г.Самара |
|
31 января 2024 г. |
Дело N А55-23614/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 января 2024 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Некрасовой Е.Н., судей Корнилова А.Б., Сорокиной О.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сычевой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 24.01.2024 в помещении суда апелляционную жалобу Администрации городского округа Тольятти на решение Арбитражного суда Самарской области от 22.11.2023 по делу N А55-23614/2023 (судья Шаруева Н.В.), возбужденному по исковому заявлению акционерного общества "Производственное объединение коммунального хозяйства городского округа Тольятти" (ИНН 6324014124, ОГРН 1106324008284), г.Тольятти Самарской области, к Администрации городского округа Тольятти (ИНН 6320001741, ОГРН 1036301078054), г.Тольятти Самарской области, о взыскании денежных средств,
в судебном заседании приняли участие:
от АО "ПО КХ г.о.Тольятти" - Семенова М.Н. (доверенность от 18.12.2023),
от Администрации г.о.Тольятти - Доронина С.А. (доверенность от 29.12.2023),
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Производственное объединение коммунального хозяйства г.о.Тольятти" (далее - АО "ПО КХ г.о.Тольятти", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением (с учетом принятого судом первой инстанции в порядке ст.49 АПК РФ уточнения исковых требований) о взыскании с Администрации городского округа Тольятти (далее - Администрация) задолженности по муниципальному контракту от 14.09.2021 N 162/818-дг/2.1 за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за июнь 2021 года - октябрь 2022 года в сумме 7 302 520 руб. 20 коп., неустойки за период с 11.07.2021 по 31.03.2022 и с 01.10.2022 по 11.07.2023 в сумме 635 658 руб. 04 коп. и неустойки в даты вынесения решения по день фактического исполнения обязательства.
Решением от 22.11.2023 по делу N А55-23614/2023 Арбитражный суд Самарской области исковые требования удовлетворил частично, взыскал с Администрации в пользу АО "ПО КХ г.о.Тольятти" задолженность в сумме 7 302 520 руб. 20 коп., неустойку по состоянию на 11.07.2023 в сумме 634 098 руб. 58 коп., неустойку, начисленную на сумму основного долга в размере 1/300 ставки ЦБ РФ, начиная с даты вынесения решения по день фактического исполнения обязательства, а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 62 679 руб.; в удовлетворении остальной части исковых требований - отказал.
Администрация в апелляционной жалобе просила отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
АО "ПО КХ г.о.Тольятти" апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
В судебном заседании представитель Администрации апелляционную жалобу поддержала, просила отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное.
Представитель АО "ПО КХ г.о.Тольятти" апелляционную жалобу отклонила, просила оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, заслушав представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, АО "ПО КХ г.о.Тольятти" (организация ВКХ) и Администрация (абонент) заключили муниципальный контракт водоотведения поверхностных сточных вод в централизованную ливневую систему от 14.09.2021 N 162/818-дг/2.1, по которому организация ВКХ обязалась осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную ливневую систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязался соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам отводимых поверхностных сточных вод в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу объектов централизованной ливневой системы водоотведения, нормативы по объему отводимых в централизованные ливневые системы водоотведения поверхностных сточных вод и нормативы состава сточных вод и производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в сроки и порядке, которые определены в контракте.
Согласно п.7 контракта оплата за фактически оказанные услуги водоотведения в истекшем месяце с учетом средств, ранее внесенных абонентом в качестве оплаты за водоотведение в расчетном периоде, осуществляется до 10 числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата, на основании выставленного счета, счета-фактуры и акта выполненных работ (оказанных услуг), выставляемых к оплате организацией водопроводно-канализационного хозяйства не позднее 5 числа месяца, следующего за расчетным месяцем.
В соответствии с пп."г" п.11 контракта организация ВКХ вправе взимать с абонента плату за отведение поверхностных сточных вод сверх установленных нормативов по объему поверхностных сточных вод и нормативов состава сточных вод, плату за негативное воздействие на работу централизованной ливневой системы водоотведения.
АО "ПО КХ г.о.Тольятти" свои обязательства по муниципальному контракту выполнило и рассчитало плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за июнь 2021 года - октябрь 2022 года (за исключением ноября 2021 года) в сумме 7 302 520 руб. 20 коп.
