г. Москва |
|
02 июня 2020 г. |
Дело N А40-112209/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена "01" июня 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме "02" июня 2020 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.И. Тетюка
Судей: Е.В. Бодровой, Е.Е. Кузнецовой,
при ведении протокола судебного заседания Е.И. Азарёнок
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.01.2020 по делу N А40-112209/19 по иску ФГУП "ГЛАВНОЕ ВОЕННО-СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ N 6" (ИНН 2700001660, ОГРН 1022700931220) к Министерству обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284), третье лицо - ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ЗАКАЗЧИКА КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ОГРН 1087746462616) о взыскании по государственному контракту N ДС-П-16/13 от 24 августа 2015 года долга в размере 26 805 943 руб. 18 коп., процентов в размере 1 111 712 руб. 23 коп., по государственному контракту N ДС-П-18/13 от 24 августа 2015 года долга в размере 12 201 963 руб. 46 коп., процентов в размере 454 230 руб. 63 коп.,
от истца: Наумов Д.Г. по доверенности от 28.02.2020,
от ответчика: Мартыновский С.В. по доверенности от 27.12.2019,
от третьего лица: Мартыновский С.В. по доверенности от 01.08.2017,
УСТАНОВИЛ:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ГЛАВНОЕ ВОЕННО-СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ N 6" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к МИНИСТЕРСТВУ ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ о взыскании по государственному контракту N ДС-П-16/13 от 24 августа 2015 года долга в размере 26 805 943 руб. 18 коп., процентов в размере 1 111 712 руб. 23 коп., по государственному контракту N ДС-П-18/13 от 24 августа 2015 года долга в размере 12 201 963 руб. 46 коп., процентов в размере 454 230 руб. 63 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ЗАКАЗЧИКА КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ". Решением суда от 20.01.2020 исковые требования удовлетворены частично.
С МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ взысканы в пользу ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ "ГЛАВНОЕ ВОЕННО-СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ N 6" по государственному контракту N ДС-П-16/13 от 24 августа 2015 года долг в размере 26 805 943 руб. 18 коп., проценты в размере 1 043 412 руб. 16 коп., по государственному контракту N ДС-П18/13 от 24 августа 2015 года долг в размере 12 201 963 руб. 46 коп., проценты в размере 420 549 руб. 86 коп.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
С ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ "ГЛАВНОЕ ВОЕННО-СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ N 6" взыскана в доход федерального бюджета Российской Федерации государственная пошлина в размере 503 руб.
МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу, в которой считает его незаконным, необоснованным.
В своей жалобе заявитель указывает на то, что при вынесении судебного акта в части удовлетворения исковых требований, судом неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Приводит доводы в обоснование своей позиции, согласно которой считает следующие выводы суда, не соответствующими обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам:
- представленная генпроектировщиком документация является законченными разделами, входящими в состав этапов по инженерным изысканиям, проектной и градостроительной документации, и пригодна без доработки для дальнейшего проектирования;
- мотивированный отказ от приемки работ в адрес генпроектировщика направлен не был, в связи с чем, работы признаны выполненными, принятыми без претензий и замечаний и подлежащими оплате;
- вывод суда о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.
По доводам, приведенным в жалобе, просит решение Арбитражного суда города Москвы от 20.01.2020 в части удовлетворения исковых требований отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В судебном заседании апелляционного суда, заявитель и третье лицо доводы жалобы поддерживают в полном объеме.
Истец с доводами жалобы не согласен, решение суда в обжалуемой части считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Дело рассмотрено Девятым арбитражным апелляционным судом в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Оснований для отмены либо изменения решения суда в обжалуемой части не установлено.
В порядке ч. 5 ст. 268 АПК РФ апелляционный суд проверяет законность и обоснованность решения суда только в обжалуемой части. Возражений лицами, участвующими в деле, не заявлено.
Как следует из материалов дела, 24 августа 2015 года между истцом (генпроектировщиком, ранее - ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России") и ответчиком (государственным заказчиком) был заключен государственный контракт N ДС-П-16/13 на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Обустройство инфраструктуры военного городка "Хомутово" для размещения 39 омсбр на о. Сахалин" (т. 1 л. д. 6-51).
В соответствии с пунктами 3.1. - 3.6. государственного контракта дата начала работ - дата вступления контракта в силу. Дата окончания работ по проведению инженерных изысканий, выполнению обследований, обмерных работ - 30 октября 2015 года. Дата окончания работ по разработке проектной документации, градостроительной документации - 01 июня 2016 года. Дата получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации - 15 июля 2016 года. Дата окончания работ по разработке рабочей документации - 15 октября 2016 года. Дата подписания итогового акта приемки выполненных работ - 01 ноября 2016 года.
