г. Киров |
|
04 июня 2020 г. |
Дело N А28-13367/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июня 2020 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Минаевой Е.В., Волковой С.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шашиной И.А.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя - Цариковой В.С., действующей на основании доверенности от 09.01.2020;
представителя ответчика - Бушманова Е.С., действующего на основании доверенности от 10.01.2020;
представителя третьего лица - Паршина Д.В., действующего на основании доверенности от 26.12.2019;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Газпром газораспределение Киров"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 13.03.2020
по делу N А28-13367/2019,
по заявлению акционерного общества "Газпром газораспределение Киров"
(ОГРН 1024301312881, ИНН 4346006589)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кировской области
(ОГРН 1034316517652, ИНН 4347021540)
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Белиссимо" (ОГРН 1064345103437, ИНН 4345137331)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Газпром газораспределение Киров" (далее - заявитель, АО "Газпром газораспределение Киров", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области (далее - ответчик, УФАС, антимонопольный орган) от 05.09.2019 N 043/04/9.21-420/2019, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Белиссимо", заявитель жалобы в УФАС, по результатам рассмотрения которой вынесено оспариваемое постановление (далее - третье лицо, ООО "Белиссимо").
Решением Арбитражного суда Кировской области от 13.03.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Газпром газораспределение Киров" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель настаивает на том, что АО "Газпром газораспределение Киров" имеет право испрашивать у заявителя (потребителя) исполнительно-техническую документацию, поскольку Общество должно реализовать свою обязанность по проверке выполнения технических условий со стороны заявителя (потребителя). Податель жалобы не согласен с выводом суда о том, что нормами Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 (далее - Правила N 1314), не предусмотрено право газораспределительной организации запрашивать у ООО "Белиссимо" исполнительно-техническую документацию на сеть газопотребления в ходе проведения мониторинга выполнения технических условий. Более подробно доводы заявителя со ссылками на нормы права и фактические обстоятельства дела изложены в апелляционной жалобе.
Ответчик в письменном отзыве опроверг доводы жалобы.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 13.04.2020 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 15.04.2020 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы стороны и третье лицо надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
От заявителя поступили дополнения к жалобе, в которых он указал на истечение срока давности привлечения к административной ответственности. Ответчик представил дополнения к отзыву на жалобу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции участвующие в деле лица поддержали занятые по делу позиции.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, УФАС рассмотрено заявление ООО "Белиссимо" от 18.12.2018 б/н (вх. N 9206 от 19.12.2018) на действия АО "Газпром газораспределение Киров" в связи с направлением необоснованных замечаний по исполнительно-технической документации объекта "Газопровод для подключения производственного здания по адресу: г. Киров, Нововятский район, ул. Советская, 51/2".
При рассмотрении указанного обращения антимонопольным органом установлено, что 12.02.2016 АО "Газпром газораспределение Киров" (исполнитель) и ООО "Беллисимо" (заявитель) заключили договор N 16-10ИП о подключении объекта капитального строительства (далее - договор), а именно производственного здания по адресу: Кировская область, г. Киров, Нововятский район, ул. Советская, 51/2 (далее - Объект капитального строительства).
В соответствии с пунктом 1.1 данного договора исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) Объекта капитального строительства к сети газораспределения, а заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению).
В силу пункта 2.4.1 договора ООО "Беллисимо" обязано осуществить действия по созданию сети газопотребления от точки подключения до газоиспользующего оборудования в соответствии с техническими условиями.
Заявитель обязан представить исполнителю 1 экземпляр раздела утвержденной в установленном порядке проектной документации, включающей сведения об инженерном оборудовании, о сети газопотребления, перечень инженерно-технических мероприятий и содержание технологических решений (пункт 2.4.2 договора).
В пункте 5.1 раздела "Дополнительные требования" технических условий, являющихся приложением N 1 к договору, предусмотрено, что перед вводом объекта в эксплуатацию необходимо направить в адрес АО "Газпром газораспределение Киров" исполнительно-техническую документацию сети газопотребления ООО "Беллисимо".
Антимонопольным органом установлено, что строительство сетей газопотребления Объекта капитального строительства осуществлялось ООО ПКП "ГазТеплоСтрой" и завершено 27.06.2018, что подтверждается актом приемки законченного строительством объекта сети газораспределения (газопотребления).
12.07.2018 и 26.07.2018 ООО "Беллисимо" в адрес АО "Газпром газораспределение Киров" направляло письма, в которых содержалось требование о подписании акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению.
