г. Воронеж |
|
3 июня 2020 г. |
Дело N А36-12594/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2020 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 3 июня 2020 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Капишниковой Т.И.,
судей Осиповой М.Б.,
Малиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мелковой О.А.
при участии:
от Общества с ограниченной ответственностью "БарС": Сафонов А.А., представитель по доверенности от 01.08.2019;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Липецкой области: Гречишников П.В., представитель по доверенности от 15.01.2020 N 05-25/03,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "БарС" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 25.02.2020 по делу N А36-12594/2019 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Барс" (ОГРН 1024800830163, ИНН 4825028156) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Липецкой области (ОГРН 1134823000014, ИНН 4826085887) о признании незаконным требования N 7472 от 23.10.2019 в части,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "БарС" (далее - заявитель, ООО "БарС", Общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Липецкой области (далее - налоговый орган, Инспекция) с заявлением о признании незаконным требования о предоставлении документов (информации) от 23.10.2019 N 7472 (далее - требование) в части представления карточек бухгалтерских счетов 71, 73.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 25.02.2020 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ООО "БарС" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель полагает, что в оспариваемом требовании не указано, какие именно первичные документы следует представить, а также период, за который истребуются карточки счетов, что, по мнению апеллянта, является существенным нарушением оформления требования.
Кроме того, Общество указывает, что карточки счетов 71, 73 бухгалтерского учета не относятся ни к первичным учетным документам, ни к аналитическим регистрам налогового учета и не содержат расчета налоговой базы по НДС.
Апеллянт считает, что в настоящем случае имело место нарушение его прав путем незаконного сбора информации о налогоплательщике, а также незаконного возложения на него обязанностей по представлению документов, не относящихся к предмету проверки.
В дополнении к апелляционной жалобе ООО "БарС" указывает, что информация, влияющая на исчисление и уплату НДС, отражается одновременно и в карточке счета 71, 73, и в счетах 10, 20, 41,76, копии которых ранее представлялись налоговому органу. Таким образом, запрашиваемая информация уже имеется у налогового органа.
Инспекция возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве.
Изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, исследовав и оценив представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, решением Инспекции от 21.12.2018 N 75 назначено проведение выездной налоговой проверки ООО "БарС" (т. 1 л.д.12-13). Предметом проверки явилось правильность исчисления и своевременность уплаты налога на добавленную стоимость за период с 01.07.2017 по 30.09.2017. По результатам проверки составлен акт от 09.09.2019 N1. На указанный акт Обществом представлены возражения, по результатам рассмотрения возражений 15.10.2019 налоговым органом вынесено решение N 1 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (т. 1 л.д.90). 23.10.2019 в соответствии со ст. 93 НК РФ в адрес Общества выставлено требование от 23.10.2019 N7472 о предоставлении документов (информации) (т. 1 л.д. 8-12).
Считая указанное требование незаконным в части истребования карточек бухгалтерских счетов 71,73, Общество обратилось с соответствующей жалобой в УФНС России по Липецкой области (т. 1 л.д. 14-15).
УФНС России по Липецкой области решением от 29.11.2019 N 215 оставило жалобу ООО "БарС" без удовлетворения.
Не соглашаясь с выставленным требованием от 23.10.2019 N 7472, Общество обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований ООО "БарС", указал, что истребуемые налоговым органов карточки счетов 71,73 имелись у Общества, что подтверждается Положением "Об учетной политике организации". Запрашиваемые документы могут содержать информацию о фактах, влияющих на исчисление и уплату НДС, то есть относятся к предмету проверки.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы, изложенные в решение суда первой инстанции, исходя из следующего.
В соответствии с пп. 3, 5 п.1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее- НК РФ) налогоплательщик обязан вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", за исключением случаев, когда организация в соответствии с указанным Федеральным законом не обязана вести бухгалтерский учет или освобождена от ведения бухгалтерского учета.
Налоговые органы согласно пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ вправе требовать от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов. Указанному правомочию налогового органа корреспондирует обязанность налогоплательщика предоставлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях и в порядке, предусмотренных Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов (пп.6 п. 1 ст.23 НК РФ).
