г. Чита |
|
5 июня 2020 г. |
Дело N А10-7230/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 5 июня 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Град-2" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 17 февраля 2020 года по делу N А10-7230/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Град-2" (ОГРН 1150327025090, ИНН 0323391908, далее - заявитель, общество, ООО "Град-2") обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Министерству промышленности и торговли Республики Бурятия (ОГРН 1110327013500, ИНН 0326501651, далее - административный орган, Минпроторг РБ) об изменении постановления N 485/2019 от 29.10.2019 в части назначенного административного наказания путем снижения штрафа ниже низшего предела или замены на предупреждение.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 17 февраля 2020 года по делу N А10-7230/2019 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт полагает, что назначенное наказание является суровым, при назначении которого не были учтены и оценены в полной мере обстоятельства совершения административного правонарушения.
Министерство в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилось.
Определением суда от 10.04.2020 года судебное разбирательство отложено на 09 часов 20 минут 2 июня 2020 года.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 04.03.2020, 11.04.2020. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении судебного разбирательства, как и об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, не заявили.
Минпроторг РБ заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Руководствуясь частью 2 статьи 210, частью 1 статьи 123 АПК РФ, с учетом обстоятельств дела, позиции участников судопроизводства и условий режима, введенного в субъектах Российской Федерации (Республика Бурятия и Забайкальский край), суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле, в период действия ограничительных мер, связанных с противодействием распространению новой коронавирусной инфекции.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО "Град-2" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 09.12.2015 за основным государственным регистрационным номером 1150327025090.
Основным видом деятельности является торговля розничная алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах.
Минпромторгом РБ ООО "Град-2" выдана лицензия на розничную продажу алкогольной продукции от 24.02.2016 N 03РПА0002026 сроком действия до 24.02.2020 (т.1 л.д.61). Одним из мест расположения обособленных подразделений лицензиата является магазин "Продукты", расположенный по адресу: Республика Бурятия, Заиграевский район, п. Челутай (3 км.), ул. Победы 5.
В рамках осуществления мероприятий регионального государственного контроля (надзора) в области оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Республики Бурятия, в соответствии с заданием на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в форме систематического наблюдения за исполнением указанными лицами обязательных, в том числе лицензионных требований в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции от 02.09.2019 N 13 (т.1 л.д.59-60), в ходе проведенного мониторинга информации, размещенной в личном кабинете Министерства на портале Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка для проверки сведений фиксации документов в ЕГАИС servis.fsrar.ru, Министерством установлен факт розничной продажи алкогольной продукции в день проведения мероприятия "День знаний" (02.09.2019) ООО "Град-2" в торговом помещении (магазине), расположенном по адресу: Республика Бурятия, Заиграевский район, п. Челутай (3 км.), ул. Победы 5.
В соответствии с журналом учета объема розничной продажи маркированной алкогольной спиртосодержащей продукции по чекам за период 02.09.2019 обществом осуществлена реализация алкогольной продукции в количестве 5 бутылок (т.1 л.д.80).
На основании проведения мониторинга информации, размещенной на официальном сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка и в личном кабинете Министерства, консультантом отдела лицензирования Министерства определением от 09.09.2019 N 485/2019 возбуждено дело об административном правонарушении по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении ООО "Град-2" (т.1 л.д.57).
Уведомлением от 09.09.2019 общество извещено о необходимости явки 11.10.2019 в Минпромторг РБ для составления протокола об административном правонарушении (т.1 л.д.58). Уведомление вручено лично директору Бянкину И.В.
11 октября 2018 года консультантом отдела лицензирования Министерства в присутствии директора ООО "Град-2" Бянкина И.В., Сусликова С.В., представителя по доверенности от 24.12.2018, по факту выявленных нарушений, а именно реализации алкогольной продукции в день проведения мероприятия "День знаний" 02.09.2019, составлен протокол об административном правонарушении по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ (т.1 л.д.53-55).
Определением от 11.10.2019 N 485/2019 назначено время и место рассмотрения дела об административном правонарушении, которое вручено Сусликову С.В., представителю по доверенности от 24.12.2018.
29 октября 2019 года в присутствии Сусликова С.В., представителя по доверенности от 24.12.2018, состоялось рассмотрение протокола и материалов дела об административном правонарушении.
Постановлением от 29.10.2019 N 485/2019 ООО "Град-2" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей (т.1 л.д.49-51).
Не согласившись с постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением об изменении постановления N 485/2019 от 29.10.2019 в части назначенного административного наказания путем снижения штрафа ниже низшего предела или замены на предупреждение.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В силу пункта 8 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, в числе других проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Во исполнение Указа Президента Республики Бурятия от 22.07.2011 N 186 путем реорганизации в форме слияния Республиканского агентства по развитию промышленности, предпринимательства и инновационных технологий и Республиканской службы по потребительскому рынку и лицензированию создано Министерство промышленности и торговли Республики Бурятия.
На основании пункта 1.1 Положения о Министерстве промышленности и торговли Республики Бурятия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия от 22.09.2011 N 492, Министерство является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, реализующим полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и функции по нормативно-правовому регулированию в пределах установленной компетенции.
Согласно пунктам 3.9.11, 3.9.13 названного Положения Министерство осуществляет полномочия по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции, ведет государственную регистрацию выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий; осуществляет лицензионный контроль за розничной продажей алкогольной продукции, составляет протоколы об административных правонарушениях, рассматривает дела об административных правонарушениях, связанные с нарушением обязательных требований, и принимает меры по предотвращению нарушения обязательных требований.
Приказом Минпромторга РБ от 16.11.2018 N 81 (л.д.64) утвержден Перечень должностных лиц отдела лицензирования Министерства, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, согласно которому протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, вправе составлять, в том числе, консультант отдела лицензирования.
В соответствии со статьей 23.50 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ (часть 1).
Таким образом, протокол об административном правонарушении в отношении общества и оспариваемое постановление составлены уполномоченным лицом.
Диспозицией части 3 статьи 14.16 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса.
Объективная сторона заключается в нарушении особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2003 года N 17-П, от 23 мая 2013 года N 11-П, от 30 марта 2016 года N 9-П и от 18 февраля 2019 года N 11-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Схожие цели государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции закреплены в пункте 1 статьи 1 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Учитывая это, действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной продукции, включая ряд ограничений и запретов.
Как разъяснено в пункте 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июля 2014 года N 47 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - постановление Пленума ВАС РФ N 47), ограничения, касающиеся розничной продажи алкогольной продукции, установлены статьей 16 Закона N 171-ФЗ.
В силу пункта 9 статьи 16 Закона N 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями, розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, розничной продажи алкогольной продукции в случае, если указанная продукция размещена на бортах водных и воздушных судов в качестве припасов в соответствии с правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, и розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой в магазинах беспошлинной торговли.
При этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.
В пункте 12 постановления Пленума ВАС РФ N 47 указано, что применительно к пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации соответствующие акты могут приниматься только законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, поскольку ими вводятся ограничения гражданских прав в сфере экономического оборота.
На основании пункта 1 статьи 5 Закона Республики Бурятия от 15.11.2011 N 2361-IV "О некоторых вопросах регулирования в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Республики Бурятия" не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории Республики Бурятия с 21 часа до 9 часов по местному времени, а также в дни проведения мероприятий "Последний звонок", "Сурхарбан", "День города (муниципального района)", определенные нормативным правовым актом Правительства Республики Бурятия и (или) муниципальным правовым актом органа местного самоуправления муниципального района или городского округа с учетом положений абзаца второго настоящего пункта, Международного дня защиты детей (1 июня) и Дня знаний (1 сентября), а в случае если День знаний приходится на выходной день, - в следующий за Днем знаний рабочий день.
Информация о днях проведения мероприятий "Последний звонок", "Сурхарбан", "День города (муниципального района)" направляется в уполномоченный орган и размещается органом местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции в сфере физической культуры и спорта, на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не позднее чем за 10 календарных дней до дня проведения указанных мероприятий.
Поскольку 01.09.2019 пришлось на выходной день - воскресенье, согласно пункту 1 статьи 5 Закона Республики Бурятия от 15.11.2011 N 2361-IV розничная продажа алкогольной продукции была ограничена в следующий рабочий день, т.е. 02.09.2019.
Как следует из протокола об административном правонарушении и оспариваемого постановления, в соответствии с журналом учета объема розничной продажи маркированной алкогольной спиртосодержащей продукции по чекам за период 2 сентября 2019 года ООО "Град-2" осуществлена реализация алкогольной продукции в количестве 5 бутылок.
Розничная продажа алкогольной продукции подтверждается Журналом учета объема розничной продажи маркированной алкогольной и спиртосодержащей продукции по чекам за период 2 сентября 2019 года, информацией об алкогольной продукции, зафиксированной в ЕГАИС 2 сентября 2019 года. Заявителем по существу данный факт не оспаривался, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает подтвержденным факт реализации ООО "Град-2" алкогольной продукции в запрещенное время, выразившейся в продаже 2 сентября 2019 года алкогольной продукции в количестве 5 бутылок.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В пункте 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет.
Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 2 статьи 2.2 КоАП Российской Федерации, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Апеллянт, оспаривая постановление административного органа, указал на то, что был введен в заблуждение информацией Администрации Заиграевского района Республики Бурятия о том, что "День знаний-2019" установлен 01.09.2019 и в соответствии с распоряжением администрации района ООО "Град-2" не осуществлял продажу именно 01.09.2019.
