г. Санкт-Петербург |
|
03 июня 2020 г. |
Дело N А56-110281/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Загараевой Л.П.
судей Будылевой М.В., Горбачевой О.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Царегородцевым Е.А.
при участии:
от истца (заявителя): Костинг М.В. - доверенность от 10.10.2018
от ответчика (должника): Дьяконенко - доверенность от 01.102019 Полисадова О.С. - доверенность от 14.06.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10362/2020) ООО "Базис" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.02.2020 по делу N А56-110281/2019 (судья Захаров В.В,), принятое
по заявлению ООО "Базис"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Санкт-Петербургу
об оспаривании решений налогового органа
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Базис" (далее - общество, заявитель, налогоплательщик, Организация) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными решений Межрайонной ИФНС России N 24 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция, налоговый орган) N 17195 от 15.08.2019 года, N 17194 от 15.08.2019 года, N 16610 от 01.08.2019 года, N 15709 от 18.06.2019 года, а также об обязании инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем обязания возвратить излишне уплаченные налоги и сборы.
Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области в удовлетворении заявленных требований Обществу отказал.
Общество, полагая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, подало апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить. Представитель Инспекции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.06.2018 по делу N А56-4253/2018 ООО "Базис" признано несостоятельным (банкротом), введена процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утверждена Лукина Юлия Андреевна.
Согласно п. 1 ст. 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника.
Пунктом 2 ст. 129 Закона N 127-ФЗ регламентированы обязанности конкурсного управляющего, в частности, принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц, предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Согласно представленным Инспекцией материалам, налогоплательщик в лице конкурсного управляющего Лукиной Ю.А. обратился в Инспекцию с заявлением от 24.04.2019 N б/н о возврате излишне уплаченного налога на основании справки N 43403 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 05.07.2018, согласно которой у ООО "Базис" имеется переплата по налогам и сборам.
Согласно справке N 43403 о состоянии расчетов на 05.07.2018 у ООО "Базис" имеется переплата: 23 033 руб. и 206 998 по налогу на прибыль; 66 041 руб. по НДФЛ; 7 700,02 руб., 93 941,65 руб., 1787,01 руб. по страховым взносам; 46,51 руб. по НДС; 3 200 руб. по транспортному налогу.
18.06.2019 налоговым органом вынесено решение N 15709 об отказе в возврате на сумму 93 941,65 руб.; 25.07.2019 - решение N 16610 об отказе в возврате НДФЛ с доходов, источником которых является налоговый агент в сумме 66041 руб. Кроме того, 15.08.2019 налоговым органом приняты решения об отказе в зачете (возврате) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) N 17194 в сумме 136517,00 руб. (налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъекта РФ) и N 17195 в сумме 12881,00 руб. (налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет) по причине пропуска трехлетнего срока на подачу заявления на возврат излишне уплаченных сумм налога.
Полагая, что решения Инспекции N 17195 от 15.08.2019, N 17194 от 15.08.2019, N 16610 от 01.08.2019, N 15709 от 18.06.2019 противоречат требованиям действующего законодательства, Общество обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу, затем в суд с требованием о признании ненормативного акта недействительным.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, не усматривает оснований для отмены решения.
В соответствии с п.п.5 п.1 ст.21 и п.п.5 п.1 ст.32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики имеют право на возврат сумм излишне уплаченных налогов, а налоговые органы обязаны осуществлять возврат излишне уплаченных сумм налогов в порядке, предусмотренном НК РФ.
Согласно п.6 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
В силу п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Организацией представлено в инспекцию заявление б/н о возврате излишне уплаченного налога от 24.04.2019 года, в котором налогоплательщик просит произвести возврат излишне уплаченных налогов, в том числе:
- 23 033,00 руб. - налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет;
- 206 998, 00 руб. - налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъекта РФ.
В качестве основания возникновения данной переплаты налогоплательщик ссылается на справку о состоянии расчетов N 43403 на 05.07.2018 года.
Согласно указанной справке на 05.07.2018 года у ООО "Базис" имелась переплата: 23 033,00 руб. (налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет) и 206 998,00 руб. (налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъекта РФ).
