г. Санкт-Петербург |
|
05 июня 2020 г. |
Дело N А56-146048/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Медведевой И.Г.
судей Савиной Е.В., Слоневской А.Ю.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Куляевым С.Д.
при участии:
от истца: Гребенникова Е.А., представитель по доверенности от 25.09.2019, паспорт,
от ответчика: Маловская Г.Л., представитель по доверенности от 24.12.2019, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5949/2020) ГУП "Водоканал Ленинградской области" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.01.2020 по делу N А56-146048/2018 (судья Орлова Е.А.), принятое
по иску ГУП "Водоканал Ленинградской области"
к ЗАО "Северо-Западная инвестиционно-промышленная компания"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Водоканал Ленинградской области" (далее - истец, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к акционерному обществу "Северо-Западная инвестиционно-промышленная компания" (с учетом смены наименования) (далее - ответчику, Компании) о взыскании платы за негативное воздействие на водный объект за залповый сброс загрязняющих веществ за июнь 2018 года в размере 7 234 770,59 руб. и платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за июнь 2018 года в размере 3 160 496,70 руб.
Определением суда от 11.07.2019 производство по делу было приостановлено до рассмотрения Тихвинским городским судом Ленинградской области дела N 2а196/2019 (33а-4738/2019).
Определением суда от 17.10.2019 производство по делу было возобновлено.
Решением от 21.01.2020 в удовлетворении исковых требований отказано. Суд первой инстанции, принимая во внимание, что апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 29.08.2019 (административное дело N 33а-4738/2019 (N2а-196/2019)) Постановление администрации Тихвинского района от 31.03.2005 N 318а "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Тихвинского района" (далее - постановление N 318а) признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, пришел к выводу, что нормативы водоотведения по составу сточных вод, установленные Постановлением N 318а, при расчете платы за негативное воздействие на водный объект и залповый сброс, предусмотренные Постановлением N 326, не подлежат применению с 16.01.2015. Приложение N4 к договору, устанавливающее допустимую концентрацию загрязняющих веществ, а также порядок применения для расчета платы за негативное воздействие на водный объект, судом первой инстанции признано не подлежащим применению, поскольку данное приложение согласовано сторонами при заключении договора до вступления в силу 16.01.2015 изменений пункта 61 Правил N 167; сведения о передаче организации ВКХ полномочий по установлению нормативов водоотведения истцом не представлены. Со ссылкой на выводы судов, изложенные при рассмотрении дела NА56-3040/2019, суд первой инстанции посчитал, что условия договора, не соответствующие требованиям Закона N 416-ФЗ, Правил N 167, Правил N 644, Порядку N 1310, на основании пункта 5 статьи 426 ГК РФ являются ничтожными, и при изменении нормативных актов публично-правового образования они подлежат применению к правоотношениям сторон без корректировки договора. Приложением 5 Правил N 644 в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения установлены максимально допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах (в части железа - 5 мг/л, цинка - 1 мг/л, марганца - 1 мг/л, нефтепродуктам - 10 мг/л). Суд первой инстанции, установив, что результаты анализа отобранных параллельных проб сточных вод не сопоставимы, при этом истец возражает против принятия за истинное значение результатов анализа среднее арифметическое значение результатов анализа параллельных проб, ввиду отсутствия резервной пробы, которая должна была быть отобрана и сохранена организацией, осуществляющей водоотведение, пришел к выводу о необоснованности требования истца в части ингредиента - железа, превышающего установленные ответчиком 7,5 мг/л, поскольку отсутствие резервной пробы является нарушением пункта 30 Правил N 525,императивно устанавливающего эту обязанность, и, соответственно, любое нарушение Правил отбора проб организациями ВКХ, как профессиональными организациями в этой сфере деятельности, не может ставиться в вину абонента как слабой стороны.