Распоряжением Администрации Заиграевского района Республики Бурятия от 29.08.2019 N 258-р со ссылкой на Закон Республики Бурятия от 15.11.2011 N 2361-IV рекомендовано информировать организации и индивидуальных предпринимателей о запрете розничной продажи алкогольной продукции в день проведения мероприятия "День знаний - 2019" - 01.09.2019 (л.д.14).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, у ООО "Град-2" на территории Заиграевского района Республики Бурятия кроме спорного магазина расположено еще одно обособленное подразделение (магазин) по адресу: Республика Бурятия, Заиграевский район, с. Новая Брянь, ул. Юбилейная, д. 5,1, в котором заявитель осуществлял продажу алкогольной продукции 01.09.2019 и ограничил её 02.09.2019 (л.д.81-82). Что противоречит доводу общества о наличии заблуждений относительно действительной даты проведения мероприятия "День знаний - 2019".
Кроме того ООО "Град-2", осуществляя на основании соответствующей лицензии деятельность по обороту (розничной продаже) алкогольной продукции с 2016 года, не могло не знать об установленных Законом N 171 -ФЗ и Законом Республики Бурятия от 15.11.2011 N 2361-IV требованиях, однако не предприняло все зависящие от него меры по соблюдению таких требований (в частности, допустило продажу алкогольной продукции в день, когда такая продажа не допускалась), в то время как, согласно материалам дела у него имелась такая возможность.
Следовательно, выводы административного органа о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, суд считает правильными.
Нарушений порядка привлечения ООО "Град-2" к административной ответственности судом не установлено.
Установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения постановления о привлечении к административной ответственности не истек.
Суд апелляционной инстанции считает обоснованным назначение административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи.
Согласно статье 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (часть 2).
Аналогичные основания применения административного наказания в виде предупреждения закреплены и в части 3.5 статьи 4.1 КоАП РФ.
Из приведенных взаимосвязанных положений статей КоАП РФ следует, что субъектам малого или среднего предпринимательства административный штраф может быть заменен на предупреждение при соблюдении следующих условий:
- административное правонарушение совершено ими впервые;
- совершенное административное правонарушение не упомянуто в части 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ;
- отсутствует причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствует имущественный ущерб.
Условия отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства определены в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ).
В силу части 1 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
На основании части 9 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ сведения, содержащиеся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, 10-го числа каждого месяца размещаются в сети "Интернет" на официальном сайте уполномоченного органа и являются общедоступными в течение пяти календарных лет, следующих за годом размещения таких сведений в сети "Интернет" на официальном сайте уполномоченного органа.
ООО "Град-2" включено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства под категорией "малое предприятие".
Между тем административный орган указал, что заявитель ранее привлекался к административной ответственности за нарушение требований Закона N 171-ФЗ. В подтверждение представлено постановление от 21.06.2019 N 229/2019 (л.д.65-67) о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ (реализация алкогольной продукции в период времени с 21 часа до 09 часов).
С учетом указанного, в рассматриваемом случае недопустима замена административного штрафа на предупреждение.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественный финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При этом согласно части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Исходя из буквального содержания части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, определяющее значение для решения вопроса о возможности назначения административного наказания ниже низшего предела имеет наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года N 4-П также указано, что принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией соответствующей статьи, допускается только в исключительных случаях.
Между тем каких-либо исключительных обстоятельств, послуживших причиной совершения ООО "Град-2" достаточно грубого административного правонарушения, выразившегося в реализации алкогольной продукции в запрещенное время, суд апелляционной инстанции также не усматривает.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 сентября 2015 года N 1828-О указано, что поскольку административное наказание является средством государственного реагирования на совершенное административное правонарушение и как таковое применяется в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, установленные данным Кодексом размеры административных штрафов должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности административных правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для обеспечения соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов. В противном случае применение административного наказания не будет отвечать предназначению государственного принуждения в правовом государстве, которое должно заключаться главным образом в превентивном использовании соответствующих юридических средств (санкций) для защиты прав и свобод человека и гражданина, а также иных конституционно признанных ценностей.
Таким образом, назначение ООО "Град-2" административного наказания ниже низшего предела не будет отвечать указанным целям.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно части 4 статьи 208 АПК РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается, как не облагаются пошлиной и жалобы на принятые по таким заявлениям судебные акты.
Обществом с ограниченной ответственностью "Гранд-2" по платежному поручению от 17.02.2020 года N 7 уплачена государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3 000 руб. На основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная по платежному поручению от 17.02.2020 года N 7 государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3 000 руб. подлежит возврату заявителю апелляционной жалобы из федерального бюджета.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 17 февраля 2020 года по делу N А10-7230/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Гранд-2" (ОГРН 1150327025090, ИНН 0323391908) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3 000 руб.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-7230/2019
Истец: Общество с ограниченной ответсвенностью Град-2
Ответчик: Министерство промышленности и торговли Республики Бурятия