г. Чита |
|
08 июня 2020 г. |
Дело N А19-17005/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей Монаковой О.В., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Селивановой Т.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 марта 2020 года по делу N А19-17005/2019 по заявлению индивидуального предпринимателя Васильевой Галины Александровны (ОГРНИП 383400423615, ИНН 313380509900012, адрес: Иркутская область, Нижнеилимский район, г. Железногорск-Илимский) к Государственному учреждению - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1023801012905, ИНН 3808011062, адрес: 664007, Иркутская область, город Иркутск, улица Тимирязева, 35) о признании незаконными решений от 02.04.2019 г. N 100, от 02.04.2019 г. N 6 ч в части,
(суд первой инстанции - В.А. Щуко),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Васильева Галина Александровна (далее - заявитель, предприниматель, ИП Васильева Г.А.) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственному учреждению -Иркутское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ответчик, Фонд, ГУ ИРО ФСС РФ) о признании незаконным решения от 02.04.2019 г. N 100 "О выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения" в части отказа в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 144 203 руб. 01 коп., о признании незаконным решения от 02.04.2019 г. N 6 ч "О непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" в части не принятия к зачету суммы в размере 144 203 руб. 01 коп.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены. Решение Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 02.04.2019 г. N 100 "О выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения" в части отказа в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 144 203 руб. 01 коп. признано незаконным. Решение Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N13) от 02.04.2019 г. N 6 ч "О непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" в части не принятия к зачету суммы в размере 144 203 руб. 01 коп. признано незаконным
Суд обязал Государственное учреждение - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Васильевой Галины Александровны.
В обосновании суд указал, что заявителем были представлены необходимые документы в подтверждение реальности возникновения трудовых отношений, данные документы фондом не опровергнуты, поэтому то обстоятельство, что сотрудники были приняты на работу за непродолжительное время до возникновения у указанных лиц права на отпуск по беременности и родам, не свидетельствует в рассматриваемом случае о направленности действий учреждения на необоснованное получение средств фонда.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 17.03.2020 г. по делу А19-17005/2019 по заявлению индивидуального предпринимателя Васильевой Галины о признании недействительными решений Иркутского регионального отделения Фонда N 100 от 02.04.2019 г. о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, N 6 ч от 02.04.2019 г. о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 26.11.2018 г. и принять по делу новый судебный акт.
Полагает, что страхователем необоснованно произведены расходы на выплату единовременного пособия при постановке на учет в ранние сроки беременности на основании неправильно оформленных документов и с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов. Факты свидетельствуют о создании искусственной ситуации с целью необоснованного получения денежных средств за счет средств Фонда.
От предпринимателя поступило заявление, в котором он просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 01.05.2020.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Просили о рассмотрении дела в их отсутствие, что подтверждается ходатайством фонда от 01.06.2020 и ходатайством предпринимателя от 02.06.2020.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в отношении предпринимателя ГУ ИРО ФСС РФ проведена проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по результатам которой 02 апреля 2019 г. было вынесено два решения: решение N 100 о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в соответствии с которым было постановлено выделить ИП Васильевой Г.А. средства на осуществление расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в сумме 25 633.54 рублей, и отказать в выделении средств на осуществление расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в сумме 145 051.63 рублей и решение N 6 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, согласно которому не были приняты к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенные страхователем ИП Васильевой ГА. в сумме 145 051.63 рублей, в том числе: за август 2017 г в сумме 49 289.41, за октябрь 2017 г. в сумме 69 172.87 рублей, за декабрь 2018 г. - в сумме 26 589.35 рублей. Также данным решением предпринимателю было предложено произвести корректировку указанных сумм и доплатить страховые взносы в сумме не принятых к зачету расходов в счет уплаты взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на указанную сумму.
Не согласившись с вынесенным решениями в части, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
Пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Статьей 22 Федерального закона N 165-ФЗ установлено, что основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Согласно статье 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон N 81-ФЗ) выплата пособия по беременности и родам производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, предусмотрены Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ).
Из части 1 и пункта 1 части 2 статьи 2 Федерального закона N 255-ФЗ следует, что право на пособия по беременности и родам имеют граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица.
