г. Тула |
|
3 июня 2020 г. |
Дело N А54-2865/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.05.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.06.2020.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Заикиной Н.В., судей Дайнеко М.М. и Рыжовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глухаревой Е.А., при участии представителей: заявителя - закрытого акционерного общества "Заборье" (Рязанская область, с. Заборье, ОГРН 1026200699777, ИНН 6215000033) - Лазаренко С.А. (доверенность от 02.03.2020), заинтересованных лиц - правительства Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1026201259480, ИНН 6231014428) - Переведенцева Д.В. (доверенность от 23.12.2019 N 1/65), администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области (Рязанская область, д. Турлатово, ОГРН 1036216001194, ИНН 6215005970) - Синецкой Л.Н. (доверенность от 14.02.2020), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1026201263725, ИНН 6231008551) - Харитонова М.А. (доверенность от 09.01.2020), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1046209031384, ИНН 6234010728), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - министерства природопользования Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1116234000145, ИНН 6234087093), извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Рязанской области, апелляционные жалобы администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области, правительства Рязанской области, министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 21.01.2020 по делу N А54-2865/2019 (судья Котлова Л.И.),
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Заборье" (далее - заявитель, общество, ЗАО "Заборье") обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к правительству Рязанской области (далее - правительство), администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области (далее - администрация), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области (далее - управление, Управление Росреестра по Рязанской области) с требованием о признании незаконным действия администрации, выраженного в подаче ходатайства в правительство о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 62:15:0080123:906, 62:15:0080128:241, 62:15:0000000:1873 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда без согласия правообладателя указанных земельных участков на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую и обоснований для такого перевода; о признании недействительным распоряжения правительства от 12.02.2019 N 73-р в части перевода находящегося в государственной собственности земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда для ведения лесного хозяйства (использования лесов) с кадастровым номером 62:15:0000000:1873, площадью 10 327 585 кв.м, местоположение: Рязанская область, Рязанский район, в границах согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) на земельный участок; обязании Управления Росреестра по Рязанской области аннулировать внесенные сведения в ЕГРН в связи с переводом земельных участков с кадастровыми номерами 62:15:0080123:906, 62:15:0080128:241, 62:15:0000000:1873 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда для ведения лесного хозяйства (использования лесов) (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции в порядке статьи 51 АПК РФ привлечены министерство природопользования Рязанской области и министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 21.01.2020 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, администрация, правительство и министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области обратились в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы администрация ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, а также нарушение норм материального и процессуального права. При этом указывает на то, что спорные земельные участки предоставлены заявителю неуполномоченным органом, в связи с чем право постоянного (бессрочного) пользования на них у последнего в установленном законом порядке не возникло и государственный акт на право постоянного (бессрочного) пользования землей РЯО N 15-000025 противоречит закону. Администрация также ссылается на непредставление обществом в материалы дела доказательств уплаты в установленном порядке земельного налога с 1993 года. Как полагает податель апелляционной жалобы, спорный земельный участок относится к землям лесного фонда, в связи с чем у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявления общества. Считает необоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии на дату издания распоряжения правительства от 12.02.2019 N 73-р доказательств, подтверждающих непригодность спорного земельного участка с кадастровым номером 62:15:0000000:1873 для сельскохозяйственного производства.
Правительство в апелляционной жалобе также ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, и нарушение норм материального права. По мнению правительства, законные права и интересы общества не затронуты, поскольку перевод земельного участка в категорию земель лесного фонда не влечет невозможность ведения на таком участке сельскохозяйственной деятельности, в связи с тем, что статьей 38 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и приказом Минприроды России от 10.05.2007 "Об утверждении правил использования лесов для ведения сельского хозяйства" допускается использование лесов для ведения сельского хозяйства; в соответствии с положениями ЗК РФ и Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" принятое уполномоченным органом решение о переводе земельного участка из одной категории в другую не является основанием для прекращения прав на такой земельный участок. Податель апелляционной жалобы также просит учесть, что в силу статьи 27 ЗК РФ находящиеся в государственной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда ограничены в обороте и в материалы дела были представлены доказательства нахождения на спорном земельном участке лесов.
Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области в апелляционной жалобе ссылается на то, что выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, являются необоснованными и не соответствуют обстоятельствам дела, судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права. Заявитель апелляционной жалобы считает, что судом первой инстанции не принят во внимание тот факт, что указание в сведениях ЕГРН категории земельного участка - "земли сельскохозяйственного назначения" не означает, что в его границах не может произрастать лес, в связи с чем покрытый лесом земельный участок с кадастровым номером 62:15:0000000:1873 вне зависимости от его категории ограничен в обороте. Указывает на отсутствие каких-либо объектов недвижимости (в том числе принадлежащих обществу) в границах вышеуказанного земельного участка. Министерство полагает, что спорные земельные участки предоставлены заявителю неуполномоченным органом.
Министерство природопользования Рязанской области в отзыве поддержало доводы, изложенные в апелляционных жалобах.
Общество просило оставить решение суда без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебное заседание Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области и министерство природопользования Рязанской области, надлежащим образом извещенные о месте и времени его проведения, не явились, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статей 266, 156 АПК РФ, рассмотрел апелляционные жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб и изложенные в отзывах позиции истца и министерства природопользования Рязанской области, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Заборье" является сельскохозяйственной организацией и владеет земельным участком с кадастровым номером 62:15:0000000:1669 на праве постоянного (бессрочного) пользования согласно государственному акту на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей РЯО N 15-000025, выданному администрацией Рязанского муниципального района Рязанской области.
ЗАО "Заборье" 18.04.2018 принято решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 62:15:0000000:1669. В результате раздела образовано 2 земельных участка с кадастровыми номерами 62:15:0000000:1873 и 62:15:0080124:55, что подтверждается выписками из ЕГРН. Земельный участок с кадастровым номером 62:15:0000000:1873 после его образования обладал следующими характеристиками: категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, площадью 10 547 694+7-28 417,56 кв.м, адрес: Рязанская обл., Рязанский район.
Администрацией в декабре 2018 года проведена процедура по разделу земельного участка с кадастровым номером 62:15:0000000:1873 с сохранением исходного земельного участка в измененных границах. В результате раздела были образованы земельные участки с кадастровыми номерами:
- 62:15:0080128:241, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, площадью 67 226 кв.м, адрес: Рязанская обл., Рязанский район;
- 62:15:0080.123:906, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, площадью 152 883 кв.м, адрес: Рязанская обл., Рязанский район.
Исходный земельный участок с кадастровым номером 62:15:0000000:1873 сохранился в измененных границах, площадь которого уменьшилась до 10 327 585 кв.м.
В обоснование заявления ЗАО "Заборье" указало на то, что на территории вновь образованных земельных участков расположены следующие объекты недвижимости, находящиеся в собственности ЗАО "Заборье" согласно плану приватизации совхоза "Заборьевский", выданного 11.11.1993 и утвержденного Комитетом по управлению имуществом администрации Рязанской области, что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра недвижимости:
1) на земельном участке с кадастровым номером 62:15:0080128:241:
- 62:15:0080128:117 материальный склад;
- 62:15:0080128:118 мехмастерская 70 рем.;
- 62:15:0080128:119 стоянка для комбайнов;
- 62:15:0080128:120 мехмастерская 40 рем.;
- 62:15:0080128:121 автогараж 25 актом.;
- 62:15:0080128:122 сарай для хранения техники;
- 62:15:0080128:123 хранилище ГСМ;
- 62:15:0080128:126 склад ядохимикатов;
- 62:15:0080128:128 теплая стоянка на 8 тракторов;
- 62:15:0080128: 129 лесорама PC;
2) на земельном участке с кадастровым номером 62:15:0080123:906:
- 62:15:0080123:734 телятник 192 с/м;
- 62:15:0080123:736 коровник 188 с/м;
- 62:15:0080123:740 коровник 200 с/м;
- 62:15:0080123:741 коровник 200 с/м;
- 62:15:0080123:742 коровник 200 с/м;
- 62:15:0080123:744 телятник с родильным отделением 290 с/м.
При этом все вышеперечисленные объекты недвижимости до момента раздела земельного участка с кадастровым номером 62:15:0000000:1873 располагались на его территории.
