г. Самара |
|
03 июня 2020 г. |
Дело N А55-4263/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 июня 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Филипповой Е.Г., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Нугаевой А.Н.,
с участием:
от заявителя - Кукаева Т.Н., доверенность N 1 от 09 января 2020 года,
от ответчика - Кузнецова Н.М., доверенность от 09 сентября 2019 года,
от третьих лиц:
Салманова Александра Николаевича - не явился, извещен,
Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области - не явился, извещен,
Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области - не явился, извещен,
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области - не явился, извещен,
Администрации сельского поселения Бобровка муниципального района Кинельский Самарской области - не явился, извещен,
Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального района Кинельский Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 06 марта 2020 года по делу N А55-4263/2019,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Степь" (ОГРН 1136311010329 ИНН 6311149029), село Бобровка Кинельского района Самарской области,
к Администрации муниципального района Кинельский Самарской области, город Кинель Самарской области,
с участием третьих лиц:
Салманова Александра Николаевича, город Кинель Самарской области,
Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, город Самара,
Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области, город Самара,
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, город Самара,
Администрации сельского поселения Бобровка муниципального района Кинельский Самарской области, село Бобровка Кинельского района Самарской области,
Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, город Самара,
о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Степь" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлениями к Администрации муниципального района Кинельский Самарской области (далее - администрация, ответчик), с привлечением в качестве третьих лиц Салманова Александра Николаевича, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, Администрации сельского поселения Бобровка муниципального района Кинельский Самарской области, Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, о признании незаконным постановление администрации от 29.12.2018 г. N 2146 об отказе обществу в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 63:22:1403005:45, государственная собственность на который не разграничена, без торгов, как несоответствующее п. 6 ч. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, и обязать администрацию заключить с обществом договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 63:22:1403005:45, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов.
Также признать незаконным постановление администрации от 29.12.2018 г. N 2145 об отказе обществу в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 63:22:1403005:44, государственная собственность на который не разграничена, без торгов, как несоответствующее п. 6 ч. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, и обязать администрацию заключить с обществом договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 63:22:1403005:44, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов.
Решением суда от 06.03.2020 г. заявленные обществом требования удовлетворить.
Суд признать недействительными постановления от 29.12.2018 г. N 2146 и от 29.12.2018 г. N 2145, и обязал администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, путем направления обществу проект договоров купли-продажи земельных участков, а также взыскал с администрации в пользу общества расходы на уплату государственной пошлины в сумме 6 000 руб.
Администрация, не согласившись с решением суда, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, и принять новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований, о чем в судебном заседании просил и представитель администрации.
Представитель общества в судебном заседании апелляционную жалобу отклонил, по основаниям, приведенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителей общества и администрации, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 24.05.2016 г. между администрацией (далее - арендодатель) и гр. Салмановым А.Н. заключен договор аренды земельного участка N 01/40, который был зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 23.06.2016 г. сделана запись регистрации 63-63/003-63/003/450/2016-885/1.
В соответствии с п. 1.1 договора аренды арендодатель сдал, а гр. Салманов А.Н. принял в пользование на условиях аренды земельный участок на срок 3 года (с 24.05.2016 г. по 23.05.2019 г.), площадью 80 716 кв.м., с кадастровым номером 63:22:1403005:45, из категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Самарская область, Кинельский район, сельское поселение Бобровка, в 170,0 м. севернее с. Бобровка, для выпаса сельскохозяйственных животных.
Согласно договору перенайма (договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды) от 15.12.2017 г. гр. Салманов А.Н. передал с согласия арендодателя права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка N 01/40 от 24.05.2016 г. заявителю - ООО "Степь" (далее - арендатор).
Договор перенайма от 15.12.2017 г. был зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 02.02.2018 г. сделана запись регистрации 63:22:1403005:45-63/003/2018-1.
В соответствии с п. 5.2 арендатор обязан обеспечить освоение участка в установленные договором аренды сроки, а также использовать участок в соответствии с целью и условиями предоставления "разрешенного использования".
Исходя из градостроительного плана земельного участка, выданного 21.08.2018 г. отделом архитектуры и градостроительства Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального района Кинельский Самарской области, предоставленный в аренду земельный участок расположен в зоне Сх2 (п. 2). Виды разрешенного использования, установленные для зоны Сх2, предусматривают деятельность по строительству и эксплуатации зданий, строений и сооружений для производства, хранения и первичной переработке сельскохозяйственной продукции (п.п. 2.2.).
На основании разрешения на строительство N 63-511302-155/1-2018 от 18.09.2018 г., выданного администрацией, общество осуществило строительство левады, что подтверждается разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 16.11.2018 г. N 63-511302-50-2018, выданным администрацией.
Построенный объект недвижимости (кадастровый номер 63:22:1403005:47) общество оформило в собственность, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись государственной регистрации права 63:22:1403005:47-63/003/2018-1 от 05.12.2018 г. (выписка из Единого государственного реестра недвижимости).
11.12.2018 г. общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность арендованного земельного участка путем заключения договора купли-продажи без проведения торгов (входящий N в-8230), а основанием для предоставления земельного участка без торгов является п.п. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ.
Рассмотрев вышеуказанное заявление, администрация вынесла постановление от 29.12.2018 г. N 2146 "Об отказе в предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов", а в качестве оснований для отказа указало: в соответствии с п. 2 ст. 20 Закона Самарской области от 11.03.2005 г. N 94-ГД "О земле" приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, предусмотренном п. 1 ч. 3 ст. 9 настоящего Закона, может осуществляться, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в том числе связанных с приватизацией земельной доли, находящейся в муниципальной собственности, или земельного участка, выделенного в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, с 1 января 2020 г.; и вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 63:22:1403005:45 "выпас сельскохозяйственных животных" и заключенный договор аренды N 01/40 земельного участка от 24.05.3016 г. не предполагает возведение объектов капитального строительства.
Кроме того, 24.05.2016 г. между администрацией (далее - арендодатель) и гр. Салмановым А.Н. заключен договор аренды земельного участка N 01/39, который был зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 23.06.2016 г. сделана запись регистрации 63-63/003-63/003/450/2016-886/1.
В соответствии с п. 1.1 договора аренды арендодатель сдал, а гр. Салманов А.Н. принял в пользование на условиях аренды земельный участок на срок 3 года (с 24.05.2016 г. по 23.05.2019 г.), площадью 402 779 кв.м., с кадастровым номером 63:22:1403005:44, из категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Самарская область, Кинельский район, сельское поселение Бобровка, северо-восточнее села Бобровка, для выпаса сельскохозяйственных животных.
Согласно договору перенайма (договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды) от 15.12.2017 г. гр. Салманов А.Н. передал с согласия арендодателя права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка N 01/39 от 24.05.2016 г. заявителю - ООО "Степь" (далее - арендатор).
Договор перенайма от 15.12.2017 г. был зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 02.02.2018 г. сделана запись регистрации 63:22:1403005:44-63/003/2018-1.
В соответствии с п. 5.2 арендатор обязан обеспечить освоение участка в установленные договором аренды сроки, а также использовать участок в соответствии с целью и условиями предоставления "разрешенного использования".
Исходя из градостроительного плана земельного участка, выданного 21.08.2018 г. отделом архитектуры и градостроительства Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального района Кинельский Самарской области (копия прилагается), предоставленный в аренду земельный участок расположен в зоне Сх2 (пункт 2). Виды разрешенного использования, установленные для зоны Сх2, предусматривают деятельность по строительству и эксплуатации зданий, строений и сооружений для производства, хранения и первичной переработке сельскохозяйственной продукции (п.п. 2.2.).
На основании разрешения на строительство N 63-511302-156/1-2018 от 18.09.2018 г., выданного администрацией, общество осуществило строительство левады, что подтверждается разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 16.11.2018 г. N 63-511302-49-2018, выданным администрацией.
Построенный объект недвижимости (кадастровый номер 63:22:1403005:46) общество оформило в собственность, о чем в едином государственном реестре недвижимости сделана запись государственной регистрации права 63:22:1403005:46-63/003/2018-1 от 05.12.2018 г. (выписка из Единого государственного реестра недвижимости).
11.12.2018 г. общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность арендованного земельного участка путем заключения договора купли-продажи без проведения торгов (входящий N в-8231), а основанием для предоставления земельного участка без торгов является п.п. 6 п. 2 ст. 39.3. ЗК РФ.
Рассмотрев вышеуказанное заявление, администрация вынесла постановление от 29.12.2018 г. N 2145 "Об отказе в предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов", а в качестве оснований для отказа указало: в соответствии с п. 2 ст. 20 Закона Самарской области от 11.03.2005 г. N 94- ГД "О земле" приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, предусмотренном п. 1 ч. 3 ст. 9 настоящего Закона, может осуществляться, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в том числе связанных с приватизацией земельной доли, находящейся в муниципальной собственности, или земельного участка, выделенного в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, с 1 января 2020 г.; и вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 63:22:1403005:44 "выпас сельскохозяйственных животных" и заключенный договор аренды N 01/39 земельного участка от 24.05.3016 г. не предполагает возведение объектов капитального строительства.
Заявитель считает, что вышеуказанные отказы органа исполнительной власти являются необоснованными, не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя, обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу, что заявленные обществом требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 198, ст. ст. 200 и 201 АПК РФ, а также разъяснений, содержащихся в п. 6 совместного постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением ч. 1 ГК РФ" для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу ст. 65 АПК РФ обязанность доказать факт нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов субъекта предпринимательской и иной экономической деятельности возлагается на заявителя.
Согласно п. 2 ст. 1 Закона Самарской области от 11.03.2005 г. N 94-ГД "О земле" действие ст. ст. 15, 20 - 26 настоящего Закона не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется федеральным законодательством.
В соответствии с п. 6 ст. 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В силу п. 4 ст. 10 Федерального закона N 101 - ФЗ от 24.07.2002 г. "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в действующей редакции) гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в ст. 39.2 ЗК РФ, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства РФ при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены ЗК РФ.
Согласно ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Наличие у спорного земельного участка статуса находящегося в муниципальной собственности подтверждается договором аренды данного земельного участка.
Положениями ст. 39.17 ЗК РФ определены требования при подаче заявления о предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных ст. 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Таким образом, основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определены в ст. 39.16 ЗК РФ.
Перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов, перечисленный в указанной статье является исчерпывающим и расширительному толкования не подлежит.
В постановлении администрации от 29.12.2018 г. N 2146 "Об отказе в предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов" не содержится оснований для отказа, предусмотренных ст. 39.16 ЗК РФ.
Согласно ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в числе прочего, на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка собственность за плату. Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 настоящей статьи (ст. 39.3 ЗК РФ).
В п.п. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ определено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений.
Испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 63:22:1403005:45 расположен в зоне Сх2, что подтверждается градостроительным планом земельного участка, выданным 21.08.2018 г. отделом архитектуры и градостроительства Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального района Кинельский Самарской области (п. 2).
Объект недвижимости (левада) был построен для осуществления деятельности, разрешенной Договором аренды земельного участка N 01/40 от 24.05.2016 г., и в соответствии с видами разрешенного использования, установленными для зоны Сх2.
Процедура подачи документов на приобретение земельных участков в собственность соблюдена, а поэтому отказ органа местного самоуправления в предоставлении земельного участков не основан на Законе. Иных препятствий в предоставлении на испрашиваемом праве земельного участка ООО "Степь" не имеется, и администрацией суду не представлено.
Также в постановлении администрации от 29.12.2018 г. N 2145 "Об отказе в предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов" не содержится оснований для отказа, предусмотренных ст. 39.16 ЗК РФ.
Согласно ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в числе прочего, на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка собственность за плату. Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 настоящей статьи (ст. 39.3 ЗК РФ).