Письмом от 08.08.2018 АО "Газпром газораспределение Киров" сообщило, что акт о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) выдается после предоставления исполнительно-технической документации на объект согласно пункту 5.1 технических условий.
16.08.2018 ООО ПКП "ГазТеплоСтрой" в адрес Общества направило акт приемки законченного строительством объекта сети газопотребления и указало, что вся необходимая информация для подписания акта готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования у ответчика имеется.
18.09.2018 ООО "Белиссимо" обратилось в АО "Газпром газораспределение Киров" с письмом, в котором просило подписать акт о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению с приложением копии исполнительно-технической документации на объект.
АО "Газпром газораспределение Киров" направило письма от 23.11.2018, 29.11.2018, 25.12.2018, письмо без даты (получено третьим лицом 10.10.2018), в которых указывались замечания по исполнительно-технической документации: нет согласования проекта, нет согласованных изменений в проектной документации; акты освидетельствования скрытых работ выполнить по новой форме согласно приказу Ростехнадзора от 09.11.2017 N 470; общий журнал работ выполнить по РД-11-05-2007; нет схемы сварных стыков подземного газопровода, выполнить ее согласно СП-42-101-2003; дооформить схему сварных стыков газопровода в соответствии с пунктом 12.8 СП-42-101-2003; аттестация сварщика Бурдюгова В.В. по месту работы в другой организации; расходится количество сварных стыков п/эт газопровода в распечатке, в строительном паспорте и в схеме; нет паспорта на КШ50, плохо читается копия паспорта на КШ100; внести изменения в рабочий проект о замене завода изготовителя КШ, пересогласовать проект; нет акта о проверке дымоходов и вентканалов; сварные соединения газопровода не соответствуют ГОСТ 16037-80, СП 42-102-2004, РД 01-001-06; на контрольно-исполнительной съемке поправить давление действующего газопровода; выполнить покраску газопровода на 2 слоя, нанести стрелками направление движения газа (приложить гарантийное письмо); выполнить акты освидетельствования скрытых работ на существующие опоры под газопровод.
ООО ПКП "ГазТеплоСтрой" письмами от 24.10.2018, 10.12.2018, 26.12.2018 направило в адрес Общества ответы на указанные замечания. По требованию АО "Газпром газораспределение Киров" в исполнительно-техническую документацию внесены дополнения и изменения.
Акт о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) составлен 06.03.2019.
Исследовав указанные обстоятельства, Управление заключило, что АО "Газпром газораспределение Киров" допущено нарушение требований пункта 104 Правил N 1314, выразившееся в истребовании у ООО "Белиссимо" исполнительно-технической документации, направлении замечаний по исполнительно-технической документации.
По результатам рассмотрения поступивших материалов антимонопольным органом 22.08.2019 в отношении Общества составлен протокол по делу об административном правонарушении N 043/04/9.21-420/2019, которым его деяние квалифицировано по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
05.09.2019 Управление, рассмотрев указанный протокол и иные материалы дела об административном правонарушении, вынесло постановление N 043/04/9.21-420/2019, в соответствии с которым Общество было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
АО "Газпром газораспределение Киров" не согласилось с постановлением УФАС и обратилось в Арбитражный суд Кировской области с рассматриваемыми в рамках настоящего дела требованиями.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности состава вмененного Обществу административного правонарушения, об отсутствии обстоятельств, исключающих применение административной ответственности, а также об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным, отказав в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, дополнений к жалобе и к отзыву, заслушав явившихся лиц, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Предметом противоправного посягательства в числе прочих выступают правила технологического присоединения или подключения к газораспределительным сетям.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в несоблюдении виновным лицом при подключении к газораспределительным сетям требований нормативных актов.
Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства, регламентирован Правилами N 1314.
Согласно пункту 2 Правил N 1314 под подключением (технологическим присоединением) объекта капитального строительства к сети газораспределения понимается совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения; заявителем при этом является юридическое или физическое лицо, намеренное осуществить или осуществляющее строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к сети газораспределения или подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения, а также в случае присоединения объекта сети газораспределения к другой сети газораспределения - юридическое лицо, осуществляющее строительство объекта сети газораспределения или реконструкцию объекта существующей сети газораспределения, принадлежащего ему на праве собственности;
под исполнителем понимается газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства.
Подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении (пункт 59 Правил N 1314).