15.08.2019 года Инспекцией приняты решения о возврате сумм излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) N 53127 в сумме 70 481,00 руб. (налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъекта РФ) и N 53128 в сумме 10 152,00 руб. (налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет).
Также 15.08.2019 года налоговым органом приняты решения об отказе в зачете (возврате) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) N 17194 в сумме 136517,00 руб. (налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъекта РФ) и N 17195 в сумме 12881,00 руб. (налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет) по причине пропуска трехлетнего срока на подачу заявления на возврат излишне уплаченных сумм налога.
Не согласившись с вынесенными решениями об отказе в зачете (возврате) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) от 15.08.2019 N 17194, N 17195 налогоплательщик обратился с жалобой в Управление, в которой просил отменить указанные решения.
По результатам рассмотрения жалобы Управлением принято решение от 25.11.2019 N 16-13/76557@, согласно которому решения от 15.08.2019 N 17194, N 17195 отменены в связи с непредставлением доказательств обоснованности вынесения налоговым органом указанных решений, и кроме того, Межрайонной ИФНС России N 24 по Санкт-Петербургу поручено провести с ООО "Базис" совместную сверку расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам, по результатам которой вынести соответствующие решения.
Таким образом, требования заявителя об отмене решений об отказе в возврате излишне уплаченного налога N 17194 и N 17195 не могут быть удовлетворены.
Инспекция неоднократно вызывала конкурсного управляющего на проведение совместной сверки расчетов, что подтверждается уведомлениями о проведении сверки расчетов с бюджетом по налогам и сборам от 16.12.2019 N 06-07/80746 (направлено 23.12.2019 заказным почтовым отправлением в адрес ООО "Базис" и по месту жительства конкурсного управляющего Лукиной Ю.А. и согласно сведениям официального сайта АО "Почта России" получены 24.12.2019 и 25.12.2019 соответственно) и от 07.02.2020 N 16-08/05639 (направлено 10.02.2020 заказным почтовым отправлением в адрес ООО "Базис" и по месту жительства конкурсного управляющего Лукиной Ю.А. и согласно сведениям официального сайта АО "Почта России" получены 14.02.2020 и 13.02.2020 соответственно).
Конкурсный управляющий Лукина Ю.А. на сверку не являлась, новые заявления о возврате излишне уплаченного налога с доказательствами обоснования требований о возврате от налогоплательщика не поступало.
24.03.2020 года ООО "Базис" повторно обратилось в УФНС России по Санкт-Петербургу с требованием произвести возврат излишне уплаченного налога на прибыль. Во время рассмотрения указанной жалобы Управлением ФНС по Санкт-Петербургу решением N 16-13/29282 от 20.05.2020 года установлены следующие обстоятельства.
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, в период с 04.02.2014 по 28.09.2016 ООО "Базис" состояло на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России N 18 по Санкт-Петербургу, с 29.09.2016 по настоящее время - в Межрайонной ИФНС России N 24 по Санкт-Петербургу.
В 2015 году произведена смена адреса места нахождения юридического лица в пределах территории, подведомственной Межрайонной ИФНС России N 18 по Санкт-Петербургу: до 02.03.2015 года организация располагалась по адресу: 195009, Санкт-Петербург, улица Комсомола, дом 17, лит. А, пом. 2-Н; с 02.03.2015 г. В результате изменения адреса места нахождения ООО "Базис" произошло изменение кода ОКТМО (код ОКТМО по прежнему адресу места нахождения - 40330000, по новому адресу места нахождения - 40333000).
