город Ростов-на-Дону |
|
09 июня 2020 г. |
дело N А32-58522/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июня 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Новик В.Л.,
судей Ковалевой Н.В., Чотчаева Б.Т.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гребенкиной И.П., при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
государственного унитарного предприятия Краснодарского края "Кубаньводкомплекс"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.02.2020 по делу N А32-58522/2019
по заявлению государственного унитарного предприятия Краснодарского края "Кубаньводкомплекс" (ИНН 2310010637, ОГРН 1022301627842)
к Северо-Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Сочинскому территориальному отделу
(ИНН 2310009818, ОГРН 1022301623684)
о признании незаконным и отмене постановления административного органа о привлечении к административной ответственности от 02.11.2019 N 272/34-08,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие Краснодарского края "Кубаньводкомплекс" (далее - заявитель, предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - административный орган) от 02.11.2019 N 272/34-08 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 220 000 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.02.2020 признано незаконным и изменено постановление по делу об административном правонарушении от 02.11.2019 N 272/34-08, вынесенное Северо-Кавказским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о привлечении к административной ответственности государственного унитарного предприятия Краснодарского края "Кубаньводкомплекс" по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ, сумма административного штрафа уменьшена до 200 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, государственное унитарное предприятие Краснодарского края "Кубаньводкомплекс" обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отмене постановления от 02.11.2019 N 272/34-08 о привлечении к административной ответственности, производство по делу прекратить.
В обоснование жалобы заявителем приведены следующие доводы. Судом необоснованно не принят довод заявителя о том, что предприятие действовало в условиях крайней необходимости. Поскольку питьевое водоснабжение является источником жизнеобеспечения, ГУП КК "Кубаньводкомплекс" не может прекратить их эксплуатацию, либо самостоятельно передать их другому лицу. Вывод из эксплуатации данных объектов и прекращение хлорирования воды приведет к прекращению подачи питьевой воды абонентам и создаст санитарно-эпидемиологическую угрозу для населения. В связи с необходимостью продолжать бесперебойное водоснабжение и водоотведение на территории Краснодарского края ГУП КК "Кубаньводкомплекс" действует в условиях крайней необходимости без оформления разрешительной документации. Предприятие не может остановить подачу водоснабжения и водоотведения территории муниципальных образований Краснодарского края, оказание данных услуг при отсутствии лицензии вызвано условиями крайней необходимости.
Стороны в судебное заседание явки не обеспечили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу решения ввиду следующего.
Как видно из материалов дела, 14.11.2019 при осуществлении сверки реестра лицензий на конкретные виды деятельности, лицензирование которых осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также сверки государственного реестра опасных производственных объектов с целью контроля исполнения обязанности ГУП КК "Кубаньводкомплекс", эксплуатирующим опасные производственные объекты: склад хлора N 1 (г. Новороссийск) (рег.N А30-08390-0001); склад хлора N 2 (ст. Троицкая) (рег.N А30-08390-0002); склад хлора N 4 (п. Октябрьский) (рег.N А30-08390-0003); склад хлора станции отчистки воды (ст. Старотитаровская) (рег.N А30-08390-0004), иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, установлено, что юридическим лицом ГУП КК "Кубаньводкомплекс" допущена эксплуатация опасных производственных объектов: склад хлора N 1 (г. Новороссийск) (рег.N А30-08390-0001) III класса опасности, расположенного по адресу: 353900, Краснодарский край, г. Новороссийск, 23-й квартал, Неберджаевского лесничества, Новороссийский лесхоз; склад хлора N 2 (ст. Троицкая) (рег.N АЗ0-08390-0002) III класса опасности, расположенного по адресу: 353900, Краснодарский край, Крымский район, ст. Троицкая, ул.Железнодорожная, д. 133; склад хлора N 4 (п. Октябрьский) (рег.N А30-08390-0003) III класса опасности, расположенного по адресу: 353761, Краснодарский край, Ленинградский район, п. Октябрьский; склад хлора станции отчистки воды (ст. Старотитаровская) (рег.N А30-08390-0004) III класса опасности, расположенного по адресу: 353530, Краснодарский край, Темрюкский район, ст. Старотитаровская, 2 подъем, в отсутствие лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, что является нарушением пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", пункта 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Ранее согласно распоряжения от 05.02.2019 N 565-р Управления была проведена плановая выездная проверка ГУП КК "Кубаньводкомплекс" при опасных производственных объектов: склад хлора N1 (г. Новороссийск) (рег.NА30-0839О-0001) III класса опасности, расположенного по адресу: 353900, Краснодарский край, г. Новороссийск, 23-й квартал, Неберджаевского лесничества, Новороссийский лесхоз; склад хлора N2 (ст. Троицкая) (рег.NА30-08390-0002) III класса опасности, расположенного по адресу: 353900, Краснодарский край, Крымский район, ст. Троицкая, ул.Железнодорожная, д. 133; склад хлора N4 (п. Октябрьский) (рег.NА30-08390-0003) III класса опасности, расположенного по адресу: 353761, Краснодарский край, Ленинградский район, п. Октябрьский; склад хлора станции отчистки воды (ст. