г. Москва |
|
03 июня 2020 г. |
Дело N А41-41829/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Гаджиевым М.М.,
при участии в заседании:
от ООО "Ивеко Руссия": Ермолаев А.И. и Степанов А.В. по доверенности от 09.12.2019 (представители участвуют в судебном заседании посредством веб-конференции);
от Центральной акцизной таможни: представитель не явился, извещена надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Центральной акцизной таможни
на решение Арбитражного суда Московской области
от 16 января 2020 года по делу N А41-41829/19
по заявлению Центральной акцизной таможни
к обществу с ограниченной ответственностью "Ивеко Руссия"
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Центральная акцизная таможня Федеральной таможенной службы (далее - таможня, таможенный орган) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Ивеко Руссия" (далее - общество, ООО "Ивеко Руссия") о взыскании утилизационного сбора в сумме 2 679 000 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16 января 2020 года по делу N А41-41829/19 в удовлетворении заявления отказано (т. 3 л. д. 127-130).
Не согласившись с данным судебным актом, таможня обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представители ООО "Ивеко Руссия" возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей ООО "Ивеко Руссия", изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в период с 17.11.2018 по 08.12.2018 ООО "Ивеко Руссия" на Северо-Западном акцизном таможенном посту (специализированном) Центральной акцизной таможни по ДТ N 10009199/171118/0005209 задекларировано 4 товара (товар N 1 "Новый грузовой шасси "IVECO DAILY 70С15" 2018 без кузова шасси; товар N 2 "Новый грузовой шасси "IVECO DAILY 70С15" 2018 без кузова шасси; товар N 3 "Новый грузовой шасси "IVECO DAILY 70С15" 2018 без кузова шасси; товар N 4 "Новый грузовой шасси "IVECO DAILY 70С15" 2018 без кузова шасси); по ДТ N 10009199/221118/0005312 задекларирован 1 товар "Новый грузовой фургон "IVECO DAILY 50C17V" 2018 г. кузов, отсутствует шасси; по ДТ N 10009199/081218/0005612 задекларировано 2 товара (товар N 1"Новый грузовой шасси "IVECO DAILY 35S13" 2018, товар N 2 "Новый грузовой шасси "IVECO DAILY 35S15" 2018 без кузова шасси); по ДТ N 10009199/261118/0005381 задекларировано 3 товара (товар 3 1 "Новый грузовой шасси "IVECO DAILY 35С13" 2018 без кузова шасси; товар N 2 "Новый грузовой шасси "IVECO DAILY 35S13" 2018 без кузова шасси; товар N 3 "Новый грузовой шасси "IVECO DAILY 35S15" 2018 без кузова шасси).
Вышеуказанный товар выпущен таможней, что подтверждается отметками в графе "С" деклараций под номером 2.10 "Выпуск разрешен", на момент выпуска товара утилизационный сбор ООО "Ивеко Руссия" не уплачен.
Письмами от 19.12.2018 N 45-23-10/8588, от 21.12.2018 N 45-23-10/8649, от 03.04.2019 N 45-23-10/1972 обществу сообщено о необходимости уплаты утилизационного сбора в сумме 2 679 000 руб.
Ссылаясь на то обстоятельство, что обществом не исполнена обязанность по уплате утилизационного сбора, таможенный орган обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявления в связи со следующим.
Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Согласно требованиям статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые: осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию; осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации; приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.
Пунктом 6 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ определено, что утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств:
- ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;
- которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
- с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации.
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" утверждены:
- правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила N 1291);
- перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень N 1291).
Согласно положениям пункта 3 указанного постановления Правительства Российской Федерации взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", осуществляет Федеральная таможенная служба.
Согласно представленной обществом на Северо-Западный акцизный таможенный пост (специализированный) технической документации ввезенный на территорию Российской Федерации ввезенный товар имеет эксплуатационную массу от 3 500 кг до 7 200 кг, мощность силовой установки - от 145, 5 л.с. до 170 л.с. (93 кВт - 125 кВт).
В отношении шасси колесных транспортных средств категории N1 полной массой не более 3,5 тонны перечнем установлен коэффициент "1,52", для расчета суммы утилизационного сбора.
В соответствии с примечанием 3 Перечня размер утилизационного сбора на категорию (вид) колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему равен произведению базовой ставки (150 000 руб.) и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции.
В соответствии с расчетом таможенного органа размер суммы неуплаченного обществом утилизационного сбора за 10 шасси составляет 2 679 000 руб.
Согласно положениям пункта 15(1) Правил N 1291 в случае если в течение 3 лет с момента ввоза колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в Российскую Федерацию после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки либо внесения соответствующих сведений в электронный паспорт установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта, информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора (а также пени за просрочку уплаты) с указанием оснований для его доначисления.
В случае неуплаты плательщиком утилизационного сбора в срок, не превышающий 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации, доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.
В силу абзаца 2 пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию.
Под ввозимым транспортным средством в Российскую Федерацию следует понимать не транспортное средство, которое фактически пересекло Государственную границу Российской Федерации, а транспортное средство, выпущенное в обращение на территории Российской Федерации согласно заявленной таможенной процедуре исходя из целей и задач в рассматриваемой сфере правоотношении.
В рассматриваемом случае ввозимая обществом колесная техника была выпущена таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой "выпуск для внутреннего потребления".
