г. Тула |
|
8 июня 2020 г. |
Дело N А62-10765/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.06.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 08.06.2020.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Большакова Д.В. и Еремичевой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Овчинниковой И.В., при участии представителя заинтересованного лица - Федерального казенного учреждения "Колония - поселение N 7 управления Федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области" (Смоленская область, Смоленский район, д. Верховье, ОГРН 1026700667069, ИНН 6714020155) - Цуриковой М.С. (доверенность от 01.06.2020 N вн-1-37), в отсутствие представителя заявителя - государственного учреждения - управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Смоленском районе Смоленской области (межрайонное) (г. Смоленск, ОГРН 1026701458398, ИНН 6731038900), извещенного о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Колония - поселение N 7 управления Федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 20.03.2020 по делу N А62-10765/2019 (Каринская И.Л.),
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Смоленском районе Смоленской области (межрайонное) (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Федеральному казенному учреждению "Колония - поселение N 7 управления Федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области" (далее - учреждение) о взыскании финансовой санкции в размере 84 500 рублей за представление недостоверных сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета за январь - декабрь 2017 года, а также за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета за декабрь 2018 года.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 20.03.2020 заявление удовлетворено частично, с учреждения в доход бюджета Пенсионного Фонда Российской Федерации взыскано 54 305 рублей. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своих доводов указывает на необходимость снижения начисленного ему штрафов в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)
Дело рассмотрено после перерыва, объявленного 03.06.2020.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что учреждение 28.02.2018 по телекоммуникационным каналам связи представило в управление сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год, а 01.03.2018 - сведения по форме СЗВ-СТАЖ за тот же год тип формы "дополняющая".
В результате проверки предоставленной учреждением отчетности по форме СЗВ-М за январь - декабрь 2017 года и СЗВ-СТАЖ за 2017 год управлением выявлены расхождения в части неполноты и (или) недостоверности сведений по 108 застрахованным лицам.
На основании протокола проверки 16.10.2018 управлением сформировано уведомление об устранении в срок не позднее 19.11.2018 расхождений и необходимости представления полных и (или) достоверных сведений индивидуального персонифицированного учета за 2017 год, которое направлено в адрес учреждения 08.11.2018 заказным письмом с почтовым идентификатором 80087629043720 и получено им 09.11.2018.
Однако указанные расхождения в установленный срок учреждением не устранены.
По факту нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете управлением составлен акт от 10.12.2018 N 076S18180007043, который направлен учреждению заказным письмом с почтовым идентификатором 80087630049339 и получен им 11.12.2018.
На момент составления акта по уведомлению учреждением полные и (или) достоверные сведения за 2017 год на застрахованных лиц не представлены, возражения по акту не заявлены.
По результатам рассмотрения акта, а также приложенных к нему документов и материалов начальником управления принято решение от 28.01.2019 N 076S19190000121 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в соответствии с которым к учреждению применена финансовая санкция в размере 54 000 рублей.
Учреждению направлено требование от 25.02.2019 N 076S01190000680 об уплате в добровольном порядке финансовой санкции в срок до 22.03.2019.
Также управлением установлено, что учреждение несвоевременно представило сведения о работающих у него застрахованных лицах, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, за отчетный период декабрь 2018 года в отношении 61 застрахованного лица.
Так, срок представления сведений за декабрь 2018 - не позднее 15.01.2019, однако исходная форма сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за декабрь 2018 года представлена учреждением 16.01.2019, хотя должна быть представлена не позднее 15.01.2019, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью на 61 застрахованное лицо.
По данному факту управлением составлен акт от 31.01.2019 N 076S18190000426, который направлен учреждению 01.02.2019 заказным письмом с номером почтового идентификатора 80087631616875.
По результатам рассмотрения акта, а также приложенных к нему документов и материалов начальником управления принято решение от 14.03.2019 N 076S19190000864 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в соответствии с которым к учреждению применена финансовая санкция в размере 30 500 рублей.
Учреждению направлено требование от 09.04.2019 N 076S01190001289 об уплате в срок до 08.05.2019 в добровольном порядке финансовой санкции.
Ввиду того, что учреждением не выполнены требования от 25.02.2019 N 076S01190000680 и от 09.04.2019 N 076S01190001289 в добровольном порядке, управление обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с учреждения финансовой санкции.
Арбитражным судом Смоленской области 08.08.2019 по делу N А62-7450/2019 выдан судебный приказ серии 100164_532992, на основании которого учреждения в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации взыскана финансовая санкция в размере 84 500 рублей.
Определением суда от 16.08.2019 указанный судебный приказ отменен в связи с поступлением от учреждения возражений относительно его исполнения.
В связи с указанными обстоятельствами учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая заявлением и частично удовлетворяя его, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
На основании статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) и статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) учреждение является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
Абзац 3 пункта 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ содержит в себе обязанность страхователей по представлению в территориальные органы страховщика документов, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, а также обязанность, объем и сроки представления таких сведений установлены положениями Закона N 27-ФЗ.
В статье 16 данного закона закреплена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Как следует из части 2 статьи 8 этого закона сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с настоящим Федеральным законом представляются в органы Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 17 рассматриваемого закона за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Статьей 15 названного закона N 27-ФЗ установлено право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
При обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (часть 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
В соответствии с пунктом 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Согласно абзацу 2 пункта 39 этой инструкции (в редакции, действующей в спорный период) в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Из материалов дела усматривается, что учреждению управлением начислены два штрафа: за нарушение пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ в размере 54 000 рублей и пункта 2.2 той же статьи в размере 30 500 рублей.