В апелляционной жалобе истец просит указанное решение отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что суд первой инстанции рассмотрел только одно из заявленных истцом требований - требование взыскать плату за негативное воздействие на водный объект, тогда как требование истца о взыскании платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в сумме 3 10 496,70 руб., расчет которой произведен на основании Правил N 644, оставлено без рассмотрения; ответчиком возражения в данной части не заявлялись. Также истец считает неправомерным отказ в удовлетворении требования в части взыскания платы за негативное воздействие на водный объект со ссылкой на апелляционное определение Ленинградского областного суда от 29.08.2019, которое вступило в законную силу с 29.08.2019, поскольку согласно разъяснениям абзаца 3 пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 50 от 25.12.2018, обстоятельства, указанные в мотивировочной части апелляционного определенияпо делу N 33а-4738/2019, имеющие преюдициальное значение, вместе с тем не влияют на дату, с которой Постановление N 318а признано недействующим ввиду его причинения после 16.01.2015, определенную Ленинградским областным судом; Постановление N 318а применялось и, соответственно, действовало, до 28.08.2019 включительно.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме. Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для его частичной отмены.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации Тихвинского района от 29.04.2014 N 01-1159-а в качестве гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории города Тихвина Ленинградской области определена организация: муниципальное предприятие "Водоканал" муниципального образования Тихвинское городское поселение Тихвинского муниципального района Ленинградской области (далее - МП "Водоканал").
На основании распоряжения Губернатора Ленинградской области от 08.08.2016 N 567-Р в целях исполнения Областного закона от 29.12.2015 N 153-оз "О перераспределении полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления поселений Ленинградской области и о внесении изменений в областной закон "Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области" (далее - Закон N 153-оз) безвозмездно принято в государственную собственность Ленинградской области МП "Водоканал" с последующим переименованием в ГУП ЛО "Водоканал г. Тихвина".
Согласно распоряжению Губернатора Ленинградской области от 24.04.2017 N 236-Р государственное унитарное предприятие "Водоканал Ленинградской области" (далее - Водоканал) реорганизовано в форме присоединения к нему ГУП ЛО "Водоканал г. Тихвина", в связи с чем 11.08.2017 деятельность ГУП ЛО "Водоканал г. Тихвина" прекращена. Ввиду присоединения ГУП ЛО "Водоканал г. Тихвина" к Водоканалу к последнему перешли все права и обязанности присоединяемого юридического лица в порядке универсального правопреемства.
01.10.2013 между МП "Водоканал" (организация ВКХ) и Компанией (абонент) заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения N 977 (далее - договор), по которому организация ВКХ обязалась подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду и осуществлять прием сточных вод, а также обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент - оплачивать оказанные услуги, а также соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения.
Дополнительным соглашением N 1 от 01.01.2018 к договору сторонами подписаны акты разграничения эксплуатационной ответственности и сведения о местах отбора проб сточных вод.
Кроме того, сторонами подписано приложение N 4 к договору - "Сведения об установленных нормативах допустимых сбросов загрязняющих веществ" с целью обеспечения режима безаварийной работы централизованной системы водоотведения.
Согласно подпункту "д" пункта 4.2 договора, истец, как организация ВКХ, имеет право взимать с ответчика, как абонента, плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод.
В соответствии с подпунктом "р"пункта 4.3 договора абонент обязуется соблюдать установленные нормативы допустимых сбросов сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на централизованную систему водоотведения.
В соответствии с пунктом 9.2 договора организация ВКХ осуществляет контроль за соблюдением абонентом нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, требований к составу и свойствам сточных вод, устанавливаемых в целях предотвращения негативного воздействия на централизованную систему водоотведения. Контроль за соблюдением абонентом нормативов допустимых сбросов и загрязняющих веществ, устанавливаемый организацией ВКХ в целях предотвращения негативного воздействия на централизованную систему водоотведения, осуществляется путем выполнения лабораторных анализов проб сточных вод, отбираемых из контрольных колодцев. Приложением N 4 к договору сторонами согласованы сведения об установленных нормативах допустимых сбросов загрязняющих веществ.
06.06.2018 истец произвел отбор проб сточных вод в контрольных колодцах ответчика, о чем составлен акт N 214-Т-050618. В результате анализа отобранных проб на выпуске N 1 КНС (к.к.1) было установлено превышение содержания загрязняющих веществ по железу 10,3 мг/л, цинку 0,04 мг/л, марганцу 1,04 мг/л, нефтепродуктам - 0,59 мг/л, что подтверждается протоколом лабораторных исследований от 13.06.2018 г. N 1359.1.18.
