город Ростов-на-Дону |
|
05 июня 2020 г. |
дело N А32-52192/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 июня 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маштаковой Е.А.,
судей В.Л. Новик, Б.Т. Чотчаева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Дудо В.А.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Краснодаргоргаз" (ОГРН 1022301172156, ИНН 2309029802)
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.03.2020 по делу N А32-52192/2019
по заявлению акционерного общества "Краснодаргоргаз" (ОГРН 1022301172156, ИНН 2309029802)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (ОГРН 1022301433813, ИНН 2309053192)
при участии третьего лица: Ивановой Татьяны Ферадиевны
о признании незаконным и отмене постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Краснодаргоргаз" (далее - общество, АО "Краснодаргоргаз") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - антимонопольный орган, Краснодарское УФАС России, управление) о признании незаконным постановления от 15.10.2019 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-1544/2019, недействительным представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), установленного постановлением по делу N 023/04/9.21-1544/2019.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 02.03.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Краснодаргоргаз" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что ни в обжалуемом решении, ни в постановлении не содержится оценка доводов АО "Краснодаргоргаз" о направлении мотивированного отказа, предусмотренного Правилами N 1314, отсутствует правовая оценка самого мотивированного отказа. Судом не приняты доводы АО "Краснодаргоргаз" о том, что распределительный газопровод в районе расположения спорного земельного участка, принадлежащего Ивановой Т.Ф., отсутствует, и сделан ничем не подтвержденный и необоснованный вывод о наличии технической возможности и обязанности АО "Краснодаргоргаз", учитывая дату регистрации заявки (23.11.2018), в срок до 14.12.2018, т.е. в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки о подключении (технологическом присоединении), направить Ивановой Т.Ф. подписанный со своей стороны проект договора о подключении. В постановлении управления и решении суда отсутствует правовое обоснование выводов о наличии технической возможности подключения объекта. Судом в обжалуемом решении не исследован довод АО "Краснодаргоргаз" о сроке направления мотивированного отказа N 16/5570 от 27.11.2018. Данный мотивированный отказ был доставлен гр. Ивановой Т.Ф. посредством доставки корреспонденции по адресу: г. Краснодар, ул. Ставропольская, 133/1, кв. 58, что подтверждается актом доставки корреспонденции от 28.11.2018. Таким образом, АО "Краснодаргоргаз" не был нарушен порядок рассмотрения заявки, предусмотренный п. 74 Правил N 1314. В рамках рассмотрения дела N А32-10870/2019 сделан вывод о том, что письмо, содержащее информацию о необходимости обратиться в АО "Краснодаргоргаз" с коллективной заявкой от владельцев земельных участков на строительство газопровода, является мотивированным отказом от заключения договора с одним заявителем и разъясняет порядок подключения (технологического присоединения) нескольких объектов капитального строительства. В силу Правил N 1314 заявитель вправе обратиться в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший программу газификации, с предложением о включении в нес мероприятий по обеспечению технической возможности подключения к сети газораспределения объекта капитального строительства расположенного по адресу: г. Краснодар, пос. Индустриальный, ул. Осиновая, 21. Вступившим в законную силу решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 02.10.2019 по делу N 2а-7412/19 суд признал незаконным бездействие администрации муниципального образования город Краснодар, выразившееся в непринятии мер к реализации полномочий, предусмотренных п. 4 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", ст. 8.1 Федерального закона от 31.03.1999 "О газоснабжении в Российской Федерации", обеспечению наличия актуализированных схем газоснабжения, электроснабжения на территории муниципального образования город Краснодар; обязал администрацию муниципального образования город Краснодар обеспечить наличие актуализированных схем газоснабжения, электроснабжения муниципального образования город Краснодар. Ни протокол об административном правонарушении, ни постановление не содержат надлежащего описания события правонарушения и конкретных обстоятельств выявленного нарушения.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебное заседание стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей не обеспечили.
04.06.2020 от АО "Краснодаргоргаз" поступило ходатайство об участии в онлайн-заседании, которое апелляционным судом не было согласовано, поскольку 03.06.2020 изменился порядок работы с ходатайствами об участии в онлайн-заседаниях. Теперь для нового онлайн-заседания можно назначать дату не ранее, чем через 5 рабочих дней после даты согласования документа. Данное правило реализовано для того, чтобы все участники дела имели возможность успеть подать документ и обеспечить техническую возможность участия в онлайн-заседании. Также на данный момент реализована возможность выбора заседания из уже назначенных (Инструкция для судов по подключению и настройке онлайн-заседаний в режиме веб-конференций).
Позже в течение 04.06.2020 от АО "Краснодаргоргаз" поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие их представителя.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения суда проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в Краснодарское УФАС России поступило заявление Ивановой Т.Ф. (вх. от 09.08.2019 N 8849), а также из прокуратуры Краснодарского края письмом от 15.08.2019 N 25Р-2019/70147 поступило аналогичное заявление Ивановой Т.Ф. (вх. от 23.08.2019 N 9525) на действия АО "Краснодаргоргаз", связанные с нарушением порядка рассмотрения заявки на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сетям газораспределения.
По результатам рассмотрения обращений должностным лицом управления было установлено, что 23.11.2018 Ивановой Т.Ф. в адрес АО "Краснодаргоргаз" направлена заявка на заключение договора о подключении (технологическом присоединении) к сети газораспределения объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Краснодар, пос. Индустриальный, ул. Осиновая, 21 (далее - объект) (вх. от 23.11.2018 N 109120). Однако в нарушение порядка рассмотрения заявки, установленного пунктом 74 Правил N 1314, обществом в адрес Ивановой Т.Ф. направлено письмо от 27.11.2018 N 16/5570 с указанием на то, что для газификации жилых домов, расположенных по ул. Осиновой, необходимо запроектировать и построить распределительный газопровод низкого давления Де 110 мм по ул. Осиновой. Для возможности осуществления указанного строительства, правообладателям земельных участков по ул. Осиновой рассмотреть вопрос коллективного обращения в адрес АО "Краснодаргоргаз".
В связи с выявленными нарушениями уполномоченным должностным лицом Краснодарского УФАС в отношении АО "Краснодаргоргаз" составлен протокол об административном правонарушении от 09.09.2019 N 023/04/9.21-1544/2019 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении заместителем руководителя Краснодарского УФАС вынесено постановление от 15.10.2019 N 023/04/9.21-1544/2019 о привлечении АО "Краснодаргоргаз" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 600 000 рублей.
Также управлением 15.10.2019 вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, установленного постановлением Краснодарского УФАС России от 15.10.2019 по делу N 023/04/9.21-1544/2019.
Не согласившись с постановлением и представлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об их оспаривании.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В силу части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в несоблюдении виновным лицом при подключении к электросетям, системам теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения требований указанных нормативных актов.
Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства определен постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N 1314).
Согласно пункту 62 Правил N 1314 договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных настоящими Правилами. Договор о подключении заключается в письменной форме в 2 экземплярах (по одному для каждой из сторон).
Подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.
Заявка о подключении (технологическом присоединении) подается заявителем в случае:
а) необходимости подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения объекта капитального строительства;
б) увеличения объема потребления газа, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 61 (1) настоящих Правил.
Для заключения договора о подключении заявитель направляет исполнителю заявку о подключении (технологическом присоединении) в 2 экземплярах письмом с описью вложения или иным доступным способом. Заявитель вправе представить указанную заявку исполнителю лично или через уполномоченного представителя, а исполнитель обязан принять такую заявку.
Согласно пункту 65 Правил N 1314 в заявке о подключении (технологическом присоединении), направляемой исполнителю заявителем, указываются следующие сведения:
а) реквизиты заявителя (для юридических лиц полное наименование и государственный регистрационный номер записи, вносимой в Единый государственный реестр юридических лиц, для индивидуальных предпринимателей - государственный регистрационный номер записи, вносимой в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, дата ее внесения в реестр и для физических лиц - фамилия, имя, отчество, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, почтовый адрес и иные способы обмена информацией - телефоны, факс, адрес электронной почты);
б) наименование и местонахождение объекта капитального строительства, который необходимо подключить (технологически присоединить) к сети газораспределения;
в) характер потребления газа (вид экономической деятельности хозяйствующего субъекта - для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей);
г) сроки проектирования, строительства и поэтапного введения в эксплуатацию объекта капитального строительства (в том числе по этапам и очередям);
д) планируемое распределение максимального часового расхода газа отдельно по различным точкам подключения (если их несколько) с обоснованием необходимости подключения нескольких точек;
е) номер и дата выдачи технических условий, полученных ранее заявителем (в случае если заявителю ранее предоставлялись технические условия), срок действия которых на момент подачи заявки о подключении (технологическом присоединении) не истек.
Согласно пункту 69 Правил N 1314 к заявке о подключении (технологическом присоединении), направляемой исполнителю заявителем, прилагаются следующие документы:
а) ситуационный план;
б) топографическая карта участка в масштабе 1:500 (со всеми наземными и подземными коммуникациями и сооружениями), согласованная с организациями, эксплуатирующими указанные коммуникации и сооружения (не прилагается, если заказчик - физическое лицо, осуществляющее создание (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства);
в) копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты капитального строительства заявителя. В случае если земельный участок принадлежит заявителю на ином законном основании, заявитель представляет согласие собственника земельного участка на использование этого участка на период строительства объектов сетей газораспределения. В случае отсутствия правоустанавливающих документов на земельный участок при осуществлении строительства, реконструкции в рамках реализации программы реновации жилищного фонда в городе Москве заявитель представляет копию схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти г. Москвы;
г) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя (в случае если заявка о подключении (технологическом присоединении) подается представителем заявителя);
е) расчет максимального часового расхода газа (не прилагается, если планируемый максимальный часовой расход газа не более 5 куб. метров);
ж) согласие основного абонента на подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения и (или) газопотребления основного абонента, а также строительство газопровода на земельном участке основного абонента, если подключение осуществляется на земельном участке, правообладателем которого является основной абонент, в случаях, предусмотренных пунктом 34 настоящих Правил;
з) документы, предусмотренные пунктом 47 настоящих Правил, в случае предоставления технических условий при уступке права на использование мощности;
к) копия разработанной и утвержденной в соответствии с законодательством Российской Федерации документации по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории), предусматривающей строительство сети газопотребления в пределах территории, подлежащей комплексному освоению, в случае осуществления подключения (технологического присоединения), предусмотренного пунктом 119 настоящих Правил.
Согласно пункту 73 (1) Правил N 1314 исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня поступления заявки о подключении (технологическом присоединении) рассматривает указанную заявку, а также приложенные к ней документы и сведения, указанные в пунктах 65 - 69 и 71 настоящих Правил.
В случае несоблюдения заявителем требований, предъявляемых к содержанию заявки о подключении (технологическом присоединении) и составу прилагаемых документов и сведений, указанных в пунктах 65 - 71 настоящих Правил, исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня получения указанной заявки направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня его получения представить недостающие документы и (или) сведения и приостанавливает рассмотрение указанной заявки до получения недостающих документов и сведений.
Согласно пункту 74 Правил N 1314 при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 65 - 69 и 71 настоящих Правил, в полном объеме исполнитель направляет заявителю подписанный со своей стороны проект договора о подключении в 2 экземплярах любым доступным способом (почтовое отправление, электронное сообщение с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", вручение на руки):
а) в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки о подключении (технологическом присоединении), направленной в том числе посредством официального сайта исполнителя, в случае, если сеть газораспределения проходит в границах земельного участка, на котором расположен подключаемый объект капитального строительства, и отсутствует необходимость строительства исполнителем сети газораспределения до границ земельного участка заявителя;
б) в течение 30 рабочих дней со дня получения заявки о подключении (технологическом присоединении), направленной в том числе посредством официального сайта исполнителя, в случае заключения договора о подключении с заявителями второй и третьей категорий, если при выполнении исполнителем мероприятий по подключению (технологическому присоединению) для указанных категорий заявителей требуется направление третьим лицам запроса о согласовании пересечения строящейся (реконструируемой) сети газораспределения с принадлежащими таким лицам объектами инфраструктуры (инженерными коммуникациями) или согласовании строительства газораспределительных сетей на земельных участках, принадлежащих третьим лицам на праве собственности или на ином законном основании и не находящихся в государственной и муниципальной собственности. При этом исполнитель в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки о подключении (технологическом присоединении) уведомляет заявителя о необходимости получения исполнителем согласований, указанных в настоящем подпункте, с приложением документов, подтверждающих направление запроса о согласовании;
в) в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки о подключении (технологическом присоединении), направленной в том числе посредством официального сайта исполнителя, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта.
В соответствии с пунктом 74 (1) Правил N 1314 основанием для отказа от заключения договора о подключении является отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя (далее - мотивированный отказ от заключения договора о подключении). В случае наличия технической возможности подключения отказ исполнителя от заключения договора о подключении не допускается.
Исполнитель определяет техническую возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства на основании данных о загрузке сетей газораспределения, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, данных о загрузке и наличии дефицита пропускной способности газотранспортной системы, опубликованных в соответствии со стандартами раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 872 "О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам", а также данных о загрузке и наличии дефицита пропускной способности технологически связанных с сетью газораспределения исполнителя иных сетей газораспределения.
Техническая возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства существует, если при подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства заявителя сохранятся условия газоснабжения для потребителей газа, объекты капитального строительства которых на момент подачи заявки о подключении (технологическом присоединении) подключены к сети газораспределения исполнителя, а также для заявителей, которым ранее были выданы технические условия, на указанный момент не утратившие силу, и которые на момент рассмотрения заявки о подключении (технологическом присоединении) не завершили подключение.
Техническая возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства отсутствует в случае отсутствия пропускной способности сетей газораспределения, принадлежащих исполнителю на праве собственности или на ином законном основании, отсутствия пропускной способности технологически связанных с сетью газораспределения исполнителя сетей газораспределения и газотранспортной системы, за исключением случаев, когда устранения данных ограничений пропускной способности учтены в инвестиционных программах исполнителя или иных инвестиционных программах в текущем календарном году.
