г. Пермь |
|
03 июня 2020 г. |
Дело N А60-68614/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 июня 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г.Н.,
судей Голубцова В.Г., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,
при участии:
от заявителя ООО "Единая сервисная служба" (ИНН 6684026855, ОГРН 1176658003411) - Волынкин В.А., паспорт, решение от 11.01.2017 N 1;
от заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 30 по Свердловской области (ИНН 6684000014, ОГРН 1126625000017) - Богомолова М.А., удостоверение, доверенность от 10.01.2018, диплом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя ООО "Единая сервисная служба"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 04 марта 2020 года
по делу N А60-68614/2019,
принятое судьей Калашником С.Е.
по заявлению ООО "Единая сервисная служба"
к Межрайонной ИФНС России N 30 по Свердловской области
о признании недействительным решения от 15.11.2019 N 18971,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Единая сервисная служба" (далее - заявитель, общество, ООО "ЕС-Сервис") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 30 по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган) от 15.11.2019 N 18971.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 04.03.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит названное решение отменить, заявленные требования удовлетворить. Заявитель считает, что суд принял необоснованное решение, не полностью выяснил обстоятельства дела, а именно: обстоятельства, исключающие попадание заявителя под категорию плательщиков страховых взносов, обязанных сдавать расчеты по страховым взносам.
Заинтересованное лицо представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, жалобу общества - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представители заявителя и заинтересованного лица поддержали доводы жалобы и отзыва на нее соответственно.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как установлено судами и следует из материалов дела, в связи с непредставлением ООО "ЕС-Сервис" расчета по страховым взносам за 9 месяцев 2019 года инспекция на основании статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) вынесла решение от 15.11.2019 N 18971 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств.
Решением УФНС по Свердловской области от 30.12.2019 N 13-06/45671, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, решение инспекции оставлено без изменения.
В связи с представлением обществом в инспекцию 03.12.2019 расчета по страховым взносам за 9 месяцев 2019 года Межрайонной ИФНС России N 30 по Свердловской области принято решение от 04.12.2019 N 18294 об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств.
Полагая, что решение инспекции от 15.11.2019 N 18971 вынесено с нарушением требований налогового законодательства, нарушает его права и законные интересы, общество "ЕС-Сервис" обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 13, 110, 198, 200 АПК РФ, статьями 76, 80, 333.21, 419, 420, 431 Кодекса, статьями 16, 17 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ), статьей 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), статьей 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ), статьей 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), Федеральным законом от 29.07.2018 N 232-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием налогового администрирования", Приказом Федеральной налоговой службы от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@ "Об утверждении формы расчета по страховым взносам, порядка его заполнения, а также формата представления расчета по страховым взносам в электронной форме", пришел к выводу о законности оспоренного решения инспекции.
Заявитель по доводам жалобы настаивает на том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
На основании пункта 3.2 статьи 76 Кодекса решение налогового органа о приостановлении операций плательщика страховых взносов по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае непредставления указанным плательщиком страховых взносов расчета по страховым взносам, в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такого расчета.
Расчет по страховым взносам представляет собой письменное заявление или заявление плательщика страховых взносов, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объекте обложения страховыми взносами, о базе для исчисления страховых взносов, об исчисленной сумме страховых взносов и о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Расчет по страховым взносам представляется в случаях, предусмотренных главой 34 Кодекса (пункт 1 статьи 80 Кодекса).
На основании пункта 3 статьи 80 Кодекса налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики, плательщики страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 419 Кодекса плательщиками страховых взносов (далее в главе 34 Кодекса - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.
Согласно пункту 2 статьи 423 Кодекса отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
Плательщики, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 Кодекса (за исключением физических лиц, производящих выплаты, указанные в подпункте 3 пункта 3 статьи 422 Кодекса), представляют расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (пункт 7 статьи 431 Кодекса).
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона N 165-ФЗ страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения.
В пункте 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ установлено, что страхователи обязаны встать на учет и сняться с учета у страховщика в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (подпункт 1); вести учет начислений страховых взносов и представлять страховщику и (или) налоговому органу в установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования сроки отчетность по установленной форме (подпункт 4).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Закона N 167-ФЗ страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица.
Регистрация страхователей является обязательной и осуществляется в территориальных органах страховщика: работодателей - организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей (лиц, приравненных к ним в целях настоящего Федерального закона) и самостоятельно уплачивающих страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня представления в территориальные органы страховщика федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и представляемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (подпункт 1 пункта 1 статьи 11 Закона N 167-ФЗ).
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 2.1 Закона N 255-ФЗ страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе: организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.
Регистрация страхователей осуществляется в территориальных органах страховщика страхователей - юридических лиц в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня представления в территориальный орган страховщика федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц и представляемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (подпункт 1 пункта 1 статьи 2.3 Закона N 255-ФЗ).
В соответствии частью 1 статьи 11 Закона N 326-ФЗ страхователями для работающих граждан, указанных в пунктах 1 - 4 статьи 10 настоящего Федерального закона, являются: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.
На основании пункта 1 части 2 статьи 17 Закон N 326-ФЗ страхователь обязан регистрироваться и сниматься с регистрационного учета в целях обязательного медицинского страхования.