Из пункта 60 Правил N 1314 следует, что по договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях, а заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению).
При этом согласно пункту 62 Правил N 1314 договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных настоящими Правилами.
Исполнитель не вправе требовать от заявителя представления сведений и документов, не предусмотренных названными Правилами (пункт 72 Правил N 1314).
В соответствии с пунктом 104 Правил N 1314 запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, которые не предусмотрены названными Правилами.
Несоблюдение Правил N 1314 образует объективную сторону состава административного правонарушения по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Как усматривается из материалов дела, оспариваемым постановлением УФАС заявителю вменяется в вину нарушение пункта 104 Правил N 1314, выразившееся в требовании от третьего лица документов (исполнительно-технической документации на сеть газопотребления), не предусмотренных Правилами N 1314 (навязывание обязательств, которые не предусмотрены данными Правилами).
Проанализировав по правилам статьи 71 АПК РФ обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства в совокупности с правовым регулированием отношений в данной сфере, апелляционный суд признает обоснованным вывод антимонопольного органа, поддержанный судом первой инстанции, о наличии в рассмотренных действиях заявителя события и состава вменяемого административного правонарушения исходя из следующего.
Согласно пункту 83 Правил N 1314 договор о подключении содержит, среди прочего следующие существенные условия: перечень мероприятий (в том числе технических) по подключению, выполняемых заявителем и исполнителем, а также обязательства сторон по выполнению этих мероприятий; срок осуществления мероприятий по подключению; размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере газоснабжения; стоимость разработки исполнителем проектной документации и проведения ее экспертизы; технические условия, включающие, в том числе информацию, указанную в пункте 75 настоящих Правил; порядок осуществления исполнителем мониторинга исполнения заявителем технических условий при строительстве газопроводов от газоиспользующего оборудования до точек подключения и порядок выдачи исполнителем необходимых рекомендаций в связи с осуществлением такого мониторинга.
В силу пункта 75 Правил N 1314 технические условия прилагаются к договору о подключении и содержат следующую информацию: а) характеристики газопровода (диаметр, материал труб, максимальное рабочее давление, протяженность), к которому осуществляется подключение (технологическое присоединение); б) суммарный максимальный часовой расход газа и отдельно по каждому подключаемому объекту капитального строительства (если их несколько); в) пределы изменения давления газа в присоединяемом газопроводе; г) обязательства заявителя по обеспечению подключаемого объекта капитального строительства газоиспользующим оборудованием и приборами учета газа, которые соответствуют обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании; д) другие условия подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения, включая точку подключения (для заявителей первой категории, а также в случае отсутствия необходимости строительства исполнителем сети газораспределения до границ земельного участка заявителя).
Типовые формы документов, необходимые для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2017 N 713.
В пункте 7 Типовой формы договора о подключении предусмотрено, что потребитель обязан осуществить мероприятия по обеспечению готовности объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) в пределах границ принадлежащего ему земельного участка; разработать на основании технических условий проектную документацию (в случае, предусмотренном законодательством Российской Федерации) о создании сети газопотребления от точки (точек) подключения (технологического присоединения) до газоиспользующего оборудования (информацию о точках подключения направляет исполнитель); представить исполнителю 1 экземпляр раздела утвержденной в установленном порядке проектной документации, который включает в себя сведения об инженерном оборудовании, о сетях газопотребления, перечень инженерно-технических мероприятий и содержание технологических решений (представляется в случае, если разработка проектной документации заявителем предусмотрена законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 97 Правил N 1314 мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя, среди прочего, выполнение заявителем и исполнителем технических условий; мониторинг исполнителем выполнения заявителем технических условий.
В подпункте "б" пункта 98 Правил N 1314 установлено, что исполнитель обязан осуществлять мониторинг выполнения заявителем технических условий о присоединении. Осуществление указанных действий завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2017 N 713 "Об утверждении типовых форм документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, и о внесении изменений в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения".
В силу пункта 72 Правил N 1314 исполнитель не вправе требовать от заявителя представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами. В соответствии с пунктом 104 Правил N 1314 запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, которые не предусмотрены настоящими Правилами. Изложенное позволяет сделать вывод, что при подключении к сети газораспределения объекта капитального строительства, не являющегося объектом индивидуального жилищного строительства, исполнитель вправе требовать от заявителя предоставить 1 экземпляр раздела утвержденной в установленном порядке проектной документации, который включает в себя сведения об инженерном оборудовании, о сетях газопотребления, перечень инженерно-технических мероприятий и содержание технологических решений. Предоставление заявителем исполнителю исполнительно-технической документации на сеть газопотребления Правилами N 1314 не предусмотрено. Следовательно, исполнитель не вправе обязывать заявителя предоставить исполнительно-техническую документацию на сеть газопотребления, навязывать заявителю услуги по проверке такой документации и выявлению ее недостатков, а также требовать от заявителя устранения недостатков исполнительно-технической документации на сеть газопотребления.
