02 июня 2020 г. |
Дело N А83-4153/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.05.2020.
В полном объёме постановление изготовлено 02.06.2020.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Остаповой Е.А.,
судей Колупаевой Ю.В.,
Тарасенко А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Молчановой В.С.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Бахчисарайского районного потребительского общества на решение Арбитражного суда Республики Крым от 25.11.2019 по делу N А83-4153/2018 (судья Лагутина Н.М.),
по иску Бахчисарайского районного потребительского общества
к Государственному совету Республики Крым, Администрации города Бахчисарай Республики Крым,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца - Общества с ограниченной ответственностью "Мебельное производственное объединение Крыммебель", Муниципального унитарного предприятия Муниципального образования городское поселение Бахчисарай Бахчисарайского района Республики Крым "Бахчисарайское торгово-производственное предприятие",
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков - Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым; Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Совет министров Республики Крым, Общества с ограниченной ответственностью "Торговокоммерческая фирма "Бахус" и Общества с ограниченной ответственностью "Стимул"
об исключении частной собственности из Перечня имущества, учитываемого как собственность Республики Крым и о признании права собственности отсутствующим,
УСТАНОВИЛ:
Бахчисарайское районное потребительское общество (далее - истец, Бахчисарайское РайПО, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Государственному совету Республики Крым, Администрации города Бахчисарай Республики Крым (далее - Администрация), согласно которому, с учетом заявления об изменении предмета иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) (т.2 л.д.261-264), просит:
1) обязать Государственный совет Республики Крым исключить имущество, принадлежащее на праве частной собственности Бахчисарайскому РайЙПО, из перечня имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденного Постановлением Государственного совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14 (в редакции от 20.04.2016 N 1069-1/16), расположенное по адресам:
- Россия, Республика Крым, г. Бахчисарай, ул. Симферопольская, 5-А в составе основное здание (литер А) площадью 1978,1 кв.м, основное здание (литер Б) площадью 603,4 кв.м, основное здание (литер В) площадью 48,7 кв.м, основное здание (литер Г) площадью 250,3 кв.м, основное здание (литер Д) площадью 81,8 кв.м, основное здание (литер Е) площадью 153,8 кв.м;
- Россия, Республика Крым, г. Бахчисарай, ул. Ленина, 104 в составе: основное здание (литер А) площадью 353,7 кв.м, основное здание (литер Б) площадью 46,7 кв.м, навес (литер б) площадью 180,7 кв.м;
- Россия, Республика Крым, г. Бахчисарай, ул. Фрунзе, 46-Б в составе: магазин площадью 930,9 кв.м;
- Россия, Республика Крым, г. Бахчисарай, ул. Фрунзе, 39 в составе: магазин площадью 1776,5 кв.м;
- Россия, Республика Крым, г. Бахчисарай, ул. Кооперативная, 6 в составе: административное здание площадью 296,1 кв.м, материальный склад площадью 89,7 кв.м, профилакторий ТО площадью 73,5 кв.м, мастерские площадью 78,5 кв.м, красный уголок площадью 152,9 кв.м, мастерская-столовая площадью 181,3 кв.м, мастерские площадью 122,2 кв.м, мастерские площадью 259,8 кв.м, мастерские площадью 645,0 кв.м, котельная площадь 128,3 кв.м, гаражи площадью 203,8 кв.м, склад площадью 30,2 кв.м, операторная ГСМ площадью 5,9 кв.м, агрегатный склад площадью 160,3 кв.м, моторный склад площадью 83,1 кв.м, насосная площадью 8,5 кв.м, склад площадью 48,1 кв.м;
2) признать отсутствующим в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрированное право собственности за муниципальным образованием городским поселением Бахчисарай на объекты недвижимости, расположенные по адресам:
- Россия, Республика Крым, г. Бахчисарай, ул. Симферопольская, 5-А в составе: основное здание (литер А) площадью 1978,1 кв.м кадастровый номер: 90:01:010104:274, основное здание (литер Б) площадью 3603,4 кв.м кадастровый номер: 90:01:010104:55, основное здание (литер В) площадью 48,7 кв.м кадастровый номер: 90:01:010104:57, основное здание (литер Г) площадью 250,3 кв.м кадастровый номер: 90:01:010104:54, основное здание (литер Д) площадью 81,8 кв.м кадастровый номер: 90:01:010104:53, основное здание (литер Е) площадью 153,8 кв.м кадастровый номер: 90:01:010104:60;