В соответствии с пунктом 11.1. государственного контракта, контракт вступает в силу с момента его подписания сторонами. В соответствии с пунктом 4.1. государственного контракта, цена контракта составляет 277 868 901 руб. 24 августа 2015 года между истцом (генпроектировщиком, ранее - ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России") и ответчиком (государственным заказчиком) был заключен государственный контракт N ДС-П-18/13 на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Обустройство инфраструктуры военного городка "Дачное" для размещения 230 БХиРВТ, 312 ореадн, 676оиб, 327 об РЭБ 68 АК на о. Сахалин" (т. 1 л. д. 52-101).
В соответствии с пунктами 3.1. - 3.6. государственного контракта дата начала работ - дата вступления контракта в силу. Дата окончания работ по проведению инженерных изысканий, выполнению обследований, обмерных работ - 30 октября 2015 года. Дата окончания работ по разработке проектной документации, градостроительной документации - 01 июня 2016 года. Дата получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации - 15 июля 2016 года. Дата окончания работ по разработке рабочей документации - 15 октября 2016 года. Дата подписания итогового акта приемки выполненных работ - 01 ноября 2016 года.
В соответствии с пунктом 11.1. государственного контракта, контракт вступает в силу с момента его подписания сторонами.
В соответствии с пунктом 4.1. государственного контракта, цена контракта составляет 379 075 355 руб.
Согласно пункту 2.5. государственных контрактов государственный заказчик в целях обеспечения выполнения работ, осуществления контроля и надзора за 3 производством работ и принятия от его имени решений во взаимоотношениях с генпроектировщиком передал исполнение части своих функций, за исключением обязанности по финансированию и оплате работ, третьему лицу (ФКП "УЗКС МО РФ") (заказчику), который при осуществлении прав и обязанностей по контракту действует от имени государственного заказчика.
В обоснование исковых требований истец указал, что выполнил комплекс работ по государственному контракту N ДС-П-16/13 от 24 августа 2015 года на сумму 26 805 943 руб. 18 коп., по государственному контракту N ДС-П-18/13 от 24 августа 2015 года на сумму 12 201 963 руб. 46 коп., предъявил результат работ заказчику по формам КС2, КС-3 N 1 от 25.12.2018 (т. 1 л. д. 102-106) письмами исх. N МО/42-11 от 18.01.2019 (вх. N 193 от 18.01.2019), исх. N МО/42-27 от 07.02.2019 (вх. N 643 от 07.02.2019) (т. 1 л.д. 107-110), мотивированного отказа от приемки работ в адрес истца не поступило.
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
В силу статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
Согласно п. 2. ст. 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В соответствии со статьей 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно ст. 758 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
Согласно ст. 762 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан, если иное не предусмотрено договором уплатить подрядчику установленную цену полностью после завершения всех работ или уплачивать ее частями после завершения отдельных этапов работ.
В соответствии с положениями статей 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Суд считает, что исковые требования о взыскании задолженности за выполненные по государственным контрактам работы подлежат удовлетворению в 4 полном объеме, а доводы ответчика и третьего лица - отклонению, в связи со следующим.
Пунктом 2.4. государственных контрактов установлено, что государственный заказчик обязуется принять и оплатить работы, выполненные генпроектировщиком. В соответствии с пунктом 5.3. государственных контрактов оплата выполненных генпроектировщиком работ производится государственным заказчиком в течение 20 банковских дней после предоставления государственному заказчику оформленных заказчиком (третьим лицом) и генпроектировщиком актов о приемке выполненных работ, оригиналов счета и счета-фактуры.
Согласно пунктам 7.1.2. - 7.1.4. государственных контрактов заказчик (третье лицо) осуществляет следующие функции: принимает от генпроектировщика разработанную им или его субподрядчиками (третьими лицами) документацию; осуществляет приемку выполненных генпроектировщиком работ (этапа работ) в течение 10 рабочих дней со дня получения по накладной разработанной документации; после приемки работ (этапа работ) направляет генпроектировщику подписанный акт о приемке выполненных работ (этапа работ) или мотивированный отказ от приемки работ (этапа работ), который должен содержать перечень необходимых доработок.
В соответствии с пунктом 8.2.15. государственного контракта N ДС-П-16/13 от 24 августа 2015 года, пунктом 8.2.17. государственного контракта N ДС-П-18/13 от 24 августа 2015 года в случае отсутствия в течение 10 рабочих дней замечаний со стороны заказчика (третьего лица) по переданной ему для приемки документации, документация считается принятой без замечаний и подлежит оплате.
