г. Саратов |
|
04 июня 2020 г. |
Дело N А57-7670/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июня 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Котляровой А.Ф., Никольского С.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мальцевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Иволга" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 05 марта 2020 года по делу N А57-7670/2019
по иску публичного акционерного общества "Т Плюс" (ИНН 6315376946; ОГРН 1056315070350), Московская область, Красногорский район,
к товариществу собственников жилья "Иволга" (ОГРН 1056403948875, ИНН 6439059241), Саратовская область, г. Балаково,
третьи лица: муниципальное унитарное предприятие "Балаково-Водоканал", Саратовская область, г. Балаково, комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области, г. Саратов, о взыскании неосновательного обогащения,
при участии в судебном заседании:
- представитель публичного акционерного общества "Т Плюс" - Капустина И.А., по доверенности от 29.12.2017,
в отсутствие представителей товарищества собственников жилья "Иволга", муниципального унитарного предприятия "Балаково-Водоканал", комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области, г. Саратов, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом в соответствии со статьей 186 АПК РФ, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом в соответствии со статьей 186 АПК РФ,
УСТАНОВИЛ:
ПАО "Т Плюс" обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к ТСЖ "Иволга" о взыскании неосновательного обогащения за период с января 2017 по декабрь 2017 в размере 474 880,48 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 05 марта 2020 года по делу N А57-7670/2019 с товарищества собственников жилья "Иволга" (ОГРН 1056403948875, ИНН 6439059241), г. Балаково Саратовской области, в пользу публичного акционерного общества "Т Плюс" (ИНН 6315376946; ОГРН 1056315070350), Московская область, Красногорский район, взыскана сумма неосновательного обогащения, возникшего вследствие неоплаты потребленной тепловой энергии, при содержании общего имущества МКД за период с января 2017 по декабрь 2017 в размере 232 955 руб. 04 коп. и судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 131 руб.
В остальной части иска отказано.
Публичному акционерному обществу "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946), Московская область, Красногорский район, выдана справка на возврат из федерального бюджета излишне уплаченной государственной пошлины в сумме 350 руб., уплаченной по платежному поручению N 7739 от 22.03.2019.
Товарищество собственников жилья "Иволга" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит состоявшийся по делу судебный акт изменить по основаниям, изложенным в жалобе.
В соответствии со статьей 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от публичного акционерного общества "Т Плюс" поступили письменные пояснения, общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции ТСЖ "Иволга" заявлено ходатайство о направлении запроса в Конституционный Суд Российской Федерации ввиду обнаружившейся неопределенности в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации:
- решение Совета депутатов Балаковского муниципального образования Саратовской области от 1 марта 2002 г. N 145, принявшего расчет нормативов с превышением своих полномочий на недействующих методических рекомендациях утвержденных не зарегистрированным приказом Минюста, Приказом Минэкономики РФ от 06.05.1999 N 240 "Об утверждении Методических рекомендаций по формированию нормативов потребления услуг жилищно -коммунального хозяйства";
- абзац тринадцатый статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации;
- часть 2 статьи Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации;
- п.5 Приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354;
- в части п. 17. утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354,
- принимаемые при установлении норматива нормативным правовом актом иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Также ответчик просил суд приостановить производство по настоящему делу до принятия решения Конституционным Судом Российской Федерации о соответствии закона, подлежащего применению по данному делу, Конституции Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если при рассмотрении конкретного дела арбитражный суд придет к выводу о несоответствии закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом деле, Конституции Российской Федерации, арбитражный суд обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности этого закона.
В соответствии со статьей 101 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" суд при рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии Конституции Российской Федерации закона, примененного или подлежащего применению в указанном деле, обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности данного закона.
Рассмотрев заявленное ходатайство в порядке, установленном в статье 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не усмотрел предусмотренных названными нормами оснований для обращения с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации, в связи с чем счел ходатайство не подлежащим удовлетворению.
В судебном заседании представитель публичного акционерного общества "Т Плюс" поддержал позицию по делу.