- Россия, Республика Крым, г. Бахчисарай, ул. Ленина, 104 в составе: основное здание (литер А) площадью 353,7 кв.м кадастровый номер: 90:01:010104:49, основное здание (литер Б) площадью 46,7 кв.м кадастровый номер: 90:01:010104:270;
- Россия, Республика Крым, г. Бахчисарай, ул. Фрунзе, 46-Б в составе: магазин площадью 930,9 кв.м кадастровый номер: 90:01:010106:459;
- Россия, Республика Крым, г. Бахчисарай, ул. Фрунзе, 39 в составе: магазин площадью 1776,5 кв.м кадастровый номер: 90:01:010103:177;
- Россия, Республика Крым, г. Бахчисарай, ул. Кооперативная, 6 в составе: административное здание площадью 296,1 кв.м кадастровый номер: 90:01:010103:64, профилакторий ТО площадью 73,5 кв.м кадастровый номер: 90:01:010103:63, мастерские площадью 78,5 кв.м кадастровый номер: 90:01:010103:69, красный уголок площадью 152,9 кв.м кадастровый номер: 90:01:010103:78, мастерская-столовая площадью 181,3 кв.м кадастровый номер: 90:01:010103:82, мастерские площадью 122,2 кв.м кадастровый номер: 90:01:010103:80, мастерские площадью 259,8 кв.м кадастровый номер: 90:01:01010.
Исковые требования мотивированы тем, что истец в соответствии с ранее действовавшим законодательством Украины, являлся собственником спорного имущества на основании свидетельств о праве собственности (т.1 л.д.-35), а также справок, выданных Филиалом Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крым БТИ" в городе Симферополе (т.1 л.д.36-40), однако, в связи с тем, что право собственности истца на спорное имущество было зарегистрировано за муниципальным образованием городской округ Бахчисарай Республики Крым, Бахчисарайское РайПО считает включение спорного имущества в перечень имущества, изложенного в Приложении к Постановлению Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым", а также осуществленную государственную регистрацию права на спорные объекты недвижимости незаконной.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 25.11.2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
Решение суда первой инстанции мотивировано тем, что право собственности на спорное имущество возникло у Республики Крым и прекратилось у прежнего правообладателя с момента включения спорного имущества в перечень имущества, изложенного в Приложении к Постановлению Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым" (редакция от 03.09.2014), и на сегодняшний день спорное имущество является собственностью муниципального образования городской округ Бахчисарай Республики Крым, которое было закреплено за муниципальным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, а поэтому отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Бахчисарайское РайПО обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд через суд первой инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы апеллянт указал, что Бахчисарайское РайПО является законным собственником и владельцем спорного имущества, а у Администрации такие права отсутствуют, в связи с чем Постановление Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14 не может являться основанием для возникновения права собственности на это имущество у ответчика.
Определением от 28.01.2020 восстановлен процессуальный срок на подачу апелляционной жалобы, апелляционная жалоба оставлена без движения включительно до 28.02.2020.
27.02.2020 заявителем устранены обстоятельства, которые послужили основанием для оставления апелляционной жалобы без движения.
Определением от 28.02.2020 апелляционная жалоба Бахчисарайского РайПО принята к производству Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, судебное разбирательство назначено на 14.04.2020.
Определением от 14.04.2020 рассмотрение апелляционной жалобы Бахчисарайского РайПО перенесено на 26.05.2020.
В судебное заседание 26.05.2020 лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили, о времени и месте судебного разбирательства были уведомлены надлежащим образом.
До начала судебного заседания 25.05.2020 от Бахчисарайского РайПО поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства мотивированное невозможностью обеспечить явку представителя в судебное заседание в связи с его нетрудоспособностью.
Определением, занесенным в протокол судебного заседания от 26.05.2020, в удовлетворении ходатайства Бахчисарайского РайПО об отложении судебного разбирательства отказано, при этом судебная коллегия исходила из следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине.
В соответствии с частью 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если лицо, участвующее в деле, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.
