г. Москва |
|
3 июня 2020 г. |
Дело N А40-272800/19 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.А.Свиридова
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Ред Вингс" на решение Арбитражного суда г.Москвы от 17 января 2020 по делу N А40-272800/19 (147-2152) судьи Н.В.Дейна
по заявлению АО "Ред Вингс"
к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
о признании незаконным постановления
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
АО "Ред Вингс" (далее общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее Управление, Ространснадзор) от 01.10.2019 г. N 0021/0432/0756.
Решением от 17.01.2020 арбитражный суд отказал в удовлетворении заявленных требований, мотивировав свои выводы тем, что ответчиком доказаны обстоятельства послужившие основанием для привлечения общества к административной ответственности, при этом порядок привлечения к ответственности не нарушен.
Не соглашаясь с принятым решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по доводам отзыва.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, а также доводы апелляционной жалобы, пришел к выводу, что оснований для отмены (изменения) принятого по делу судебного акта не имеется.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Общество не классифицировало информация о ложной разгерметизации, как авиационный инцидент. Общество должно знать и выполнять воздушное законодательство, в том числе ПРАПИ-98, где содержится информация о классификации авиационных событий. Первоначальная информация о ложной разгерметизации, поступившая от командира воздушного судна диспетчеру не соответствовала действительности. В процессе аварийного снижения, сигнализация о разгерметизации работала 5,5 минут, до тех пор пока высота не снизилась до допустимых пределов. Экипаж не выполнил снижение до эшелона FL 100, как этого требуют руководящие документы, а принял решение продолжать полёт на эшелоне FL 290, а затем на FL 270, не допуская повторного срабатывания сигнализации о разгерметизации.
Продолжать полёт на "подписанном" эшелоне FL 350 экипаж возможности не имел.
Кроме того, Общество не сообщило полную и достоверную информацию в территориальный орган Росавиации. Как следствие, из территориального органа в УИБП Росавиации не поступило первоначальное донесение об авиационном инциденте.
Постановлением N 0021/0432/0756 от 01.10.2019 АО "Ред Вингс" привлечено к административной ответственности по ст.11.30 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с вынесенным управлением постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Срок на подачу заявления, установленный ч.2 ст.208 АПК РФ, соблюден.
В соответствии с ч.4 ст.210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч.7 ст.210 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объёме.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд считает, что вопреки доводам положения ст.ст.25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 не установлено.
Согласно ст.11.30 КоАП РФ умышленное сокрытие авиационного происшествия, инцидента или сведений о них, либо искажение информации, либо повреждение или уничтожение бортовых или наземных средств объективного контроля или других связанных с авиационным происшествием или инцидентом доказательственных материалов - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со ст.2 Воздушного кодекса РФ воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила - нормативные акты, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации и принимаемые в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
По правилам пункта 1 статьи 95 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ВК РФ) авиационное происшествие или инцидент с гражданским, государственным или экспериментальным воздушным судном Российской Федерации либо с воздушным судном иностранного государства на территории Российской Федерации подлежат обязательному расследованию.
Правила расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации (далее - ПРАПИ-98), утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.1998 N 69.
Согласно ПРАПИ-98 п.1.2.2.4 Авиационный инцидент - событие, связанное с использованием воздушного судна, которое имело место с момента, когда какое-либо лицо вступило на борт с намерением совершить полет, до момента, когда все лица, находившиеся на борту с целью полета, покинули воздушное судно, и обусловленное отклонениями от нормального функционирования воздушного судна, экипажа, служб управления и обеспечения полетов, воздействием внешней среды, могущее оказать влияние на безопасность полета, но не закончившееся авиационным происшествием.
Между тем, Общество должно знать и выполнять воздушное законодательство, в том числе ПРАПИ-98, где содержится информация о классификации авиационных событий.
Доводы заявителя о том, что данное событие не является авиационным инцидентом, правомерно отклонены судом, так как основаны на неверном толковании норм права, поскольку на основании п.19 Приложения 1 ПРАПИ-98, данное событие подлежит расследованию в эксплуатации в качестве авиационного инцидента.
Полная и объективная информация о произошедшем событии должна исходить от общества, т.к. только оно обладает ей в полной мере. От того, в каком виде информация поступит от заявителя в уполномоченные органы, зависит их реакция на произошедшее событие.
Информация, поступившая от общества в Росавиацию, является явно недостаточной, не дающей ясного представления о произошедшем инциденте.
Согласно пункту 3.3.1 ПРАПИ-98 с момента авиационного инцидента ответственность за проведение первоначальных действий на месте авиационного инцидента возлагается на руководителя организации гражданской авиации и руководителя регионального управления Федеральной авиационной службы, в районе и на территории ответственности которых произошел авиационный инцидент, а до их прибытия - на командира воздушного судна.
В п. 3.3.2 ПРАПИ-98 описан алгоритм действий руководителя РУ ФАС России, организации ГА места события по получении сообщения об авиационном инциденте.
Все материалы, полученные в результате первоначальных действий должностных лиц при авиационном инциденте, должны передаваться в комиссию по расследованию авиационного инцидента.
Указанные выше факты лишь подтверждают, что данное событие должно расследоваться независимой комиссией, как это требует ПРАПИ-98.
В результате бездействия Общества, произошедший авиационный инцидент не был всесторонне расследован комиссией, как этого требует ПРАПИ-98:
1.2.2.21. Расследование - процесс, проводимый с целью предотвращения авиационных происшествий и инцидентов, который включает сбор и анализ информации, подготовку заключений, включая установление причин и выработку рекомендаций по обеспечению безопасности полетов.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения заявителем Правил расследования авиационных происшествий и инцидентов при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется. Умысел в данном случае подтверждается бездействием Общества.
Учитывая, что полная информация об авиационном инциденте в Росавиацию не поступала, расследования по данному событию на дату возбуждения дела проведено не было, действия (бездействие) общества обоснованно квалифицировано административным органом по статье 11.30 КоАП РФ, вина общества в совершении данного правонарушения доказана, состав административного правонарушения подтвержден материалами дела.
Довод заявителя жалобы об отсутствии состава административного правонарушения неправомерна по следующим основаниям.
Выводы о наличии или отсутствии признаков авиационного инцидента, сделанные по результатам проведенного расследования, не влияют на обязанность заявителя сообщать полную информацию о произошедших в ходе полета событий.
Учитывая, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения общества к административной ответственности административным органом соблюдены, размер ответственности административным органом определен с учетом правил, установленных ст.4.1 КоАП РФ, основания для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления отсутствуют.
В соответствии с ч.3 ст.211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
С учетом изложенного апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решение суда первой инстанции, что влечет оставление апелляционной жалобы без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 17.01.2020 по делу N А40-272800/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-272800/2019
Истец: АО "РЕД ВИНГС"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВИАЦИОННОГО НАДЗОРА И НАДЗОРА ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА