г. Тула |
|
4 июня 2020 г. |
Дело N А09-2888/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.05.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 04.06.2020.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Афанасьевой Е.И., судей Волковой Ю.А. и Мосиной Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Беляткиной К.А., в отсутствии лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Левкина Александра Владимировича на определение Арбитражного суда Брянской области от 25.02.2020 по делу N А09-2888/2018 (судья Блакитный Д.А.), принятое по требованию Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Брянской области к Левкину Александру Владимировичу, г. Брянск, о включении в реестр требований кредиторов должника требования в сумме 372 851 рублей 01 копейки,
УСТАНОВИЛ:
Грибачев Сергей Викторович обратился в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании Левкина Александра Владимировича (далее - должник) несостоятельным должником (банкротом).
Определением суда от 26.04.2018 заявление Грибачева С.В. о признании Левкина А.В. несостоятельным должником (банкротом) признано обоснованным, в отношении должника введена процедура реструктуризации долгов гражданина, финансовым управляющим должника утвержден Артамонов Сергей Васильевич.
26.12.2019 в адрес суда поступило требование Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Брянской области (далее - уполномоченный орган) о включении в реестр требований кредиторов Левкина А.В. требования в сумме 372 851 рубль 01 копейка, в том числе 372 851 рубль - сумма основного долга, 00 рублей 01 копейка - сумма пени без права участия в первом собрании кредиторов.
Определением суда от 25.02.2020 требование уполномоченного органа удовлетворено. Суд включил в третью очередь реестра требований кредиторов Левкина Александра Владимировича требование Российской Федерации (ФНС России в лице УФНС России по Брянской области) в размере 372 851 рубль 01 копейка, в том числе 372 851 рубль - сумма основного долга, 00 рублей 01 копейка - сумма пени без права участия в первом собрании кредиторов.
В жалобе Левкин А.В. просит определение суда от 25.02.2020 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование своей позиции ссылается на нарушение норм материального и процессуального права. Указывает на то, что обязанность налогоплательщика - физического лица уплатить земельный налог (авансовый платеж) возникает не ранее даты получения налогового уведомления, при этом уплата налога осуществляется налогоплательщиком - физическим лицом в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении. Отмечает, что до настоящего времени в адрес должника соответствующие налоговые уведомления не направлены. Считает, что обязательства по уплате заявленных уполномоченным органом обязательных платежей еще не наступили. По мнению заявителя жалобы, требование дополнительной уплаты обязательных платежей за 2017 год, сверх утвержденного УФНС на первом собрании кредиторов плана реструктуризации, является действиями, направленными на пересмотр итогов первого собрания кредиторов, что согласно статье 10 ГК РФ является злоупотреблением правом.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в пределах доводов апелляционной жалобы.
Изучив доводы апелляционной жалобы и материалы дела, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что определение не подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно статье 32 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и части 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" и от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" Федеральная налоговая служба (ФНС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей).
В соответствии с пунктом 1 статьи 213.1 Закона о банкротстве отношения, связанные с банкротством граждан и не урегулированные настоящей главой, регулируются главами I - III.1, VII, VIII, параграфом 7 главы IX и параграфом 2 главы XI настоящего Федерального закона.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 4 Закона о банкротстве состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления, определяются на дату введения первой процедуры, применяемой в деле о банкротстве.
Как следует из материалов дела, требование уполномоченного органа мотивировано наличием у Левкина А.В. обязанности по уплате обязательных платежей в сумме 372 851 рубль 01 копейка за 2017 год.
Пунктом 2 статьи 213.11 Закона о банкротстве установлено, что с даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов, срок исполнения возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании гражданина банкротом денежных обязательств, обязанности по уплате обязательных платежей для целей участия в деле о банкротстве гражданина считается наступившим.
Требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, требования о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными сделок и о применении последствий недействительности ничтожных сделок могут быть предъявлены только в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 213.8 Закона о банкротстве для целей включения в реестр требований кредиторов и участия в первом собрании кредиторов конкурсные кредиторы, в том числе кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества гражданина, и уполномоченный орган вправе предъявить свои требования к гражданину в течение двух месяцев с даты опубликования сообщения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом в порядке, установленном статьей 213.7 настоящего Федерального закона. В случае пропуска указанного срока по уважительной причине он может быть восстановлен арбитражным судом.
Требования кредиторов рассматриваются в порядке, установленном статьей 71 настоящего Федерального закона.
Согласно разъяснениям, данным в пунктах 23, 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан", для целей включения в реестр требований кредиторов и участия в первом собрании кредиторов конкурсные кредиторы, в том числе кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества должника, и уполномоченный орган вправе предъявить свои требования к должнику в течение двух месяцев со дня опубликования сообщения о признании обоснованным заявления о признании должника банкротом в порядке, установленном статьей 213.7 Закона.
При исчислении предусмотренного пунктом 2 статьи 213.8 и пунктом 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве срока для заявления требований в деле о банкротстве гражданина следует учитывать, что по смыслу статьи 213.7 Закона информация о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов, а также о признании гражданина банкротом и введении реализации его имущества доводится до всеобщего сведения путем ее включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и публикации в официальном печатном издании в порядке, предусмотренном статьей 28 Закона о банкротстве. При определении начала течения срока на предъявление требования в деле о банкротстве гражданина следует руководствоваться датой более позднего публичного извещения.
Сообщение о введении в отношении гражданина Левкина А.В. процедуры реструктуризации долгов было опубликовано в газете "Коммерсантъ" N 77 от 05.05.2018.
Как правильно установлено судом области, УФНС России по Брянской области обратилось в арбитражный суд с данным требованием 26.12.2019, то есть с пропуском установленного срока.
Как отмечалось ранее, в случае пропуска срока по уважительной причине он может быть восстановлен судом (пункт 2 статьи 213.8 Закона о банкротстве). Вопрос о восстановлении срока разрешается судом в судебном заседании одновременно с рассмотрением вопроса об обоснованности предъявленного требования.
Восстановление пропущенного срока на предъявление требования к должнику в целях участия в первом собрании кредиторов возможно на основании ходатайства кредитора только до дня проведения первого собрания (пункт 5 статьи 213.12 Закона о банкротстве).
Ходатайство о восстановлении пропущенного срока на предъявление требования к должнику УФНС России по Брянской области не заявлено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, первое собрание кредиторов должника - Левкина А.В. проведено.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан", предъявление кредитором или уполномоченным органом требования с пропуском установленного пунктом 2 статьи 213.8 Закона о банкротстве срока или отказ в его восстановлении для целей участия в первом собрании кредиторов должника не является основанием для не рассмотрения судом этого требования для целей включения в реестр. Данные требования, в случае включения в реестр требований кредиторов должника, удовлетворяются на общих условиях (абзац второй пункта 4 статьи 213.19 Закона о банкротстве). В резолютивной части определения о включении такого требования в реестр требований кредиторов должника суд указывает на отсутствие у конкурсного кредитора или уполномоченного органа права принимать участие в первом собрании кредиторов должника.
В силу пункта 10 статьи 16, а также пунктов 3-5 статьи 71, пунктов 3-5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов, не подтвержденных вступившим в законную силу решением суда, осуществляется арбитражным судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором, с другой стороны.
Установленными могут быть признаны требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности и возможность принудительного исполнения которых в установленном налоговым законодательством порядке на момент их предъявления уполномоченным органом в суд не утрачена.
В данном случае в обоснование своих требований заявитель представил следующие документы: расшифровку задолженности (л.д. 6); уведомление N 3979307 от 06.11.2019 о подтверждении права налогоплательщика на предоставление льготы (л.д. 7-8); налоговые извещения и квитанции (л.д. 11-15, 32-44); требования об уплате, налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (л.д. 16-17, 83-84); налоговые уведомления (л.д. 18-31, 45-56, 64-75); информацию, необходимую для перечисления налога в бюджетную систему РФ (л.д. 57-63, 76-82).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные доказательства с учетом пункта 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2016, суд области пришел к правильному выводу, что требования кредитора в сумме 372 851 рубль 01 копейка, в том числе 372 851 рубль - сумма основного долга, 00 рублей 01 копейка без права участия на первом собрании кредиторов, подтверждено достаточными доказательствами, является обоснованным, подлежит включению в третью очередь реестра требований кредиторов должника в соответствии с абзацем 4 пункта 4 статьи 134 Закона о банкротстве.