Представители товарищества собственников жилья "Иволга", муниципального унитарного предприятия "Балаково-Водоканал", комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области, г. Саратов в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), судебная коллегия установила следующие обстоятельства.
Ответчик ТСЖ "Иволга" осуществляет управление, содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов в городе Балаково Саратовской области, имеет статус управляющей организации.
Настоящий нерегулированный спор между ПАО "Т Плюс" и ТСЖ "Иволга" возник в связи с неосновательным обогащением Ответчика в результате сбережения им платы за потребленную тепловую энергию.
Истец направлял Ответчику проект договора на снабжение тепловой энергией в горячей воде и теплоносителем при содержании общего имущества в МКД N 62056, который не был заключен.
Исковое заявление мотивировано тем, что за период с января 2017 по декабрь 2017 истец подал, а ответчик принял тепловую энергию на общую сумму 474 880,48 руб., которую последний не оплатил.
В адрес ответчика 15.02.2019 направлена претензия с требованием добровольной оплаты задолженности за потребленную тепловую энергию (том 1 л.д. 9-11).
Претензия истца оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований на сумму 232 955,04 руб., при этом судом принят во внимание представленный истцом справочный расчет исковых требований без учета домов, которые выбыли из управления ответчика за исковой период по МКД с централизованной системой горячего водоснабжения с учетом отрицательного ОДН, а также исходя из объемов потребления услуги ГВС в кубических метрах.
Не соглашаясь с вынесенным судебным актом, ответчик в апелляционной жалобе указывает на то, что в расчете истца неверно указаны площади многоквартирных домов, расположенных по адресам: Саратовское шоссе, д. 89/1, д. 89/3, д. 89/4.
В дополнении к апелляционной жалобе ТСЖ "Иволга" также выразило несогласие с примененным нормативом, в связи с чем считает необходимым проверить правильность применения судом первой инстанции норматива 0,0446 гКал на 1 м3 воды.
Кроме того, ответчик полагает, что суд первой инстанции неправомерно взыскал с ответчика стоимость горячего водоснабжения на ОДН за апрель 2017 исходя из среднемесячных объемов ГВС на ОДН по МКД ул. Саратовское шоссе, 89/1,89/2,89/3,89/4, при этом ссылается на показания приборов учета.
Проверив в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и, исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений относительно нее, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 11 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 года N 124, в случае неполучения стороной, направившей заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) другой стороной ответа о согласии заключить договор, договор признается заключенным с даты направления указанной заявки.
Кроме того, отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии (пункт 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30).
В силу п.2 Информационного письма Президиума ВАС РФ N 14 от 05.05.1997 фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с п.3 ст.438 Гражданского кодекса РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги. Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
Таким образом, отсутствие договора, заключенного в письменном виде и подписанного сторонами, с потребителем, чья инфраструктура присоединена к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость фактически оказанных ему услуг по подаче тепловой энергии.
В соответствии со ст. 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое Абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Таким образом, между Истцом и Ответчиком сложились отношения, вытекающие из договора энергоснабжения, правоотношения по которому регулируются гл.30 Гражданского кодекса РФ.
Ответчик в отношении МКД является лицом, на которое возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, и который приобретает по договору энергетические ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома.
По условиям заключенного договора организация, осуществляющая горячее водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель на нужды горячего водоснабжения, а исполнитель обязуется оплачивать принятые энергетические ресурсы и соблюдать предусмотренный договором режим их потребления.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжении энергоснабжаюшая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать, принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации, находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Обосновывая исковые требования, истец указал, что за период с января 2017 по декабрь 2017 подал, а ответчик принял тепловую энергию на общую сумму 474 880,48 руб., которую последний не оплатил.
Из представленных в материалы дела документов следует, что коммунальный ресурс, приобретаемый ответчиком, использовался в объеме, потребляемом при содержании общего имущества МКД.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с частью 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 2 статьи 164 настоящего Кодекса.
Таким образом, обязанностью ТСЖ "Иволга" является предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги установлен "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с частью 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ) положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 ЖК РФ о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года. Соответственно, если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод, в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме.