Как установлено судом, 18 января 2019 года по государственному контракту N ДС-П-16/13 от 24 августа 2015 года истец письмом исх. N МО/42-11 от 18.01.2019 передал третьему лицу следующие документы, подтверждающие факт выполнения работ по государственному контракту на сумму 26 805 943,18 руб.: проектная документация в бумажных переплетах в соответствии с накладной N 1-ПД от 25.12.2018 (в количестве 93-штук в 1-ом экз.); расчет о произведенных расходах на 70- ти листах; сводная смета на ПИР на сумму 26 805 943,18 руб. (в 7-ми экз.); справка по ф. КС-3 и акты по ф. КС-2 на сумму 26 805 943,18 руб.; накладная N 1-ПД от 25.12.2018 г. (в 7-ми экз.). Истцом была разработана и согласована с заказчиком схема зонирования объекта; выполнены инженерно-геодезические изыскания по объекту в существующих границах; выполнено обследование технического состояния строительных конструкций, обмерные работы и инженерные обследования зданий и сооружений, идущих под снос (60 объектов, схема объектов, попадающих под снос объектов, согласована с заказчиком); проработан объемно-планировочные решения объектов жилой, административно-казарменной и парковой зон (все планировочные решения согласованы с заказчиком); выполнен сбор нагрузок на инженерные сети; выполнены схемы наружных сетей водопровода, канализации, теплоснабжения и электроснабжения; получен паспорт на инженерное обеспечение. Выполненная документация - это законченные разделы, входящие в состав этапов по инженерным изысканиям, проектной и градостроительной документации, и пригодна без доработки для дальнейшего проектирования.
07 февраля 2019 года по государственному контракту N ДС-П-18/13 от 24 августа 2015 года письмом исх. N МО/42-27 от 07.02.2019 передал третьему лицу следующие документы, подтверждающие факт выполнения работ по государственному контракту на сумму 12 201 963,46 руб., в том числе: тех. отчет по инженерно-геодезическим изысканиям (2 книги); проектная документация по зданию "Общежитие для семейных солдат и сержантов по контракту на 30 мест (квартир)" (11 альбомов); проектная документация по зданию "Общежитие для семейных солдат и сержантов по контракту на 140 мест" (11 альбомов); проектная документация по зданию "Казарма для солдат и сержантов на 300 мест" (9 альбомов); проектная документация по зданию "Общеобразовательная школа на 140 мест" (9 альбомов); проектная документация по 5 зданию "Детское дошкольное учреждение на 150 мест" (9 альбомов); отчет о произведенных расходах на 55-ти листах; сводная смета на ПИР на сумму 12 201 963,46 руб. (в 7-ми экз.); справка по ф. КС-3 и акты по ф. КС-2 на сумму 12 201 963,46 руб.; накладная N 2-ПД от 26.12.2018 г. (в 4-х экз.); электронная версия разработанной ПД (2 диска). Истцом была разработана и согласована с заказчиком схема зонирования объекта; выполнены инженерно-геодезические изыскания по объекту в существующих границах; выполнен сбор нагрузок на инженерные сети; выполнены схемы наружных сетей водопровода, канализации, теплоснабжения и электроснабжения; получен паспорт на инженерное обеспечение. Выполненная документация - это законченные разделы, входящие в состав этапов по инженерным изысканиям, проектной и градостроительной документации, и пригодна без доработки для дальнейшего проектирования.
В установленные государственным контрактами сроки ни третье лицо, ни ответчик не оформили документы, полученные от истца, не предоставили мотивированный (своевременный) отказ от их подписания.
Согласно ст. 720 ГК РФ, заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть или принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
Поскольку мотивированный отказ от приемки работ в адрес истца направлен не был, суд первой инстанции признал работы выполненными, принятыми без претензий и замечаний, и подлежащими оплате.
Доводы ответчика и третьего лица о том, что по условия контрактов приемка выполненных истцом проектно-изыскательских работ не может быть осуществлена до даты получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, как указал суд в решении, противоречат условиям государственных контрактов.
В соответствии с подпунктом 1.7. пункта 16.2. государственных контрактов стороны определили этапы работ (стадийность проектирования), а именно: инженерные изыскания (комплекс работ, выполняемых для подготовки проектной документации по строительству, реконструкции объекта - пункт 1.1.6. государственных контрактов); градостроительная документация; проектная документация (документация, содержащая архитектурно-градостроительные решения, учитывающие социальные, экономические, функциональные, инженерные, технологические, противопожарные, санитарно-гигиенические, экологические, архитектурно-художественные и иные требования к объекту - пункт 1.1.13. государственных контрактов); рабочая документация (документация, разработанная на основании проектной документации и предназначенная для проведения строительно-монтажных работ - пункт 1.1.14. государственных контрактов).
