г. Москва |
|
08 июня 2020 г. |
Дело N А40-181554/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А.Чеботаревой,
судей: |
Т.Б.Красновой, И.В.Бекетовой, |
при ведении протокола |
помощником судьи М.М.Пахомовым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ИФНС N 28 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.01.2020 по делу N А40-181554/19
по заявлению ИМЕТ РАН (ИНН 7736045483, ОГРН 1027700298702)
к ИФНС N 28 по г. Москве
о признании недействительным решения,
при участии:
от заявителя: от ответчика: |
Кузьмина М.В. по дов. от 06.03.2020; Комисарова М.А. по дов. от 25.02.2020; |
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки "Институт металлургии и материаловедения им. А.А. Байкова Российской академии наук" (далее по тексту - ИМЕТ РАН, заявитель, налогоплательщик, Институт) обратилось с заявлением в Арбитражный суд г. Москвы к ИФНС России N 28 по г.Москве (далее по тексту - Инспекция, ответчик, налоговый орган) о признании недействительным решения N 40381 от 18.01.2019 г.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22.01.2020 заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным решение ИФНС России N 28 по г. Москве от 18.01.2019 г. N 40381 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, исходя из суммы земельного налога в размере 37023410,37 руб. и соответствующей суммы штрафа. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению ответчика, земельный налог за 2017 год должен уплачиваться исходя из кадастровой стоимости в размере 4 305 020 334, 70 руб., определенной на основании Акта определения кадастровой стоимости земельных участков, утвержденного филиалом ФГБУ ФКП Росреестра по Москве и внесенной в НГРН 31.12.2016 г. А кадастровая стоимость, определенная Мосгорсудом, применяется на 2018 год.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель поддержал решение суда первой инстанции, возражал против доводов апелляционных жалоб.
Представитель налогового органа в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы Инспекции в полном объеме.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал решение суда, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушанного мнения лиц, участвующих в деле, считает, что судебный акт подлежит оставлению без изменения на основании следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Федеральному государственному бюджетному учреждению науки "Институт металлургии и материаловедения им. А.А. Байкова Российской академии наук" на праве постоянного бессрочного пользования предоставлен федеральный земельный участок с кадастровым номером 77:06:0002008:93 (далее - земельный участок).
Заявителем был исчислен и уплачен земельный налог за 2017 год на основании данных о кадастровой стоимости земельного участка, указанных в выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 31.01.2017 N 77/ИСХ/17-149582 в размере 27 437 475 руб., исходя из кадастровой стоимости участка в размере 1 829 164 975,80 руб.
Инспекцией ФНС России N 28 по г. Москве на основании ст. 88 НК РФ в отношении ИМЕТ РАН проведена камеральная налоговая проверка декларации N 54194810 по земельному налогу на 2017 г.
В ходе проверки Инспекцией был сделан запрос в Управление Росреестра по Москве для подтверждения кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно полученным Инспекцией сведениям (письмо от 21.05.2018 исх. N 77/ИСХ/17-14582), кадастровая стоимость рассматриваемого земельного участка на 01.01.2017 составляла 4 305 020 334,7 руб. Кадастровая стоимость земельного участка изменилась на основании распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 26.09.2016 N 27479, которым был произведен государственный кадастровый учет изменений видов разрешенного использования земельного участка.
Земельному участку с кадастровым номером 77:06:0002008:93 добавлены дополнительные виды разрешенного использования, ввиду чего кадастровая стоимость земельного участка определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель того вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение наибольшее, на площадь земельного участка.
Однако изменения кадастровой стоимости не были своевременно внесены в ЕГРН.
По итогам проведенной камеральной проверки составлен акт N 60547 о 17.05.2018 г.
Заявитель представил в Инспекцию возражения на акт.
18.01.2019 г. налоговым органом принято решение N 40381 (далее - Решение) о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение. Институт должен был уплатить земельный налог в размере 64 575 305 руб.
Согласно резолютивной части Решения, налоговый орган предложил: доначислить ИМЕТ РАН суммы по земельному налогу, в размере 37 137 830 руб.; - привлечь ИМЕТ РАН к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст. 122 НК РФ, в размере 7 427 566 руб., в связи неуплатой земельного налога.