Согласно части 5 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, Фондом социального страхования Российской Федерации, справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей), а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика - справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти документы, подтверждающие страховой стаж.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается в случаях, если в соответствии с частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия. В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона N 255-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств страхователя в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 3 Федерального закона N 225-ФЗ.
В силу статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 приказа от 4 декабря 2009 г. N951н "Об утверждении перечня документов, которые должны быть представлены страхователем для принятия решения территориальным органом фонда социального страхования Российской Федерации о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения" к заявлению страхователя о выделении средств на выплату страхового обеспечения необходимо предоставить копии подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию документов.
Пунктом 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101, установлено, что расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами, к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
На основании изложенного, с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 19.07.2011 N 282/11, условиями, необходимыми для возмещения страхователю расходов по обязательному социальному страхованию, являются наличие между страхователем и застрахованным лицом трудовых отношений; подтверждение наступления страхового случая листком нетрудоспособности; документальное подтверждение выплаты пособия застрахованному лицу.
Как правильно установлено судом первой инстанции, основанием для принятия решения от 02.04.2019 г. N 100 послужили нарушения, выявленные ГУ ИРО ФСС РФ в ходе камеральной проверки, а именно: заявление о предоставлении отпуска и назначении пособия по беременности и родам Матвеевой Е.И., в котором работник просит выплатить пособие через кассу предприятия, но кассовые книги по требованию не предоставлены; в листке нетрудоспособности N 245492027226 указано, что в нарушение п.46 Порядка 624н для назначения пособия использован листок нетрудоспособности, выданный без указания предполагаемой даты родов; копия представлена на частично нечитаемой ксерокопии (сдвиги при копировании); расчет листка нетрудоспособности оформлен с нарушением ст.9 Закона N 402-ФЗ - отсутствует дата составления документа; величина натурального (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения; по трудовому договору от 01.04.2017 г. не установлены сроки выплаты заработной платы (текущий или следующий месяц); на вкладыше в трудовой книжке ТК-ГУ N 6266991 Матвеевой Е.И. отсутствуют сведения об образовании, отсутствует подпись владельца нижки; отсутствует запись "Работает по настоящее время"; в расходном кассовом ордере (далее - РКО) N 90 от 18.08.2017 г. сведения о порядке выплаты заработной платы (сроки, способы и место) в ходе проверки не установлены, на ксерокопии имеются записи внесенные черной гелиевой ручкой, по трудовому договору заработная плата выплачивается 15 и 30 числа каждого месяца, а пособие согласно РКО выплачено в тот же день когда предоставлен отпуск по беременности и родам и назначено пособие; кассовая книга к проверке не представлена; финансовая возможность и фактическая выплата пособий не установлена; в заявлении о предоставлении отпуска и назначении пособия по по беременности и родам Матросовой Ю.Н. работник просит выплатить пособие через кассу предприятия, но кассовые книги по требованию не предоставлены; листок нетрудоспособности N 245492082135 составлен с нарушением п.57 Порядка 624н не заполнена строка "Место работы-наименование организации"; в нарушение п.66 Порядка 624н отсутствует отметка "основное" или "по совместительству"; расчет листка нетрудоспособности выполнен с нарушением ст.9 Закона N402-ФЗ: дата составления документа; величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения; в трудовом договоре от 01.07.2017 г. не указаны сроки и место выплаты заработной платы; в трудовой книжке TK.-V N 4820368 Матросовой Ю.Н. отсутствует запись "Работает но настоящее время"; в РКО N137 от 06.10.2017 г. сведения о порядке выплаты заработной платы (сроки, способы и место) в ходе проверки не установлены, на ксерокопии имеются записи внесенные черной гелиевой ручкой, кассовая книга к проверке не представлена, финансовая возможность и фактическая выплата пособий не установлена; в заявлении о предоставлении отпуска и назначении пособия по беременности и родам Матросовой Ю.Н. работник просит выплатить пособие через кассу предприятия, но кассовые книги по требованию не предоставлены; листок нетрудоспособности N 245492082135 оформлен в нарушение п.66 Порядка 624н отсутствует отметка "основное" или "по совместительству"; РКО N232 от 30.12.2017 г.; сведения о порядке выплаты заработной платы (сроки, способы и место) в ходе проверки не установлены; на ксерокопии имеются записи внесенные черной гелиевой ручкой; кассовая книга к проверке не представлена; финансовая возможность и фактическая выплата пособий не установлена. Страхователем необоснованно произведены расходы на выплату единовременного пособия при рождении ребенка на основании неправильно оформленных документов и с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов в сумме 42 510 руб. 86 коп. за счет средств ФСС РФ; в связи с непредоставлением страхователем документов по требованию, при проверке не установлены: фактическое выполнение сотрудниками трудовых функций, осуществление учета рабочего времени, начисление заработной платы и пособий в зависимости от отработанного времени, отражения в бухгалтерском учете сумм начисленной заработной платы и пособий, финансовая возможность страхователя выплачивать заработную плату и пособия, фактическая выплата работникам заработной платы и пособий (место и сроки), необходимость оформления трудовых отношений непосредственно перед наступлением страховых случаев; страхователем искусственно создана ситуация для получения пособий за счет средств Фонда социального страхования РФ путем формального оформления трудовых отношений непосредственно перед наступлением страхового случая с Матвеевой Е.И. и Матросовой Ю.Н.