В соответствии со статьей 134 ТК ЕАЭС выпуск для внутреннего потребления - таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров, в соответствии с которой товары находятся и используются на таможенной территории Союза без ограничений по владению, пользованию и (или) распоряжению ими, предусмотренных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования в отношении иностранных товаров, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, приобретают статус товаров Союза, соответственно, обязанность по уплате утилизационного сбора возникает у декларанта в момент выпуска колесной техники таможенным органом в свободное обращение на территории Российской Федерации.
Арбитражный апелляционный суд обращаем внимание на то, что общество является плательщиком утилизационного сбора в смысле пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ и ввезенное транспортное средство не подпадает под перечень исключений по уплате утилизационного сбора, установленных пунктом 6 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ.
Исходя из буквального толкования положений пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ обязанность по уплате утилизационного сбора возникает с момента ввоза транспортного средства (самоходной машины) в Российскую Федерацию, то есть с моментом выпуска спорной техники в обращение (с целью эксплуатации) на территории Российской Федерации согласно заявленной таможенной процедуре (исходя из целей и задач в рассматриваемой сфере правоотношений).
Также из буквального толкования закона не следует вывод о том, что данная обязанность зависит собственно от дальнейшей эксплуатации транспортного средства по назначению, в связи с чем, как верно указал таможенный орган, само по себе неиспользование транспортного средства, отсутствие ПТС не освобождают общество как лицо, осуществившее ввоз транспортного средства в Российскую Федерацию, от обязанности уплатить утилизационный сбор.
Вывод о том, что обязанность по уплате утилизационного сбора возникает с момента ввоза транспортного средства, самоходной машины в Российскую Федерацию и не зависит от дальнейшей эксплуатации ввезенной техники по назначению, соответствует сложившейся правоприменительной практике (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 15.08.2018 N 307-КГ18-11306 по делу N А56-31558/2017, постановления Арбитражного суда Дальневосточного округа от 12.03.2019 N Ф03-557/2019, Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.05.2019 N Ф07-4507/2019, Арбитражного суда Уральского округа от 15.10.2018 N Ф09-3830/18).
Вместе с тем, оставляя обжалуемое решение суда первой инстанции без изменения, арбитражный апелляционный суд исходит из того, что обществом представлены достаточные доказательства того, что заявленное при таможенном декларировании ввозимых в Россию транспортных средств (шасси) намерение произвести их дальнейший экспорт в Белоруссию было фактически осуществлено, то есть колесная техника была вывезена, а в тех странах, где они в настоящее время эксплуатируются, утилизационный сбор уплачен. в частности представлены:
- статистические формы по декларированию автомобилей на экспорт;
- договоры купли-продажи;
- транспортные и товарные накладные, подтверждающие фактический вывоз автомобилей из России и передачу их дилерам в Белоруссии.
При этом апелляционный суд принимает во внимание, что, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 19.07.2019 N 30-П, нормативное содержание статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ позволяет установить, что введение и взимание утилизационного сбора связано прежде всего с необходимостью экономического обеспечения утилизации транспортных средств, утративших свои потребительские свойства.
Из содержания положений Закона N 89-ФЗ, определяющих цель взимания утилизационного сбора, его объект обложения и правила стоимостной оценки объекта, вытекает, что при решении вопроса о возникновении обязанности по уплате данного сбора во внимание должен приниматься тот факт, предназначен ли ввозимый (изготовленный) товар для эксплуатации в качестве транспортного средства (самоходной машины), утилизация или иное обращение с отходами которого после окончания эксплуатации будет необходимо для исключения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, то есть потребует несения соответствующих затрат (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.05.2019 N 301-ЭС19-157 по делу N А11-14919/2017).
Арбитражный апелляционный суд также считает возможным принять во внимание, что законодатель исходит из отсутствия оснований для взимания утилизационного сбора в случае вывоза за пределы территории Российской Федерации в государства - члены Евразийского экономического союза колесных транспортных средств (шасси), выпущенных в соответствии с таможенной процедурой для внутреннего потребления и в отношении которых паспорт не выдавался, что усматривается из Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2019 N 389, внесшим изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1291, согласно которым плательщики из числа юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, уплативших утилизационный сбор в отношении колесных транспортных средств (шасси), выпущенных в соответствии с таможенной процедурой для внутреннего потребления и в отношении которых паспорт не выдавался, в случае их вывоза за пределы территории Российской Федерации в государства - члены Евразийского экономического союза вправе обратиться за установлением факта излишней уплаты утилизационного сбора (п. 15(2) Правил, для чего в целях подтверждения вывоза колесных транспортных средств представляют в таможенный орган следующие документы (сведения): копии международной товарно-транспортной накладной "CMR" либо копии товарно-транспортной накладной и товарной накладной; сведения об уплате утилизационного или иного аналогичного сбора в государстве - члене Евразийского экономического союза, в том числе внесенные в электронный паспорт транспортного средства органами (организациями), уполномоченными на взимание утилизационного сбора в этом государстве - члене Евразийского экономического союза (пункт 15(3) Правил).
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16 января 2020 года по делу N А41-41829/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-41829/2019
Истец: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ
Ответчик: ООО "Ивеко Руссия"
Третье лицо: ООО "Ивеко Руссия"
Хронология рассмотрения дела:
21.04.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-5993/2021
03.09.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12284/20
03.06.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-3121/20
16.01.2020 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-41829/19