В постановлении от 15.10.2019 управление указало, что обществом не соблюден порядок рассмотрения заявки, предусмотренный п. 74 Правил N 1314. Управление на 2 - 5 листах постановления привело содержание пунктов Правил N 1314, указав, что АО "Краснодаргоргаз", учитывая дату регистрации заявки (23.11.2018), должно было в срок до 14.12.2018, т.е. в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки о подключении (технологическом присоединении) направить Ивановой Т.Ф. подписанный со своей стороны проект договора о подключении.
В письме от 27.11.2019 N 16/5570, адресованном заявителю в ответ на заявку от 23.11.2018 N 109120, общество указало, что для газификации жилых домов, расположенных по ул. Осиновой, необходимо запроектировать и построить распределительный газопровод низкого давления Де 110 мм по ул. Осиновой. Для возможности осуществления указанного строительства правообладателям земельных участков по ул. Осиновой необходимо рассмотреть вопрос коллективного обращения в адрес АО "Краснодаргоргаз". Одновременно общество сообщило, что в соответствии с п. 113 Правил N 1314 в случае необходимости подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения нескольких объектов капитального строительства, принадлежащих различным заявителям, при условии создания единой сети газораспределения, к которой предполагается осуществить подключение всех указанных объектов, запрос о предоставлении технических условий и (или) заявка о подключении (технологическом присоединении) от имени нескольких заявителей подаются одним уполномоченным ими в соответствии с законодательством Российской Федерации представителем (коллективный запрос о предоставлении технических условий и (или) коллективная заявка о подключении (технологическом присоединении) (т.1, л.д. 104).
В постановлении от 15.10.2019 не содержится анализ и оценка обстоятельств, названных обществом в письме от 27.11.2019 N 16/5570 в качестве оснований, по которым заявителю не направлен проект договора о технологическом присоединении; не указаны мотивы, по которым управление пришло к выводу о том, что приведенные обществом обстоятельства не свидетельствуют об отсутствии у него технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта заявителя.
Вопросы наличия (отсутствия) пропускной способности сетей газораспределения предметом исследования и оценки при принятии антимонопольным органом оспариваемого постановления не являлись; выводы о наличии пропускной способности сетей газораспределения и в связи с этим необоснованный отказ обществом заявителю в заключении договора в постановлении не содержатся.
Таким образом, в постановлении не указаны обстоятельства, установленные управлением при рассмотрении дела об административном правонарушении, на основании исследования и оценки которых оно пришло к выводу о том, что направленный обществом заявителю ответ нельзя признать мотивированным отказом в заключении договора, а также не указаны мотивы, по которым управление пришло к указанному выводу; соответствующие доказательства в рамках настоящего дела управлением не представлены.
При рассмотрении дела в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение о законности или незаконности привлечения лица к административной ответственности принимается судом по тем основаниям, которые установлены соответствующим органом, в том числе, в части описания объективной стороны вменяемого правонарушения. Отсутствие сведений об обстоятельствах, свидетельствующих о выявленном нарушении, носит существенный характер, что не позволяет полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.
В нарушение указанных требований в данном случае ни протокол об административном правонарушении, ни постановление не содержат надлежащего описания события правонарушения и конкретных обстоятельств выявленного нарушения.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.02.2020 N Ф08-172/2020.
Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Таким образом, постановление Краснодарского УФАС по делу об административном правонарушении от 15.10.2019 N 023/04/9.21-1544/2019 о привлечении АО "Краснодаргоргаз" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 600000 руб. является незаконным и подлежит отмене на основании статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом законности требований АО "Краснодаргоргаз" и отсутствия в его действиях нарушения закона, в силу статей 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации также является недействительным представление Краснодарского УФАС от 26.06.2019 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, установленного постановлением Краснодарского УФАС от 15.10.2019 N 023/04/9.21-1544/2019.
Решение суда от 02.03.2020 об отказе в удовлетворении требований АО "Краснодаргоргаз" подлежит отмене на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как принятое при неправильном применении норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.03.2020 по делу N А32-52192/2019 отменить. Принять новый судебный акт.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 15.10.2019 по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-1544/2019 о привлечении АО "Краснодаргоргаз" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 600000 руб.
Признать недействительным представление Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 15.10.2019 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, установленного постановлением Краснодарского УФАС от 15.10.2019 по делу N 023/04/9.21-1544/2019.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Маштакова |
Судьи |
В.Л. Новик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-52192/2019
Истец: АО "Краснодаргоргаз"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
Третье лицо: Иванова Т. Ф.