В п.п. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ определено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений.
Испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 63:22:1403005:44 расположен в зоне Сх2, что подтверждается градостроительным планом земельного участка, выданным 21.08.2018 г. отделом архитектуры и градостроительства Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального района Кинельский Самарской области (п. 2).
Объект недвижимости (левада) был построен для осуществления деятельности, разрешенной Договором аренды земельного участка N 01/39 от 24.05.2016 г., и в соответствии с видами разрешенного использования, установленными для зоны Сх2.
Процедура подачи документов на приобретение земельных участков в собственность соблюдена, а поэтому отказ органа местного самоуправления в предоставлении земельного участков не основан на Законе. Иных препятствий в предоставлении на испрашиваемом праве земельного участка ООО "Степь" не имеется, и администрацией также суду не представлено.
Администрация только представила в материалы дела отзывы, в котором свой отказ обосновывало, исходя из положений п.п. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, нообщество в своем заявлении в качестве основания ссылается на п.п. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ.
Затем администрация направило в суд дополнительные пояснения к вышеуказанному отзыву, в котором свой отказ мотивирует: наличием запрета на приватизацию до 1 января 2020 г. земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, установленного п. 2 ст. 20 Закона Самарской области от 11.03.2005 г. N 94-ГД "О земле"; отсутствием обоснования площади рассматриваемого земельного участка, как необходимой для использования и эксплуатации сооружения с кадастровым номером 63:22:1403005:47; и предоставлением спорного земельного участка для выпаса сельскохозяйственных животных, а не для возведения объектов капитального строительства.
Однако суд правильно посчитал, что вышеуказанные доводы органа исполнительной власти являются необоснованными по следующим мотивам.
В соответствии с п. 2 ст. 20 Закона Самарской области от 11.03.2005 г. N 94- ГД "О земле" приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, предусмотренном п. 1 ч. 3 ст. 9 настоящего Закона, может осуществляться, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в том числе связанных с приватизацией земельной доли, находящейся в муниципальной собственности, или земельного участка, выделенного в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, с 1 января 2020 г. (в ред. Законов Самарской области от 12.02.2007 г. N 8-ГД, от 05.10.2009 г. N 102-ГД, от 12.12.2011 г. N 142- ГД, от 04.06.2014 г. N 65-ГД, от 22.12.2014 г. N 127-ГД).
Согласно п. 2 ст. 1 Закона Самарской области от 11.03.2005 г. N 94-ГД "О земле" действие ст. ст. 15, 20 - 26 настоящего Закона не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется федеральным законодательством.
В соответствии с п. 6 ст. 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В силу п. 1 ст. 1 Федерального закона N 101-ФЗ от 24.07.2002 г. "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" действие настоящего Федерального закона не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества. Оборот указанных земельных участков регулируется ЗК РФ.
Таким образом, судом сделан правильный вывод, что ссылка администрации на наличие запрета на приватизацию до 1 января 2020 г. земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, установленного п. 2 ст. 20 Закона Самарской области от 11.03.2005 г. N 94-ГД "О земле" является необоснованной.
Согласно ч. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с п.п. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ продажа земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в случае предоставления: земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений.
Согласно п. 1 ст. 35 ЗК РФ и п. 3 ст. 552 ГК РФ при продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята данной недвижимостью и необходима для ее использования.
В силу указанных положений действующего законодательства во взаимосвязи с п.п. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, в том числе следует, что размеры земельного участка, предоставляемого в собственность собственнику объекта недвижимости, определяются необходимостью использования этих объектов.
Согласно правовой позицией Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 01.03.2011 г. N 13535/10, собственник объекта недвижимости, требующий предоставления земельного участка, должен представить доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации приобретенных объектов недвижимого имущества, в том числе, в заявленных целях.