Поскольку Администрация оплату не произвела, АО "ПО КХ г.о.Тольятти" направило претензию от 26.01.2023 N исх-146 с просьбой погасить задолженность в добровольном порядке.
Администрация претензию не исполнила, что послужило основанием для обращения АО "ПО КХ г.о.Тольятти" с исковым заявлением в арбитражный суд.
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч.1 ст.14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в том числе в части, касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями.
Согласно п.8 ч.1 ст.93 Закона N 44-ФЗ заключение контракта на оказание услуг по водоотведению, по водоснабжению по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам) может осуществляться с единственным поставщиком.
В этих случаях ч.15 ст.34 Закона N 44-ФЗ допускает заключение контракта в любой форме, предусмотренной ГК РФ для совершения сделок.
Начисление АО "ПО КХ г.о.Тольятти" платы за сброс загрязняющих веществ не противоречит условиям заключенного контракта.
Постановлением Администрации г.о.Тольятти Самарской области от 28.07.2020 N 2264-п/1 "Об утверждении нормативов состава сточных вод для объектов абонентов, сбрасывающих сточные воды в централизованную систему водоотведения (канализации) городского округа Тольятти" (далее - Постановление N 2264-п/1) утверждены нормативы состава сточных вод для объектов абонентов, сбрасывающих сточные воды в централизованную систему водоотведения (канализации) Комсомольского и Центрального районов г.о.Тольятти.
Постановлением Администрации г.о.Тольятти Самарской области от 24.08.2020 N 2543-п/1 "О внесении изменений в постановление мэрии городского округа Тольятти от 31.12.2014 N 5010-п/1 "Об утверждении Схем водоснабжения и водоотведения городского округа Тольятти на период с 2014 до 2018 года" внесены изменения в Схему водоснабжения и водоотведения городского округа Тольятти и утверждены централизованные системы водоотведения и технологические зоны водоотведения.
П.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" органам местного самоуправления городских округов рекомендовано установить нормативы состава сточных вод в соответствии с требованиями данного постановления со сроком начала их действия не позднее 01.07.2020.
Администрацией так и не установлены для каждой централизованной системы водоотведения или для конкретной технологической зоны водоотведения нормативы состава сточных вод для объектов абонентов, сбрасывающих сточные воды в централизованную систему водоотведения, что не может исключать внесение ответчиком платы за сброс загрязняющих веществ.
29.05.2020 в адрес АО "ПО КХ г.о.Тольятти" поступил запрос от Департамента городского хозяйства Администрации г.о.Тольятти о предоставлении информации, необходимой для расчета и установления нормативов состава сточных вод для объектов всех абонентов централизованной системы водоотведения или конкретной технологической зоны водоотведения (если централизованная система водоотведения состоит из 2 и более технологических зон водоотведения).
08.06.2020 в адрес Департамента городского хозяйства Администрации г.о.Тольятти была направлена запрошенная информация с приложением подтверждающих документов (исх. N 877).
На основании данных АО "ПО КХ г.о.Тольятти" и было издано Постановление N 2264-п/1.
В случае не предоставления указанного расчета нормативы состава сточных вод устанавливаются без предоставления рассчитанных значений по конкретной централизованной системе (п.175 Правил холодного водоснабжения и водоотведения (утв.Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644; далее - Правила N 644)).
Таким образом, как верно отметил суд первой инстанции, довод Администрации о том, что АО "ПО КХ г.о.Тольятти" не направило вышеуказанную информацию, опровергается материалами дела.
Как уже указано, Постановлением N 2264-п/1 утверждены нормативы состава сточных вод для объектов абонентов, сбрасывающих сточные воды в централизованную систему водоотведения (канализации) Комсомольского и Центрального районов г.о.Тольятти.
В соответствии с п.168 Правил N 644 нормативы состава сточных вод устанавливаются едиными для объектов всех абонентов централизованной системы водоотведения или конкретной технологической зоны водоотведения (если централизованная система водоотведения состоит из 2 и более технологических зон водоотведения).
Аналогичная позиция изложена в судебных актах по делам N А55-4099/2021, А55- 9236/2021, А55-37250/2021, А55-37305/2021.