Решением от 02. 04.2019 г. N 6 ч ГУ ИРО ФСС РФ не приняло к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенные страхователем ИП Васильева Г.А, с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов в сумме 145051 руб. 63 коп., в том числе: август 2017 года в размере 49 289 руб. 41 коп., октябрь 2017 г. в размере 69 172 руб. 87 коп., декабрь 2017 года в размере 26 589 руб. 35 коп.
Отклоняя выводы фонда, относительно оформления листков нетрудоспособности N 245492027226, N 245492082135, N 245492082135, суд первой инстанции обоснованно пришел к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности (часть 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ).
Порядок оформления листков нетрудоспособности предусмотрен положениями статьи 59 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), Порядком выдачи листков нетрудоспособности, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.06.2011 г. N624н (далее -Порядок N 624н).
Согласно части 1 статьи 59 Закона N 323-ФЗ, пункту 1 Порядка N 624н документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности, выдаваемый при заболеваниях, травмах и отравлениях и иных состояниях, связанных с временной потерей трудоспособности. Листок нетрудоспособности выдается застрахованным лицам, являющимся гражданами Российской Федерации и работающим по трудовым договорам.
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 624н выдача и продление листка нетрудоспособности осуществляется медицинским работником после осмотр ажданина и записи данных о состоянии его здоровья в медицинской карте амбулаторного (стационарного) больного, обосновывающей необходимость временного освобождения от работы.
Согласно части 2 статьи 59 Закона N 323-ФЗ экспертиза временной нетрудоспособности проводится лечащим врачом, который единолично выдает гражданам листки нетрудоспособности сроком до пятнадцати календарных дней включительно, а в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, - фельдшером либо зубным врачом, которые единолично выдают листок нетрудоспособности на срок до десяти календарных дней включительно.
Статьей 183 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.
Согласно пункту 6 Порядка выдачи листков нетрудоспособности листок нетрудоспособности выдается гражданину медицинской организацией по его желанию в день обращения либо в день закрытия листка нетрудоспособности.
Листок нетрудоспособности, оформленный медицинской организацией для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выдается, как правило, гражданину медицинской организацией в день его закрытия.
Листок нетрудоспособности выдается медицинской организацией в день обращения, если гражданин направляется (обращается) на лечение в другую медицинскую организацию. Продление и (или) закрытие листка нетрудоспособности осуществляется медицинской организацией, в которую гражданин был направлен (обратился) на лечение.
В случае длительного лечения медицинская организация выдает новый листок нетрудоспособности (продолжение) и одновременно оформляет предыдущий листок нетрудоспособности для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам.
С учетом изложенного основанием выдачи листка нетрудоспособности лечащим врачом является наличие у обратившегося гражданина заболевания или иного состояния, связанного с временной потерей трудоспособности после осмотра гражданина и записи данных о состоянии его здоровья в медицинской карте амбулаторного (стационарного) больного, обосновывающей необходимость временного освобождения от работы.
Согласно пунктам 46, 48 Порядка выдачи листков нетрудоспособности листок нетрудоспособности по беременности и родам выдается врачом акушером-гинекологом, при его отсутствии - врачом общей практики (семейным врачом), а при отсутствии врача -фельдшером. Выдача листка нетрудоспособности по беременности и родам производится в 30 недель беременности единовременно продолжительностью 140 календарных дней (70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов). При осложненных родах листок нетрудоспособности по беременности и родам выдается дополнительно на 16 календарных дней медицинской организацией, где произошли роды.