По мнению налогового органа, налогоплательщик при исчислении и уплате земельного налога за 2017 год применил неверную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:06:0002008:93, что привело к занижению налоговой базы.
Заявитель, полагая, что решение Инспекции является необоснованным и незаконным, обратился апелляционной жалобой в УФНС России по г.Москве в порядке ст. 139.1 НК РФ, по результатам рассмотрения которой УФНС России по г.Москве решением от 21.05.2019 г. N 21-19/082834 оставило жалобу без удовлетворения, решение Инспекции без изменения.
Не согласившись с изменением кадастровой стоимости в административном порядке, Институт обратился в Московский городской суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка.
По результатам судебного рассмотрения Московский городской суд своим Решением от 03.12.2018 отменил кадастровую стоимость земельного участка в размере 4 305 020 334 руб. 70 коп. и установил ее по состоянию на 24 октября 2016 года в размере 2 468 227 358 руб. на еприод с 01. января 2018 по 13 августа 2018 г.
Указанная кадастровая стоимость (согласно выписки из ЕГРН Филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Москве от 03.04.2019) внесена уполномоченным государственным органом в ЕГРН.
14.06.2019 Заявителем повторно отправлен запрос в Росреестр относительно очередности внесения изменений в ЕГРН в отношении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:06:0002008:93.
На запрос получена информация из Управления Росреестра по г.Москве о том, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:06:0002008:93, применяемая к отношениям, возникающим с 01.01.2017 по 13.08.2018, определена филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве в размере 4 305 020 334,70 руб. Сведения о кадастровой стоимости в размере 1 829 164 975,80 руб. внесены ошибочно и не применяются для целей налогообложения.
Институт обжаловал решение ИФНС N 28 по г. Москве от 18.01.2019 г. N 40381 в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя требования заявителя, указал, что земельный налог на имущество за 2017 год подлежит расчету исходя из налоговой базы по налогу, которая равна размеру кадастровой стоимости земельного участка, установленной решением Мосгорсуда от 03.12.2018 г. по состоянию на 24.10.2016 г. в размере 2468227358 руб. на период с 01.01.2018 г. по 13.08.2018 г.
Таким образом, земельный налог, подлежавший уплате Заявителем в 2017 году, составляет 37 023 410,37 руб. (2468227358*1,5).
Поддерживая выводы суда первой инстанции, апелляционный суд руководствуется следующим.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) земельный налог является местным налогом (статья 15 НК РФ).
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. В свою очередь, кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (статья 390 НК РФ).
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, указанная в ЕГРН по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 НК РФ).
Налогоплательщики - организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений из Единого государственного реестра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 3 статьи 391 НК РФ).
Также судом первой инстанции учтены положения Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 28.02.2019 N 13-П, согласно которым налогоплательщик не должен нести бремя неблагоприятных налоговых последствий, вызванных как неопределенностью положений законодательства, так и ненадлежащим применением норм государственными и муниципальными органами. То есть, какие-либо действия (бездействие) государственных и муниципальных органов, которые повлекли включение в Единый государственный реестр недвижимости (государственный кадастр недвижимости) неактуальной, по мнению налогового органа, кадастровой стоимости, сами по себе не могут служить безусловным основанием для изменения порядка определения налоговой базы по земельному налогу, а также влечь доначисление налогоплательщику сумм недоимки и пени, при том, что он не совершал каких-либо недобросовестных действий, направленных на уклонение от уплаты налога.
Институт является федеральным государственным бюджетным учреждением, выполняющим, в том числе, государственные оборонные заказы. Его финансовый план утверждается на 3 года согласно принимаемому Государственной Думой Российской Федерации федеральному бюджету.
За пользование федеральным земельным участком с кадастровым N 77:06:0002008:93 Институт ранее уплачивал земельный налог в следующих размерах: 2014 год - 23,1 млн. руб., 2015 год - 25,5 млн. руб., 2016 год - 25,5 млн. руб.