При оценке содержания понятия уважительности причин суд апелляционной инстанции принимает во внимание разъяснения, изложенные в пункте 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", в соответствии с которыми не могут, как правило, рассматриваться в качестве уважительных причин нахождение представителя заявителя в командировке (отпуске), кадровые перестановки, отсутствие в штате организации юриста, смена руководителя (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные проблемы юридического лица
Арбитражный суд на основании части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, в случае возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференцсвязи, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.
При этом, отложение судебного заседания является не обязанностью, а правом суда, которое может быть реализовано при наличии к тому достаточных оснований.
Невозможность участия в судебном заседании одного представителя не лишает истца, как юридическое лицо, его процессуальной правоспособности, реализация которой возможна, в том числе путем привлечения иного представителя для участия в судебном заседании.
В рассмотренном случае, в отсутствие определенных процессуальным законом оснований для отложения судебного разбирательства по делу, суд не усмотрел невозможность рассмотрения спора в настоящем судебном заседании.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что поскольку отсутствуют объективные препятствия для рассмотрения апелляционной жалобы в настоящем судебном заседании, указанные в обоснование ходатайства обстоятельства не являются безусловным основанием для отложения, в связи с чем суд апелляционной инстанции пришел к выводу о возможности рассмотрения апелляционной жалобы по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Поскольку лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, суд апелляционной инстанции, в порядке статьи 156 АПК РФ, считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как усматривается из материалов дела, в доказательство принадлежности Бахчисарайскому РайПО спорного имущества истцом представлены: копия свидетельства о праве коллективной собственности на административное здание в целом, расположенного в г. Бахчисарай, ул. Симферопольская, 5-а от 23.10.2000, выданного Бахчисарайской районной государственной администрацией Автономной Республики Крым на основании распоряжения Бахчисарайской районной государственной администрации N 214-р от 13.04.2000 (т.1 л.д.22-23); копия свидетельства о праве собственности на здание кафе "Чебуречная", расположенное в г. Бахчисарай, ул. Ленина, 104 от 30.01.2003, выданного Бахчисарайской районной государственной администрацией Автономной Республики Крым на основании распоряжения Бахчисарайской районной государственной администрации N 214-р от 13.04.2000 (т.1 л.д.24-25); копия свидетельства о праве собственности на здание магазина, расположенного в г. Бахчисарай, ул. Фрунзе, 39 от 30.01.2003, выданного Бахчисарайской районной государственной администрацией Автономной Республики Крым на основании распоряжения Бахчисарайской районной государственной администрации N 214-р от 13.04.2000 (т.1 л.д.26-27), копия свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество от 24.11.2003, расположенного в г. Бахчисарай, ул. Кооперативная, 6, выданного Бахчисарайской районной государственной администрацией Автономной Республики Крым на основании распоряжения Бахчисарайской районной государственной администрации N 214-р от 13.04.2000 (т.1 л.д.28-29); копия свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество (магазин) от 18.06.2004, расположенного в г. Бахчисарай, ул. Фрунзе, 46-б, выданного Бахчисарайской районной государственной администрацией Автономной Республики Крым на основании распоряжения Бахчисарайской районной государственной администрации N 214-р от 13.04.2000 (т.1 л.д.30-35).
Распоряжением Бахчисарайской районной государственной администрации от 13.04.2000 N 214-р "Об оформлении права собственности" установлено, что в целях приведения в соответствие с действующим законодательством порядка землепользования и оформления права собственности в системе Бахчисарайского РайПО необходимо Бахчисарайскому бюро технической инвентаризации оформить право собственности на здания и сооружения, находящиеся на балансе Бахчисарайского РайПО и выдать свидетельства на право собственности (т.1 л.д.108).
Кроме того, в своем исковом заявлении истец отмечает, что согласно полученных справок из Филиала государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крым БТИ" в городе Симферополь, право собственности на спорные объекты недвижимости, расположенные в Республике Крым, г. Бахчисарай по ул. Симферопольская, 5-А, ул. Ленина, 104, ул. Фрунзе, 46-Б, ул. Фрунзе, 39, ул. Кооперативная, 6, зарегистрированы за Бахчисарайским РайПО (т.1 л.д.36-40).