Согласно Инструкции Минздрава РФ от 23.04.1997 г. N 01-97 "О порядке предоставления послеродового отпуска при осложненных родах" предоставление послеродового отпуска дополнительно на 16 дней (при рождении двух и более детей на 40 дней) оформляется врачом женской консультации поликлиники, сельской врачебной амбулатории по рекомендации лечебного учреждения, в котором произошли роды. В этом случае в "Обменной карте родильного дома, родильного отделения больницы" (форма N 113/у, утвержденная Минздравом СССР 04.10.1980 г. N 1030), в разделе "сведения родильного дома, родильного отделения больницы о родильнице", пункт 15 "Особые замечания записывается: "послеродовой отпуск 86 /110) дней" или "дополнительный послеродовой отпуск на 16 (40) дней".
Обычно листок нетрудоспособности на дополнительный отпуск по беременности и родам (на 16 календарных дней) при осложненных родах оформляется как "продолжение" листка нетрудоспособности по беременности и родам, так как указанное является одним страховым случаем.
Однако вышеуказанная Инструкция о порядке предоставления послеродового отпуска при осложненных родах медицинскому учреждению оформление такого листка нетрудоспособности на дополнительные 16 календарных дней и как первичного, но с обязательным указанием в строке "Причина нетрудоспособности" кода "05" (отпуск по беременности и родам) и дополнительного кода "020" (при дополнительном отпуске по беременности и родам) в соответствующих ячейках (письмо ФСС РФ от 21.07.2015 г.)
При предоставлении послеродового отпуска при осложненных родах в любом случае оформления листка нетрудоспособности по беременности и родам (как первичного и/или как продолжение) речь идет об одном страховом случае беременность и роды, что не допускает разрыва или прерывания листка нетрудоспособности по беременности и родам.
Основанием для непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по указанным листкам нетрудоспособности указаны недостатки в их оформлении.
Суд первой инстанции, оценив листки нетрудоспособности N 245492027226, N 245492082135, и установив, что ответчик не оспаривает факт наступления страховых случаев в виде временной нетрудоспособности, удостоверенных указанными листками нетрудоспособности, а также отсутствие доказательств недостоверности данных листков нетрудоспособности, пришел к обоснованному выводу о том, что факт выдачи листков нетрудоспособности медицинским учреждением с некоторыми нарушениями порядка их оформления, при отсутствии доказательств не наступления страхового случая, и, соответственно, нецелевого использования средств социального страхования, не может являться основанием для отказа застрахованным лицам в социальном обеспечении, гарантированным законом на случай временной нетрудоспособности.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 11 декабря 2012 г. N 10605/12, 26 ноября 2013 г. N 9383/13, а также позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 7 апреля 2017 г. N 310-КГ17-4016, от 13 февраля 2018 г. N 306-КГ17-22369, не все нарушения порядка выдачи листков нетрудоспособности должны приводить к отказу в возмещении (зачете) произведенных расходов на цели социального страхования, а только те, которые не позволяют установить наступление страхового случая. При этом сам по себе факт наличия ошибок в листках нетрудоспособности, не является основанием для отказа в принятии к зачету произведенных страхователем расходов.
Довод Фонда о том, что выплата пособий осуществлялась с нарушением статьи 15 Закона N 255-ФЗ, суд первой инстанции правильно посчитал несостоятельным, так как данное обстоятельство не установлено законодателем в качестве основания для отказа в возмещении расходов, фактически понесенных страхователем.
Действительно, согласно части 1 статьи 15 Закона N 255-ФЗ страхователь назначает пособие по уходу за ребенком в течение 10 календарных дней со дня обращения застрахованного лица за его получением с необходимыми документами. Выплата пособий осуществляется страхователем в ближайший после назначения пособий день, установленный для выплаты заработной платы.
Заявитель не отрицает факта выплат спорных сумм пособий не в сроки, чем установлено частью 1 статьи 15 Закона N 255-ФЗ, однако правомерно указывает на то, что данное обстоятельство не установлено законодателем в качестве основания для отказа в возмещении расходов, фактически понесенных страхователем.