Доводы заявителя жалобы о том, что обязательства по уплате заявленных уполномоченным органом обязательных платежей еще не наступили, подлежат отклонению.
В силу пункта 1 статьи 38, пункта 1 статьи 44 НК РФ обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы. Объект налогообложения как совокупность налогозначимых операций (фактов) является сформировавшимся к моменту окончания налогового периода. При этом он формируется применительно не к отдельным финансово-хозяйственным операциям или иным имеющим значение для налогообложения фактам, а к совокупности соответствующих операций (фактов), совершенных (имевших место) в течение налогового периода.
Это означает, что возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последнего дня срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен и уплачен.
Исходя из периода образования задолженности, заявленные уполномоченным органом обязательства должника, возникли до даты возбуждения дела о банкротстве и относятся к реестровым требованиям.
Налог |
ОКТМО |
Сумма |
Тип платежа |
Срок уплаты |
Период |
Зем. налог ФЛ в границах гор.поселений |
15628151 |
753,00 |
Основной долг |
03.12.2018 |
год 2017 |
Зем. налог ФЛ в границах сельских поселений |
15628404 |
2 473,00 |
Основной долг |
03.12.2018 |
год 2017 |
Налог на имущ. ФЛ по ставкам, прим.к объектам налогооблож. в границах сельс.поселений |
15628456 |
6 279,00 |
Основной долг |
03.12.2018 |
год 2017 |
Налог на имущ.ФЛ по ставкам, прим.к объектам налогооблож. в границах сельс.поселений |
15628456 |
0,01 |
Пени |
05.03.2018 |
год 2016 |
Зем. налог ФЛ в границах сельских поселений |
15628456 |
348 721,00 |
Основной долг |
03.12.2018 |
год 2017 |
Зем. налог ФЛ в границах сельских поселений |
15628488 |
14 123,00 |
Основной долг |
03.12.2018 |
год 2017 |
Также задолженность за несвоевременную оплату по земельному налогу за 2015 год по сроку уплаты 05.03.2019 в размере 436,00 рублей, за 2017 год по сроку уплаты в размере 66,00 рублей (по сведениям Межрайонной ИФНС России N 5 по Брянской области).
В силу статьи 405, пункта 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), налоговым периодом по налогу на имущество физических лиц признается календарный год, а налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно пункту 6 Обзора судебной практики, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога.
В указанных обстоятельствах налог на имущество, земельный и транспортный налоги, взымаемые с физического лица и исчисленные за 2015, 2016, 2017 год, не относятся к текущим платежам и подлежат предъявлению уполномоченным органом в деле о банкротстве гражданина для их включения в реестр требований кредиторов.
Доводы заявителя жалобы о том, что требование дополнительной уплаты обязательных платежей за 2017 год, сверх утвержденного УФНС на первом собрании кредиторов плана реструктуризации, является действиями, направленными на пересмотр итогов первого собрания кредиторов, что согласно статье 10 ГК РФ является злоупотреблением правом, подлежит отклонению.
В соответствии с положениями пункта 4 статьи 213.19 Закона о банкротстве конкурсные кредиторы и уполномоченный орган, требования которых не включены в план реструктуризации долгов гражданина, вправе предъявить свои требования в течение срока, на который утвержден указанный план, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Такие требования, включенные в реестр требований кредиторов, удовлетворяются на общих условиях, предусмотренных планом реструктуризации долгов гражданина.