Исходя из изложенного, с 01.01.2017 года при управлении многоквартирным домом управляющей компанией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению управляющей компанией, которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок определения объема коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом в целях содержания общего имущества многоквартирного дома (на общедомовые нужды), оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, изложен в пунктах 21, 21(1) Правил N 124, пунктами 40, 44, 45 Правил N 354.
Исходя из положений пунктов 42, 43 Правил N 354, размер платы за коммунальные услуги устанавливается исходя из фактических объемов потребления, определенных с использованием показаний индивидуальных и (или) общедомовых приборов учета. При этом у потребителей коммунальных услуг имеется обязанность при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю.
В соответствии с пунктом 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Согласно подпункту "а" пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
Согласно подпункту "а" пункта 21(1) Правил N 124 порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, за исключением тепловой энергии, устанавливается с учетом следующего: объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле: Vд = Vодпу - Vпотр, где: Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц); Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг.
Таким образом, в отношении домов, в которых потребителем оказывается коммунальная услуга горячего водоснабжения, ПАО "Т Плюс" правомерно производит начисление платы за тепловую энергию на горячее водоснабжение, потребляемую в целях содержания общедомового имущества в МКД.
Согласно представленному истцом расчету, задолженность ответчика на момент обращения в суд за периоды с января 2017 по декабрь 2017 составила 474 880,48 руб.
Истец самостоятельно производит начисления жителям и собственникам нежилых помещений, находящихся в вышеуказанном МКД.
Объем потребленной горячей воды в целях содержания общего имущества определен истцом как разница между показаниями общедомового прибора учета (далее ОДПУ) в гкал и суммой объемов потребления жилыми и нежилыми помещениями также в гкал.
В соответствии с частью 5 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ (далее - Закон о теплоснабжении) тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Согласно пункту 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основы ценообразования), органы регулирования устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения). При этом двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
В соответствии с частью 9 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" также установлено, что тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию (пункт 88 Основ ценообразования).
В рамках настоящего дела судом установлено, что в спорных правоотношениях в целях расчетов между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг подлежит применению двухкомпонентный тариф на горячую воду, установленный регулирующим органом.
Разделом VII Приложения 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду. В соответствии с пунктом 26 названного Приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23, которая содержит величину Qп i - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении.
Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Qодн i) в формуле 24 того же приложения.
Соответственно, в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД.
Указанный порядок не противоречит Правилам N 124, а также части 1 статьи 157 ЖК РФ, предусматривающих определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, только при их отсутствии допускающих применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а применяемые в расчете величины служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Аналогичная позиция изложена в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 15.08.2017 N 305-ЭС17-8232.
При таких обстоятельствах отсутствуют правовые основания при определении объема (количества) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в целях содержания общедомового имущества, руководствоваться показаниями общедомового прибора учета, фиксирующего количество тепловой энергии в гкал. В связи с чем, суд обоснованно признал неправильным представленный истцом расчет исковых требований.
Объем коммунального ресурса, потребленного жителями и собственниками нежилых помещений в МКД под управлением ответчика, сторонами не оспаривается.
Вместе с тем, судом установлено, что истец, обращаясь с исковыми требованиями, не учитывает при расчете суммы задолженности "отрицательный ОДН", образовавшийся в спорных многоквартирных домах, в которых индивидуальное потребление горячего водоснабжения превысило общедомовое потребление горячего водоснабжения.