Истцом на основании протокола лабораторных исследований от 13.06.2018 N 1359.1.18. представлен расчет платы в июне 2018 года, при этом расчет платы за негативное воздействие на водный объект составил 51 823,55 руб., за залповый сброс загрязняющих веществ - 7 182 947,04 руб., за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения - 3 160 496,70 руб. При этом, расчеты платежей за негативное воздействие:
- на водный объект и залповый сброс произведен на основании Постановления Правительства РФ от 12.02.1999 N 167, Постановления Правительства Ленинградской области от 30.12.2014 N 326 и приложения N 4 к договору N 977,
- на работу централизованной системы водоотведения произведен на основании Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 644.
06.06.2018 ответчиком проведен параллельный отбор проб сточных вод с составлением акта отбора проб воды от 06.06.2018 и направлен для лабораторных исследований в Аккредитованный испытательный центр филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ленинградской области в Тихвинском районе" (Аттестат аккредитации от 06.02.2018 N RA.RU.21НА87). По результатам оформлен протокол лабораторных исследований N 1197 от 13.06.2018, в котором полученные результаты по загрязняющим веществам отличаются от представленных истцом, а именно: железо - 7,5 мг/л (у истца - 10,3), цинк - 0,048 мг/л (у истца - 0,04), марганец - 1,43 мг/л (у истца - 1,04), нефтепродукты - 0, 94 мг/л (у истца - 0,59).
Предложение ответчика о необходимости выполнения расчета платы исходя из среднее арифметического значения результатов анализа параллельных проб 2 аккредитованных лабораторий, направленное в адрес истца 14.08.2018 (исх. N 2147- т), истец оставил без рассмотрения.
12.09.2018 истцом в адрес ответчика была направлена претензия исх. 6332/2018, которая оставлена ответчиком без удовлетворения в связи с чем истец обратился в суд с исковым заявлением о взыскании задолженности.
Пунктом 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой и другими товарами, и применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательств.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Законом N 416-ФЗ, Правилами N 167, Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
В силу статей 13 и 14 Закона N 416-ФЗ договоры водоснабжения и водоотведения являются публичными.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона N 416-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для объектов центральной системы водоотведения устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, а также лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
Обеспечение требований к составу сточных вод, сбрасываемых абонентами в централизованные системы водоотведения (канализации), исчисление платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод и взимание указанной платы с абонентов, а также контроль состава и свойств сточных вод абонента регулируются статьями 30.1 - 30.3 Закона N 416-ФЗ, которые введены Федеральным законом от 29.07.2017 N 225-ФЗ. Так, в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения (канализации), содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в порядке, установленном правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 30.2 Закона N 416-ФЗ).
Абонент в том числе обязан вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а организация ВКХ, в свою очередь, вправе взимать с абонентов плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (подпункт "ж" пункта 35, подпункт "г" пункта 36 Правил N 644).
Запрещается производить сброс в централизованные системы водоотведения веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу по перечню, приведенному в приложении N 4 к Правилам N 644. Кроме того, значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения нормативных показателей по перечню, приведенному в приложении N 5 к названным Правилам, установленному в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения.
Суд первой инстанции, рассмотрев требование истца о взыскании с ответчика платы за негативное воздействие на водный объект и залповый сброс загрязняющих веществ в сумме 7 234 770,59 руб., пришел к выводу, что нормативы водоотведения по составу сточных вод, установленные Постановлением N 318а, при расчете платы за негативное воздействие на водный объект и залповый сброс, предусмотренные Постановлением N 326, не подлежат применению с 16.01.2015. Данный вывод судом первой инстанции был сделан на основании апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 29.08.2019 (административное дело N 33а-4738/2019 (N2а-196/2019)), которым Постановление администрации Тихвинского района от 31.03.2005 N 318а "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Тихвинского района" (далее - постановление N 318а) признано недействующим.
Согласно разъяснениям пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны не действующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. В случае если оспариваемый акт был принят ранее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, он или его часть могут быть признаны не действующими со дня вступления в силу нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть стали противоречить. Оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствуют, может быть признан судом не действующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта.
Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Апелляционным судом установлено, что вопреки выводу суда первой инстанции, Постановление администрации Тихвинского района от 31.03.2005 N 318а апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 29.08.2019 по делу N 33а-4738/2019 признается недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Таким образом, как верно указано истцом, нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ, утвержденные постановлением N 318а, действовали и были обязательны к применению по правоотношениям, возникшим вплоть до 29.08.2019, тогда как предметом настоящего спора являются правоотношения, возникшие в июне 2018 года.
