г. Санкт-Петербург |
|
02 июня 2020 г. |
Дело N А56-117133/2019 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Денисюк М.И.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9982/2020) общества с ограниченной ответственностью "Гефест+" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.03.2020 по делу N А56-117133/2019 (судья Ресовская Т.М.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гефест+"
к Комитету по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга
об оспаривании постановления от 09.10.2019 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 163/19
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Гефест+" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным постановления Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга (далее - Комитет, административный орган) от 09.10.2019 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 163/19, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением в виде резолютивной части от 03.02.2020 в удовлетворении заявленных ООО "Гефест+" требований отказано. Мотивированное решение изготовлено судом по ходатайству Общества 11.03.2020.
Не согласившись с вынесенным решением суда, ООО "Гефест+" подана апелляционная жалоба, в которой, Обществом, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда от 11.03.2020 отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что Общество было надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола и рассмотрении дела об административном правонарушении.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции без вызова сторон, по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Гефест+" осуществляет розничную продажу алкогольной продукции на основании лицензии от 10.04.2018 N 78РПО0001505, бланк лицензии серия 78 АА N 0011506, сроком действия с 10.04.2018 до 10.04.2019.
На основании письма Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу от 04.03.2019 N у2-3219/10-12 и при осуществлении государственного контроля за представлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной продукции, должностным лицом Комитета проведен анализ информации, содержащейся на официальном сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, о представлении ООО "Гефест+" деклараций об объеме розничной продажи алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции по форме 11 за 4 квартал 2018 года.
В ходе проверки Комитетом выявлено, что ООО "Гефест+" декларацию об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) и спиртосодержащей продукции по форме 11 за 4 квартал 2018 года в уполномоченные органы в Санкт-Петербурге представило с нарушением установленного срока.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления уполномоченным должностным лицом Комитета в отношении Общества протокола от 27.09.2019 N 73 по делу об административном правонарушении, ответственность за которое установлена статьей 15.13 КоАП РФ.
Постановлением Комитета от 09.10.2019 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 163/19 ООО "Гефест+" привлечено к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией, с назначением административного наказания в виде предупреждения.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, не установил нарушения процедуры привлечения Общества к административной ответственности, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных ООО "Гефест+" требований. При этом суд первой инстанции правомерно исходил из следующего:
Статьей 15.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), действие которого распространяется на отношения, участниками которых являются юридические лица (организации) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу спиртосодержащей непищевой продукции, пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, а также сидра, пуаре (грушевого сидра), медовухи (медового напитка), и физические лица, состоящие с указанными организациями и индивидуальными предпринимателями в трудовых отношениях и непосредственно осуществляющие отпуск алкогольной продукции покупателям по договорам розничной купли-продажи (продавцы), и на отношения, связанные с потреблением (распитием) алкогольной продукции.
Исходя из абзаца пятого пункта 1 статьи 6 Закона N 171-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относится прием деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, об объеме собранного винограда для производства винодельческой продукции.
В соответствии с абзацем шестым пункта 1 статьи 6 Закона N 171-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляют региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно пункту 1.2 статьи 23 Закона N 171-ФЗ региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции включает в себя, в том числе, государственный контроль за представлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, об объеме собранного винограда для производства винодельческой продукции.
В силу части 2 статьи 23 Закона N 171-ФЗ должностные лица органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, рассматривать дела об административных правонарушениях.
Согласно пунктам 3.48, 3.74.3, 3.75 Положения о Комитете, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.07.2019 N 482 "О Комитет по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга и признании
утратившими силу отдельных постановлений Правительства Санкт-Петербурга", Комитет осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, составляет в пределах компетенции Комитета протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, а также осуществляет прием деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
В силу пункта 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 утверждены Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции об использовании производственных мощностей (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 15 Правил декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Декларации представляются в электронном виде.
Согласно пункту 20 Правил, корректирующие декларации представляются до истечения срока подачи деклараций за квартал, следующий за отчетным кварталом, с обоснованием причин, вызвавших неполноту или недостоверность представленных сведений.
В соответствии с пунктом 13 Правил (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и (или) спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, представляют декларации об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции по форме N 11.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1719 внесены изменения в Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815.
Пунктом 2 указанного постановления Министерству финансов Российской Федерации поручено в 3-месячный срок утвердить формат представления в электронной форме деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, а также порядок их заполнения.
До настоящего времени во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1719 формат представления в электронной форме деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, а также порядок их заполнения Министерством финансов Российской Федерации не утверждены.
Таким образом, до момента утверждения Министерством финансов Российской Федерации обновленного формата и порядка заполнения деклараций, представление деклараций должно осуществляться в соответствии с форматом, утвержденным приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 05.08.2013 N 198 и порядком заполнения деклараций, утвержденным приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23.08.2012 N231.