23.10.2015 налогоплательщиком в Межрайонную ИФНС России N 18 по Санкт-Петербургу представлена первичная декларация по налогу на прибыль организаций за 9 месяцев 2015 года, в которой налогоплательщиком произведено начисление налога и авансовых платежей в следующем размере:
Наименование операции |
Сумма операции |
Срок уплаты |
Код ОКТМО |
Уменьшено по сроку (прибыль) |
42 |
28.07.2015 |
40330000 |
Уменьшено по сроку (прибыль) |
42 |
28.08.2015 |
40330000 |
Уменьшено по сроку (прибыль) |
42 |
28.09.2015 |
40330000 |
Уменьшено по сроку (прибыль) |
374 |
28.07.2015 |
40330000 |
Уменьшено по сроку (прибыль) |
374 |
28.08.2015 |
40330000 |
Уменьшено по сроку (прибыль) |
374 |
28.09.2015 |
40330000 |
Начислено по сроку (прибыль) |
1 807 |
28.10.2015 |
40330000 |
Начислено по сроку (прибыль) |
1 807 |
30.11.2015 |
40330000 |
Начислено по сроку (прибыль) |
1 807 |
28.12.2015 |
40330000 |
Начислено по сроку (прибыль) |
1 807 |
28.01.2016 |
40330000 |
Начислено по сроку (прибыль) |
1 807 |
29.02.2016 |
40330000 |
Начислено по сроку (прибыль) |
1 807 |
28.03.2016 |
40330000 |
Начислено по сроку (прибыль) |
16 264 |
28.10.2015 |
40330000 |
Начислено по сроку (прибыль) |
16 264 |
30.11.2015 |
40330000 |
Начислено по сроку (прибыль) |
16 264 |
28.01.2016 |
40330000 |
Начислено по сроку (прибыль) |
16 264 |
29.02.2016 |
40330000 |
Начислено по сроку (прибыль) |
16 265 |
28.12.2015 |
40330000 |
Начислено по сроку (прибыль) |
16 265 |
28.03.2016 |
40330000 |
Поскольку налогоплательщиком произведена смена адреса места нахождения, в результате которого произошло изменение кода ОКТМО, Межрайонной ИФНС России N 18 по Санкт-Петербургу в налоговых обязательствах по налогу на прибыль организаций, авансы по ненаступившим срокам уплаты - 28.12.2015, 28.01.2016, 29.02.2016, 28.03.2016 перенесены в карточку расчетов с бюджетом по налогу на прибыль по новому коду ОКТМО 40333000.
25.01.2016 Обществом в Межрайонную ИФНС России N 18 по Санкт-Петербургу представлена уточненная декларация по налогу на прибыль организаций за 9 месяцев 2015 года, в которой начислен налог и авансовые платежи по коду ОКТМО 40333000.
Наименование операции |
Сумма операции |
Срок уплаты |
Код ОКТМО |
Уменьшено по расчету |
126 |
28.10.2015 |
40333000 |
Уменьшено по расчету |
1 122 |
28.10.2015 |
40333000 |
Начислено по сроку (прибыль) |
1 807 |
28.10.2015 |
40333000 |
Начислено по сроку (прибыль) |
1 807 |
30.11.2015 |
40333000 |
Начислено по сроку (прибыль) |
1 807 |
28.12.2015 |
40333000 |
Начислено по сроку (прибыль) |
1 807 |
28.01.2016 |
40333000 |
Начислено по сроку (прибыль) |
1 807 |
29.02.2016 |
40333000 |
Начислено по сроку (прибыль) |
1 807 |
28.03.2016 |
40333000 |
Уменьшено по сроку (прибыль) |
2 409 |
28.07.2015 |
40333000 |
Уменьшено по сроку (прибыль) |
2 409 |
28.08.2015 |
40333000 |
Уменьшено по сроку (прибыль) |
2 410 |
28.09.2015 |
40333000 |
Начислено по сроку (прибыль) |
16 264 |
28.10.2015 |
40333000 |
Начислено по сроку (прибыль) |
16 264 |
30.11.2015 |
40333000 |
Начислено по сроку (прибыль) |
16 264 |
28.01.2016 |
40333000 |
Начислено по сроку (прибыль) |
16 264 |
29.02.2016 |
40333000 |
Начислено по сроку (прибыль) |
16 265 |
28.12.2015 |
40333000 |
Начислено по сроку (прибыль) |
16 265 |
28.03.2016 |
40333000 |
Уменьшено по сроку (прибыль) |
21 686 |
28.07.2015 |
40333000 |
Уменьшено по сроку (прибыль) |
21 686 |
28.08.2015 |
40333000 |
Уменьшено по сроку (прибыль) |
21 686 |
28.09.2015 |
40333000 |
Начисления по декларации отражены в учетных данных налогоплательщика по налогу на прибыль организаций по новому коду ОКТМО 40333000 в полном объёме (без учета показателей по первичной декларации). Кроме того, по указанной уточненной декларации Инспекцией были дополнительно сформированы неверные строки уменьшенных авансов по срокам уплаты 28.07.2015, 28.08.2015, 28.09.2015.