Согласно пункту 1.1.18. государственных контрактов этап работ - оговоренный сторонами объем работ в пределах оговоренной сторонами части проектных работ, выделенных в контракте для целей промежуточного контроля за исполнением сроков работ.
Приемка заказчиком этапа работ осуществляется по акту о приемке выполненных работ и является основанием для оплаты принятого этапа.
Таким образом, условиями государственных контрактов предусмотрена поэтапная приемка и оплата выполненных истцом работ.
Пункт 9.3. государственных контрактов, на который ссылаются ответчик и третье лицо, устанавливает, что итоговый акт о приемке выполненных работ этапа работ "Проектная документация" (3 этап по контрактам) подписывается после получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.
Однако указанный пункт контракта не отменяет обязанность ответчика (третьего лица) принимать и оплачивать фактически выполненные работ (в том числе этапы, предшествующие этапу "Проектная документация").
Письмо N ФКП/ВВО/2/1944 от 17.05.2019, на которое ссылаются ответчик и третье лицо, не может считаться надлежащим мотивированным отказом от приемки и оплаты выполненных работ по государственным контрактам, поскольку составлено по истечении установленного государственными контрактами срока рассмотрения результата работ.
Кроме того, ответчик и третье лицо не подтверждают факт направления истцу (вручение уполномоченному представителю истца) письма исх. N ФКП/ВВО/2/1944 от 17.05.2019 г.
Суд первой инстанции также посчитал, что мотивы отказа от приемки и оплаты фактически выполненных работ являются необоснованными.
В письме N ФКП/ВВО/2/1944 от 17.05.2019 указано: "согласно решению Р.Х. Цаликова от 15.10.2015 по приемке работ при исполнении государственных контрактов на выполнение проектно-изыскательских работ, приемка и оплата выполненных проектно-изыскательских работ производится при получении положительного заключения государственной экспертизы Министерства обороны Российской Федерации".
Таким образом, ответчик и третье лицо считают, что решение Р.Х. Цалихова может изменить условия государственных контрактов, однако, данная позиция является необоснованной. Условиями государственных контрактов предусмотрена поэтапная (промежуточная) приемка и оплата выполненных истцом работ. Также государственными контрактами предусмотрена возможность авансирования выполнения работ (пункт 5.6. государственных контрактов).
Предметом настоящего спора обстоятельства возможной просрочки выполнения работ, на которые ссылается ответчик в письменных объяснениях, не являются.
Доводы ответчика и третьего лица о том, что истцом не были переданы технические задания по государственным контрактам, как установлено судом первой инстанции, противоречат фактическим обстоятельствам дела, поскольку факт передачи (согласования) технических заданий по государственным контрактам N 1 и N 2 подтверждается письмом исх. N 2/9541 от 11.12.2015, согласно которому третье лицо направило истцу для дальнейшей работы утвержденные технические задания на выполнение инженерно-геодезических, инженерно-геологических, инженерно-гидрометеологических, инженерно-экологических изысканий, инженерных изысканий по поиску и разведке подземных вод для целей водоснабжения по объектам обустройства инфраструктуры военных городков на о. Сахалин.
Таким образом, можно сделать вывод, что истец составил и передал третьему лицу (ответчику) технические задания, которые в дальнейшем были ими согласованы (утверждены).
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно посчитал, что отсутствие заключения государственной экспертизы не является основанием для отказа в оплате фактически выполненных и принятых работ по спорным государственным контрактам.
В соответствии с п. 1 ст. 49 ГрК РФ, пунктами 2 и 13 постановления Правительства Российской Федерации от 05 марта 2007 года N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" заявителем при подаче проектной документации для проведения государственной экспертизы Министерства обороны Российской Федерации является заказчик. Вопросы передачи заказчиком документации на государственную экспертизу, а также вопросы соблюдения сроков рассмотрения проектной документации органами государственной экспертизы находятся вне компетенции генпроектировщика, и он не может нести ответственности за данные обстоятельства.
Оценив представленные в материалы дела доказательства с учетом требований статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно посчитал обоснованным и подлежащим удовлетворению требование истца о взыскании по государственному контракту N ДС-П-16/13 от 24 августа 2015 года долга в размере 26 805 943 руб. 18 коп., по государственному контракту N ДС-П-18/13 от 24 августа 2015 года долга в размере 12 201 963 руб. 46 коп., поскольку материалами дела подтвержден факт выполнения работ на данную сумму.