Факт непредставления Обществом в установленный срок в уполномоченные органы декларации об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме 11 за 4 квартал 2018 года (декларация представлена 22.03.2019 при установленном сроке до 22.01.2019) установлен административным органом и судом, подтверждается материалами дела, в том числе распечаткой с официального сайта Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка портал сервиса "Информационная система субъекта Российской Федерации по приему деклараций" https://service.fsrar.ru/cabinet/home.
Таким образом, административным органом и судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается наличие в действиях Общества события административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.13 КоАП РФ. Факт правонарушения Обществом по существу не оспаривается.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства невозможности соблюдения ООО "Гефест+" требований, установленных Законом N 171-ФЗ и своевременного представления декларации, в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия им необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о доказанности наличия в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.13 КоАП РФ.
Доводы подателя жалобы на нарушение Комитетом процедуры привлечения к административной ответственности, выразившиеся в ненадлежащем извещении Общества о составлении протокола об административном правонарушении, были предметом оценки суда первой инстанции и правомерно им отклонены, как противоречащие представленным в материалы дела доказательствам.
Как следует из материалов дела, Комитет направлял извещение о времени и месте составления протокола (на 27.09.2019 в 12.00) в адрес Общества посредством телеграммы по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ): 199004, Санкт-Петербург, 8-я линия В.О., д.45/34, литера А, помещение 17-Н. Означенная телеграмма от 20.09.2019 N 17032 не доставлена, организация закрыта, адресат по извещению за телеграммой не является.
Копия протокола от 27.09.2019 N 73 об административном правонарушении направлена в адрес Общества письмом от 27.09.2019 N 01-13-2066/19-0-0.
Также ООО "Гефест+" надлежащим образом извещалось о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении (на 09.10.2019 в 15.00) путем направления телеграммы по адресу места нахождения Общества. Телеграмма от 30.09.2019 N 17014 также не доставлена, организация закрыта, адресат по извещению за телеграммой не является.
В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) место нахождения юридического лица является одним из идентифицирующих признаков юридического лица.
Пунктом 3 статьи 54 ГК РФ определено, что юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, которые поступили по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ).
В пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" также разъяснено, что юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом, в рамках производства по делу об административном правонарушении и т.п.).
При этом, согласно разъяснениям, изложенным в пункте 24.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при решении арбитражным судом вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, следует учитывать, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно. Также надлежит иметь в виду, что не могут считаться не извещенными лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением несмотря на почтовое извещение (при наличии соответствующих доказательств).
В рассматриваемом случае, материалами дела подтверждается, что Комитет надлежащим образом извещал Общество о времени и месте как составления протокола 27.09.2019, так и рассмотрения 09.10.2019 материалов дела об административном правонарушении путем направления телеграмм по адресу места нахождения Общества, указанному в ЕГРЮЛ. Риск неполучения корреспонденции по адресу своего места нахождения несет Общество.
При таких обстоятельствах Комитет правомерно в соответствии с положениями статей 25.1, 25.4, 28.2 КоАП РФ составил протокол об административном правонарушении и вынес оспариваемое постановление в отсутствие законного представителя (защитника) Общества.
На основании изложенного, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о соблюдении Комитетом процессуальных гарантий лица, привлекаемого к административной ответственности. Общество при обращении с заявлением в суд первой инстанции, а также в апелляционной жалобе не приводит каких-либо возражений по существу вмененного ему правонарушения, которые не были учтены при вынесении оспариваемого постановления.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Оценив характер и степень общественной опасности допущенных Обществом нарушений требований, установленных Закона N 171-ФЗ, с учетом конкретных обстоятельств дела, а также принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушения, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного заявителем правонарушения малозначительным.
Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).
Кроме того, согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Оценив обстоятельства дела, характер допущенного Обществом нарушения конституционный принцип соразмерности административного наказания, учитывая, что Общество относится к субъектам малого предпринимательства и правонарушение совершено Обществом впервые административный орган назначил Обществу наказание в виде предупреждения в соответствии с положениями статей 3.4, 4.1 и 4.1.1 КоАП РФ.
По мнению суда апелляционной инстанции, назначение наказания в виде предупреждения в рассматриваемом случае отвечает принципам разумности и неотвратимости юридической ответственности и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных ООО "Гефест+" требований о признании незаконным и отмене постановления Комитета от 09.10.2019 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 163/19.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда от 11.03.2020 не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11 марта 2020 по делу N А56-117133/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гефест+" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-117133/2019
Истец: ООО "гефест +"
Ответчик: КОМИТЕТ ПО ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКЕ И ИННОВАЦИЯМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Хронология рассмотрения дела:
02.06.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-9982/20
11.03.2020 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-117133/19
08.11.2019 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-117133/19