В соответствии с п.п. 3 п. 7.5 Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утв. Росземкадастром 17.02.2003 г., предусмотрено, что в общую площадь земельного участка под объектами недвижимости включается площадь, непосредственно занятая этими объектами, и площадь территории, необходимая для обеспечения функционирования (обслуживания, эксплуатации) конкретного объекта недвижимости в соответствии с установленными нормами.
В качестве обоснования необходимости земельного участка с кадастровым номером 63:22:1403005:45 в размере 80 716 кв.м., для эксплуатации объекта недвижимости (левады) площадью 1015,2 кв.м. ООО "Степь" представило в материалы дела Градостроительное обоснование размещения левады (капитального ограждения) с кадастровым номером 63:22:1403005:47 на земельном участке с кадастровым номером 63:22:1403005:45 площадью 80 716 кв.м., категория: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для выпаса сельскохозяйственных животных, подготовленное ООО "ОГК-Самара".
В качестве обоснования необходимости земельного участка с кадастровым номером 63:22:1403005:44 в размере 402 779 кв.м. для эксплуатации объекта недвижимости (левады) площадью 4 013 кв.м. ООО "Степь" представило в материалы дела Градостроительное обоснование размещения левады (капитального ограждения) с кадастровым номером 63:22:1403005:46 на земельном участке с кадастровым номером 63:22:1403005:44 площадью 402 779 кв.м., категория: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для выпаса сельскохозяйственных животных, подготовленное ООО "ОГК-Самара".
Левады - это специально оборудованные культурные пастбища для выпаса и ночевки сельскохозяйственных животных. Их устраивают вблизи овчарни или в местах летнего содержания овец с учетом максимальной приближенности к источникам полива. К левадам относят территорию с непосредственно используемой под выпас площадью, а также изгороди, ворота, прогоны, домики-навесы, летние овчарни для овцематок и молодняка, устройства и места для водопоя, сооружения для полива, площадки для техники по уходу за левадами и складирования сельскохозяйственных машин и удобрений. В комплексе все это составляет левадное хозяйство.
Согласно вышеуказанному Градостроительному обоснованию, исходя из назначения левады как объекта для ведения сельского хозяйства (содержания и выпаса I сельскохозяйственных животных), значительное расхождение в площади земельного участка и объекта недвижимости (левады) обусловлено необходимостью соблюдения установленных норм содержания и выпаса овец.
Как следует из представленного обоснования площадь земельного участка с кадастровым номером 63:22:1403005:45, занятого левадой, обеспечивает достойное содержание стада овец в 100 голов, а именно: на 1 особь приходится 10 кв.м., площади левады, что вдвое выше минимальной нормы 2 - 5 м. На самом земельном участке содержится и пасется стадо овцематок с ягнятами в количестве 100 голов, т.е. на 1 голову приходится площадь участка 0,08 га, что значительно меньше нормы 0,43 га. Наличие левады на территории земельного участка обеспечивает необходимое место для случной компании и ночевки животных. При левадном содержании осуществляется изоляция животных различных групп, как в зоотехнических, так и в ветеринарно-профилактических целях.
Как следует из представленного обоснования площадь земельного участка с кадастровым номером 63:22:1403005:44, занятого левадой, обеспечивает достойное содержание стада овец в 500 голов, а именно: на 1 особь приходит 8 кв.м., площади левады, что чуть выше минимальной нормы 2 - 5 м. На самом земельном участке содержится и пасется стадо овцематок с ягнятами в количестве 500 голов, т.е. на 1 голову приходится площадь участка 0,08 га., что значительно меньше нормы 0,43 га. Наличие левады на территории земельного участка обеспечивает необходимое место для случной компании и ночевки животных. При левадном содержании осуществляется изоляция животных различных групп, как в зоотехнических, так и в ветеринарно-профилактических целях.
Таким образом, размер испрашиваемых в собственность земельных участков, непосредственно связан с конкретным видом деятельности (выпас сельскохозяйственных животных) и функциональным назначением принадлежащего обществу на праве собственности объекта недвижимого имущества. Испрашиваемый земельный участок необходим для использования левады по ее функциональному назначению (для содержания и выпаса овец).