Операция |
ОКТМО |
Срок уплаты |
Сумма |
в части федерального бюджета | |||
Уменьшено по сроку (прибыль) |
40333000 |
28.07.2015 |
2409 |
Уменьшено по сроку (прибыль) |
40333000 |
28.08.2015 |
2409 |
Уменьшено по сроку (прибыль) |
40333000 |
28.09.2015 |
2410 |
в части бюджета субъекта РФ | |||
Уменьшено по сроку (прибыль) |
40333000 |
28.07.2015 |
21686 |
Уменьшено по сроку (прибыль) |
40333000 |
28.08.2015 |
21686 |
Уменьшено по сроку (прибыль) |
40333000 |
28.09.2015 |
21686 |
Таким образом, налог и авансовые платежи отразились в учетных данных налогоплательщика дважды.
С целью устранения двойных начислений в учетных данных налогоплательщика Межрайонной ИФНС России N 18 по Санкт-Петербургу 02.04.2016 проведены мероприятия по уменьшению двойных начислений. Однако уменьшение проведено Инспекцией по неверным срокам уплаты, а именно:
Наименование операции |
Сумма операции |
Некорректный Срок уплаты |
Требуемый Срок уплаты |
Код ОКТМО |
в части федерального бюджета | ||||
Уменьшено по сроку (прибыль) |
1 807 |
28.07.2015 |
28.10.2015 |
40333000 |
Уменьшено по сроку (прибыль) |
1 807 |
28.08.2015 |
30.11.2015 |
40333000 |
Уменьшено по сроку (прибыль) |
1 807 |
28.09.2015 |
28.12.2015 |
40333000 |
в части бюджета субъекта РФ | ||||
Уменьшено по сроку (прибыль) |
16 264 |
28.07.2015 |
28.10.2015 |
40333000 |
Уменьшено по сроку (прибыль) |
16 264 |
28.08.2015 |
30.11.2015 |
40333000 |
Уменьшено по сроку (прибыль) |
16 265 |
28.09.2015 |
28.12.2015 |
40333000 |
Также, Межрайонной ИФНС России N 18 по Санкт-Петербургу 24.05.2016 ошибочно сформированы операции "Уменьшено по сроку" вместо "Начислено по сроку".
Наименование операции |
Наименование Требуемой операции |
Сумма операции |
Срок уплаты |
Код ОКТМО |
в части федерального бюджета | ||||
Уменьшено по сроку (прибыль) |
Начислено по сроку (прибыль) |
2 409 |
28.07.2015 |
40333000 |
Уменьшено по сроку (прибыль) |
Начислено по сроку (прибыль) |
2 409 |
28.08.2015 |
40333000 |
Уменьшено по сроку (прибыль) |
Начислено по сроку (прибыль) |
2 409 |
28.09.2015 |
40333000 |
в части бюджета субъекта РФ | ||||
Уменьшено по сроку (прибыль) |
Начислено по сроку (прибыль) |
21 686 |
28.07.2015 |
40333000 |
Уменьшено по сроку (прибыль) |
Начислено по сроку (прибыль) |
21 686 |
28.08.2015 |
40333000 |
Уменьшено по сроку (прибыль) |
Начислено по сроку (прибыль) |
21 686 |
28.09.2015 |
40333000 |
Таким образом, в ходе рассмотрения жалобы Управлением установлено, что в результате некорректных действий Межрайонной ИФНС России N 18 по Санкт-Петербургу у налогоплательщика необоснованно образовалась переплата по налогу на прибыль организаций в размере 144 570,00 руб. (в т.ч. по налогу на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет в сумме 14 454,00 руб., по налогу на прибыль, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ в сумме 130 116,00 руб.).
По вопросу о необоснованности отражения в КРСБ налогоплательщика начислений (уменьшений) налога к уплате в настоящее время Управлением ФНС России по Санкт-Петербургу совместно с ФНС России проводится работа по приведению карточки лицевого счета в соответствие с действительной налоговой обязанностью.