Согласно подпункту "а" пункта 21(1) Правил N 124 при наличии предусмотренного частью 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, наличии договора ресурсоснабжения, предусмотренного частью 17 статьи 12 указанного Федерального закона, а также в случае реализации права, предусмотренного пунктом 30 названных Правил, порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, за исключением тепловой энергии, устанавливается с учетом следующего:
а) объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле: Vд = Vодпу - Vпотр, где: Vодпу -объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц); Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг. В случае если величина Vпотр превышает или равна величине Vодпу, то объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц), принимается равным 0. Положения подпункта "а" пункта 21(1) Правил N 124, подлежащего оплате исполнителем, равном 0, в случае, если величина объема коммунального ресурса, подлежащего оплате потребителями в многоквартирном доме за расчетный период (Vпотр) превышает или равна величине объема коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (Vодпу), не исключают перерасчет. Абзац четвертый пункта 25 Правил N 124 предписывает, что в договоре ресурсоснабжения устанавливаются порядок и сроки составления ресурсоснабжающей организацией и исполнителем акта сверки расчетов по договору ресурсоснабжения и форма такого акта.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 20.06.2018 года N АКПИ18-386, в случае, когда величина Vпотр превышает объем Vодпу, то объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами, что исключает для ресурсоснабжающей организации возможность получить плату за не оказанные услуги; объем, подлежащий оплате, в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 7 августа 2018 г. N Ф06-34300/2018).
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о наличии обязанности истца уменьшить (вплоть до ноля) объем "положительного ОДН" в последующих расчетных периодах применительно к конкретному многоквартирному дому; вместе с тем в ситуации, когда ОДН будет находиться в отрицательном значении (в том числе в последующие периоды), из пункта 21(1) Правил N 124, следует, что объем обязательств управляющей компании в расчетном периоде будет равен нулю; отрицательное значение ОДН будет учитываться в последующие расчетные периоды.
Истцом в материалы дела представлен справочный расчет исковых требований без учета домов, которые выбыли из управления ответчика за исковой период по МКД с централизованной системой горячего водоснабжения с учетом отрицательного ОДН, а также исходя из объемов потребления услуги ГВС в кубических метрах, данный расчет проверен судом первой инстанции и признан правильным, размер задолженности по указанным домам по расчету истца составляет 232 955,04 руб. (том 2 л.д. 35-36).
Указанная сумма взыскана судом первой инстанции.
Вместе с тем, оспаривая сумму задолженности, ответчик в апелляционной жалобе выражает несогласие с примененным нормативом 0,0446 Гкал/м.куб. Аналогичные доводы были заявлены и в суде первой инстанции.
В пункте 12 статьи 2 Закона о водоснабжении дано понятие нецентрализованной системы ГВС - сооружения и устройства, в том числе ИТП (индивидуальный тепловой пункт), с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано не позднее 01.06.2017 утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений настоящего Постановления.
Разделом 4 приложения N 2 к Правилам N 354 предусмотрен расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению и (или) горячему водоснабжению, предоставленную за расчетный период потребителю в жилом помещении (квартире) или нежилом помещении при самостоятельном производстве исполнителем в многоквартирном доме коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения). В соответствии с пунктом 22 (1) раздела 4 приложения N 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения определяется по формуле 20.2.
Из формулы 20.2. Правил N 354 следует, что при самостоятельном производстве исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению потребители (граждане) вносят плату исполнителю (управляющей компании) за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, исходя из двух составляющих: холодной воды (произведения объема горячей воды на общедомовые нужды на тариф на холодную воду) и коммунального ресурса на подогрев воды (произведение удельного расхода коммунального ресурса на подогрев воды на соответствующий тариф и на объем горячей воды на общедомовые нужды).
В случае отсутствия общедомового прибора учета в силу прямого указания п. 22 (1) раздела 4 приложения N 2 к Правилам N 354 расчет производится исходя из норматива потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды.
Возражения ответчика относительно применяемого норматива на подогрев холодной воды для целей содержания общего имущества в многоквартирном доме равному 0,0446 Гкал/м.куб. судом признаются необоснованными исходя из следующего.
Расчет, предоставленный истцом, произведен с использованием норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, применяемый в г. Балаково, равный 0,0446 Гкал/м.куб., рассчитанный в соответствии с пунктом 7 Правил N 306, исходя из утвержденных нормативов на потребление коммунальных ресурсов при предоставлении коммунальной услуги горячего водоснабжения решением Совета депутатов Балаковского муниципального образования Саратовской области от 01.03.2002 N 145 и решением Совета депутатов Балаковского муниципального образования Саратовской области от 27.11.2009 N 133.