Исходя из градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 63:22:1403005:45 выданного 21.08.2018 г. отделом архитектуры и градостроительства Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального района Кинельский Самарской области (копия имеется в деле), предоставленный в аренду земельный участок расположен в зоне Сх2 (пункт 2). Виды разрешенного использования, установленные для зоны Сх2, предусматривают деятельность по строительству и эксплуатации зданий, строений и сооружений для производства, хранения и первичной переработке сельскохозяйственной продукции (подпункт 2.2.).
На основании разрешения на строительство N 63-511302-155/1-2018 от 18.09.2018 г., выданного администрацией, общество осуществило строительство левады, что подтверждается разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 16.11.2018 г. N 63-511302-50-2018, выданным администрацией.
Таким образом, объект недвижимости (левада) был построен для осуществления деятельности, разрешенной договором аренды земельного участка N 01/40 от 24.05.2016 г., и в соответствии с видами разрешенного использования, установленными для зоны Сх2.
Исходя из градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 63:22:1403005:44, выданного 21.08.2018 г. отделом архитектуры и градостроительства Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального района Кинельский Самарской области (копия имеется в деле), предоставленный в аренду земельный участок расположен в зоне Сх2 (пункт 2). Виды разрешенного использования, установленные для зоны Сх2, предусматривают деятельность по строительству и эксплуатации зданий, строений и сооружений для производства, хранения и первичной переработке сельскохозяйственной продукции (подпункт 2.2.).
На основании разрешения на строительство N 63-511302-156/1-2018 от 18.09.2018 г., выданного администрацией, общество осуществило строительство левады, что подтверждается разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 16.11.2018 г. N 63-511302-49-2018, выданным администрацией.
Таким образом, объект недвижимости (левада) был построен для осуществления деятельности, разрешенной договором аренды земельного участка N 01/39 от 24.05.2016 г., и в соответствии с видами разрешенного использования, установленными для зоны Сх2.
Учитывая вышеизложенное, суд пришел к правильному выводу, что строительство объектов недвижимости (левада) на земельных участках с кадастровыми номерами 63:22:1403005:45 и 63:22:1403005:44, расположенным в зоне Сх2, категория земель сельскохозяйственного назначения, не нарушает требований действующего земельного законодательства, и земельный участок не выводится из земель сельскохозяйственного назначения.
Администрация представила в материалы дела возражения на Градостроительные обоснования, подготовленное ООО "ОГК-САМАРА" в 2019 г., однако суд правильно посчитал указанные возражения необоснованными по следующим мотивам.
В разделе 1.6 "Анализ и описание существующих градостроительных ограничений и особых условий для размещения объекта на земельном участке" Градостроительного обоснования приведен расчет годовой потребности кормов на 1 условную голову (овцематку) и составляет 632 корм. ед.
При расчете годовой потребности использовалась научная литература: "Нормы и рационы кормления с/х животных" под редакцией академика А.П. Калашникова, Н.И. Клейменов, М:Агропромиздат, 1985; "Овцеводство". Васильев Н.А., Целютин В.К. М.: Колос, 1979; "Практикум по технологии производства продуктов овцеводства и козоводства". Волков А.Д. СПб.: Лань, 2008; "Овцеводство". Николаев А.И. Ерохин А.И. М.: Агропромиздат, 1987; "Романовское овцеводство". Федоров Н.А., Ерохин А.И. М.: Агропромиздат, 1987; "Корма и кормление животных". Хохрин С.Н.СПб.: Лань, 2002.; Обухова А. Д., Кедрова С, И. Использование пастбищ в овцеводческих хозяйствах. "Колос", 1968.