Из материалов дела усматривается, что строительство сетей газопотребления "Газопровод для подключения производственного здания по адресу: Кировская область, г. Киров, Нововятский район, ул. Советская, 51/2" осуществлялось ООО ПКП "ГазТеплоСтрой". 27.06.2018 указанное строительство завершено. В подтверждение данного факта представлен акт приемки законченного строительством объекта сети газораспределения (газопотребления).
В рассматриваемом судом случае ООО "Беллисимо" в адрес Общества обращалось с просьбой подписать акт о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (письма от 12.07.2018, от 26.07.2018, от 18.09.2018).
Вместе с тем в ответ АО "Газпром газораспределение Киров" сообщило ООО "Белиссимо" о том, что акт о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) выдается после предоставления исполнительно-технической документации на объект согласно пункту 5.1 технических условий от 12.02.2016 N 16-10ИП (письмо от 08.08.2018). Также письмами от 23.11.2018, 29.11.2018, 25.12.2018, письмом без даты (получено третьим лицом 10.10.2018) АО "Газпром газораспределение Киров" направило замечания по исполнительно-технической документации, связанные с необходимостью предоставить дополнительную исполнительно-техническую документацию, а также связанные с необходимостью внести изменения в представленную исполнительно-техническую документацию, в том числе следующие замечания:
- нет согласования проекта, нет согласованных изменений в проектной документации;
- акты освидетельствования скрытых работ выполнить по новой форме согласно приказу Ростехнадзора от 09.11.2017 N 470;
- общий журнал работ выполнить по РД-11-05-2007;
- аттестация сварщика Бурдюгова В.В. по месту работы в другой организации;
- нет паспорта на КШ50, плохо читается копия паспорта на КШ100;
- внести изменения в рабочий проект о замене завода изготовителя КШ, пересогласовать проект;
- нет акта о проверке дымоходов и вентканалов;
- на контрольно-исполнительной съемке поправить давление действующего газопровода;
- сварные соединения газопровода не соответствуют ГОСТ 16037-80, СП 42-102-2004, РД 01-001-06.
ООО ПКП "ГазТеплоСтрой" письмами от 24.10.2018, 10.12.2018, 26.12.2018 направило в адрес Общества ответы на указанные замечания. По требованию АО "Газпром газораспределение Киров" в исполнительно-техническую документацию внесены дополнения и изменения.
06.03.2019 составлен акт о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению).
При таких обстоятельствах апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом деле составление акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) было поставлено Обществом в зависимость от предоставления исполнительно-технической документации.
Возражая относительно данного вывода суда, Общество полагает, что оно имеет право испрашивать у заявителя (потребителя) исполнительно-техническую документацию, поскольку АО "Газпром газораспределение Киров" должно реализовать свою обязанность по проверке выполнению технических условий со стороны заявителя (потребителя).
Действительно, как указывает заявитель жалобы, в силу пункта 97 Правил N 1314 мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, среди прочего включают мониторинг исполнителем выполнения заявителем (потребителем) технических условий.
Однако, как следует из положения подпункта "н" пункта 83 Правил N 1314, Общество при мониторинге исполнения заявителем технических условий при строительстве газопроводов от газоиспользующего оборудования до точек подключения дает необходимые рекомендации в связи с осуществлением такого мониторинга. При этом отказ в подписании акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) по причине не направления в газораспределительную организацию исполнительно-технической документации либо по причине возникших у газораспределительной организации замечаний по исполнительно-технической документации на сеть газопотребления объекта капитального строительства Правилами N 1314 не предусмотрен.
Изложенное позволяет сделать вывод, что навязывание обществом третьему лицу обязательства предоставить исполнительно-техническую документацию на сеть газопотребления, а также устранить недостатки представленной исполнительно-технической документации на сеть газопотребления, выраженное в письмах общества от 23.11.2018, 29.11.2018, 25.12.2018 и в письме без даты (получено третьим лицом 10.10.2018), противоречит пункту 104 Правил N 1314.Кроме того, проверка Обществом исполнительно-технической документации на сеть газопотребления и выявление недостатков этой документации фактически свидетельствует о навязывании АО "Газпром газораспределение Киров" третьему лицу услуги по проверке исполнительно-технической документации на сеть газопотребления, не предусмотренной Правилами N1314.