Контррасчет ответчика произведен с применением норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления горячего водоснабжения в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением КГРТ Саратовской области от 19.05.2017 N 25/1, варьирующегося от 0,00061 Гкал/м.куб./м.кв. до 0,00132 Гкал/м.куб./м.кв. в зависимости от конструктивных особенностей многоквартирных домов.
Как следует из материалов дела, нормативы, предлагаемые истцом и ответчиком для определения объема тепловой энергии, потребленной в составе горячей воды при содержании общего имущества, различаются в тридцатикратном размере, а также имеют разную единицу измерения.
Согласно пункту 27 Приложения N 2 к Правилам N 354, размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду определяется по формуле 24 Правил N 354.
Формула 24 предусматривает применение норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, который применяется в единицах измерения - "Гкал на 1 куб. метр".
Истец при расчетах применил расчетную величину расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению равный 0,0446 Гкал/м3 = 0,156 Гкал: 3,5 м3/чел, где: 3,5 м3/чел. - норматив расхода горячей воды на человека (решение Совета муниципального образования город Балаково от 27.11.2009 N 133 "Об установлении нормативов холодного, горячего водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования город Балаково"), 0,156 Гкал - норматив потребления тепловой энергии на ГВС на человека (решение Совета депутатов Балаковского муниципального образования Саратовской области от 01.03.2002 N 145 "Об утверждении нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг для населения, проживающего на территории Балаковского муниципального образования").
Примененный ответчиком норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях содержания общего имущества, равный 0,00127 Гкал на подогрев 1м3 на 1м2, установленный постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 19.05.2017 N 25/1, не может быть применен в формуле 24 Правил N 354, предусматривающей применение норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, единица измерения которого - Гкал на 1м3.
Кроме того, установленная Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, форма для установления нормативов потребления холодной (горячей) воды в целях содержания общего имущества не предполагает установления дополнительного норматива на подогрев (рассчитанного исходя из м2 площади общего имущества).
Согласно подпункту б пункта 7 Правил N 306 при выборе единицы измерения нормативов потребления горячего водоснабжения (горячей воды) используются показатели - куб. метр холодной воды на 1 человека и Гкал на подогрев 1 куб. метра холодной воды или куб. метр горячей воды на 1 человека.
Согласно подпункту б пункта 7(1) Правил N 306 при выборе единицы измерения нормативов потребления горячего водоснабжения в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме используются показатели - куб. метр холодной воды и Гкал на подогрев 1 куб. метра холодной воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или куб. метр горячей воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, утверждение отдельного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды, для начисления платы за горячую воду в целях содержания общего имущества в МКД в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду не требуется.
Данная правовая позиция содержится в письме Минстроя России от 22.03.2017 N 9271-АТ/04.
Кроме того, судом апелляционной инстанции установлено, что с мая 2018 года норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по ГВС утвержден постановлением КГРТ Саратовской области от 27.04.2018 N 15/2 в размере 0,04457 Гкал. На 1 куб. м.
Таким образом, применяемый ПАО "Т Плюс" расчетным способом, указанным выше, норматив имеет экономическую обоснованность.
Правовые выводы суда относительно применяемого норматива судебная коллегия считает правильными.
Указанная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 21.02.2020 по делу N А57-23838/2018, а также в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 26.12.2019 по делу N А57-21845/2018, Определением Верховного Суда РФ от 30.01.2020 N 306-ЭС20-1300 отказано в передаче дела N А57-21845/2018 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления.
В суде апелляционной инстанции ответчиком также заявлено о том, что суд первой инстанции неправомерно взыскал с ответчика стоимость горячего водоснабжения на ОДН за апрель 2017 исходя из среднемесячных объемов ГВС на ОДН по МКД ул. Саратовское шоссе, д. 89/1, д. 89/2, д. 89/3, д. 89/4, при этом ссылается на показания приборов учета.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, показания приборов учета за апрель 2017 года по ГВС ответчиком не предоставлялись, в материалах дела ответчиком представлены только показания ОДПУ по отоплению за апрель 2017 года (том 2 л.д. 132-136).