Кроме того, истцом заявлено требование о взыскании по государственному контракту N ДС-П-16/13 от 24 августа 2015 года процентов за период с 16.02.2019 по 02.09.2019 в размере 1 111 712 руб. 23 коп., по государственному контракту N ДС-П18/13 от 24 августа 2015 года процентов за период с 08.03.2019 по 02.09.2019 в размере 454 230 руб. 63 коп.
В силу п. 1 ст. 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.
Как установлено судом первой инстанции, истцом неверно определена начальная дата начисления процентов, без учета предусмотренных пунктами 5.3. (20 банковских дней), 9.3. (3 рабочих дня), 9.4. государственных контрактов (5 рабочих дня) сроков. Представленный ответчиком контррасчет процентов судом проверен, арифметически и методологически выполнен верно.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции признал подлежащими взысканию с ответчика по государственному контракту N ДС-П-16/13 от 24 августа 2015 года проценты в размере 1 043 412 руб. 16 коп., по государственному контракту N ДС-П-18/13 от 24 августа 2015 года проценты в размере 420 549 руб. 86 коп., в остальной части требования истца о взыскании процентов удовлетворению не подлежат.
В части отказа в удовлетворении исковых требований решение суда первой инстанции не обжалуется.
Доводы ответчика правомерно отклонены судом первой инстанции.
По доводам, приведенным ответчиком в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Между Ответчиком (Государственный заказчик) и Истцом (до 24.05.2017 г. - ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России, Генпроектировщик) заключен Государственный контракт N ДС-П-18/13 от 24.08.2015 г. (объект "Обустройство инфраструктуры военного городка "Дачное" для размещения 230БХиРВТ, 312 ореадн, 676 оиб, 327 об РЭБ 68 АК на о. Сахалин" (далее по тексту Государственный контракт N 1).
В соответствии с Государственного контракта N 1 Государственный заказчик (Ответчик) осуществляет финансирование, обеспечение выполнения работ по проектированию и контроль за выполнением работ по проектированию, а Генпроектировщик (Истец) разработку градостроительной документации в объеме,необходимом для получения разрешения на строительство и ввод Объекта в эксплуатацию,выполнение обследований, проведение инженерных изысканий, обмерных работ, необходимых для подготовки Проектной документации для строительства, реконструкции Объекта.
Согласно Государственного контракта N 1 Ответчик в целях обеспечения выполнения работ, осуществления контроля и надзора за производством работ и принятия от его имени решений во взаимоотношения с Истцом, передал исполнение части своих функций ФКП "Управление заказчика КС Минобороны, России" (далее - Заказчик).
Цена Государственного контракта N 1 составляет 379 075 355,00 руб. (пункт 4.1).
Даты окончания работ по Государственному контракту N 1 (пункты 3.2-3.6):
-по проведению инженерных изысканий: 30.10.2015 г.;
-по разработке Проектной документации: 01.06.2016 г.;
-получение положительного заключения Государственной экспертизы Проектной документации: 15.07.2016 г.;
-подписание Итогового акта приемки выполненных работ: 01.112016 г.
Согласно п. 1 ст. 746 Гражданского кодекса РФ оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда.
В соответствии со ст. 762 Гражданского кодекса РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан, если иное не предусмотрено договором уплатить подрядчику установленную цену полностью после завершения всех работ или уплачивать ее частями после завершения отдельных этапов работ.
Пунктом 2.4 Государственного контракта N 1 установлено, что Государственный заказчик (Ответчик) обязуется принять и оплатить работы, выполненные Генпроектировщиком.
В соответствии с Государственного контракта N 1 оплата выполненных Генпроектировщиком (Истцом) работ производится Государственным заказчиком в течение 20 (двадцати) банковских дней после предоставления Государственному заказчику оформленных Заказчиком (Третьим лицом) и Генпроектировщиком (Истцом) Актов о приемке выполненных работ, оригиналов счета и счета-фактуры.
Согласно п.7.1.2-7.1.4 Государственного контракта N 1 Заказчик (Третье лицо) осуществляет следующие функции:
-принимает от Генпроектировщика (Истца) разработанную им или его субподрядчиками (третьими лицами) документацию;
-осуществляет приемку выполненных Генпроектировщиком (Истцом) работ (ЭТАПА РАБОТ) в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня получения по накладной разработанной документации;
-после приемки работ (Этапа работ) направляет Генпроектировщику (Истцу) подписанный Акт о приемке выполненных работ (Этапа работ) или мотивированный отказ от приемки работ (Этапа работ), который должен содержать перечень необходимых доработок.