На основании полученной выписки из ЕГРН от 31.01.2017 N 77/ИСХ/17-149582 ИМЕТ РАН заплатил налог за 2017 год в размере 27,4 млн. руб.
21 мая 2018 года ИФНС России N 28 по г. Москве сообщила, что Федеральная кадастровая палата изменила кадастровую стоимость указанного земельного участка по состоянию на 1 января 2017 года до 4 305 020 334 руб. 70 коп, увеличив ее в 2,4 раза.
Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что ИФНС России N 28 по г. Москве не может возлагать на Налогоплательщика, добросовестно и своевременно осуществившего исчисление и уплату земельного налога на основании сведений из ЕГРН, предоставленных ему уполномоченным публичным органом, неблагоприятных последствий в виде взыскания недоимки и штрафа по земельному налогу, связанных с кадастровым учетом изменений видов разрешенного использования земельного участка, сведения о котором отсутствовали в ЕГРН по состоянию на 1 января соответствующего налогового периода.
Противоположное означало бы предоставление в нарушение требований статей 15 (часть 2), 18,55 (часть 3) и 57 Конституции Российской Федерации налоговым органам полномочий, позволяющих определять налоговую базу по земельному налогу вопреки императивным положениям налогового законодательства и тем самым неправомерно ограничивать права налогоплательщиков.
Согласно ст. 399 НК РФ налоговая база по земельному налогу в отношении рассматриваемого земельного участка за 2017 год определялась как кадастровая стоимость этого участка по состоянию на 1 января 2017 года.
По установленному законом порядку Институт должен был до 1 февраля 2017 года самостоятельно определить налоговую базу по этому участку и подать соответствующую налоговую декларацию.
В январе 2017 года Институтом сделан соответствующий запрос в Управление Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии по г.Москве и 31 января 2017 года получена заверенная подписью и гербовой печатью уполномоченного государственного органа выписка из Единого государственного реестра недвижимости N 77/ИСХ/17-149582 о кадастровой стоимости данного земельного участка по состоянию на 1 января 2017 года в размере 1 829 164 975 руб. 80 коп.
Именно эта кадастровая стоимость включена Институтом в налоговую декларацию по земельному налогу за 2017 год, которую он представил в ИФНС России N 28 в установленные сроки.
На основании данной кадастровой стоимости Институтом рассчитан и уплачен земельный налог за 2017 год в размере 27 437 475 руб.
Согласно ст. 24.20 Закона N 135-ФЗ сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 г. N 437, вопросы, касающиеся нормативно-правового регулирования в сфере государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности, отнесены к компетенции Министерства экономического развития Российской Федерации.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее - Методические указания).
В соответствии с пунктом 2.4 Методических указаний в случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или включение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке происходят (произошли) после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.
Кроме того, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснил, что кадастровая стоимость устанавливается, в том числе, для целей налогообложения и может быть определена в случаях, установленных статьей 24.19 Закона N 135-ФЗ.
Как следует из Постановления Правительства Москвы N 791-ПП от 29.11.2016 г. (в редакции от 19.12.2018), в соответствии со статьей 24.17 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" Правительство Москвы постановило утвердить кадастровую стоимость и удельные показатели кадастровой стоимости земель города Москвы по состоянию на 1 января 2016 г., кроме того, постановление применяется к отношениям, возникающим с 1 января 2017 г.
Из материалов дела следует, что в ЕГРН имелись противоречия в части определения кадастровой стоимости за спорный период, что затруднило определение земельного налога.
При этом необходимо учитывать, что для целей налогообложения имеется преимущество в применении кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной рыночной стоимости, перед их кадастровой стоимостью, установленной по результатам государственной кадастровой оценки, поскольку соответствующая рыночная стоимость получена в результате индивидуальной оценки конкретного объекта недвижимости (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2017 N 20-П и от 05.07.2016 N 15-П).
Суд первой инстанции посчитал возможным применить размер кадастровой стоимости, установленной решением Мосгорсуда от 03.12.2018 г. по делу N 3А-3835/2018 по аналогии к правоотношениям, касающимся уплаты земельного налога за 2017 г., учитывая, что размер стоимости решением Мосгорсуда установлен по состоянию на 24.10.2016 г.