Доводы ответчика о том, что в заявлениях о предоставлении отпуска и назначении пособия по беременности и родам, на выплату пособий на ранние сроки, а также на выплату единовременного пособия при рождении ребенка работники Матвеева Е.И. и Матросова Ю.Н. просили выплатить пособия через кассу предприятия, при этом при проведении проверки по требованию предпринимателем не были представлены кассовые книги, а также о том, что представленные заявителем кассовые ордера РКО N 90 от 18.08.2017 г., РКО N 137 от 06.10.2017 г., РКО N 232 от 30.12.2017 г. не содержали сведения о порядке выплаты заработной платы (сроки, способы и место), на ксерокопиях данных документов имелись записи внесенные черной гелиевой ручкой, по трудовому договору заработная плата выплачивается 15 и 30 числа каждого месяца, а пособие согласно РКО выплачено в тот же день когда предоставлен отпуск по беременности и родам и назначено пособие, судом первой инстанции правильно отклонены в виду того, что сам по себе факт ведения приносящий доход деятельности предпринимателем не оспаривается, поэтому не имеется оснований полагать об отсутствии денежных средств на выплату заработной платы (пособий) указанным лицам через кассу предпринимателя.
При этом судом первой инстанции также правильно учтено, что страхователь является индивидуальным предпринимателем, использующим режим налогообложения - ЕНВД. Согласно п. 4.6 Порядка ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства, утвержденного Указанием Банка России от 11.03.2014 г. N 3210-У, если индивидуальные предприниматели в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности, кассовая книга 0310004 ими может не вестись. Апелляционный суд в связи с указанным также отклоняет доводы о том, что расходно-кассовые ордера являются приложением к кассовой книге.
Довод ответчика относительно нарушений при расчете листков нетрудоспособности, суд первой инстанции также правильно отклонил, поскольку наличие в листках технических недочетов заполнения не является основанием для переоформления листков нетрудоспособности и отказа в назначении и выплате пособий, предпринимателем подтвержден факт наступления страхового случая. Довод ответчика о том, что в заключенных трудовых договорах не установлены сроки выплаты заработной платы (текущий или следующий месяц) правильно не принят во внимание, поскольку данные обстоятельства не могут опровергнуть факт реального исполнения работниками предпринимателя трудовых обязанностей.
Ссылка ответчика на то, что страхователем не представлены документы, подтверждающие факт выполнения работниками Матвеевой Е.И. и Матросовой Ю.Н. должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией и трудовым договором, судом первой инстанции правильно отклонена по следующим мотивам.
Как правильно указал суд первой инстанции, согласно имеющейся в материалах настоящего дела должностной инструкции продавца-консультанта, утвержденной ИП Васильевой Г.А. 20.06.2016 г., и подписанной Матросовой Ю.Н., Матвеевой Е.Н., в должностные обязанности продавца-консультанта входит обслуживание покупателей, оказание помощи покупателем в выборе товара, осуществление предпродажной подготовки товара (проверка наименования, количества, комплектности, сортности, цены и т.д.), выкладка товара и т.д. В обязанности продавца-консультанта не входит приемка и отпуск товара по товарным накладным и подготовка отчетов, в связи с чем такие документы отсутствуют.
Требование работодателя, являющегося индивидуальным предпринимателем к наличию у соискателя специального образования, соответствующего квалификационным требованиям, зависит только от работодателя - предпринимателя. Отсутствие такого образования у продавца не свидетельствует о формальности трудовых отношений.
Фактические трудовые отношения между ИП Васильевой Г.А. и продавцами Матросовой Ю.Н., Матвеевой Е.Н. подтверждаются, помимо трудовых договоров и трудовых книжек, представленными в материалы настоящего дела табелями учета рабочего времени за период до даты ухода работниц в отпуск по беременности и родам и справками о доходах и суммах налога физического лица с отметкой налогового органа о принятии, которые подтверждают, что за работниц фактически перечислялся НДФЛ.
В соответствии со статьей 7 ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", п. 3 ч. 2 ст. 4.1 ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" беременность и роды, рождение ребенка и уход за ним в возрасте до полутора лет признается страховым случаем, при наступлении которого у работодателя возникает обязанность выплатить застрахованному лицу страховое обеспечение.