Постановлением Государственного совета Республики Крым от 03.09.2014 N 2474-6/17 в Постановление N 2085-6/14 внесены изменения, пункт 4 постановления после слов "на территории Республики Крым" дополнен словами "а также имущество, указанное в Приложении к настоящему постановлению".
В приложении к Постановлению N 2085-6/14 (в редакции от 20.04.2016) содержится Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, в том числе, под пунктом 29 - иное движимое и недвижимое имущество, находящееся на балансе Крымского республиканского союза потребительских обществ, районных потребительских обществ, Союза потребительских обществ "Центральный союз потребительских обществ Автономной Республики Крым", а также предприятий, учреждений, организаций, входящих в их структуру, Общества с ограниченной ответственностью "Кооперативная торгово-логистическая сеть", расположенное на территории Республики Крым (в том числе - имущество Бахчисарайского РайПО).
В развитие вышеуказанного Постановления Государственного совета Республики Крым N 2085-6/14 было издано Распоряжение Совета Министров Республики Крым N 3-Р от 14.01.2016 года "О безвозмездной передачи имущества в муниципальную собственность" (далее - Распоряжение N 3-Р).
На основании Распоряжения N 3-Р имущество Бахчисарайского РайПО было безвозмездно передано в собственность муниципального образования городского поселения Бахчисарай, в связи с чем, была произведена государственная регистрация права муниципальной собственности на объекты недвижимости, расположенные по адресам: Республика Крым, г. Бахчисарай, ул. Симферопольская, 5-А; Республика Крым, г. Бахчисарай, ул. Ленина, 104; Республика Крым, г. Бахчисарай, ул. Фрунзе, 46-Б; Республика Крым, г. Бахчисарай, ул. Фрунзе, 39; Республика Крым, г. Бахчисарай, ул. Кооперативная, 6, за муниципальным образованием - городским поселением Бахчисарай.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 30.03.2016 N 90/016/020/2016-79, выданной Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, правообладателем нежилого здания, площадью 1978,10 кв.м, кадастровый номер 90:01:010104:274, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Бахчисарай, ул. Симферопольская, дом 5А, является муниципальное образование - городское поселение Бахчисарай Бахчисарайского района Республики Крым (т.1 л.д.41-42).
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 08.09.2016 N 90/090/001/2016-29201, выданной Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, правообладателем нежилого здания (магазин), площадью 1776,50 кв.м, кадастровый номер 90:01:010103:177, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Бахчисарай, ул. Фрунзе, дом 39, является муниципальное образование - городское поселение Бахчисарай Бахчисарайского района Республики Крым (т.1 л.д.43-44).
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 08.09.2016 N 90/090/001/2016-29196, выданной Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, правообладателем нежилого здания (инструментальный цех), площадью 259,80 кв.м, кадастровый номер 90:01:010103:81, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Бахчисарай, ул. Кооперативная, дом 6, является муниципальное образование - городское поселение Бахчисарай Бахчисарайского района Республики Крым (т.1 л.д.45-46).
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 26.09.2016 N 90/090/001/2016-32444, выданной Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, правообладателем нежилого здания (магазин), площадью 930,90 кв.м, кадастровый номер 90:01:010106:459, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Бахчисарай, ул. Фрунзе, дом 46-б, является муниципальное образование - городское поселение Бахчисарай Бахчисарайского района Республики Крым (т.1 л.д.47-48).
Таким образом, на основании вышеизложенного, Бахчисарайское РайПО полагая, что является собственником спорного недвижимого имущества, обратилось в суд с исковым заявлением об исключении имущества, принадлежащего на праве собственности Бахчисарайскому РайПО, из перечня имущества, учитываемого как собственность Республики Крым утвержденного Постановлением Государственного совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14 (в редакции от 20.04.2016 N 1069-1/16).
Кроме того, по мнению истца, государственный регистратор при регистрации права на спорные объекты недвижимости, расположенные по адресам: Республика Крым, г. Бахчисарай, ул. Симферопольская, 5-А; Республика Крым, г. Бахчисарай, ул. Ленина, 104; Республика Крым, г. Бахчисарай, ул. Фрунзе, 46-Б; Республика Крым, г. Бахчисарай, ул. Фрунзе, 39; Республика Крым, г. Бахчисарай, ул. Кооперативная, 6, не провел изучение представленных для государственной регистрации документов в целях установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество - путём направления запроса в Бюро технической инвентаризации, для определения принадлежности данного имущества, в связи с чем просит признать отсутствующим в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрированное право собственности за муниципальным образованием - городским поселением Бахчисарай на спорные объекты недвижимого имущества.