Согласно разъяснениям, приведенным в абзаце четвертом пункта 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан", предъявление кредитором или уполномоченным органом требования с пропуском установленного пунктом 2 статьи 213.8 Закона о банкротстве срока или отказ в его восстановлении для целей участия в первом собрании кредиторов должника не является основанием для не рассмотрения судом этого требования для целей включения в реестр. Данные требования, в случае включения в реестр требований кредиторов должника, удовлетворяются на общих условиях (абзац второй пункта 4 статьи 213.19 Закона о банкротстве). В резолютивной части определения о включении такого требования в реестр требований кредиторов должника суд указывает на отсутствие у конкурсного кредитора или уполномоченного органа права принимать участие в первом собрании кредиторов должника.
Иные доводы заявителя, содержащиеся в жалобе, не влияют на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой суда установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Оснований для отмены определения суда первой инстанции, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Левкина Александра Владимировича и отмены вынесенного определения.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Брянской области от 25.02.2020 по делу N А09-2888/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Афанасьева |
Судьи |
Ю.А. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-2888/2018
Должник: Левкин Александр Владимирович
Кредитор: Грибачев Сергей Викторович, ООО "МИР"
Третье лицо: Деругина Валентина Николаевна, Дубова Галина Ивановна, Капличная Антонина Ивановна, Ковалева Елена Васильевна, Кочергина Любовь Петровна, Крайнев Сергей Анатольевич, Меркулова Валентина Николаевна, Михалева Лидия Ивановна, Михалева Тамара Федоровна, Молявина Лариса Ивановна, Монченко Любовь Викторовна, Мосина Анна Федоровна, Новак Валетина Петровна, Антипенков Тарас Сергеевич, Артамонов Сергей Васильевич, Багатев Р.А., Богатеев Р.А., Вайсеро Лариса Леонидовна, Глушакова Александра Андреевна, Громов Сергей Станиславович, Дворцова Анна Ивановна, Зимакова Александра Васильевна, Золотенков Петр Сергеевич, Золотенков Сергей Петрович, Кайдалина Светлана Юрьевна, Каукин Алекснй Карпович, Коноплева Раича Ивановна, Кочергина Валентина Михайловна, Крайнева Татьяна Ивановна, Кривошеев Николай Дмитриевич, Кузнецов Андрей Геннадьевич, Кузнецова Екатерина Никифоровна, Кулешова Арина Анатольевна, Кучерявенков Владимир Михайлович, Лагуткин Иван Егорович, Лагуткина Людмила Петровна, Ладнюк Валентина Петровна, Левкин Александр Владимирович, Лупачева Валентина Александровна, Лутчин Иван Васильевич, Матюхина Аля Афанасьевна, Матюхина Валентина Ивановна, Митраков Сергей Алексеевич, Михеева Мария Ивановна, Мордашова Олеся Геннадьевна, Мордашову Раису Михайловну, ООО "МИР", Орлова Анна Александровна, Пилюгайцев В.Дд, Прокопишен Анатолий Михайлович, Прокопишена Валентина Анатольевна, Прокудова Нина Николаевна, Пузанов Михаил Ильич, Пузанова Татьяна Васильевна, Родкин Валерий Сергеевич, Рыжикова Валентина Александровна, Сельскохозяйственный - Агрофирма "Культура", Синайская Валентина Николаевна, Синица Анна Александровна, Сканцева Раиса Матвеевна, Слонская Валентина Ивановна, СПК - Агрофирма "Культура", СРО "Соз менеджеров и арбитражных управляющих", СРО "Союз менеджеров и арбитражных управляющих", Стефашин Федор Петрович, Сударикова Антонина Иосифовна, Тананыкин В.А., Теребило Марк Ардреевич, Титаренко Владимир Михайлович, Толчина Любовь Егоровна, Трушина Валентина Владимировна, Тужиков Иван Васильевич, Тужикова Валентина Лукъяновна, Управление по вопросам миграции УМВД России по Брянской области, УФНС России по Брянской области, ф/у Артамонов С.В., Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (РОСРЕЕСТР), Фокина Надежда Викторовна, Харланова Татьяна Александровна, Чурова Раиса Федоровна, Шатковская Валентина Петровна, Шугарова Нила Ивановна