В этой связи, апелляционный суд считает, что отказ суда первой инстанции в удовлетворении заявления о взыскании платы за негативное воздействие на водный объект и залповый сброс загрязняющих веществ со ссылкой на недействительность постановления N 318а, является необоснованным.
При определении платы за негативное воздействие на водный объект и залповый сброс загрязняющих веществ за спорный период следует руководствоваться нормативными показателями общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, утвержденными постановлением N 318а.
Согласно результатам проведенных исследований в сточных водах ответчика по выпуску N 1 обнаружены загрязняющие вещества, а именно: марганец (сверхнорм), железо общее (залп) и нефтепродукты (сверхнорм).
Учитывая нормы действующего законодательства, с учетом постановления N 318а, плата за негативное воздействие на водный объект составила 51 823,55 руб., за залповый сброс загрязняющих веществ - 7 182 947,04 руб., за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за июнь 2018 года по выпуску N 1 - 3 160 496,70 руб.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167.
В соответствии с пунктом 70 указанных Правил расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу подпункту "и" пункта 35 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644, а также условий договора абонент обязан соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.
Пунктом 35 Правил N 644 установлены обязанности абонента:
- соблюдать нормативы водоотведения по составу сточных вод (установлены Распоряжением N 148 в целях защиты водных объектов);
- соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод (установлены разделом VI Правил N 644 в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения);
- принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований;
- вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов водоотведения по составу сточных вод.
Пунктом 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ, пунктом 118 Правил N 644 предусмотрено, что в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены названными Правилами.
Пунктом 36 Правил N 644 организации водопроводно-канализационного хозяйства предоставлено право взимать с абонентов плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Порядок расчета указанной платы (формула расчета) предусмотрен в пункте 123 Правил N 644.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Закона N 416-ФЗ контроль состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения, осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В настоящее время Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод и оформление результатов такого контроля утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 (далее - Правила N 525).
Пунктом 20 Правил N 525 определено, что абонент обязан обеспечить присутствие представителя при проведении отбора проб сточных вод; обеспечить идентификацию мест отбора проб сточных вод (наличие различимых указателей, содержащих идентифицирующие признаки места отбора проб сточных вод и позволяющих определить их на местности).
Согласно пункту 27 Правил N 525 по результатам отбора проб сточных вод на месте отбора проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, составляет в 2 экземплярах акт отбора проб сточных вод по форме, установленной приложением N 2 к Правилам N 525, который подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, и абонентом.
В соответствии с пунктом 28 названных Правил при несогласии абонента с содержанием акта отбора проб сточных вод абонент обязан подписать этот акт с указанием в нем своих возражений.
В соответствии с условиями договора абонент обязался осуществлять контроль за составом и свойствами сбрасываемых в системы коммунальной канализации сточных вод и соблюдением лимитов водопотребления и водоотведения, нормативов водоотведения по качеству сточных вод, нести другие обязанности, предусмотренные действующим законодательством и Правилами.
Абонент, как организация ВКХ по отношению к лицам, подключенным к его сетям, обязан и вправе осуществлять контроль за составом и свойствами отводимых ими сточных вод, контроль за соблюдением нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, а также требований, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения (подпункт "е" пункта 34 и подпункт "в" пункта 36 Правил N 644), и в случае, если сточные воды, принимаемые в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 Правил N 644 начислять абонету(ам) плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и тем компенсировать свои расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены Правилами N 644.
В данном случае факт сброса абонентом в систему канализации сточных вод, в которых концентрация загрязняющих веществ превышает установленные нормативы, Предприятием подтвержден относимыми и допустимыми доказательствами - актами отбора проб и соответствующим протоколом исследований.
06.06.2018 отбор проб сточных вод осуществлен в присутствии представителя абонента на выпуске N 1 и N2 КНС в соответствии с актом разграничения ответственности сторон по сетям канализации.
По утверждению ответчика им была взята параллельная проба сточных вод, результаты анализа которой отличаются от контрольных показателей.
Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 525 от 21.06.2013 (далее - Правила N 525) урегулирован механизм разрешения разногласий, возникающих при несопоставимости результатов исследований основной и параллельной проб. Так, в соответствии с пунктом 30 Правил N 525, при параллельном отборе проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, осуществляет отбор резервной пробы. Разделение пробы на параллельные и резервную проводится организацией, осуществляющей водоотведение, на месте отбора проб сточных вод (пункт 32 Правил N 525). Результаты отбора параллельных и резервной проб сточных вод указываются в акте отбора проб сточных вод, составленном по форме, приведенной в приложении N 2 к настоящим Правилам, в 3 экземплярах, которые подписываются организацией, осуществляющей водоотведение, и абонентом в течение 1 рабочего дня со дня отбора проб (пункт 35). Результаты анализов отобранных параллельных проб сточных вод в течение 24 часов со дня их получения представляются абонентами в организацию, осуществляющую водоотведение, для проведения оценки сопоставимости результатов. Если результаты сопоставимы (отличаются не более чем на погрешность метода измерения по более чем 90 процентов измеряемых показателей), за истинное значение принимается среднее арифметическое значение результатов анализа параллельных проб 2 аккредитованных лабораторий. В случае если результаты анализа отобранных проб сточных вод не сопоставимы и хотя бы одна из сторон отказывается принимать за истинное значение результатов анализа среднее арифметическое значение результатов анализа параллельных проб, за счет такой стороны в течение 1 рабочего дня проводится анализ резервной пробы. При наличии такой возможности анализ резервной пробы осуществляется в аккредитованной лаборатории, не участвовавшей в анализе параллельных проб сточных вод. За истинное значение результатов анализа по каждому из исследуемых показателей принимается среднее арифметическое результатов резервной пробы и одной из параллельных проб, результаты которой меньше отличаются от результатов резервной пробы (пункты 36, 37 Правил N 525). Указание на отбор организацией ВКХ резервной пробы при осуществлении параллельного отбора проб абонентом ВКХ содержится и в пункте 5.4 ПНД Ф 12.15.1-08; указанный пункт также устанавливает, что резервная проба хранится в организации ВКХ для разрешения возможных разногласий на период проведения анализа.
Из материалов дела следует, что ответчиком в нарушение указанных положений не был составлен акт отбора параллельной пробы, что лишает ответчика права ссылаться на результаты анализа пробы которую ответчик представил в Аккредитованный испытательный центр филиала ФБУЗ "Центргигиены и эпидемиологии в Ленинградской области в Тихвинском районе".
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ответчик обращался к истцу с требованием о составлении акта отбора параллельной пробы и об опечатывании пробы, ответчик при подписании акта отбора контрольной пробы N 214-Т-050618 также не изложил свои возражения.
При таких обстоятельствах апелляционный суд не может принять в качестве доказательства протокол лабораторных исследований N 1197 от 13.06.2018, составленный аккредитованным испытательным центром филиала ФБУЗ "Центргигиены и эпидемиологии в Ленинградской области в Тихвинском районе"об иной концентрации загрязняющих веществ в сточных водах ответчика.
В этой связи, апелляционный суд считает, что истец доказал относимыми и допустимыми доказательствами факт сброса ответчиком сточных вод в централизованную систему водоотведения, оказывающих негативное воздействие на работу указанной системы, в связи с чем с ответчика в пользу истца подлежит взысканию плата за негативное воздействие на водный объект за залповый сброс загрязняющих веществ за июнь 2018 года в размере 7 234 770,59 руб. и плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за июнь 2018 года в размере 3 160 496,70 руб.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции следует отменить, исковые требования удовлетворить.
Расходы по госпошлине по иску и апелляционной жалобе распределены по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, частью 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.01.2020 по делу N А56-146048/2018 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Взыскать с ЗАО "Северо-Западная инвестиционно-промышленная компания" в пользу ГУП "Водоканал Ленинградской области" плату за негативное воздействие на водный объект за залповый сброс загрязняющих веществ и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за июнь 2018 года в размере 10 395 267,29 руб. и госпошлину по иску и апелляционной жалобе в размере 77 976 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Г. Медведева |
Судьи |
Е.В. Савина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-146048/2018
Истец: ГУП "ВОДОКАНАЛ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: ЗАО "СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ ИНВЕСТИЦИОННО-ПРОМЫШЛЕННАЯ КОМПАНИЯ"
Третье лицо: ГУП "Водоканал Ленинградской области"