Положениями ст. 2 ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" установлено, что застрахованными лицами по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются граждане, работающие по трудовым договорам, которыми признаются лица, заключившие в установленном порядке трудовой договор со дня, с которого они должны были приступить к работе, а также лица, фактически допущенные к работе в соответствии с трудовым законодательством.
Согласно ст. 61 Трудового кодекса РФ договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или трудовым договором, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя.
Как правильно указывает суд первой инстанции, Матвеева Е.И., Матросова Ю.Н. приняты предпринимателем на работу в качестве продавцов в установленном законом порядке.
Довод ответчика о том, что у Матросовой Ю.Н., Матвеевой Е.Н. отсутствуют основания для выплаты пособия на ранние сроки беременности, суд первой инстанции обоснованно отклонил в связи со следующим.
Условия и порядок выплаты государственного единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, установлены Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ, Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", а также Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 г. N 1012н "Об утверждении порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей" (далее Приказ N 1012н).
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ, статье 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", а также пункта 23 Приказа N 1012н, выплата единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с положениями пунктов 22, 24 Приказа N 1012н единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, назначается и выплачивается одновременно с пособием по беременности и родам. При этом обязательным является представление справки из женской консультации либо другой медицинской организации, поставившей женщину на учет в ранние сроки беременности.
Как правильно установлено судом первой инстанции, в материалы дела заявителем представлены справки о постановке на учет в ранние сроки беременности, выданные Железногорской районной больницей Матвеевой Е.И. (справка N 299 от 18.08.2017 г.) и Матросовой Ю.Н. ( справка N 257 от 06.10.2017 г.), и указанные справки подтверждают правомерность выплаты лицам, вставшим на учет в медицинское учреждение в ранние сроки беременности, социальных выплат.
Довод заявителя о том, что предпринимателем искусственно создана ситуация для получения пособий за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации путем формального оформления трудовых отношений непосредственно перед наступлением страхового случая с Матвеевой Е.И. и Матросовой Ю.Н., судом первой инстанции правильно отклонен в связи со следующим.
Матвеевой Е.И. и Матросовой Ю.Н. были приняты на работу к ИП Васильевой Г.А. на должности продавца-консультанта и продавца-контролера, о чем сделаны записи в трудовых книжках работников, а также заключены соответствующие трудовые договора. Выполнение должностных обязанностей Матвеевой Е.И. и Матросовой Ю.Н. подтверждается табелем учета рабочего времени. Отпуск по беременности и родам предоставлен на основании листков нетрудоспособности по заявлениям работников. Факты выплаты Матвеевой Е.И. и Матросовой Ю.Н. соответствующих пособий подтверждены бухгалтерскими документами, заявлениями работников, приказами, справками, листками нетрудоспособности, а в дальнейшем свидетельствами о рождении детей и предоставлении отпуска по уходу за ребенком.
Таким образом, заявителем соблюдены условия, необходимые для возмещения страхователю расходов по обязательному социальному страхованию (между страхователем и застрахованными лицами имелись трудовые отношения; наступление страхового случая подтверждено надлежащими документами). Факт выплаты пособий застрахованным лицам подтверждается расходными кассовыми ордерами и Фондом не оспаривается.
Поэтому апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что заявителем соблюдены условия, необходимые для возмещения страхователю расходов по обязательному социальному страхованию: между страхователем и застрахованными лицами имелись трудовые отношения; наступление страховых случаев подтверждено листками нетрудоспособности; Фондом не оспорена выплата пособий застрахованным лицам.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.06.2004 N 2901/04 указано, что руководитель вправе принять на работу любое лицо и установить ему вознаграждение в любом размере.
В соответствии со статьей 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство находятся под защитой государства. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на свободное распоряжение своими способностями к труду (статья 37 Конституции).
Согласно статье 64 Трудового кодекса Российской Федерации запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора.
Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами.
Запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей.
В соответствии со статьей 145 Уголовного кодекса Российской Федерации необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение женщины по мотивам ее беременности наказываются штрафом либо обязательными работами.
Таким образом, как правильно отмечено судом первой инстанции, действующим законодательством не предусмотрен отказ работодателя в приеме на работу работника по причине беременности или наличия детей, если деловые качества работника устраивают работодателя и в соответствии с медицинским заключением, выданным по результатам предварительного медицинского осмотра, предлагаемая работа работнику не противопоказана по состоянию здоровья.