В соответствии с п. 8.2.17 Государственного контракта N 1 в случае отсутствия в течение 10 (десяти) рабочих дней замечаний со стороны Заказчика (Третьего лица) по переданной ему для приемки документации, документация считается принятой без замечаний и подлежит оплате.
Истец письмом N МО/42-27 от 07.02.2019 г. (приложено к исковому заявлению) передал Третьему лица документы, подтверждающие факт выполнения работ по Государственному контракту N 1 на сумму 12 201 963,46 руб., в том числе:
-тех. отчет по инженерно-геодезическим изысканиям (2 книги);
-проектная документация по зданию "Общежитие для семейных солдат и сержантов по контракту на 30 мест (квартир)" (1 альбомов);
-проектная документация по зданию "Общежитие для семейных солдат и сержантов по контракту на 140 мест" (1 1 альбомов);
-проектная документация по зданию "Казарма для солдат и сержантов на ЗОО мест" (9 альбомов);
-проектная документация по зданию "Общеобразовательная школа на 140 мест" (9 альбомов);
-проектная документация по зданию "Детское дошкольное учреждение на 150 мест" (9 альбомов);
-отчет о произведенных расходах на 55-ти листах;
-сводная смета на ПИР на сумму 12 201 963,46 руб. (в 7-ми экз.);
-справка по ф. КС-З и Акты по ф.КС-2 на сумму 12 201 963,46 руб.;
-накладная N 2-ПД от 26.12.2018 г. (в 4-х экз.);
-электронная версия разработанной ПД (2 диска).
Истцом была разработана и согласована с Заказчиком схема зонирования Объекта; выполнены инженерно-геодезические изыскания по Объекту в существующих границах; выполнен сбор нагрузок на инженерные сети; выполнены схемы наружных сетей водопровода, канализации, теплоснабжения и электроснабжения; получен паспорт на инженерное обеспечение.
Выполненная документация - это законченные разделы, входящие в состав этапов по инженерным изысканиям, проектной и градостроительной документации, и пригодна без доработки для дальнейшего проектирования.
Третье лицо (Ответчик), в нарушение п. 7.1.2 7.1.4 Государственного контракта N 1 не оформили документы, полученные от Истца, не предоставили мотивированный (своевременный) отказ от их подписания.
Таким образом, в силу п. 8.2.17 Государственного контракта N 1 и положений Гражданского кодекса РФ (ст. 753), документы, полученные Третьим лицом 07.02.2019 г., считаются принятыми без замечаний и подлежат оплате.
Между Ответчиком (Государственный заказчик) и Истцом (Генпроектировщик) заключен Государственный контракт N ДС-П-16/13 от 24.08.2015 г. (далее -Государственный контракт N 2) на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Обустройство инфраструктуры военного городка "Хомутово" для размещения 39 ОМСБР на о. Сахалин" (шифр объекта П-16/1З).
В соответствии с Государственным контрактом N 2 Государственный заказчик (Ответчик) осуществляет финансирование, обеспечение выполнения работ по проектированию и контроль за выполнением работ по проектированию, а Генпроектировщик (Истец) - разработку градостроительной документации в объеме, необходимом для получения разрешения на строительство и ввод Объекта в эксплуатацию, выполнение обследований. проведение инженерных изысканий. обмерных работ, необходимых для подготовки Проектной документации для строительства, реконструкции Объекта.
Согласно Государственного контракта N 2 Ответчик в целях обеспечения выполнения работ, осуществления контроля и надзора за производством работ и принятия от его имени решений во взаимоотношения с Истцом передал исполнение части своих функций ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России" (далее -Заказчик).
Цена Государственного контракта N 2 составляет 277 868 901,00 руб. (пункт 4.1.).
Даты окончания работ по Государственному контракту N 2 (пункты 3.2 3.6):
-по проведению инженерных изысканий, выполнение обследований, обмерных работ: 30.10.2015 г.;
-по разработке Проектной документации, градостроительной документации:
01.06.2016 г.;
-получение положительного заключения Государственной экспертизы Проектной документации: 15.07.2016 г.;
-подписание Итогового акта приемки выполненных работ: 01.11.2016 г.
Пунктом 2.4. Государственного контракта N 2 установлено, что Государственный заказчик (Ответчик) обязуется принять и оплатить работы, выполненные Генпроектировщиком.
В соответствии с 5.3 Государственного контракта N 2 оплата выполненных Генпроектировщиком (Истцом) работ производится Государственным заказчиком в течение 20 (двадцати) банковских дней после предоставления Государственному заказчику оформленных Заказчиком (Третьим лицом) и Генпроектировщиком (Истцом) Актов о приемке выполненных работ, оригиналов счета и счета-фактуры.
