город Омск |
|
03 июня 2020 г. |
Дело N А81-348/2020 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Рожкова Д.Г.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4948/2020) федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Ямало-Ненецкого автономного округа" на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.04.2020 по делу N А81-348/2020 (судья Курекова О.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по исковому заявлению некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Ямало-Ненецком автономном округе" (ИНН: 8901998519, ОГРН: 1148900000369) к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Ямало-Ненецкого автономного округа" (ИНН: 8901003636, ОГРН: 1028900512431) о взыскании 51 426 руб. 86 коп.,
УСТАНОВИЛ:
некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Ямало-Ненецком автономном округе" (далее - НО "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в ЯНАО", истец, фонд) обратилась в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с исковым заявлением к федеральному казённому учреждению "Военный комиссариат Ямало-Ненецкого автономного округа" (далее - ФКУ "Военный комиссариат ЯНАО", ответчик, комиссариат) о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в размере 47 655 руб. 30 коп., пени за нарушение сроков исполнения обязательств в размере 3 771 руб. 56 коп.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.04.2020 исковые требования фонда удовлетворены в полном объёме, суд взыскал с ответчика в пользу истца задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 01.01.2019 по 30.11.2019 в размере 47 655 руб. 30 коп., пени по состоянию на 30.11.2019 в размере 3 771 руб. 56 коп.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, ФКУ "Военный комиссариат ЯНАО" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает на то, что ФКУ "Военный комиссариат ЯНАО" не является собственником помещений, указанных в иске. Финансирование расходов военных комиссариатов осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству обороны Российской Федерации. Расходы бюджетной сметы на выделение денежных средств по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах не предусмотрены, средства на данные цели по смете не выделялись, при этом иные разрешённые источники финансирования у ответчика отсутствуют, а нецелевое использование бюджетных средств недопустимо. Судом не приняты во внимание доводы ответчика о том, что обеспечение коммунальными услугами военных комиссариатов и их оплата (в том числе, взносов на капитальный ремонт) с 01.01.2018 осуществляется силами федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" (далее - ФГБУ "ЦЖКУ"); комиссариат является ненадлежащим ответчиком по делу.
В материалы апелляционного производства 26.05.2020 поступил отзыв истца, в котором НО "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в ЯНАО" выражает несогласие с позицией, изложенной апеллянтом в жалобе, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Информация о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьёй 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), размещена на сайте суда в сети Интернет.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощённого производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьёй единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учётом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
Согласно разъяснениям, приведённым в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 от 18.04.2017 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощённом производстве", апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощённого производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощённом производстве с особенностями, предусмотренными статьёй 335.1 ГПК РФ, статьёй 272.1 АПК РФ.
В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьёй единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
С учётом приведённых положений настоящая апелляционная жалоба рассматривается без вызова сторон с извещением их посредством размещения соответствующих сведений на официальном интернет-сайте суда.
Изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотрение жалобы по существу с принятием постановления по делу.
Как следует из материалов дела КУ "Военный комиссариат ЯНАО" на праве оперативного управления принадлежат нежилые помещения N 1-32, общей площадью 412,6 кв. м, находящиеся на первом этаже многоквартирного дома, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, ул. Республики, д. 49А; дата государственной регистрации права 20.06.2011 (выписка из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости от 24.05.2019 N КУВИ-001/2019-11639287) (л.д. 12).
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа N 1136-П от 29.12.2014 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа" утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, информация о которой опубликована 15.01.2015 на официальном портале органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа в сети Интернет.
Фонд является региональным оператором в Ямало-Ненецком автономном округе и осуществляет свою деятельность на основании постановления Правительства Ямало- Ненецкого автономного округа N 495-П от 07.07.2014 "О создании некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Ямало-Ненецком автономном округе" и закона Ямало-Ненецкого автономного округа N 11-ЗАО от 28.03.2014 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа".
Многоквартирный жилой дом N 49А по ул. Республики в г. Ноябрьске включён в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, при её утверждении.
Поскольку ответчиком оплата ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на общую сумму 47 655 руб. 30 коп. за период с 01.01.2019 по 30.11.2019 не произведена, фонд обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Право на обращение в суд принадлежит лицам в случае нарушения либо оспаривания их прав и законных интересов (часть 1 статьи 4 АПК РФ).
Лицо, права которого нарушены, вправе применять способы защиты нарушенных прав, предусмотренные законом, в том числе, указанные в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В частях 1 - 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несёт собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путём внесения платы за содержание и ремонт, взносов на капитальный ремонт.
В силу части 2 статьи 154 ЖК РФ взнос на капитальный ремонт включён в плату за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме.
Частью 3 статьи 158 ЖК РФ предусмотрено, что обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в доме.
Взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах представляют собой обязательные платежи собственников помещений в таких домах, предусмотренные - в силу публичной значимости соответствующих отношений - ЖК РФ в целях финансового обеспечения организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах для поддержания их в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям.
Данная позиция отражена в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации N 10-П от 12.04.2016.
В соответствии с частью 1 статьи 169 ЖК РФ собственник помещений в многоквартирном доме обязан уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Исходя из положений указанной нормы, у собственника помещения, независимо от того, является ли это помещение жилым или нежилым, в силу закона возникает денежное обязательство по оплате ремонта общего имущества тому лицу, которое эти услуги осуществляет.
Согласно части 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утверждённая региональная программа капитального ремонта, в которую включён этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного пунктом 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.
Поддерживая выводы суда первой инстанции о наличии на стороне ФКУ "Военный комиссариат ЯНАО" обязанности уплачивать взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, суд апелляционной инстанции учитывает следующее.
В силу пункта 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296). Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закреплённое за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
На основании пункта 3 статьи 299 ГК РФ право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
По смыслу статьи 236 ГК РФ юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определённо свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Процедура и сроки изъятия у учреждения имущества, закреплённого за ним на праве оперативного управления, действующим федеральным законодательством не регламентированы.
В силу пункта 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казённое предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закреплённое им за учреждением или казённым предприятием либо приобретённое учреждением или казённым предприятием за счёт средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казённого предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению (пункт 2 статьи 296 ГК РФ).
Возражая против исковых требований, ответчик в отзыве на иск, а равно и в апелляционной жалобе указывает, что на основании приказа Минобороны Российской Федерации N 860 от 30.12.2017, функции по коммунально-эксплуатационного обеспечения и управления имуществом с 01.01.2018 переданы ФГБУ "ЦЖКУ"; содержание помещений отнесены к исключительной компетенции указанного учреждения; соответственно, комиссариат является ненадлежащим ответчиком по делу.
В соответствии с положениями Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению вооружённых сил Российской Федерации", утверждённого приказом Министерства обороны Российской Федерации N 860 от 30.12.2017, ФГБУ "ЦЖКУ" создано в целях контроля за исполнением контрактов и организацией коммунально-эксплуатационного обеспечения материально-технической базы Вооружённых Сил за счёт средств федерального бюджета, предусмотренных на выполнение государственного задания.
В пункте 2 вышеуказанного Руководства установлено, что коммунально-эксплуатационное обеспечение направлено на поддержание боевой и мобилизационной готовности воинских частей, создание условий для комфортного пребывания личного состава, проведение мероприятий боевой готовности, воспитательной работы, других мероприятий повседневной деятельности.
Коммунально-эксплуатационное обеспечение - вид материально-технического обеспечения, включающий в себя эксплуатацию, техническое обслуживание, текущий ремонт материально-технической базы Вооружённых Сил, а также снабжение её электрической и тепловой энергией, водой, природным газом, мебелью (включая полевую и штабную), обогревательными и осветительными приборами, материалами и оборудованием для её эксплуатации, ремонта и санитарного содержания.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что учреждение является надлежащим ответчиком по требованию о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества помещений в многоквартирном доме; соответствующие доводы апеллянта со ссылкой на телеграмму N НР 13/49/3/8855 от 28.11.2017 в данной связи апелляционный суд отклоняет; тождественности правовой природы платы за содержание жилого помещения, взноса на капитальный ремонт и платы за коммунальные услуги из соответствующих норм жилищного законодательства не следует (часть 2 статьи 154 ЖК РФ); обладание ответчиком помещения на вещном праве обусловливает возникновение на стороне последнего обязанности вносить взносы на капитальный ремонт.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу части 1 статьи 64, статьи 71 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
На основании части 2 статьи 168 ЖК РФ региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
Как указано выше, постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа N 1136-П от 29.12.2014 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа" утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, информация о которой опубликована 15.01.2015 на официальном портале органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа в сети Интернет.
Многоквартирный дом, в котором расположены принадлежащие ответчику на праве оперативного управления помещения, включён в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, при её утверждении.
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа N 203-П от 20.03.2014 "Об установлении ежемесячного минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах" утверждён минимальный размер взноса на капитальный ремонт в размере 10 руб. 50 коп. на один квадратный метр общей площади жилых и нежилых помещений.
Момент возникновения у собственника помещения в многоквартирном доме обязанности по внесению взноса на капитальный ремонт связан с официальным опубликованием утверждённой региональной программы капитального ремонта, в которую включён этот дом, а также принятым на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решением о формировании фонда капитального ремонта.
Представленный истцом расчёт задолженности по уплате взносов соответствует утверждённым минимальным размерам взносов, площади помещений, принадлежащих на праве оперативного управления ответчику.
Как верно отметил суд первой инстанции, само по себе отсутствие денежных средств для исполнения принятого на себя обязательства не может являться основанием для прекращения обязательства.
Как следует из пункта 1 статьи 329 ГК РФ, исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В силу пункта 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой признаётся определённая законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
Частью 14.1 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трёхсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днём наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.
Поскольку ответчиком допущена просрочка в исполнении обязательств по внесению взносов на капитальный ремонт, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования в указанной части в заявленном размере.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении судебных расходов по апелляционной жалобе ответчика судом апелляционной инстанции не рассматривается, так как ответчик в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождён.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 АПК РФ, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.04.2020 по делу N А81-348/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путём использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Судья |
Д.Г. Рожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-348/2020
Истец: Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Ямало-Ненецком автономном округе"
Ответчик: Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Ямало-Ненецкого автономного округа"