Поскольку Межрайонной ИФНС России N 18 по Санкт-Петербургу не подтверждена переплата по налогу на прибыль организаций, указанная в справке N 43403 о состоянии расчетов на 05.07.2018 и в заявлении налогоплательщика, Межрайонной ИФНС России N 24 по Санкт-Петербургу 19.05.2020 приняты решения об отказе в зачете (возврате) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) N 27749 в сумме 12 881,00 руб. (налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет) и N 27751 в сумме 132 360,00 руб. (налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ).
Указанные решения направлены 19.05.2020 заказным почтовым отправлением в адрес ООО "Базис" (почтовый идентификатор 19331547203769) и по месту жительства конкурсного управляющего Лукиной Ю.А. (почтовый идентификатор 19331547203776).
Таким образом, при рассмотрении вопроса о правомерности переплаты, указанной в заявлении налогоплательщика на возврат налога, необходимо учитывать, что справка о состоянии расчетов с бюджетом, выдаваемая налоговыми органами в силу требований публичного законодательства, не могут являться действиями по признанию долга, порождающими правовые последствия (данный вывод поддерживается судебной практикой, например, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.11.2018 года N Ф07-13336/2018 по делу N А56-38240/2018).
Справка о состоянии расчетов с бюджетом не может расцениваться как документ, отражающий реальное состояние дел, если отсутствуют иные доказательства. Для вывода об излишней уплате налога и удовлетворения требования о возврате сумм из бюджета необходимо наличие исполненных платежных документов, позволяющих установить вид, сумму налога и налоговый период, за который произведен соответствующий платеж, дату уплаты.
Право налогоплательщика на зачет (возврат) излишне уплаченных сумм налога связано с наличием переплаты и отсутствием задолженности, которые должны быть подтверждены, в частности, платежными поручениями.
Наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетами.
Согласно нормам налогового законодательства, заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
В соответствии с ст. 286 НК РФ плательщики налога на прибыль организаций по итогам каждого квартала, а также каждого месяца исчисляют суммы авансовых платежей. Указанные платежи зачитываются в счет уплаты последующих авансовых платежей и самого налога на прибыль по методу нарастающего итога.
Соответственно, в случае, если налогоплательщик не заявил о возврате излишне уплаченного авансового платежа, данный платеж учитывается на дату окончания следующего отчетного и налогового периода. Определение окончательного финансового результата и размера налоговой обязанности по налогу на прибыль производится налогоплательщиками в налоговой декларации, представляемой по итогам года.
Исходя из правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 17750/10, определении Верховного Суда Российской Федерации от 03.09.2015 N 306-КГ15-6527, юридические основания для возврата переплаты по итогам финансово-хозяйственной деятельности наступают с даты представления налоговой декларации (расчета) за соответствующий налоговый (расчетный) период, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган.
Декларация по налогу на прибыль в соответствии с п. 4 ст. 289 НК РФ по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом: за 2014 год - 28.03.2015 года, за 2015 год - 28.03.2016 года, за 2016 год - 28.03.2017 года.
Следовательно, заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога на прибыль должно быть подано налогоплательщиком за 2014 год не позднее 28.03.2018 г.; за 2015 год не позднее 28.03.2019 года, и т.д.
Соответственно, поскольку заявление налогоплательщика подано 24.04.2019 года, с учетом требований норм 78 статьи НК РФ о возможности осуществить возврат излишне уплаченного налога только в течении трех лет с момента его уплаты, а также вышеизложенной позиции судов, инспекцией мог быть произведен возврат излишне уплаченного налога только за периоды начиная с 2016 года.
Кроме этого, заявителем также пропущен срок для возврата спорных сумм налога в судебном порядке.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О, норма, согласно которой заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, и не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки всех имеющих значение для дела обстоятельств в совокупности, в частности, установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания не пропущенным срока на возврат налога.
Порядок исчисления налога на прибыль установлен статьей 286 НК РФ и предусматривает самостоятельное определение налогоплательщиками суммы налога по итогам налогового периода.
Определение окончательного финансового результата и размера налоговой обязанности по налогу на прибыль производится налогоплательщиками в налоговой декларации по налогу на прибыль, представляемой по итогам налогового периода не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 4 статьи 289 НК РФ).
Таким образом, в части переплаты по налогу на прибыль трехлетний срок для обращения с заявлением в суд о возврате подлежит исчислению с момента определения окончательного финансового результата по итогам налогового периода (нарастающим итогом), а именно с даты представления налоговой декларации за соответствующий год (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 17750/10).
