город Томск |
|
5 июня 2020 г. |
Дело N А27-20013/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 июня 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Ходыревой Л.Е., |
судей |
|
Аюшева Д.Н. |
|
|
Колупаевой Л.А. |
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Смолиной Т.Д., рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кемеровской области (судья Бондаренко С.С.) апелляционную жалобу Акционерного общества "ЕВРАЗ Объединенный Западно-Сибирский металлургический комбинат" (N 07АП-3940/20) на решение от 28 февраля 2020 года Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-20013/19 (судья Плискина Е.А.) по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Водоканал", г. Новокузнецк, Кемеровская область - Кузбасс (ОГРН 1144217006966, ИНН 4217166136) к Акционерному обществу "ЕВРАЗ Объединенный Западно-Сибирский металлургический комбинат", г. Новокузнецк, Кемеровская область - Кузбасс (ОГРН 1024201670020, ИНН 4218000951) о взыскании 18 615 373 руб. 09 коп. долга
В судебном заседании приняли участие:
от истца Чикурова А.В. по доверенности от 09.01.2020, паспорт, диплом; Меркулова Н.Е. по доверенности от 09.01.2020, паспорт, диплом
от ответчика Чижиков О.А. по доверенности от 28.10.2019, паспорт, диплом
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Водоканал" (далее по тексту ООО "Водоканал", истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области к акционерному обществу "ЕВРАЗ Объединенный Западно-Сибирский металлургический комбинат" (далее по тексту АО "ЕВРАЗ ЗСМК", ответчик) с иском о взыскании 18615373 руб. 09 коп. платы за превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах в январе, феврале, марте, апреле 2019 года по договору холодного водоснабжения и водоотведения от 01.01.2015 N 234 (с учетом объединения с делом NА27-19978/2019).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 28.02.2020 требования истца удовлетворены, с ответчика в пользу истца взыскано 18 615 373 руб. 09 коп. долга, 116 077 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность судебного акта, неполное исследование доказательств, несоответствие выводов обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, неприменение пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации N 644 от 29.07.2013, не учтено, что Положение N 422 не может быть применено к ответчику, поскольку оно принято во исполнение Правил N 167, положения которых в период с 01.01.2019 не подлежат распространению на ответчика, отсюда сделан неверный вывод о превышении ответчиком нормативов допустимых концентраций загрязняющих веществ, судом применено Положение N 298, не подлежащее применению; вывод суда об отказе ответчика оплачивать предъявленную сумму не соответствует действительности, так как ответчик не отказывается соблюдать нормы действующего законодательства в отношении охраны окружающей среды; судом не исследовался вопрос превышения обнаруженных концентраций загрязняющих веществ над установленными приказом N 417-рд от 14.04.2015 нормативами загрязняющих веществ, просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Истец представил в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика настаивает на удовлетворении апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям; представители истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражают, просят обжалуемый судебный акт оставить без изменения по основаниям, указанным в отзыве.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения представителей сторон, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд не нашел оснований для его отмены.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 01.01.2015 между ООО "Водоканал" (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и ОАО "Евраз Объединенный Западно-Сибирский металлургический комбинат" (абонент) заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения N 234, в соответствии с пунктом 1.1 которого организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду. Абонент обязуется оплачивать холодную воду установленного качества в объеме, определенном договором.
Организация водопроводно-канализационного хозяйства обязуется осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в сроки, порядке и размере, которые определены в договоре.
В соответствии с подпунктом "6" пункта 15 договора абонент обязуется производить оплату по настоящему договору в сроки, порядке и размере, которые определены в соответствии с настоящим договором, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, а также вносить плату за вред, причиненный водному объекту.
В силу подпункта 4 пункта 16 договора абонент имеет право осуществлять в целях контроля состава и свойств сточных вод отбор проб холодной воды и сточных вод, в том числе параллельных проб, принимать участие в отборе проб сточных вод, в том числе параллельных проб, а также принимать участие в отборе проб холодной воды и сточных вод, осуществляемом Организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Согласно пункту 23 договора, отбор проб сточных вод, анализ отобранных проб сточных вод, оформление результатов анализа проб сточных вод и информирование о таких результатах абонентов и уполномоченных органов государственной власти в рамках контроля состава и свойств сточных вод в отношении абонентов, для объектов которых нормы допустимых сбросов не устанавливаются, осуществляются в порядке, предусмотренном Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод".
Размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер платы абонента воды в связи с нарушением абонентом нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (пункт 12 договора).
Согласно пункту 35 договора, контроль за соблюдением абонентом установленных для него нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод осуществляет организация водопроводно-канализационного хозяйства или по ее поручению транзитная организация, осуществляющая транспортировку сточных вод абонента.
В ходе осуществления контроля за соблюдением абонентом установленных для него нормативов водоотведения организация водопроводно-канализационного хозяйства ежемесячно определяет объем отведенных (принятых) сточных вод абонента сверх установленного ему норматива водоотведения.
В период с января по апрель 2019 года представителями организации водопроводно-канализационного хозяйства в присутствии представителя ответчика были произведены отборы проб сточных вод абонента, о чем истцом составлены акты отбора проб сточных вод N 48/19 от 16.01.2019, N 197/19 от 18.02.2019, N199/19 от 18.02.2019, N 332/2019 от 15.03.2019, N 330/19 от 15.03.2019, N515/19 от 15.04.2019, N 332/19 от 15.03.2019, N 519/19 от 15.04.2019 с отметками об отборе параллельной и резервной пробы.
Лабораторное исследование проб сточных вод абонента проведено лабораторией ООО "АКВАТЕСТ" (аттестат аккредитации N РОССКГ.0001/512794 от 13.01.2016, протоколы испытаний воды N 1.1.974-19 от 26.06.2019, N 1.1.977-19 от 26.06.2019, N 1.1.981-19 от 26.06.2019, N 1.1.976-19 от 26.06.2019 и лабораторией ответчика "Центр экологического мониторинга" Службы охраны окружающей среды АО "ЕВРАЗ ЗСМК" (протоколы N 314 от 20.03.2019, N 33 от 22.01.2019, N 312 от 20.03.2019).
По результатам анализа проб сточных вод ООО "Водоканал" установлено превышение предельных концентраций загрязняющих веществ в составе сточных вод ответчика по веществам - железо, алюминий, составлены информационные записки, выставлены счета-фактуры с требованием о внесении платы за повышенное содержание загрязняющих веществ в сточных водах N 217 от 15.05.2019 на сумму 203 499 руб. 42 коп.; N 211 от 15.05.2019 на сумму 164 117 руб. 05 коп.; N 215 от 15.05.2019 на сумму 10 480 444 руб. 48 коп.; N 208 от 15.05.2019 на сумму 7 767 312 руб. 14 коп., всего на сумму 18 615 373руб.09 коп.
Согласно пункту 8 договора, абонент оплачивает отведенные сточные воды в объеме отведённых сточных вод до 10 числа месяца следующего за расчетным месяцем, на основании счетов, выставленных к оплате.
Претензией от 13.06.2019 ВДК-исх-4051/2019 истец обратился к ответчику с требованием погасить задолженность в течение 5 дней с момента получения претензии.
В ответе на претензию истца ответчик указал на то, что ответчик в соответствии с законом не имеет нарушений, и плата за превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ начислению не подлежит.
Неисполнение ответчиком обязательств по внесению платы за превышение предельных концентраций загрязняющих веществ в составе сточных вод в размере 18615373 руб. 09 коп. (с учетом уточнений) явилось основанием для предъявления исковых требований в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции принял по существу правильное решение, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК) в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей указаны основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу части 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с частью 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), а также Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, регулируются Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" (далее - Правила N 167).
По договору холодного водоснабжения организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета (часть 1 статьи 13 Закона о водоснабжении и водоотведении).
По договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения (часть 1 статьи 14 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Часть 10 статьи 7 Закона о водоснабжении и водоотведении предусмотрено, что в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в центральную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоснабжения (ЦСВ), в размере и порядке, установленном правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 25 Правил N 644 абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Законом о водоснабжении и водоотведении, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и Правилами N 644.
Пунктом 111 Правил N 644 установлено, что абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (в том числе ее отдельных объектов).
Пунктом 118 Правил N 644 установлено, что в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 35 Правил N 644 абонент обязан соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.
Одним из принципов охраны окружающей среды является принцип "загрязнитель платит", который, как следует из статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", выражается в обязательном финансировании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 02.06.2015 N 12-П).
В силу статьи 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту "ж" пункта 35 Правил N 644 абонент обязан вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами.
Согласно подпунктам "в", "г" пункта 36 Правил N 644, организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
В пункте 65 Правил N 167 установлено, что контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
В силу пункта 67 Правил N 167 анализы контрольных проб сточных вод производятся лабораторией организации водопроводно-канализационного хозяйства или по усмотрению указанной организации в аттестованной и (или) аккредитованной для производства таких работ другой организации (лаборатории).