Заявитель 14.11.2018 обратился в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка 62:15:0000000:1873, под принадлежащими ему объектами недвижимости.
Заявление 14.12.2018 рассмотрено администрацией муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области и принято решение N БВ/1-3742 об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 62:15:0000000:1873 в собственность без проведения торгов.
В решении об отказе от 14.12.2018 N БВ/1-3742 ответчик указал на объект недвижимости (сооружение электроэнергетики) с кадастровым номером 62:15:0080128:83, расположенный в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 62:15:0000000:1873 и находящийся в собственности муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области, сославшись на пункт 5 статьи 39.16 ЗК РФ.
Посчитав указанное решение об отказе не соответствующим действующему законодательству, заявитель обратился в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением об отмене решения администрации. На рассмотрении Арбитражного суда Рязанской области находится дело N А54-10628/2018 по спору между заявителем и администрацией. Определением Арбитражного суда Рязанской области от 23.05.2019 по делу N А54-10628/2018 производство по делу приостановлено до вступления в законную силу судебного акта Арбитражного суда Рязанской области по делу N А54-2865/2019.
ЗАО "Заборье" в обоснование заявленных требований сослалось на то, что при ознакомлении с материалами дела N А54-10628/2018 заявителю стало известно о том, что администрацией была инициирована процедура перевода земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда без уведомления заявителя.
По итогам рассмотрения соответствующего обращения администрации, распоряжением правительства Рязанской области от 12.02.2019 N 73-р принято решение о переводе определенного в нем перечня находящихся в государственной собственности земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда для ведения лесного хозяйства (использования лесов). В перечень таких земельных участков были включены и земельные участки с кадастровыми номерами 62:15:0000000:1873, 62:15:0080128:241 и 62:15:0080123:906, правообладателем которых на праве постоянного (бессрочного) пользования является заявитель. Указанное распоряжение опубликовано в средствах массовой информации - сетевое издание газеты "Рязанские ведомости".
Поскольку заявитель считает действие администрации, выраженное в подаче ходатайства в правительство Рязанской области о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 62:15:0080123:906, 62:15:0080128:241, 62:15:0000000:1873 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда без согласия правообладателя, незаконным, распоряжение от 12.02.2019 N 73-р в части касающейся перевода категорий земельных участков с кадастровыми номерами 62:15:0000000:1873, 62:15:0080128:241, 62:15:0080123:906 из земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда недействительным и нарушающим его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается в силу части 5 статьи 200 АПК РФ на административный орган.
В силу подпунктов 1, 2, 4 пункта 1 статьи 8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется: в отношении земель, находящихся в федеральной собственности - Правительством Российской Федерации; земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) установлено, что правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 1). Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства (часть 1 статьи 2). Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в отношении земель, находящихся в федеральной собственности (подпункт 2 пункта 2 статьи 2). Для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую необходимо представить согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую (пункт 5 части 4 статьи 2).
Статьей 7 Закона N 172-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, в которых может быть осуществлен перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
Пунктом 5 части 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ предусмотрено, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных, в том числе, с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса.
Согласно пункту 3 статьи 8 ЗК РФ нарушение установленного Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов о переводе земель из одной категории в другую.
В соответствии с пунктом 12 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) предоставленное землепользователям до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации право бессрочного (постоянного) пользования земельными участками соответствует предусмотренному Земельным кодексом Российской Федерации праву постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
Пунктом 9 статьи 3 Закона N 137-ФЗ предусмотрено, что государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Как правильно указано судом первой инстанции, государственный акт на право постоянного (бессрочного) пользования РЯО N 15-000025, выданный администрацией Рязанского муниципального района Рязанской области, по своей юридической силе приравнивается к записям о государственной регистрации прав.
В соответствии со статьей 269 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование; такое лицо вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен. Право лица, обладающего земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, подлежит защите по правилам, действующим применительно к праву собственности (статьи 216, 305 ГК РФ).