Следовательно, срок на обращение в суд с материально-правовым требованием об обязании возвратить переплату за 2014, 2015 года подлежит исчислению либо с даты уплаты налога на прибыль (что прямо предусмотрено пунктом 7 статьи 78 НК РФ) или с даты представления Обществом первичных деклараций по налогу на прибыль за данные периоды, т.е. с 28.03.2015 года и 28.03.2016 года соответственно.
Не подлежит удовлетворению довод Общества о том, что до получения акта совместной сверки расчетов N 43403 от 05.07.2018 года факт излишней уплаты налога не мог быть известен Обществу, в связи с чем, именно с момента получения данной справки исчисляется срок на обращение налогоплательщика в суд за защитой своего нарушенного права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Принцип самостоятельности исчисления налога основан на предусмотренной подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ обязанности налогоплательщика вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Кроме этого, налогоплательщиком также были получены справки о состоянии расчетов от 27.12.2017 года и от 13.02.2018 года.
Доказательств, свидетельствующих о наличии объективных препятствий для реализации права на возврат излишне уплаченного налога в судебном порядке в установленный срок, налогоплательщиком не представлено.
Согласно представленным налогоплательщиком налоговым декларациям по налогу на прибыль за 2016-2018 г.г. за налоговые периоды был исчислен налог в следующих размерах:
Налоговый период |
Сумма исчисленного налога, руб. |
|
|
федеральный бюджет |
бюджет субъекта РФ |
2016 |
13 538,00 |
121 844,00 |
2017 |
0 |
0 |
2018 |
0 |
0 |
Также в информационных ресурсах инспекции содержатся сведения о произведенных налогоплательщиком платежах по налогу на прибыль:
Налоговый период |
Дата платежа |
Сумма платежа, руб. |
Назначение платежа |
|
федеральный бюджет |
бюджет субъекта РФ |
|||
2016 |
26.01.2015 |
1 807.00 |
16 264.00 |
аванс 1 кв.2016 |
|
26.02.2015 |
1 807.00 |
16 264.00 |
аванс 1 кв.2016 |
|
25.03.2015 |
1 807.00 |
16 265.00 |
аванс 1 кв.2016 |
|
27.04.2015 |
868.00 |
7 506.00 |
аванс 2 кв.2016 |
|
26.05.2016 |
1 572.00 |
14 150.00 |
аванс 2 кв.2016 |
|
27.06.2016 |
1 573.00 |
14 149.00 |
аванс 2 кв.2016 |
|
25.07.2016 |
1 494.00 |
13 452.00 |
аванс 3 кв.2016 |
|
25.08.2016 |
1 553.00 |
13 975.00 |
аванс 3 кв.2016 |
|
26.09.2016 |
1 552.00 |
13 976.00 |
аванс 3 кв.2016 |
|
27.10.2016 |
893.00 |
8 033.00 |
аванс 4 кв.2016 |
|
25.11.2016 |
1 388.00 |
12 490.00 |
аванс 4 кв.2016 |
|
14.12.2016 |
1 387.00 |
12 489.00 |
аванс 4 кв.2016 |
итого |
|
17 701.00 |
159 013.00 |
|
|
|
|
|
|
2017 |
26.01.2017 |
1 388.00 |
12 490.00 |
аванс 1 кв.2017 |
|
27.02.2017 |
1 388.00 |
12 490.00 |
аванс 1 кв.2017 |
|
28.03.2017 |
1 387.00 |
12 489.00 |
аванс 1 кв.2017 |
итого |
|
4 163.00 |
37 469.00 |
|
В 2018, 2019 годах оплата налога и авансовых платежей не производилась.
Таким образом, за 2016 год у налогоплательщика образовалась переплата в размере 4 163,00 руб. (ФБ), 37 169,00 (БС); за 2017 год - 4 163,00 руб. (ФБ), 37 469,00 руб. (БС).
Следовательно, всего за 2016, 2017 года подлежит возврату переплата в размере 8 326,00 руб. (ФБ), 74 638,00 руб. (БС).
Поскольку решения о возврате излишне уплаченного налога от 15.08.2019 года N 53127 и N 53128 не были исполнены по причине неверного указания банковских реквизитов организации 22 ноября 2019 г. инспекцией вынесены аналогичные решения N 142100 и N 142098 о возврате из бюджета переплаты в размере 10 152,00 руб. (ФБ) и 70 481,00 руб. (БС).