В соответствии со ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
В соответствии с п. 12 ст. 89 НК РФ при проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном статьей 93 настоящего Кодекса.
В силу п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.
Из п. 5.1 письма ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622 следует, что в ходе проведения налоговой проверки проверяются, анализируются, сопоставляются и оцениваются документы и информация, имеющие значение для формирования выводов о правильности исчисления, удержания и уплаты (перечисления) налогов и сборов, а также для принятия обоснованного решения по результатам проверки.
Следовательно, при проведении налоговой проверки налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностным лицам налоговых органов, проводящих налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. Относимость истребуемых документов и их оценка относятся к компетенции налогового органа, проводящего проверку.
Из приведенных положений следует, что у налогоплательщика имеется обязанность предоставлять должностным лицам, проводящим выездную налоговую проверку документы, которые указаны в требовании налогового органа. Форма, методы и пределы налогового контроля устанавливаются налоговым органом с учетом НК РФ.
При этом не допускается произвольное истребование документов (информации) вне рамок проведения налоговых проверок, не обусловленных целями и задачами проводимого налоговыми органами налогового контроля. Необходимыми для представления инспекции считаются лишь те документы, которые имеют целевое значение и предназначены для проведения налогового контроля.
Ограничение свободы предпринимательской деятельности возможно только в случае, если оно отвечает требованиям справедливости, адекватно, пропорционально, соразмерно и необходимо для защиты конституционно значимых ценностей. Налоговый контроль не должен подавлять экономическую самостоятельность и инициативу, чрезмерно ограничивать свободу предпринимательства (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2004 N 14-П).
Предметом выездной налоговой проверки ООО "БарС" является правильность исчисления и своевременность уплаты НДС за период с 01.07.2017 по 30.09.2017.
В силу ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
В соответствии со ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 данного Кодекса, на налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств, необходимых для проверки реальности осуществления хозяйственных операций, связанных с заявленными вычетами по НДС, требуется оценка отдельных первичных документов и документов налогового или бухгалтерского учета, проверка их достоверности, правильности и полноты отражения на основании анализа данных счетов бухгалтерского учета, а также других документов и доказательств, подтверждающих достоверность сведений, указанных в данных документах.
Пунктом 1 ст. 54 НК РФ установлено, что налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.11 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон N402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.
Таким образом, в состав документов, подтверждающих объект налогообложения НДС и право на налоговый вычет по НДС, могут быть включены также и документы бухгалтерского и иного учета.
Положения п. 6 ст. 21, п. 1 ст. 54, п. 1 ст. 93, ст. 313 НК РФ обязывают налогоплательщика вести регистры бухгалтерского учета, а у налогового органа имеется право проверить регистры бухгалтерского и налогового учета, которые ведутся в установленном порядке и с учетом учетной политики, которая для целей налогообложения определена как выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
В соответствии с п. 19 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998N 34н, регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.
Кроме этого, в соответствии со ст. 313 НК РФ, налоговый учет является системой обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.
Как следует из материалов дела, приказом ООО "БарС" от 27.12.2016 N 21 утверждена учетная политика для целей бухгалтерского учета, п. 2 указанного приказа установлено, что бухгалтерский учет ведется автоматизировано с использованием рабочего плана счетов. В рабочем плане счетов имеется указание на счета 71, 73.
Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по их применению, утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами" предназначен для обобщения информации о расчетах с работниками по суммам, выданным им под отчет на административно-хозяйственные и прочие расходы. На израсходованные подотчетными лицами суммы счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами" кредитуется в корреспонденции со счетами, на которых учитываются затраты и приобретенные ценности, или другими счетами, в зависимости от характера произведенных расходов.
Счет 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" предназначен для обобщения информации о всех видах расчетов с работниками организации, кроме расчетов по оплате труда и расчетов с подотчетными лицами. По дебету счета 73 отражается сумма предоставленного работнику организации займа в корреспонденции со счетом 50 "Касса" или 51 "Расчетные счета".
Следовательно, истребуемые документы могут содержать информацию о фактах, влияющих на исчисление и уплату НДС как в части исчисления объекта обложения НДС, так и в части правильности исчисления налоговых вычетов.