Истец письмом N МО/42-11 от 18.02.2019 г. передал Третьему лица документы, подтверждающие факт выполнения работ по Государственному контракту N 2 на сумму 26 805 943,18 руб., в том числе:
-проектная документация в бумажных переплетах в соответствии с накладной N 1ПД от 25.12.2018 г. (в количестве 93-штук в 1 -ом экз.);
-расчет о произведенных расходах на 70-ти листах;
-сводная смета на ПИР на сумму 26 805 943,18 руб. (в 7-ми экз.);
-справка по ф. КС-З и Акты КС-2 на сумму 26 805 943,l8 руб.;
-накладная N 1-ПД от 25.12.2018 г. (в 7-мих экз.).
Истцом была разработана и согласована с Заказчиком схема зонирования Объекта; выполнены инженерно-геодезические изыскания по Объекту в существующих границах; выполнено обследование технического состояния строительных конструкций, обмерные работы и инженерные обследования зданий и сооружений, идущих под снос (60 объектов, схема объектов, попадающих под снос объектов, согласована с Заказчиком); проработан объемно-планировочные решения объектов жилой, административно-казарменной и парковой зон (все планировочные решения согласованы с Заказчиком); выполнен сбор нагрузок на инженерные сети; выполнены схемы наружных сетей водопровода, канализации, теплоснабжения и электроснабжения; получен паспорт на инженерное обеспечение. Выполненная документация - это законченные разделы, входящие в состав этапов по инженерным изысканиям, проектной и градостроительной документации, и пригодна без доработки для дальнейшего проектирования.
Третье лицо (Ответчик), в нарушение п. 7.1.2 7.1.4 Государственного контракта N 2, не оформили документы, полученные от Истца, не предоставили мотивированный (своевременный) отказ от их подписания.
Таким образом, в силу п. 8.2.15 Государственного контракта N 2 и положений Гражданского кодекса РФ (ст. 753), документы, полученные Третьим лицом 18.01.2019 г., считаются принятыми без замечаний и подлежат оплате.
Порядок расчетов, предусмотренный Государственными контрактами N 1 и N 2, противоречит позиции Ответчика.
В соответствии с п. 5 Государственного контракта N 1 оплата выполненных Генпроектировщиком (Истцом) работ производится Государственным заказчиком (Ответчиком) в течение 20 (двадцати) банковских дней после предоставления Государственному заказчику оформленных Заказчиком (Третьим лицом) и Генпроектировщиком (Истцом) Актов о приемке выполненных работ, оригиналов счета и счета-фактуры.
Таким образом, основанием для оплаты выполненных работ по государственным контрактам является Акт о приемке выполненных работ.
Согласно п. 7.1.2 -7.1.4 Государственного контракта N 1 Заказчик (Третье лицо), в том числе, осуществляет приемку выполненных Генпроектировщиком (Истцом) работ (этапа работ) в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня получения по накладной разработанной документации.
Пунктом государственных контрактов установлено, что приемка Заказчиком этапа работ осуществляется по акту о приемке выполненных работ и является основанием для оплаты принятого этапа.
Таким образом, условиями государственных контрактов предусмотрена поэтапная (промежуточная) приемка и оплата выполненных Истцом работ.
Также, следует отметить, что государственными контрактами предусмотрена возможность авансирования выполнения работ (пункт 5.6.).
Пунктом 4.1. Государственного контракта N ДС-П-18/1З от 24.08.2015 г. (далее - Государственный контракт N 1) установлено, что цена контракта составляет 379 075 355,00 руб. При этом, указанная сумма распределяется следующим образом:
-на 2015 год - 37 907 535,50 руб. (пункт 4.1.1);
-на 2016 год - 341 167 819,50 руб. (пункт 4.1.2).
Пунктом 4.1. Государственного контракта N ДС-П-16/1З от 24.08.2015 г. (далее -Государственный контракт N 2) установлено, что цена контракта составляет 277 868 901,00 руб. Указанная сумма распределяется следующим образом:
-на 2015 год - 49 764 400,00 руб. (пункт 4.1.1);
-на 2016 год - 228 104 501,00 руб. (пункт 4.1.2).
Таким образом, можно сделать вывод, что Государственными контрактами N 1 и N 2 было предусмотрено финансирование как в 2015 года, так и в 2016 году.
Министерство обороны Российской Федерации не исполнило обязательство по финансированию работ по Государственным контрактам N 1 и N 2.