Относительно привлечения к ответственности по пункту 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ суд первой инстанции верно указал следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Сведения подаются по формам, утвержденным постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 06.12.2018 N 507п ""Об утверждении формы "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)", формы "Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)", формы "Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)", формы "Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)", порядка их заполнения и формата сведений".
Постановлением Правления Пенсионного фонда России от 06.12.2018 N 507п утвержден Порядок заполнения форм СЗВ-СТАЖ (далее - Порядок), в силу пункта 1.5 которого форма СЗВ-СТАЖ заполняется и представляется страхователями на всех застрахованных лиц.
В приложении 1 Порядка сказано, что в форме СЗВ-СТАЖ указывается один из предлагаемых кодов: "исходная" и "дополняющая".
Согласно пунктам 1.10 и 4.1 Порядка форма СЗВ-КОРР представляется страхователем в случае необходимости уточнения (исправления) или отмены данных, учтенных на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц и заполняется с целью корректировки сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица на основании отчетности, ранее представленной страхователем.
Судом первой инстанции установлено, что с учетом пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срок представления сведений о застрахованных лицах за 2017 год установлен для учреждения не позднее 01.03.2018.
Как усматривается из материалов дела, учреждение представило сведения в отношении 108 застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ тип "исходная" и "дополняющая" за 2017 год в установленный законом срок.
Между тем управлением на основании протокола проверки от 16.10.2018 в отношении учреждения сформировано уведомление об устранении в течении пяти рабочих дней расхождений и необходимости представления полных и (или) достоверных сведений индивидуального персонифицированного учета за 2017 год, которое направлено ему 07.11.2018 посредством почтовой связи и получено 09.11.2018.
Следовательно, срок представления полных и (или) достоверных сведений истекал 19.11.2018.
Однако по состоянию на 19.11.2018 расхождения по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета за 2017 год в отношении 108 застрахованных лиц учреждением не устранены.
Управлением в материалы дела представлен журнал учета и обработки сведений о страховом стаже и страховых взносах, представленных страхователями за 2017 год, в котором отражено, что сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ тип "дополняющая" по форме СЗВ-КОРР за 2017 год представлены учреждением в период с 24.04.2019 по 26.04.2019.
Таким образом, факт представления учреждением неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, подтвержден материалами дела.
С учетом количества застрахованных лиц, в отношении которых полные и достоверные сведения не представлены своевременно (108), размер штрафа составил 54 000 рублей.
Что касается привлечения учреждения к ответственности по пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, то суд правомерно исходил из следующего.
На основании пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество и идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах", в соответствии с разделом 3 которого при подаче данной формы выбирают один из предлагаемых кодов: "исхд" ((исходная форма) используется при первичной подаче формы СЗВ-М за отчетный период), "доп" ((дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период) и "отм" ((отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период).
Как установлено судом первой инстанции, отчет по форме СЗВ-М за декабрь 2018 года представлен учреждением 16.01.2019, то есть с нарушением установленного законом срока (не позднее 15.01.2019).
В связи с этим управление правомерно привлекло учреждение к ответственности за данное нарушение на основании абзаца 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, с назначением финансовой санкции в размере 30 500 рублей, определенном в порядке абзаца 4 данной статьи.
Между тем при взыскании штрафа в указанных размерах суд первой инстанции правомерно учитывал следующее.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях от 15.07.1999 N 11-П, от 12.05.1998 N 14-П и от 11.03.1998 N 8-П сформулировал правовую позицию, согласно которой санкции должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, компенсационного характера применяемых санкций, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
В статье 44 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" установлены обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение правонарушения, перечень которых не является исчерпывающим.
В силу части 4 этой статьи обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
Таким образом, санкции могут быть уменьшены судом до такого размера, который суд посчитает допустимым в конкретной ситуации при наличии смягчающих ответственность обстоятельств.
В силу части 3 статьи 114 Налоговой кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего кодекса.
Вместе с тем, поскольку указанной нормой права установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза.
Статья 112 НК РФ содержит в себе перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, который на основании пункта 3 части 1 этой статьи не является закрытым.
Проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отношении взыскания штрафа в размере 54 000 рублей, учитывая длительность непредставления учреждением полных и достоверных сведений индивидуального персонифицированного учета за 2017 год после получения им соответствующего уведомления управления от 16.10.2018 (в период с 24.04.2019 по 26.04.2019 вместо 19.11.2018) и количество застрахованных лиц, в отношении которых учреждение не представило полные и достоверные сведения индивидуального персонифицированного учета за 2017 год (108 лиц), суд первой инстанции справедливо указал на отсутствие правовых оснований для снижения размера финансовой санкции, назначенной учреждению.
Оснований для снижения штрафа у суда апелляционной инстанции также не имеется.
В тоже время суд первой инстанции, изучив имеющиеся в материалах дела доказательства в отношении взыскания финансовой санкции в размере 30 500 рублей, принял во внимание отсутствие негативных последствий для бюджета и представление учреждением сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за декабрь 2018 года в управление с незначительным нарушением срока (один день), с учетом принципа справедливости и соразмерности наказания последствиям допущенного нарушения, и правомерно снизил размер подлежащего взысканию штрафа до 305 рублей.
Довод апелляционной жалобы о необходимости снижения размера штрафа в порядке статьи 333 ГК РФ подлежит отклонению, поскольку согласно пункту 3 статьи 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется.
Доводы подателя жалобы не могут быть признаны обоснованными, так как, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 20.03.2020 по делу N А62-10765/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.Н. Тимашкова |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-10765/2019
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Смоленском районе Смоленской области межрайонное
Ответчик: Федеральное казенное учреждение "Колония - поселение N 7 УФСИН России по Смоленской области"