Изучив материалы дела, а также доводы, изложенные в апелляционной жалобе, коллегия судей пришла к выводу, об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции, по следующим обстоятельствам.
К спорным правоотношениям, с учетом положений Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя", статьи 4, части 2 статьи 422, части 1 статьи 1211 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), должны применяться нормы материального права Украины до 18.03.2014 и Российской Федерации с 18.03.2014.
17.03.2014 Государственным советом Республики Крым N 1745-6/14 было принято Постановление "О независимости Крыма".
Согласно пункту 6 указанного Постановления государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего Постановления на территории Республики Крым, является государственной собственностью Республики Крым.
18.03.2014 между Российской Федерацией и Республикой Крым подписан Договор "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", ратифицированный Российской Федерацией 21.03.2014.
Со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым в составе Российской Федерации образуются новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь (статья 2 Договора о принятии в РФ).
Согласно части 3 статьи 1 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" от 21.03.2014 N 6-ФКЗ (далее - Закона N 6-ФКЗ) Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
Согласно части 2 статьи 23 Закона N 6-ФКЗ нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя действуют на территориях соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Республики Крым, нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта города федерального значения Севастополя.
В соответствии со статьей 12.1 Закона N 6-ФКЗ до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены в Законе Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК).
Пунктом 2 статьи 2 Закон N 38-ЗРК закреплено, что право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ, на территории Республики Крым у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2-1 Закона N 38-ЗРК право собственности Украины на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, находившееся по состоянию на 17 марта 2014 года на территории Республики Крым, считать прекращенным на основании постановления Государственного Совета Республики Крым от 17 марта 2014 года N 1745-6/14 "О независимости Крыма" в связи с возникновением права собственности Республики Крым на такое имущество.
Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 2-1 Закона N 38-ЗРК, право собственности на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, прекращается у прежнего правообладателя и возникает у Республики Крым со дня включения такого имущества в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденный постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым" (т.2 л.д.308-316).
В пункте 1 Постановления Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым", установлено, что на период интеграции Республики Крым в состав Российской Федерации и до разграничения собственности между Российской Федерацией, Республикой Крым и муниципальной собственностью, но, не позднее, чем до 01.01.2015, все государственное имущество (государства Украина) и бесхозяйное имущество, находящееся на территории Республики Крым, учитывается как собственность Республики Крым.
03.09.2014 Государственным Советом Республики Крым принято постановление N 2474-6/14 "О внесении изменений в Постановление Государственного Совета Республики Крым N 2085-6/14 от 30.04.2014 "О вопросах управления собственностью Республики Крым", согласно которому, пункт 1 Постановления N 2085-6/14 после слов "на территории Республики Крым" дополнен словами: "а также имущество, указанное в Приложении к настоящему постановлению". Согласно данному постановлению как собственность Республики Крым также учитывается имущество, указанное в Приложении к Постановлению N 2085-6/14.
Таким образом, постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым" (далее - постановление N 2085-6/14) установлено, что на период интеграции Республики Крым в состав Российской Федерации и до разграничения собственности между Российской Федерацией, Республикой Крым и муниципальной собственностью, все государственное имущество (государства Украина) и бесхозяйное имущество, а также имущество, указанное в Приложении к настоящему постановлению, находящееся на территории Республики Крым, учитывается как собственность Республики Крым.
В пункте 29.2 Перечня имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденного постановлением N 2085-6/14 указано иное движимое и недвижимое имущество, находящееся на балансах Крымского республиканского союза потребительских обществ, районных потребительских обществ, Союза потребительских обществ Центральный союз потребительских обществ Автономной Республики Крым, а также предприятий, учреждений, организаций, входящих в их структуру, Общества с ограниченной ответственностью "Кооперативная торгово-логистическая сеть", расположенное на территории Республики Крым, в составе муниципального образования Бахчисарайский район Республики Крым, в том числе спорное недвижимое имущество.