Лица, указанные в части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, признаются страхователями с момента их постановки на учет в налоговых органах в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Информация о постановке таких лиц на учет в налоговых органах передается в территориальные фонды в порядке, установленном соглашением об информационном обмене между органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, и Федеральным фондом (часть 4 статьи 17 Закона N 326-ФЗ).
Судами установлено, материалам дела не противоречит, что с 23.01.2017 общество "ЕС-Сервис" зарегистрировано в качестве страхователя в Филиале N 4 ГУ - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации и в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ревда и г. Дегтярску Свердловской области. Основным видом экономической деятельности является деятельность по комплексному обслуживанию помещений. При осуществлении своей деятельности общество "ЕС-Сервис" имеет право производить выплаты вознаграждений физическим лицам. Согласно выписке из ЕГРЮЛ единственным учредителем (участником) общества и лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, является Волынкин Василий Анатольевич.
Таким образом, при наличии статуса страхователя по обязательному пенсионному страхованию и социальному страхованию общество в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 419, пункта 7 статьи 431 Кодекса, подпункта 4 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ обязано представлять расчеты по страховым взносам.
Правовые основания для освобождения страхователей от представления отчетности (расчетов по страховым взносам) в связи с неосуществлением в отчетный период каких-либо выплат в пользу физических лиц отсутствуют.
Общество не представило расчет по страховым взносам за 9 месяцев 2019 года в срок, предусмотренный пунктом 7 статьи 431 Кодекса.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно признал соответствующим закону решение инспекции о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств.
Довод заявителя жалобы об отсутствии обязанности по представлению расчетов по страховым взносам суд первой инстанции обоснованно отклонил, как основанный на неверном толковании норм действующего законодательства.
Как указано выше, Кодексом не предусмотрено освобождение от исполнения обязанности плательщика страховых взносов по представлению Расчетов в случае неосуществления организацией финансово-хозяйственной деятельности.
В случае отсутствия у плательщика в течение того или иного расчетного (отчетного) периода выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, такой плательщик обязан представить в налоговый орган в установленный срок Расчет с нулевыми показателями.
Представляя Расчеты с нулевыми показателями, плательщик заявляет в налоговый орган об отсутствии в конкретном отчетном периоде выплат и вознаграждений в пользу физических лиц, являющихся объектом обложения страховыми взносами, и, соответственно, об отсутствии сумм страховых взносов, подлежащих уплате за этот же отчетный период.
Кроме того, представляемые Расчеты с нулевыми показателями позволяют налоговым органам отделить плательщиков, не производящих в конкретном отчетном периоде выплат и иных вознаграждений физическим лицам и не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность, от плательщиков, которые нарушают установленный Кодексом срок для представления Расчетов, и, следовательно, не привлекать их к ответственности в виде штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Кодекса.
В противном случае непредставление плательщиком страховых взносов в установленный законодательством Российской Федерации о налогах и сборах срок Расчетов, в том числе с нулевыми показателями, влечет взыскание штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Кодекса, минимальный размер которого составляет 1000 рублей.
Таким образом, в случае отсутствия у плательщика страховых взносов выплат в пользу физических лиц в течение того или иного расчетного (отчетного) периода плательщик обязан представить в установленный срок в налоговый орган Расчет с нулевыми показателями.
Данная позиция согласована с Министерством финансов Российской Федерации (письмо Минфина России от 24.03.2017 N 03-15-07/17273).
Указанные разъяснения содержатся также в письмах Министерства финансов Российской Федерации от 04.03.2019 N 03-15-06/13870, Министерства финансов Российской Федерации от 18.06.2018 N 03-15-05/41578, Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 02.04.2018 N ГД-4-11/6190@, от 16.04.2020 N БС-3-11/3048@, Министерства финансов Российской Федерации от 05.03.2019 N 03-15-05/14369.
Ссылка общества на отсутствие работников, осуществляющих деятельность на основании трудового договора, что исключает отнесение общества к плательщикам страховых взносов, отклоняется как основанная на неверном толковании норм права.
Положениями статей 16, 17 ТК РФ определено, что трудовые отношения возникают, в частности, в результате избрания или назначения на должность, если избрание на должность предполагает выполнение физическим лицом определенной трудовой функции.
Как следует из материалов дела, решением участника общества от 11.01.2017 N 1 директором общества избран Волынкин В.А., который является единоличным исполнительным органом общества.
Лицо, назначенное на должность директора общества, является его работником, а отношения между обществом и директором как работником регулируются нормами трудового права. При этом, содержащееся в статье 273 ТК РФ исключение не содержит норм, запрещающих применение общих положений ТК РФ к трудовым отношениям, когда происходит совпадение статуса работника и работодателя в одном лице.
В силу вышеизложенного, с учетом положений статьи 40 ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" указанное лицо признается застрахованным лицом по обязательному социальному страхованию, а Общество - страхователем в силу прямого указания пункта 1 статьи 7 Закона N 167-ФЗ.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемое решение надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы (статья 110 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 04 марта 2020 года по делу N А60-68614/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Г.Н.Гулякова |
Судьи |
В.Г.Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-68614/2019
Истец: ООО "ЕДИНАЯ СЕРВИСНАЯ СЛУЖБА"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 30 ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