Согласно выписке из ЕГРИП основным видом деятельности ИП Васильевой Г.А. является торговля розничная прочими бытовыми изделиями в специализированных магазинах, из чего следует, что у предпринимателя существует потребность в приеме на работу указанной категории работников. Таким образом, принятие на работу данной категории работников не могло привести к изменению количественного состава работников "продавеца-консультант" и "продавец-контролер" или к увеличению заработной платы данных работников; доказательства, свидетельствующие об обратном, в материалы дела не представлены. Трудовые обязанности продавца-консультанта и продавца-контролера с тяжелыми физическим нагрузками и с воздействием вредных факторов не связаны; какие-либо медицинские заключения, подтверждающие противопоказания к выполнению порученных служебных обязанностей также отсутствуют.
Суд первой инстанции пришел к правильным выводам о том, что ответчиком не доказан вывод о фиктивности трудовых отношений между заявителем и Матвеевой Е.И. и Матросовой Ю.Н. Кроме того, законодательством о социальном страховании к компетенции фонда не отнесены вопросы исследования наличия или отсутствия у работодателя-страхователя экономической целесообразности в найме тех или иных работников и обоснованности установления им заработной платы.
Ссылка ответчика на отсутствие оснований для начисления Шагиакберовой Е.Д. пособия по нетрудоспособности в размере 100% заработка, также правильно отклонена судом первой инстанции, как опровергнутая представленной заявителем в материалы дела копией трудовой книжки Шагиакберовой Е.Д., из которой усматривается, что стаж Шагиакберовой Е.Д. начат с 06.04.2009 г.: запись N 1: с 06.04.2009 г. по 30.04.2012 г. (3 года 25 дн.) на должности бухгалтера ООО "Олимп"; запись N 2: с 01.05.2012 по 31.08.2016 г. (4 года 4 мес.) на должности бухгалтера ИП Васильева Н.Л.; запись N 3: с 01.09.2016 по 31.08.2017 (1 год) на должности бухгалтера ИП Васильевой Г.А. Таким образом, трудовой стаж работы Шагиакберовой Е.Д. в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, на момент начисления страховых выплат составляет 8 лет 4 мес. 25 дн., что дает ей право на получение пособия в размере 100% заработка (пл. 1 п. 1 ст. 7 Федерального Закона N 255-ФЗ).
Доводы фонда о том, что он не располагал копией трудовой книжки Шагиакберовой Е.Д., так как предприниматель, указав в своем заявлении на возмещение расходов указал на представление копий 14 трудовых книжек, а фактически представил 12, не могут быть приняты во внимание относительно существа выводов, а судом первой инстанции данное обстоятельство учтено при распределении судебных расходов, которые отнесены на предпринимателя.
Предшествующие наступлению страхового случая семь лет Шагиакберовой Е.Д была трудоустроена у других работодателей, и, следовательно с её заработной платы, иных выплат и вознаграждений удерживались страховые взносы на обязательное социальное страхование. Таким образом, поскольку за работника в предшествующие страховому случаю два года (п. 1 ст. 14 Закона N 255 - ФЗ) производились отчисления в ФСС, их возмещение заявителю не свидетельствует о создании заявителем искусственной ситуации с целью необоснованного получения денежных средств за счет средств ФСС.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что предпринимателем соблюдены условия, необходимые для возмещения ему как страхователю расходов по обязательному социальному страхованию: между страхователем и застрахованными лицами имелись трудовые отношения; наступление страховых случаев подтверждено надлежащими доказательствами.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что решения Государственного учреждения -Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 02.04.2019 г. N 100 "О выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения" в части отказа в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 144 203 руб. 01 коп. и от 02.04.2019 г. N 6 ч "О непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" в части не принятия к зачету суммы в размере 144 203 руб. 01 коп. не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поэтому требования заявителя подлежат удовлетворению.
Судебные расходы распределены верно.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 марта 2020 года по делу N А19-17005/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Судьи |
О.В.Монакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-17005/2019
Истец: Васильева Галина Александровна
Ответчик: ГУ ИРКУТСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ГУ Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N13
Третье лицо: ФГУП Отделение почтовой связи N3 "Почта России"
Хронология рассмотрения дела:
26.08.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3867/20
08.06.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2304/20
17.03.2020 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-17005/19
05.11.2019 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-17005/19