Постановлением Государственного совета Республики Крым от 20.04.2016 N 1069-1/16 "О внесении изменений в Постановление Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым" внесены изменения в пункты 29, 29.2 Приложения к Постановлению N 2085-6/14, которое является действующим и обязательно к исполнению в Республике Крым (т.3 л.д.28-31).
Таким образом, Постановление N 2085-6/14 фактически являлось правоустанавливающим документом, подтверждающим право собственности Республики Крым на указанное в приложении к нему имущество.
Аналогичная правовая позиция высказана в определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.09.2016 N 310-КГ16-11632 и постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 03.06.2016 по делу N А83-1643/2015.
Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 13.01.2016 N 954-1/16 "О даче согласия Совету министров Республики Крым на безвозмездную передачу имущества из государственной собственности Республики Крым в муниципальную собственность" Совету министров Республики Крым дано согласие на безвозмездную передачу из государственной собственности Республики Крым в муниципальную собственность муниципальных образований Республики Крым имущества, указанного в пунктах 1-29 Перечня.
Советом министров Республики Крым 14.01.2016 принято распоряжение N 3-р "О безвозмездной передаче имущества в муниципальную собственность", в соответствии с которым принято решение о безвозмездной передаче имущества, согласно приложению, из государственной собственности Республики Крым в муниципальную собственность.
Пунктом 6 данного распоряжения установлено, что право муниципальной собственности на имущество, указанное в пункте 1 данного распоряжения, возникает со дня утверждения акта приема-передачи.
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 18.01.2016 N 6-р в приложении к распоряжению от 14.01.2016 N 3-р внесены изменения:
- в строках 4, 6, 7, 8, 15, 16, 18, 20, 23, 25, 27, 30, 32, 33, 36, 37, 38, 41, 43, 45, 46, 47,48, 50 после слов "Крымского республиканского союза потребительских обществ" дополнить словами "районных потребительских обществ, Союза потребительских обществ";
- в строке 30 слова "городское поселение Бахчисарай" заменить словами "Бахчисарайский район Республики Крым".
В рамках исполнения указанных актов Государственного Совета Республики Крым и Совета министров Республики Крым, 18.01.2016 между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым и Администрацией Бахчисарайского района Республики Крым подписан передаточный акт, в соответствии с которым в собственность муниципального образования Бахчисарайский район Республики Крым передано в том числе и спорное имущество (т.3 л.д.105-106).
На основании Распоряжения Совета министров Республики Крым N 3-Р от 14.01.2016, Передаточного акта от 18.01.2016, Распоряжения Совета министров Республики Крым N 173-р от 20.02.2016, Дополнения к передаточному акту от 20.02.2016 (т.3 л.д.107-110), Дополнения к передаточному акту от 23.07.2016 (т.3 л.д.111-114), за Муниципальным образованием городского поселения Бахчисарай Бахчисарайского района Республики Крым зарегистрировано право собственности на указанные спорные объекты недвижимого имущества, что подтверждается выписками из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (т.2 л.д.196-254).
Таким образом, материалы дела содержат доказательства, подтверждающие факт принадлежности муниципальному образованию Бахчисарайский район Республики Крым спорного имущества.
Пленумы Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в абзаце 2 пункта 5 совместного постановления от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснили, что в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Право собственности муниципального образования зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается Выписками из государственного реестра прав на недвижимое имущество (т.1 л.д.196-254).
Таким образом, исходя из установленных обстоятельств, суд апелляционной инстанции считает, что с 18.01.2016 собственником спорного имущества являлось муниципальное образование Бахчисарайский район Республики Крым в лице Администрации.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что на момент издания соответствующих постановлений, Администрация Бахчисарайского района Республики Крым действовала в рамках полномочий в соответствии с действующим законодательством и то, что спорное имущество является муниципальной собственностью.
Кроме того, как верно установлено судом первой инстанции, в случае несогласия Бахчисарайского РайПО с принятым государственным органом пунктом Постановления, истец, в силу норм АПК РФ, должен обращаться с соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), а не в порядке статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно статье 71 АПК РФ оценка доказательств и выводы суда должны быть основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании доказательств по делу. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими в совокупности.