Из материалов дела усматривается, что право постоянного (бессрочного) пользования заявителя на земельные участки с кадастровыми номерами 62:15:0000000:1873, 62:15:0080128:241 и 62:15:0080123:906, возникшее в силу пункта 2 статьи 11.8 ЗК РФ, в установленном законом порядке на момент принятия распоряжения правительства Рязанской области от 12.02.2019 N 73-р не оспорено.
При этом судом первой инстанции обоснованно принят во внимание факт того, что постановлением администрации от 05.05.2017 N 383 земельному участку с кадастровым номером 62:15:0000000:1669 установлена категория земель - земли сельскохозяйственного назначения (т. 2, л.д.14-15).
Следовательно, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что в нарушение части 4 статьи 2 Закона N 172-ФЗ, администрацией, владеющей информацией о правообладателе спорных земельных участков (т. 2, л.д. 4-8, 137), при подаче ходатайства о переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда не было приложено согласие ЗАО "Заборье" на перевод земельных участков с кадастровыми номерами 62:15:0000000:1873, 62:15:0080128:241 и 62:15:0080123:906.
Таким образом, рассмотрев ходатайство администрации о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую при отсутствии согласия ЗАО "Заборье", как законного правообладателя спорных земельных участков, на перевод, правительство Рязанской области нарушило установленный федеральным законом порядок перевода земель из одной категории в другую.
При этом в нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ доказательств того, что указанные земельные участки непригодны для сельскохозяйственного производства, так как сельскохозяйственные угодья в составе указанных земельных участков заняты лесами, в материалы дела не представлено, на дату издания распоряжения в оспариваемой части отсутствовали.
Как усматривается из материалов дела, по состоянию на 28.12.2018, 28.08.2019 в выписке из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 62:15:0000000:1873 содержится запись о том, что на земельном участке расположено 16 объектов недвижимости; в выписке из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 62:15:0080128:241 содержится запись о том, что на земельном участке расположено 9 объектов недвижимости; в выписке из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 62:15:0080123:906 содержится запись о том, что на земельном участке расположено 6 объектов недвижимости (т. 2, л.д. 60-122, т. 4, л.д. 39-150, т. 5, т. 6, л.д. 1-53). По состоянию на 11.09.2019 в выписке из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 62:15:0000000:1873 содержится запись о том, что на земельном участке расположено 2 объекта недвижимости (т. 6, л.д. 56-63). По состоянию на 12.11.2019 (на момент судебного разбирательства в суде первой инстанции) в выписке из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 62:15:0000000:1873 содержится запись о том, данные об объектах недвижимости отсутствуют (т. 6, л.д. 130-159).
Согласно выписке из протокола заседания межведомственной комиссии от 17.01.2019 N 1 (т. 2, л.д. 123-125), правительством Рязанской области при принятии оспариваемого в части распоряжения иные выписки из ЕГРН в отношении спорных земельных участков не запрашивались и не исследовались, факт нахождения на спорных земельных участках объектов недвижимости не получил надлежащей оценки.
Из изложенного следует, что вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении порядка обращения с соответствующим ходатайством и о нарушении порядка принятия решения о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 62:15:0000000:1873, 62:15:0080128:241 и 62:15:0080123:906 из категорий земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда.
Ссылки заинтересованных лиц и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на акт N 14 планового (рейдового) осмотра земельных участков от 29.05.2019, проект организации и развития лесного хозяйства совхоза "Заборьевский" 1986 года, актуальные выписки из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 62:15:0000000:1873, заключение специалиста -кадастрового инженера Чекмарева В.Н. правомерно отклонены, поскольку судом первой инстанции подлежала проверке законность оспариваемых действий и распоряжения на дату их совершения и принятия, в связи с чем оценке подлежали доказательства, существовавшие, исследованные и оцененные заинтересованными лицами на дату совершения оспариваемых действий, на дату издания оспариваемого распоряжения.
Доводы заявителей апелляционных жалоб о том, что спорные земельные участки предоставлены обществу неуполномоченным органом, в связи с чем право постоянного (бессрочного) пользования на них у последнего в установленном законом порядке не возникло, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно им отклонены в силу следующего.
Статьей 45 ЗК РФ закреплены основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Материалами дела подтверждается, что предусмотренный законодательством порядок прекращения права постоянного (бессрочного) пользования заявителем спорным земельным участком не соблюден. Доказательств обратного в силу статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлено.