Факт передачи (согласования) технических заданий по Государственным контрактам N 1 и N 2 подтверждается письмом N 2/9541 от 11.12.2015 г, согласно которому Третье лицо направило Истцу для дальнейшей работы утвержденные технические задания на выполнение инженерно-геодезических, инженерно-геологических, инженерно-гидрометеологических, инженерно-экологических изысканий, инженерных изысканий по поиску и разведке подземных вод для целей водоснабжения по объектам обустройства инфраструктуры военных городков на о. Сахалин.
Таким образом, можно сделать вывод, что Истец составил и передал Третьему лицу (Ответчику) технические задания, которые в дальнейшем были ими согласованы (утверждены).
Письмо N ФКП_ВО/2/1944 от 17.05.2019 г., на которое ссылается ответчик, не может считаться надлежащим мотивированным отказом от приемки и оплаты выполненных работ по Государственным контрактам.
Как указано выше, документация, подтверждающая факт выполнения Истцом работ по Государственным контрактам, была вручена Третьему лицу 07.02.2019 г. (Государственный контракт N 1) и 18.01.2019 г. (Государственный контракт N 2).
Таким образом, в силу Государственных контрактов, мотивированный отказ от приемки и оплаты выполненных работ должен был быть предоставлен Третьим лицом (Ответчиком) не позднее 21.02.2019 г. (Государственный контракт N 1) и 01.02.2019 г. (Государственный контракт N 2).
Письмо N ФКП/ВВО/2/1944 датировано 17.05.2019 г., то есть Третье лицо существенно нарушило сроки, установленные Государственными контрактами и положениями Гражданского кодекса РФ.
Ответчик и Третье лицо не подтверждают факт направления Истцу (вручение уполномоченному представителю Истца) письма N ФКП/ВВО/2/1944 17.05.2019 г.
Срыв сроков выполнения работ по Государственным контрактам был вызван действиями (бездействиями) Ответчика и Третьего лица, а также отсутствием предусмотренного финансирования.
В соответствии с п. 7.1.8 Государственных контрактов Заказчик (Третье лицо) обязан своевременно предоставлять Генпроетировщику (Истцу) исходные данные и документы (утвержденные технические задания, правоустанавливающие документы на землю, технические условия) необходимые для выполнения им принятых по контракту обязательств.
Срыв сроков выполнения работ по Государственным контрактам был вызван следующими обстоятельствами:
-технические задания на выполнение инженерных изысканий утверждены Заказчиком (Третьим лицом) только 11.12.2015 г., то есть за сроком выполнения этапа работ по контракту - 30.10.2015 г. (письмо исх. 2/9541 от 11.12.2015 г.);
-технические условия на водоснабжение, электроснабжение, теплоснабжение по Государственному контракту N 2 были получены от Заказчика (Третьего лица) 26.08.2016 г. (письмо исх. N 2/7217 от 26.08.2016 г.);
При этом, по условиям контракта, срок завершения работ по разработке проектной документации - 01.06.2016 г.;
-отсутствие присвоенного индивидуального 25-ти значного идентификационного номера контракта (ИГК), в соответствии с ФЗ N 159 от 29.06.2015 г. Дополнительное соглашение к Государственным контрактам о присвоении ИГК с указанием специального счета не подписано со стороны Заказчика (Третьего лица), что исключает возможность ведения любых финансовых операций в рамках Государственный контрактов, в том числе и получение предусмотренного финансирования (письмо исх. N 46/3988 от 25.05.2016 г.);
-изменение существенных условий Государственных контрактов в части переноса лимитов финансирования в полном объеме на 2017 год.
Отсутствие в 2015-2016 гг. финансирования по Государственным контрактам препятствовало привлечению по договорам субподряда третьих лиц, что в целом сказалось на сроках исполнении принятых по контрактам обязательств.
Неоднократные обращения Истца об изменении сроков выполнения работ или их приостановке в связи с изменением объема финансирования по объекту не получили должного ответа (письма исх. N 55/7982 от 05.11.2015 г., N 55/2115 от 21.оз.2016 г., N 35/4433 от 14.06.2016 г.).
При указанных обстоятельствах доводы жалобы Министерства обороны Российской Федерации не могут являться основанием для отмены либо изменения законного и обоснованного решения суда в обжалуемой части.
Руководствуясь ст. ст. 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.01.2020 года по делу N А40-112209/19 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
В.И. Тетюк |
Судьи |
Е.В. Бодрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-112209/2019
Истец: ФГУП "ГЛАВНОЕ ВОЕННО-СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ N 6"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Хронология рассмотрения дела:
23.09.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13875/20
02.06.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-13670/20
20.01.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-112209/19
21.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-112209/19