Приведенный расчет урожайности многолетних трав на пастбище рассчитан при благоприятных климатических условиях и высокому плодородию земельного участка и приведен в расчете 15 ц с одного 1 га., при питательности 0,2 корм, единиц, что составляет 7 500 кг. зеленной массы на 1 га. Однако Климат местности характеризуется резко выраженной континентальностью: жарким сухим летом, холодной зимой с оттепелями и метелями, короткой, интенсивно протекающей весной, частыми суховеями летом, недостатком осадков и неравномерным распределением их по месяцам и отдельным годам. Жаркие и засушливые годы чередуются с влажными и прохладными. Среднее количество осадков составляет 380 мм., за вегетационный период выпадает в среднем 220 мм., из них во второй половине лета - 130 мм. Однако в отдельные годы бывают существенные отклонения от нормы. Продолжительность теплого периода варьирует от 145 до 150 дней. Среднегодовая температура воздуха +3,2 - 3,6°С. Сумма эффективных температур - 2500-2600°С. Гидротермический коэффициент - 0,8 - 0,9. Запасы продуктивной влаги в почве весной составляют 125 - 150 мм.
Участок естественного кормового угодья представлен единым массивом земельных угодий покрытых естественной травянистой растительностью, окруженным со всех сторон пахотными землями. В настоящее время земельный участок в качестве пастбища
Рельеф представлен относительно выровненной равниной, но на поверхности почвенного покрова встречаются небольшие возвышенности и понижения с перепадами отметок в пределах +/- 0,2 - 0,3 м, скотобойные тропы, кротовины, кочки, а так же канавы, оставшиеся от проезда тяжелой техники по переувлажненной почве. В центральной части участка имеются блюдцеобразные понижения покрытые влаголюбивой растительностью, которые в весенний период заполняются талыми водами.
Почвенный покров представлен следующими почвами: Чернозем типичный остаточно-луговой слабосолонцеватый, и Солонец черноземно-луговой.
Естественная растительность. Травянистая - представлена типичными засухоустойчивыми степными злаковыми экотипами: костер безостый, пырей, райграс пастбищный, типчак, житняк, ковыль, лисохвост, мятлик и др. образующими сомкнутый травостой. Из бобовых растений присутствует чина луговая, люцерна желтая и синяя, эспарцет, клевер ползучий и клевер красный, донник белый и желтый. На солонцовых участках произрастают полыни, солодка. Урожай зеленной массы на уровне поверхности почвы равняется в среднем 150 - 200 г на 1 м2, что сравнительно не много и говорит о низкой продуктивности естественной растительности.
В пониженных частях участка с близким стоянием грунтовых вод встречается осока, канареечник тростниковый и другие влаголюбивые растения.
Обобщив полученные результаты естественного кормового угодья специалист сделал вывод, что его естественный травянистый покров малопродуктивен и составляет 15 -20 ц/га. Средняя продолжительность выпаса овец в хозяйстве на естественных пастбищах составляет 151 день. За период выпаса 1 животное потребляет 1305 кг зеленного корма, что составляет 261 корм. ед. Из этого следует, что число голов овец на 1 га составляет: Г = У/Н х П, где Г - число голов на 1 га пастбища У- урожай поедаемой травы на 1 га(кг) умноженный на процент использования травостоя Н- суточная норма травы на 1 овцу П- продолжительность пользования данным пастбищем. % использования пастбищ: - естественных всех типов- 50-60 %, - улучшенных естественных пастбищ -70 - 80% -искусственных-80-90%. 120/ 9 х 151 =7 голов овец на 1 га пастбища.
Таким образом, на 1 голову приходится 0,14 га. пастбища: 0,14 га. х 100 голов = 14 га. Земельным участок с кадастровым номером 63:22:1403005:45 площадью 80 716 кв.м. не способен обеспечить зеленым кормом поголовье овец в количестве 100 голов, дефицит
составит 6 га.
Число загонов при использовании пастбищ определяется оптимальной продолжительностью стравливания одного загона в днях, а также количеством дней отдыха травостоя в загоне, необходимых для отрастания отавы и достижения травостоем пастбищной спелости.
Таким образом, размер испрашиваемого в собственность земельного участка с кадастровым номером 63:22:1403005:45, непосредственно связан с конкретным видом деятельности (выпас сельскохозяйственных животных) и функциональным назначением принадлежащего обществу на праве собственности объекта недвижимого имущества. Испрашиваемый земельный участок необходим для использования левады по ее функциональному назначению (для содержания и выпаса овец).