Аргументы Общества о том, что типовой формой акта о готовности сетей и оборудования к подключению, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2017 N 713, предусмотрено указание сведений о проверке технической документации на соответствие техническим условиям, что Федеральная антимонопольная служба, определяя состав расходов на мониторинг, устанавливает необходимость и обязательность проверки со стороны исполнителя исполнительной (технической) документации, судом апелляционной инстанции рассмотрены и не принимаются исходя из следующего.
Осуществление АО "Газпром газораспределение Киров" действий по мониторингу выполнения заявителем технических условий завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2017 N 713. Как верно указывает заявитель, данная типовая форма содержит заключение о том, что проектная и техническая документация соответствует техническим условиям на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения.
При этом в пункте 8 Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы РФ от 16.08.2018 N 1151/18 "Об утверждении Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину" (далее - Методические указания), для расчета размера платы за технологическое присоединение и (или) размера стандартизированных тарифных ставок учитываются расходы на выполнение газораспределительными организациями, в том числе мероприятий по мониторингу выполнения заявителем (потребителем) технических условий. В состав расходов газораспределительной организации на мониторинг выполнения заявителем технических условий и осуществление фактического присоединения объектов капитального строительства заявителя к газораспределительной сети и проведением пуска газа в газоиспользующее оборудование заявителя входят расходы, в том числе на проверку соответствия сети газопотребления и установленного газоиспользующего оборудования техническим условиям и разработанной в соответствии с ними исполнительной (технической) документации, проектной документации (если разработка проектной документации предусмотрена законодательством Российской Федерации) на сеть газопотребления объекта капитального строительства.
Вместе с тем включение в типовую форму акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) указанного заключения, а также содержание в Методических указаниях ссылки на проверку соответствия сети газопотребления и установленного газоиспользующего оборудования техническим условиям и разработанной в соответствии с ними исполнительной (технической) документации, в рассматриваемом судом случае не свидетельствуют о правомерных и обоснованных действиях Общества относительно требования у заявителя (потребителя) направления в его адрес исполнительно-технической документации и об обязанности заявителя устранения выявленных недостатков.
Факт выявленных в деятельности Общества как субъекта естественной монополии нарушений подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств, что свидетельствует о наличии в деянии АО "Газпром газораспределение Киров" события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Основанием для освобождения Общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств заявителем не представлено.
Являясь субъектом естественной монополии, профессиональным участником товарного рынка по транспортировке газа по трубопроводам и оказанию услуг по технологическому присоединению, Общество должно было не только знать о нормативном регулировании указанных правоотношений, но и предпринять все зависящие от него действия для обеспечения выполнения предусмотренных законом требований. Между тем доказательств, подтверждающих, что газораспределительная организация предприняла все зависящие от нее меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах следует признать доказанным наличие в деянии заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ. Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела не усматривается.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, административным органом соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности заявителя на момент вынесения постановления о назначении административного наказания не пропущен. Изложенные в дополнениях к апелляционной жалобе аргументы Общества об истечении срока давности привлечения к административной ответственности судом исследованы и отклоняются исходя из объективной стороны вмененного Обществу административного правонарушения, выразившегося в возложении на третье лицо обязанностей, не предусмотренных Правилами N 1314, путем направления писем от 23.11.2018, 29.11.2018, 25.12.2018, письмом без даты (получено третьим лицом 10.10.2018).
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно и обоснованно отказал заявителю в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления.
Правовых и фактических оснований для применения положений, предусмотренных статьями 2.9, 4.1 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции не установил.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, однако они не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции, о чем заявитель просит в жалобе, не имеется.
На основании вышеизложенного решение Арбитражного суда Кировской области от 13.03.2020 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ, частью 5 статьи 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается, в связи с чем вопрос о ее взыскании не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 13.03.2020 по делу N А28-13367/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу акционерного общества "Газпром газораспределение Киров" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
Е.В. Минаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-13367/2019
Истец: АО "Газпром газораспределение Киров", АО "Газпром газораспределение Киров" филиал в г.Кирове
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области
Третье лицо: ООО "Белиссимо"