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов (далее именуются - абоненты), предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
В обеспечение исполнения постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.06.2009 N 298 "Об утверждении положения о порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление N 298), Распоряжением Администрации г. Новокузнецка от 27.05.1998 N 422 "Об утверждении положения "Об условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации г. Новокузнецка" утвержден порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Кемеровской области, с учетом нормативов водоотведения по составу сточных вод установленного органами местного самоуправления.
Порядок контроля состава и свойств сточных вод, порядок отбора проб сточных вод регламентируется Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 (далее - Правила N 525).
Согласно пункту 37 Правил N 644 абонент имеет право получать достоверные сведения о качестве питьевой воды, составе и свойствах сточных вод, полученной в результате производственного контроля качества воды, контроля за составом и свойствами сточных вод (подпункт "а"), принимать участие в отборе проб холодной воды и проб сточных вод в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в том числе осуществлять параллельный отбор проб (подпункт "б").
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательств в их совокупности и взаимосвязи, исходя из конкретных обстоятельств дела, установив факт превышения в сточных водах допустимой концентрации загрязняющих веществ, что подтверждается материалами дела и по сути ответчиком не оспаривается, в отсутствие доказательств оплаты выставленных истцом счетов, проверив представленный истцом расчет с учетом установленной Постановлением N 298 формулы, признав его арифметически верным, суд удовлетворил требования истца в заявленном размере (18 615 373,09 руб.).
Разногласия сторон в части арифметического расчета начисления платы отсутствуют, что подтвердили стороны в судебном заседании суда апелляционной инстанции.
Несогласие ответчика с возложением на него обязанности по оплате основано на неверном применении норм права применительно к вопросу наличия либо отсутствия у ответчика права на сброс в январе-апреле 2019 года загрязняющих веществ в количестве, не превышающем утвержденное приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области от 14.04.2015 N 417-рд "Об установлении нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты через централизованные системы водоотведения для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение".
Так, с момента вступления в силу Постановления Правительства РФ N 644 дополнительно к требованиям, установленным данным указанным Постановлением, все абоненты обязаны соблюдать нормативы по составу сточных вод, а организация ВКХ имеет право контролировать и взимать плату.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы о применении судом закона, не подлежащего применению, суд апелляционной инстанции отмечает, что до 01.01.2019 действия всех нормативных актов, регулирующих вопрос установления и исполнения нормативов допустимых сбросов для "крупных" абонентов организации ВКХ было приостановлено, однако обязанности по соблюдению нормативов по составу и свойствам сточных вод сохранились наряду с обязанностью соблюдения нормативов, превышения которых влечет собой плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
С 01.01.2013 вступил в силу Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" N 416-ФЗ.
29.07.2013 Правительство РФ Постановлением N 644 утвердило Правила холодного водоснабжения и водоотведения, по которому ряд пунктов Постановления Правительства РФ N 167 утратило силу, часть из них продолжает действовать, при этом, в первоначальной редакции Постановления N644 оставшиеся пункты не распространялись на абонентов, в отношении которых устанавливаются лимиты и нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ установлены Постановлением Правительства РФ N 230 от18.02.2013 "О категории абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов".
Постановлением Правительства РФ N 1101 от 14.010.2015 "О внесении изменений в некоторых актах правительства РФ в сфере водоотведения" в п. 3 Постановления Правительства РФ N 644 внесены изменения, согласно которых действие пунктов 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69-71 Постановления N 167, а также действие Постановления N 1310 не распространяется на абонентов, в отношении которых установлены нормативы допустимых сбросов (далее НДС) в соответствии со статьей 27 Закона о водоснабжении и водоотведении с 01.01.2019.
До введения новых правил, устанавливающих нормативы, а также порядок расчета размера платы за ДК, действуют нормативные акты, принятые органами местного самоуправления и субъекта РФ до внесения вышеуказанных изменений.
Так, согласно первоначальной редакции пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 пункты 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69-71 Правил N 167, и Постановление N 1310 сохраняли свое действие и не распространялись на абонентов, в отношении которых устанавливаются лимиты на сбросы и нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосбросные площади.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2015 N 1101 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере водоотведения" в пункт 3 Постановления N 644 внесены изменения, согласно которым на абонентов, в отношении которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в соответствии со ст. 27 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", действие пунктов 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69-71 Правил N 167 и Постановление N 1310 не распространяется с 01.01.2019. При этом, пунктом 2 Постановления N 1101 устанавливалось что организациям, осуществляющим водоотведение, и их абонентам, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, к правоотношениям, возникшим в период с 01.01.2015 и до вступления в силу Постановления N 1101, необходимо руководствоваться пунктами 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69-71 Правил N 167 и Постановлением N 1310.