Обобщив полученные результаты естественного кормового угодья можно сделать вывод, что его естественный травянистый покров малопродуктивен и составляет 15 -20 ц/га.
Средняя продолжительность выпаса овец в хозяйстве на естественных пастбищах составляет 151 день. За период выпаса 1 животное потребляет 1305 кг зеленного корма, что составляет 261 корм. ед. Из этого следует, что число голов овец на 1 га. составляет: Г = У/Н х П, где Г - число голов на 1 га. пастбища У - урожай поедаемой травы на 1 га. (кг) умноженный на процент использования травостоя Н- суточная норма травы на 1 овцу П- продолжительность пользования данным пастбищем. % использования пастбищ: - естественных всех типов- 50-60 % - улучшенных естественных пастбищ - 70 - 80 % -искусственных-80 - 90 %. 120/9x151=7 голов овец на 1 га пастбища. Таким образом, на 1 голову приходится 0,14 га. пастбища: 0,14 га. х 500 голов = 70 га.
Земельным участок с кадастровым номером 63:22:1403005:44 площадью 402 779 кв.м. не способен обеспечить зеленым кормом поголовье овец в количестве 500 голов, дефицит составит 29,7 га.
Число загонов при использовании пастбищ определяется оптимальной продолжительностью стравливания одного загона в днях, а также количеством дней отдыха травостоя в загоне, необходимых для отрастания отавы и достижения травостоем пастбищной спелости.
Таким образом, размер испрашиваемого в собственность земельного участка с кадастровым номером 63:22:1403005:44, непосредственно связан с конкретным видом деятельности (выпас сельскохозяйственных животных) и функциональным назначением принадлежащего обществу на праве собственности объекта недвижимого имущества. Испрашиваемый земельный участок необходим для использования левады по ее функциональному назначению (для содержания и выпаса овец).
Ссылка администрации на экспертное заключение N 133-19Э от 18.10.2019 г. правильно судом отклонена, поскольку указанный документ является материалами уголовного дела N 11902360028000016.
Между тем, в постановлении Кинельского районного суда Самарской области от 26.11.2019 г. о прекращении производства по уголовному делу указанное выше экспертное заключение не оценивалось, и указанные в нем выводы эксперта судом не принимались.
При таких обстоятельствах, суд правильно не рассматривал экспертное заключение N 133-19Э от 18.10.2019 г. в качестве относимого и допустимого доказательства.
Администрация ходатайство о проведении соответствующей судебной экспертизы не заявляло, и иные доказательства, опровергающие представленные заявителем расчеты в материалы дела и суду не представило.
На основании вышеизложенного суд пришёл к правильному выводу о том, что постановления администрации от 29.12.2018 г. N 2146 и от 29.12.2018 г. N 2145 являются незаконными и нарушают права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а поэтому в соответствии с п. 4 ст. 201 АПК РФ суд правильно указал обязанность администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Вышеизложенное в совокупности и взаимосвязи свидетельствует о том, что суд правильно удовлетворил заявленные обществом требования.
Суд апелляционной инстанции, повторно проанализировав предоставленные в материалы дела доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении дела по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а поэтому у суда апелляционной инстанции нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 06 марта 2020 года по делу N А55-4263/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
П.В. Бажан |
Судьи |
Е.Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-4263/2019
Истец: ООО "Степь"
Ответчик: Администрация муниципального района Кинельский Самарской области
Третье лицо: Администрация сельского поселения Бобровка муниципального района кинельский Самарской области, Кинельский районный суд Самарской области, Министерство сельского хозяйства и природопользования Самарской области, Салманова Александр Николаевич, Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области, ФГБУ ФКП Росреестра по Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
03.06.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5575/20
03.06.2020 Постановление Арбитражного суда Самарской области N А55-4263/19
06.03.2020 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-4263/19
21.11.2019 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-4260/19
13.11.2019 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-4263/19