Постановлением Мэрии г.о.Тольятти от 06.10.2015 N 3230-п/1 "О предоставлении ОАО "ПО КХ городского округа Тольятти" в аренду объектов ливневой (дождевой) канализации Центрального и Комсомольского районов г.Тольятти" (далее - Постановление N 3230-п/1) и Постановлением Администрации г.о.Тольятти от 21.01.2021 N 175-п/1 "О предоставлении АО "ПО КХ г.о.Тольятти" в аренду объектов ливневой (дождевой) канализации на новый срок" (далее - Постановление N 175-п/1) обществу переданы объекты ливневой (дождевой) канализации Центрального и Комсомольского районов г.Тольятти.
Пруды-накопители переданы АО "ПО КХ г.о.Тольятти" - объекты ливневой (дождевой) канализации (приложения N 2 к Постановлению N 3230-п/1 и Постановлению N 175-п/1).
Разрешительные документы (Постановление N 3230-п/1, Постановление N 175-п/1 и Схема водоснабжения и водоотведения городского округа Тольятти на период с 2014 до 2028 года) находятся в рабочем пользовании Департамента городского хозяйства Администрации г.о.Тольятти.
В соответствии со ст.30.2 Закона N 416-ФЗ АО "ПО КХ г.о.Тольятти" производит плату за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты и за размещение отходов производства в Управление Росприроднадзора по Самарской области.
В 2021 году АО "ПО КХ г.о.Тольятти" утвердило программу, в которую входит осуществление мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду.
Кроме того, в целях снижения негативного воздействия на окружающую среду АО "ПО КХ г.о.Тольятти" в 2016 году были проведены работы по очистке прудов-накопителей, а именно: пруда-накопителя, расположенного в лесной зоне южнее ул.Баныкина (Самарская область, г.Тольятти, южнее здания по ул.Баныкина, 40), и двух прудов-накопителей (N 1 и 2), расположенных в районе детской многопрофильной больницы (Самарская область, г.Тольятти, восточнее здания по ул.Лесной, 1).
При таких обстоятельствах, учитывая, что факт сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и размер платы подтверждаются материалами дела и Администрацией не опровергнуты, доказательства погашения задолженности полностью или частично на дату рассмотрения настоящего дела не представлены, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для взыскания с Администрации в пользу АО "ПО КХ г.о.Тольятти" задолженности за июнь 2021 года - октябрь 2022 года в сумме 7 302 520 руб. 20 коп.
Аналогичные выводы содержатся в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2023 по делу N А55-32979/2022 с участием тех же лиц.
В соответствии с п.1 ст.329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться, в том числе неустойкой.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения (п.1 ст.330 ГК РФ).
Согласно п.54 контракта (в редакции протокола согласования разногласий) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения абонентом обязательств по оплате организация ВКХ вправе потребовать от абонента уплаты пени в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Исходя из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в п.65 Постановления Пленума от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", по смыслу ст.330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ). Присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства. При этом день фактического исполнения нарушенного обязательства, в частности, день уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета неустойки.
По расчету АО "ПО КХ г.о.Тольятти" неустойка за период с 11.07.2021 по 31.03.2022 и с 01.10.2022 по 11.07.2023 составила в сумме 635 658 руб. 04 коп.
АО "ПО КХ г.о.Тольятти" при расчете неустойки применило учетную ставку Банка России в размере 7,5 %, что права и законные интересы Администрации не нарушает.
Проверив расчет неустойки, приняв во внимание Постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (действовало в период с 01.04.2022 по 01.10.2022) и п.3 ст.9.1, абз.10 п.1 ст.63 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", суд первой инстанции правомерно взыскал с Администрации в пользу АО "ПО КХ г.о.Тольятти" неустойку по состоянию на 11.07.2023 в сумме 634 094 руб. 58 коп., а также неустойку, начисленную за период с даты вынесения решения по день фактического исполнения обязательства.
Вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для взыскания неустойки за 01.10.2022 в апелляционном порядке не обжалуется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины судом первой инстанции распределены верно.
Повторно проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу, направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
Суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а потому у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст.270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В силу ст.333.37 НК РФ Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражном суде.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 22 ноября 2023 года по делу N А55-23614/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Некрасова |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-23614/2023
Истец: АО "Производственное Объединение Коммунального Хозяйства Городского Округа Тольятти"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