Указанные денежные средства возвращены на расчетный счет налогоплательщика 25.11.2019 года.
Также 03.04.2020 года вынесено решение N 162076 о возврате переплаты в сумме 4 157,00 руб. (БС) (74 638,00-70 481,00=4 157,00).
Таким образом, инспекцией исполнена обязанность по возврату излишне уплаченного налога, подлежащего возврату с учетом ограничительного срока, установленного ст. 78 НК РФ.
Документов, подтверждающих иной расчет подлежащего возврату из бюджета излишне уплаченного налога, заявителем ни с заявлением о возврате, ни в материалы дела не представлено.
Относительно вынесенного Инспекцией решения об отказе в возврате налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) от 01.08.2019 N 16610 (НДФЛ с доходов, источником которых является налоговый агент), необходимо учитывать следующее.
В представленной жалобе налогоплательщик указывает, что налоговое законодательство не содержит оснований для отказа в возврате излишне уплаченных налогов на том основании, что не представлены выписки из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период и документов, подтверждающих излишнее удержание и перечисление налога. Все необходимые сведения об уплате налога содержатся в налоговом органе и не должны дополнительно представляться в инспекцию.
Довод апелляционной жалобы об отсутствие у общества обязанности по предоставлению необходимых документов, со ссылкой на их наличие у инспекции, подлежит отклонению. Абзац 8 пункта 1 статьи 231 НК РФ имеет прямое указание на необходимость представления налоговым агентом вместе с заявлением на возврат из бюджета налога регистра налогового учета за соответствующий налоговый период и документы, подтверждающие излишнее удержание и перечисление суммы налога в бюджетную систему Российской Федерации.
В соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства.
В силу п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога.
В соответствии с п. 6 ст. 226 Кодекса налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода.
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, за первый квартал, полугодие, девять месяцев - не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год - не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии с п. 1 ст. 231 НК РФ возврат налоговому агенту перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога осуществляется налоговым органом в порядке, установленном статьей 78 НК РФ.
В соответствии с абз.8 п.1 ст.231 НК РФ вместе с заявлением на возврат излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога налоговый агент представляет в налоговый орган выписку из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период и документы, подтверждающие излишнее удержание и перечисление суммы налога в бюджетную систему Российской Федерации.
Материалами дела установлено и не оспаривается Обществом, что обращаясь с заявлением о возврате излишне уплаченного НДФЛ, заявитель не приложил документов, указанных в абзаце 8 пункта 1 статьи 231 НК РФ.
Решение от 01.08.2019 N 16610 направлено 02.08.2019 заказным почтовым отправлением в адрес ООО "Базис".
Кроме того, согласно информации, представленной налоговым органом, по состоянию на 05.07.2018 у Общества имелась переплата по НДФЛ в сумме 66041,00 руб. Однако, 26.07.2018 года налогоплательщиком был представлен в Инспекцию расчет сумм по НДФЛ за полугодие 2018 года с начислениями в сумме 5789,00 руб. по сроку 04.04.2018, в сумме 2932,00 руб. по сроку 19.04.2018, в сумме 6139,00 руб. по сроку 10.05.2018, в сумме 2932,00 руб. по сроку 18.05.2018, в сумме 6153,00 руб. по сроку 05.06.2018.
Указанные начисления были отражены в учетных данных налогоплательщика, в связи с чем переплата по НДФЛ составляет 42096,00 руб.
Поскольку налогоплательщиком не представлена выписка из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период и документы, подтверждающие излишнее удержание и перечисление суммы налога в бюджетную систему Российской Федерации, предусмотренные абз.8 п.1 ст.231 НК РФ, основания для удовлетворения апелляционной жалобы в части возврата НДФЛ у отсутствуют.
Таким образом, указание налогового органа в оспариваемом решении на то, что налоговый агент не представил необходимых первичных документов, является обоснованным. В связи с чем, решение налогового органа является правомерным. Следовательно, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований заявителя о признании решения инспекции незаконным.