С учетом изложенного, расчет ГВС на ОДН произведен истцом по среднемесячным объемам на основании ст. 59 (1) Правил N 354 с учетом показаний ИПУ + норма, предоставленных ООО "Межрегиональный ИРЦ", который принимает сведения о потреблении ГВС в кубах от населения и производит начисления населению за ГВС.
Поскольку исковые требования касаются только взыскания долга за ГВС на ОДН, показания по отоплению не могут участвовать в расчете ОДН по горячему водоснабжению.
Проверив довод апелляционной жалобы о том, что в расчете истца неверно указаны площади многоквартирных домов, расположенных по адресам: Саратовское шоссе, д. 89/1, д. 89/3, д. 89/4, суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
Как следует из материалов дела, за период январь - май 2017 года площадь МОП в расчете истца не участвовала, поскольку рассчитывалась разница между ОДПУ и ИПУ (том 2 л.д. 35-37).
За период июнь - декабрь 2017 года применялся норматив, поскольку отсутствовали показания ОДПУ. В расчете участвовали 2 дома: Саратовское шоссе, д. 85/1, д. 89/3. По площади МКД N 85/1 расхождений в расчетах не имеется.
Вместе с тем, заслуживает внимание довод апелляционной жалобы о неправильном применении в расчете истца площади многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Балаково, Саратовское шоссе, д. 89/3.
Так, согласно техническому паспорту дома N 89/3 площадь дома составляет 962,5 м2. (том 1 л.д.138-144), в расчете истца указана площадь 1260 м2, что больше фактического на 15,45 м2.
Истцом представлен справочный расчет стоимости коммунального ресурса на ОДН за период январь - декабрь 2017 года, с учетом изменения площади МОП по МКД, расположенному по адресу: г. Балаково, ул. Саратовское шоссе, д. 89/3 (том 3 л.д. 15-18).
Согласно расчету стоимость коммунального ресурса на ОДН за период январь - декабрь 2017 года составляет 229 345 руб. 14 коп.
При указанных обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению в сумме 229 345 руб. 14 коп., в остальной части исковые требования удовлетворению не подлежат.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения первой инстанции судом апелляционной инстанции не установлено.
Вместе с тем, решение Арбитражного суда Саратовской области от 05 марта 2020 года по делу N А57-7670/2019 подлежит изменению с приведением резолютивной части в соответствии с выводами суда апелляционной инстанции, апелляционная жалоба товарищества собственников жилья "Иволга" подлежит частичному удовлетворению.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины и по оплате услуг представителя в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции относит на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 05 марта 2020 по делу N А57-7670/2019 изменить, изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:
Взыскать с товарищества собственников жилья "Иволга" (ОГРН 1056403948875, ИНН 6439059241), г. Балаково Саратовской области, в пользу публичного акционерного общества "Т Плюс" (ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350), Московская область, Красногорский район, сумму неосновательного обогащения, возникшего вследствие неоплаты потребленной тепловой энергии, при содержании общего имущества МКД за период с января 2017 года по декабрь 2017 года в размере 229 345 руб. 14 коп. и судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение иска в размере 6 037 руб.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с публичного акционерного общества "Т Плюс" (ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350), Московская область, Красногорский район, в пользу товарищества собственников жилья "Иволга" (ОГРН 1056403948875, ИНН 6439059241), г. Балаково Саратовской области, судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 551 руб.
Выдать публичному акционерному обществу "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946), Московская область, Красногорский район, справку на возврат из федерального бюджета излишне уплаченной государственной пошлины по иску в сумме 350 руб., уплаченной по платежному поручению N 7739 от 22.03.2019.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.Г. Цуцкова |
Судьи |
А.Ф. Котлярова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-7670/2019
Истец: ПАО "Т Плюс "
Ответчик: ТСЖ "Иволга"
Третье лицо: Комитет государственного регулирований тарифов Саратовской области, МУП "Балаково-Врдоканал"
Хронология рассмотрения дела:
04.06.2020 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-3506/20
05.03.2020 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-7670/19
12.11.2019 Определение Арбитражного суда Саратовской области N А57-7670/19
22.10.2019 Определение Арбитражного суда Саратовской области N А57-7670/19