарантинного объекта и выдан федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений.
Форма Акта карантинного фитосанитарного контроля (надзора) утверждена Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 318 "Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе" и предназначена для заполнения, исключительно, уполномоченными должностными лицами органа государства-члена Евразийского экономического союза, по результатам осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) подкарантинной продукции по месту прибытия и в местах доставки, в соответствии с пунктом 3.10 Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза, утвержденного Решением.
В случае выявления в партии продукции карантинных вредных организмов и/или выявления других нарушений нормативных правовых документов в области обеспечения карантина растений после создания Акта карантинного фитосанитарного контроля (надзора), на основе внесённых данных, в ФГИС "Аргус- Фито" в автоматическом режиме формируется Уведомление о выявлении нарушений законодательства в сфере обеспечения карантина растений Российской Федерации и Уведомление о принятии мер в отношении подкарантинной продукции, в которых подробно описывается характер выявленного нарушения со ссылками на действующие документы.
Уведомление о выявленном нарушении законодательства Российской Федерации в области карантина растений вручено представителю ООО "Трейдимпорт" 12.06.2019 вместе с Актом карантинного фитосанитарного контроля (надзора) N 785133120619050.
Учитывая изложенное, уполномоченные должностные лица Управления оформили Акт карантинного фитосанитарного контроля (надзора) по форме, установленной Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 318 в ФГИС "Аргус-Фито", предназначенной для оформления указанного документа.
Апелляционный суд учитывает то обстоятельство, что Россельхознадзором принято решение от 24.09.2019 N ФС-КС-3/25255 о разрешении ввоза в Россию семян газонных трав из питомника США в адрес ООО "Трейдимпорт" в количестве 3,629 тонн (л.д.144-145).
28.09.2019 уполномоченным должностным лицом Управления после проведения карантинного фитосанитарного контроля (надзора) партии подкарантинной продукции (смесь семян газонной травы Овсяница тростниковая - в количестве 2 268,00 кг. и смесь семян газонной травы для гольф полей Полевица побегоносная - в количестве 1 361,00 кг.) принято решение о разрешении выпуска указанной продукции. На фитосанитарном сертификате и транспортном (перевозочном) документе проставлен штамп "выпуск разрешен", а так же оформлен Акт карантинного фитосанитарного контроля (надзора) N 785133280919050 (л.д.146-152).
Таким образом, после соблюдения процедуры, предусмотренной частью 3 статьи 15 Закона N 206-ФЗ, выпуск спорной продукции разрешен. Права заявителя оспариваемыми действиями Управления не нарушены.
При указанных обстоятельствах доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26 декабря 2019 года по делу N А56-100698/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Трейдимпорт" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-100698/2019
Истец: ООО "Трейдимпорт"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ, ЛЕНИНГРАДСКОЙ И ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТЯМ
Третье лицо: Ушакова Татьяна Борисовна