В связи с принятием Федерального закона от 29.07.2017 N 225-ФЗ глава 5 (ст. ст. 26 - 30) ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.2011 N 416-ФЗ утратила силу с 01.01.2019. Данная глава предусматривала в том числе необходимость установления нормативов допустимых сбросов и лимитов на сбросы загрязняющих веществ и прямое возмещение вреда окружающей среде в бюджет для абонентов, подлежащих нормированию в соответствии с критериями, указанными в Постановлении Правительства РФ от 18.03.2013 N 230.
На основании изложенного, как обоснованно указал суд первой инстанции, начиная с 01.01.2019 для всех категорий абонентов, предусмотрен единый порядок начисления платы по предотвращению негативного воздействия, оказываемого на окружающую среду сбросами загрязняющих веществ в составе сточных вод абонентов.
Ответчик обязан руководствоваться требованиями пунктов 9, 61, 62, 64 65, 67 и 69 - 71 Правил N 167, Постановления N 1310, Положения о порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, утв. Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.06.2009 г. N 298, Распоряжением Администрации города Новокузнецка от 27.05.1998 N 422.
Иное означало бы отсутствие у ответчика как у абонента, сбрасывающего значительное количество вредных для окружающей среды стоков, обязанности соблюдать нормы действующего законодательства в отношении охраны окружающей среды и нести ответственность за нанесенный вред.
Более того, как верно указал суд первой инстанции, это необоснованно ставило бы его в преимущественное положение перед иными абонентами, обязанными вносить плату за сброс сточных вод с превышением ПДК загрязняющих веществ.
Судом апелляционной инстанции учитывается, что Письмом от 09.10.2017 N 36109-АЧ/04 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, разъяснено, что до вступления в силу соответствующих изменений в Правила колодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N644, подлежащих внесению во исполнение Закона N 225-ФЗ и определяющих порядок установления органами местного самоуправления нормативов состава сточных вод и порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленные нормативов состава сточных вод и взимания указанной платы с абонентов, установление нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, а также исчисление и взимание платы за их превышение осуществляется в порядке, предусмотренном Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принятыми во исполнение Постановления N 1310.
Кроме того, в данном письме Минстрой РФ указывает на то, что нормативные правовые акты органов местного самоуправления об установлении для абонентов нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод или делегировании соответствующего права организациям ВКХ и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, предусматривающие порядок исчисления и взимания платы за их превышение, не могут быть отменены или признаны утратившими силу без одновременного принятия новых актов, устанавливающих нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод абонентов или делегирующих право на их установление организациям ВКХ, а также определяющих порядок исчисления и взимания платы за превышение указанных нормативов. В противном случае будут нарушены права неопределенного круга лиц, предоставленные им нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу - Правилами N 167 и Постановлением N 1310, а у абонентов, сбрасывающих сточные воды в централизованные системы водоотведения на территории соответствующих муниципальных образований и субъектов Российской Федерации, будут отсутствовать экономические стимулы по сокращению негативного воздействия на водные объекты, что в свою очередь приведет к нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.06.2009 N 298 "Об утверждении положения о порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов", а также Распоряжение Администрации г. Новокузнецка от 27.05.1998 N 422 "Об утверждении положения "Об условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации г. Новокузнецка" не отменены и соответствуют действующему законодательству РФ.
С учетом вышеизложенного суд правомерно пришел к выводу о доказанности факта превышения ответчиком в сточных водах допустимых концентраций загрязняющих веществ по всем показателям, согласно представленным протоколам испытаний.
Указанное ответчиком не опровергнуто.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в ней отсутствуют ссылки на факты, которые не были бы предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу, в связи с чем признаются несостоятельными.
Учитывая, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о наличии оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения, апелляционная инстанция посчитала обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28 февраля 2020 года Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-20013/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу Акционерного общества "ЕВРАЗ Объединенный Западно-Сибирский металлургический комбинат" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
Л.Е. Ходырева |
Судьи |
Д.Н. Аюшев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-20013/2019
Истец: ООО "Водоканал"
Ответчик: АО "ЕВРАЗ Объединенный ЗСМК"
Хронология рассмотрения дела:
30.09.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3826/20
05.06.2020 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-3940/20
28.02.2020 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-20013/19
06.11.2019 Определение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-20013/19