Кроме того, истцом также заявлено требование, в котором Бахчисарайское РайПО просит признать отсутствующим в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрированное право собственности за муниципальным образованием - городским поселением Бахчисарай на спорные объекты недвижимого имущества.
В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее -Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
В пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
В пункте 53 названного постановления Пленума от 29.04.2010 N 10/22 разъяснено, что ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение. Ответчиками по иску, направленному на оспаривание правили обременений, вытекающих из зарегистрированной сделки, являются ее стороны.
К таким случаям относятся как те ситуации, которые прямо перечислены Пленумами ВАС РФ и ВС РФ (право собственности на один и тот же объект недвижимости, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), так и иные ситуации, в которых истец не способен защитить свои права и законные интересы, прибегнув к иным способам защиты.
При этом, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 07.11.2017 N 26-П указано, что суд, рассматривая в конкретном деле вопрос о правомерности включения спорных объектов недвижимого имущества в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, обязан, не ограничиваясь установлением одних лишь формальных условий применения нормы, исследовать по существу фактические обстоятельства данного дела, учитывая при этом имевшую место до принятия в Российскую Федерацию Республики Крым структурную перестройку экономики Украины и преобразование отношений собственности, включая оценку оснований возникновения права собственности на спорное имущество, и предоставляя тем самым, исходя из общих принципов права, конституционные гарантии права собственности в отношении того имущества, которое принадлежит субъектам права собственности на законных основаниях, что - в силу сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 11 марта 1998 года N 8-П и в дальнейшем неоднократно им подтвержденной правовой позиции - вытекает из смысла статьи 35 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 17 (части 1 и 3) и 55 (часть 3).
Таким образом, правомерность приобретения имущества в частную (или государственную) собственность также относится к обстоятельствам, которые подлежат оценке судом, рассматривающим спор, связанный с включением конкретных объектов недвижимого имущества в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, и с учетом которых на основании судебного решения соответствующие объекты недвижимого имущества сохраняются в Перечне или исключаются из него. Такой подход предполагает и оценку судом правомерности отчуждения недвижимого имущества из государственной собственности в частную с точки зрения соблюдения соответствующих законом положений, а также квалификацию действий физических и юридических лиц - приобретателей этого имущества как добросовестных или недобросовестных.
На основании изложенного, суд обязан дать оценку документам, на которые ссылается истец по иску как на доказательства возникновения у него права собственности на спорное имущество, полученным в период действия законодательства Украины, не ограничиваясь лишь одним фактом регистрации права на спорное имущество до 18.03.2014.
Как было установлено выше, в подтверждение права собственности, истец представил копии свидетельств о праве собственности на спорные объекты недвижимости, выданные на основании распоряжения Бахчисарайской районной государственной администрации N 214-р от 13.04.2000 (т.1 л.д.22-35), а также справки из Филиала государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крым БТИ" в городе Симферополь (т.1 л.д.36-40).
В соответствии с пунктом 4.1 Инструкции о порядке государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества, находящихся в собственности юридических и физических лиц, утвержденной приказом Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины от 9 июня 1998 года N 121, зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 26 июня 1998 за N 399/2839, оформление права собственности на объекты недвижимого имущества осуществляется с выдачей свидетельства о праве собственности по образцу, приведенному в приложении 11 местными органами государственной исполнительной власти, местного самоуправления: физическим лицам на новопостроенные, перестроенные или реконструируемые объекты недвижимого имущества при наличии акта о праве собственности или решения об отведении земельного участка для этой цели и при наличии акта государственной комиссии о принятии объекта и введения его в эксплуатацию; физическим и юридическим лицам на основании документов, установленных законодательством, которые подтверждают их право собственности на объекты недвижимого имуществ.
Таким образом, распоряжение Администрации и выдача свидетельств о праве собственности, в том числе и справки БТИ, должны были основываться на документах, подтверждающих возникновение у истца права собственности на спорное имущество на момент их издания.
Вместе с тем, таких доказательств, как и доказательств подтверждающих, строительство либо приобретение иным законным способом спорного имущества, суду не представлено.
Как верно установлено судом первой инстанции, распоряжение Бахчисарайской районной государственной администрации N 214-р от 13.04.2000 не является надлежащим документом, подтверждающим передачу в собственность истцу поименованного в нем имущества, а лишь указывает на способ оформления такого права собственности на имущество в системе Бахчисарайского РайПО.