Согласно пункту 1 статьи 60 Закона Российской Федерации от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент выделения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование), районная администрация предоставляет в установленном порядке в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передает в собственность и сдает в аренду, изымает земельные участки из всех земель в границах района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Статья 33 указанного Закона предусматривала, что глава местной администрации в пределах своей компетенции издает постановления и распоряжения. Руководители органов и структурных подразделений местной администрации издают приказы. Акты местной администрации, принятые в пределах ее компетенции, вступают в силу с момента их подписания, если иное не определено самим актом. По смыслу данной статьи глава местной администрации, издавая ненормативный акт в виде постановления, действует не от своего имени, а от имени местной администрации, поэтому земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования обществу выделен администрацией Рязанского района Рязанской области, а не лично главой администрации. Следовательно, постановление от 13.05.1993 N 327 о предоставлении спорного земельного участка АОЗТ "Заборье" (т. 2, л.д. 137) принято главой администрации Рязанского района Рязанской области в пределах его полномочий, так как такое право ему было предоставлено Законом Российской Федерации от 06.07.1991 N 1550-1 и не требовало принятия решения по данному вопросу Советом народных депутатов. Кроме того, на момент издания оспариваемого распоряжения правительства Рязанской области от 12.02.2019 N 73-р постановление от 13.05.1993 N 327 в установленном порядке не отменено и не оспорено.
Ссылки заявителей апелляционных жалоб на то, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку на дату издания оспариваемого распоряжения указанные обстоятельства не подтверждены соответствующими относимыми и допустимыми доказательствами.
Поскольку в настоящем случае, как установлено судом первой инстанции, заявление об изменении категории земельных участков с кадастровыми номерами 62:15:0080123:906 и 62:15:0080128:241 (в том числе в порядке межведомственного взаимодействия) на основании постановления или распоряжения правительства Рязанской области об исключении этих земельных участков из распоряжения правительства Рязанской области от 12.02.2019 N 73-р, в Управление Росреестра по Рязанской области не подавалось, на данных объектах имеются сведения о зарегистрированных запретах регистрации (том 9), факт нарушения прав и законных интересов ЗАО "Заборье" подтвержден.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства и руководствуясь положениями действующего законодательства, регулирующими спорные отношения, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
По смыслу главы 24 АПК РФ требование о понуждении органа, осуществляющего публичные полномочия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя. Исходя из смысла закона, при выборе способа устранения нарушенного права суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует нормам действующего законодательства Российской Федерации, материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
Определение надлежащего способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию арбитражного суда в рамках судейского усмотрения, исходя из оценки спорных правоотношений и совокупности установленных обстоятельств по делу. При этом суд в выборе способа восстановления нарушенного права не ограничен указанной заявителем восстановительной мерой.
Исходя из фактических обстоятельств дела, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что способом восстановления нарушенного права заявителя является обязание Управления Росреестра по Рязанской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем аннулирования внесенных в Единый государственный реестр недвижимости сведений в связи с переводом земельных участков с кадастровыми номерами 62:15:0080123:906, 62:15:0080128:241, 62:15:0000000:1873 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда для ведения лесного хозяйства (использования лесов).
Оснований для переоценки данного вывода Арбитражного суда Рязанской области у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводы апелляционных жалоб подлежат отклонению, поскольку сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств и норм права и не опровергают правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого законного и обоснованного решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 21.01.2020 по делу N А54-2865/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Заикина |
Судьи |
М.М. Дайнеко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-2865/2019
Истец: ЗАО "ЗАБОРЬЕ"
Ответчик: администрация муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области, ПРАВИТЕЛЬСТВО РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ, Управление Федеральной службы государственной регистрации , кадастра и картографии по Рязанской области
Третье лицо: Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области, Министерство природопользования Рязанской области
Хронология рассмотрения дела:
25.09.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3348/20
03.06.2020 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1709/20
21.01.2020 Решение Арбитражного суда Рязанской области N А54-2865/19
18.04.2019 Определение Арбитражного суда Рязанской области N А54-2865/19