Также в апелляционной жалобе налогоплательщик не соглашается с выводами суда первой инстанции о правомерности решения N 15709 об отказе в возврате переплаты по страховым взносам на обязательное медицинское страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 93 941,65 руб.
При этом заявитель соглашается, что после представления им Расчета по страховым взносам за период "полугодие 2018 года" размер оспариваемой суммы составляет 92 541,43 руб.
В соответствии с п. 3 ст. 8 НК РФ под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
В соответствии с п. 1 ст. 2.1 Федерального закона от 29.12.2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" страхователями по указанному виду страхования являются организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В соответствии с п 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
На основании указанных норм ООО "Базис" является плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Порядок исчисления и уплаты страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и порядок возмещения суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством установлен статьей 431 НК РФ.
Пунктом 2 указанной статьи установлено, что сумма исчисленных к уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уменьшается плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанная норма корреспондирует с нормой части 1 статьи 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", которой также установлено, что страхователи выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования.
В соответствии с п. 7 ст. 431 НК РФ плательщики страховых взносов представляют расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации.
ООО "Базис" были представлены в инспекцию расчеты по страховым взносам за периоды 1 квартал 2017 года - 9 месяцев 2018 года, в которых исчислены суммы страховых взносов, указаны суммы произведенных расходов на выплату страхового обеспечения, уменьшающие подлежащие к уплате страховые взносы, и суммы возмещения ФСС указанных расходов.
период |
исчислено СВ |
Произведено расходов |
сумма превышения |
Уплачено СВ |
Возмещение ФСС |
итого |
1 кв. 2017 |
125 711.71 |
302 523.51 |
177 816.20 |
1 004.40 р. 22.03.2017 |
0.00 |
177 816.20 |
полуг. 2017 |
49 853.46 |
119 449.58 |
46 847.24 |
0.00 |
177 816.20 |
69 596.12 |
9 м. 2017 |
14 739.60 |
97 938.79 |
83 199.19 |
0.00 |
0.00 |
152 795.31 |
год 2017 |
7 211.48 |
78 822.01 |
48 187.53 |
25.00 руб. 29.11.2017 |
152 795.31 |
71 635.53 |
1 кв. 2018 |
4 908.27 |
27 214.39 |
23 708.54 |
0.00 |
0.00 |
93 941.65 |
полуг. 2018 |
1 400.22 |
0.00 |
0.00 |
0.00 |
0.00 |
92 541.43 |
9 мес. 2018 |
0.00 |
0.00 |
0.00 |
0.00 |
0.00 |
92 541.43 |
Из анализа представленных деклараций усматривается, что спорная переплата образовалась в результате превышения произведенных налогоплательщиком расходов на выплату страхового обеспечения над суммой исчисленных к уплате страховых взносов.
Самостоятельная уплата налогоплательщиком страховых взносов путем перечисления денежных средств в соответствующий бюджет государственного внебюджетного фонда РФ, а именно Фонда социального страхования, не производилась.
Важное значение при рассмотрении вопроса о возврате переплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством имеет то, что предметом регулирования ст. 78 НК РФ является зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, и указанная статья не определяет порядок возврата плательщику страховых взносов сумм превышения произведенных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам.
Вместе с тем, согласно пункту 1 части 1 статьи 4.1 Закона N 255-ФЗ страхователи имеют право обращаться к страховщику за получением средств, необходимых на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, сверх начисленных страховых взносов.
В соответствии с п. 3 ст. 4.6 Закона N 255-ФЗ территориальный орган страховщика (ФСС) выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов.
Следовательно, разница в виде превышения величины произведенных работодателем расходов на выплату страхового обеспечения (за вычетом средств, выделенных страхователю территориальным органом ФСС РФ в расчетном (отчетном) периоде на выплату страхового обеспечения) над общей суммой исчисленных страховых взносов на ОСС на случай ВНиМ может быть только засчитана налоговым органом п.9 ст. 431 НК РФ в счет предстоящих платежей по данному виду обязательного социального страхования или возмещена территориальными органами ФСС РФ в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Жалоба не содержат ссылки на обстоятельства, которые могли бы свидетельствовать о незаконности или необоснованности решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.02.2020 по делу N А56-110281/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.П. Загараева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-110281/2019
Истец: ООО "БАЗИС"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 24 ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
Третье лицо: Лукина Ю.А.