Решением исполнительного комитета Крымского областного Совета народных депутатов N 219 от 07.05.1987 "О мерах по улучшению работы колхозных рынков" горрайисполкомам, облпотребсоюзу, облагропрому, областному управлению торговли поручено в том числе: создание фирменных магазинов колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, а также организаций потребительской кооперации по продаже сельскохозяйственной продукции, развитие материально-технической базы рынков, оснащение их современным оборудованием, инвентарем и другими техническими средствами (п. 1.2). Управлению торговли передать в установленном порядке колхозные рынки в ведение облпотребзоюза (п. 2).
Таким образом, передаваемые колхозные рынки принадлежали на праве собственности государству, их создание и обеспечение до принятия данного решения полностью обеспечивалось за счет государственного бюджета, а, следовательно, данные объекты имели публично правовую принадлежность. Кроме того, создание фирменных магазинов колхозов обеспечивалось в том числе за счет средств горрайисполкомов, облагропрома, областного управления торговли, т.е. также за счет средств государства.
В материалах дела отсутствует какие-либо акты приема-передачи имущества, являющегося предметом спора, от Управлений торговли к облпотребсоюзу и далее организациям потребительской кооперации. Как и не представлено доказательств создания фирменных магазинов за счет средств облпотребсоюза либо созданных организаций потребительской кооперации.
Таким образом, Бахчисарайское РайПО не доказало, что спорное имущество перешло из государственной собственности в собственность истца, и что соответственно именно оно является собственником указанного имущества.
Кроме того, решением 38-й сессии 1 созыва Бахчисарайского городского совета от 11.01.2016 N 372 дано согласие о принятии указанного выше имущества из государственной собственности Республики Крым в муниципальную собственность муниципального образования городское поселение Бахчисарай Бахчисарайского района Республики Крым, расположенного на территории городского поселения Бахчисарай.
На основании постановления Администрации г. Бахчисарая Республики Крым от 29.04.2016 N 02.1-1/130 указанное выше имущество на праве хозяйственного ведения было передано Муниципальному унитарному предприятию муниципального образования городское поселение Бахчисарай Бахчисарайского района Республики Крым "Бахчисарайское торгово-производственное предприятие".
Доказательств обратного суду не представлено.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судом установлено, что истец не владеет спорным недвижимым имуществом, собственником имущества, которое является предметом спора, является муниципальное образование городское поселение Бахчисарай Бахчисарайского района Республики Крым, право хозяйственного ведения которого закреплено за муниципальным унитарным предприятием муниципального образования городское поселение Бахчисарай Бахчисарайского района Республики Крым "Бахчисарайское торгово-производственное предприятие".
Принимая во внимание ранее изложенное, а так же то, что Бахчисарайским РайПО выбран ненадлежащий способ защиты нарушенных прав, судебная коллегия поддерживает выводы суда первой инстанции, согласно которым основания для удовлетворения требований в части признания права собственности, зарегистрированного за муниципальным образованием городским поселением Бахчисарай на объекты недвижимого имущества, отсутствующим, так же отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы по существу направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, изложенных в обжалуемом судебном акте, не опровергая их, сводятся к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, не может рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Обжалуемое решение принято законно и обоснованно, с правильным применением норм материального и процессуального права. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены судебного решения не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Согласно статьям 110 и 112 АПК РФ судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 25 ноября 2019 года по делу N А83-4153/2018 оставить без изменений, апелляционную жалобу Бахчисарайского районного потребительского общества - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Остапова |
Судьи |
Ю.В. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-4153/2018
Истец: БАХЧИСАРАЙСКОЕ РАЙОННОЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА БАХЧИСАРАЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И КАДАСТРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, МУП Муниципального образования городское поселение Бахчисарай Бахчисарайского района РК "Бахчисарайское торгово-производственное предприятие", ООО "Мебельное производственное объединение Крыммебель", Совет Министров Республики Крым, ООО "МПО "Крыммебель"
Хронология рассмотрения дела:
15.10.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3963/20
12.10.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3963/20
02.06.2020 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2971/18
25.11.2019 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-4153/18
20.11.2019 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-4153/18
22.10.2018 Определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2971/18