Указанная стоимость установлена Мосгорсудом определением от 24.10.2018 г. по итогам проведенной в рамках рассмотрения дела судебной оценочной экспертизы, порученной ООО "Центр делового консультирования". Исходя из индивидуальных характеристик объекта недвижимости кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 24.10.2016 в размере рыночной в размере 2 468 227 358 руб.
Исходя из чего, судом первой инстанции установлена подлежащая уплате сумма земельного налога за 2017 г., которая составляет 37 023 410,37 руб. (2 468 227 358*1,5), а также соответствующая указанной сумме налога сумма налоговых санкций.
Вместе с тем, судом первой инстанции предписано учесть налоговому органу на момент исполнения решения имеющиеся факты переплаты суммы земельного налога, поскольку налогоплательщиком указано на уплату недоимки по земельному налогу, начисленную по решению ИФНС России по г. Москве N 28 N 40381 от 18.01.2019 г. платежным поручением N 590059 от 05.07.2019, в размере 32 524 791 руб.
Также судом первой инстанции не установлено оснований для освобождения от налоговой ответственности, так как доначисления больше, чем возможная переплата, в связи с чем, заявитель правомерно привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 122 НК РФ.
Как указано в решении, переплата по земельному налогу в размере 32 287 653 руб., сложившаяся на дату принятия решения налоговым органом, связана с поступлением 19.10.2018 г. авансовых платежей земельного налога за 2018 г. после представления декларации за 2018 г. в карточке РСБ, которые могут быть изменены с учетом поступивших сумм начислений.
Учитывая изложенные обстоятельства по делу в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции правомерно признал решение ИФНС России N 28 по г. Москве частично недействительным.
Таким образом, доначисленная оспариваемым решением сумма налога за 2017 г., превышающая сумму налога в размере 37 023 410,37 руб., обоснованно признана судом первой инстанции излишней.
Доводы апелляционной жалобы о периоде применения кадастровой стоимости земельного участка, определенной решением суда общей юрисдикции, отклоняются апелляционным судом в силу следующего.
Верховный Суд РФ в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам от 19.07.2019 N 305-КГ18-17303 по делу N А40-232515/2017 указал, что для целей налогообложения имеется преимущество в применении кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной рыночной стоимости, перед их кадастровой стоимостью, установленной по результатам государственной кадастровой оценки, поскольку соответствующая рыночная стоимость получена в результате индивидуальной оценки конкретного объекта недвижимости (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2017 N 20-П и от 05.07.2016 N 15-П).
Следовательно, налогоплательщик, не согласный с применением при определении его налоговой обязанности достоверных результатов государственной кадастровой оценки, полученных с использованием так называемого "массового" метода, не лишен права опровергнуть представленный налоговым органом расчет налога, обосновывая необходимость исчисления налога, исходя из рыночной стоимости объекта недвижимости.
Из материалов дела следует, что Мосгорсудом при рассмотрении дела N 3А-3835/2018 об установлении кадастровой стоимости земельного участка была назначена судебная экспертиза. Согласно экспертному заключению ООО "Центр делового консультирования", исходя из индивидуальных характеристик объекта недвижимости, кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 24.10.2016 в размере 2 468 227 358 руб.
При этом указанный в решении Мосгорсуда период применения размера кадастровой стоимости (с 01.01.2018 по 13.08.2018) установлен по результатам обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости 26.07.2018 г.
Вопреки доводам жалобы, налоговый орган со ссылками на количественные и качественны характеристики не обосновал расчет кадастровой стоимости для данного земельного участка в размере 4 305 020 334 руб. 70 коп в период с 01.01.2017 по 31.01.2017, тогда как за последующий период (с 01.01.2018 по 13.08.2018 г.) она определена Мосгорсудом в размере 2 468 227 358 руб.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.01.2020 по делу N А40-181554/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А.Чеботарева |
Судьи |
Т.Б.Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-181554/2019
Истец: ФГБУ НАУКИ ИНСТИТУТ МЕТАЛЛУРГИИ И МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ ИМ. А.А. БАЙКОВА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
Ответчик: ИФНС N28 по г. Москве