Суд апелляционной инстанции учитывает довод налогового органа о том, что изучение Инспекцией указанных карточек счетов обусловлено необходимостью подтверждения выводов налогового органа о выполнении спорных работ силами самого Общества, а также с привлечением физических лиц, официально не трудоустроенных в ООО "БарС" и создании Обществом формального документооборота, имитирующего спорные хозяйственные операции по выполнению работ с привлечением субподрядчиков с целью получения Обществом необоснованной налоговой выгоды, а также на проверку возможной выдачи займов Обществом.
Таким образом, на правильность формирования объекта налогообложения по конкретному налогу могут влиять косвенные обстоятельства, в том числе касающиеся возможного получения необоснованной налоговой выгоды.
В связи с этим право налогового органа истребовать документы, необходимые по мнению проверяющих для проверки правильности исчисления и уплаты налога (налогов) не может быть ограничено собственным субъективным суждением налогоплательщика об относимости или не относимости каждого из затребованных документов по предмету проверки.
Кроме того, поскольку проверка правильности исчисления и уплаты налога проводится налоговым органом, на который указанная обязанность возложена законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, то именно он, а не налогоплательщик определяет полноту и комплектность первичных документов, регистров учета и аналитических материалов, необходимых для проверки.
Помимо этого согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 08.04.2010 N 441-О-О выездная налоговая проверка ориентирована на выявление тех нарушений налогового законодательства, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной налоговой проверки: для их выявления требуется углубленное изучение документов бухгалтерского и налогового учета, а также проведение ряда специальных мероприятий контроля.
В силу ст. 87 НК РФ целью выездной налоговой проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах. Налоговая проверка осуществляется путем сопоставления фактических данных, полученных в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций, представленных в налоговые органы.
С учетом изложенного, арбитражный апелляционный суд считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что запрошенные в требовании налогового органа от 23.10.201 N 7472 карточки бухгалтерских счетов 71, 73 содержат необходимую информацию для проведения контрольных мероприятий в рамках выездной налоговой проверки в отношении налога на добавленную стоимость и они имелись в наличии у налогоплательщика.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции отклоняет довод апеллянта о неотносимости карточек счета 71,73 к исчислению НДС.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод апеллянта о том, что неуказание периода, за который необходимо представить запрашиваемые документы, не соответствует оформлению требования по следующим основаниям.
Приказ ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@ "Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, требований к документам, представляемым в налоговый орган на бумажном носителе, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)" не содержит перечня обязательных реквизитов требования налогового орган о представлении документов, без указания которых требование налогового органа будет признаваться незаконным.
Кроме того, заместителем начальника Инспекции при рассмотрении материалов выездной налоговой проверки вынесено решение от 15.10.2019 N 1 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (л.д. 90), а именно истребование дополнительных документов (информации) у налогоплательщика в соответствии со ст. 93 НК РФ, то есть указанные мероприятия взаимосвязаны между собой и тем, что в отношении Общества в этот период времени проводилась одна налоговая проверка, что подтвердили стороны при рассмотрении апелляционной жалобы. Кроме того, Общество не лишено права обращаться в налоговый орган за разъяснениями по порядку исполнения требования.
Довод апеллянта о незаконном возложении обязанностей на ООО "БарС" по предоставлению неотносимых к предмету проверки документов апелляционный суд отклоняет по причине изложенных выше обстоятельств, которые подтверждают обоснованность вынесенного требования.
Аналогичная позиция отражена в Постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 17.05.2018 по делу N А48-5215/2017.
Применительно к ст. 198 АПК РФ при признании ненормативных правовых актов налоговых органов недействительными необходимо установить их несоответствие закону, а также нарушение прав налогоплательщиков. Общество не представило доказательств наличия указанной совокупности, поскольку Инспекция действовала в пределах Налогового кодекса РФ, а ответственность за непредставление документов к налогоплательщику не применялась, что следует из справки от 03.02.2020 N 05-09/02171.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 25.02.2020 по делу N А36-12594/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.И. Капишникова |
Судьи |
М.Б. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-12594/2019
Истец: ООО "БарС"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Липецкой области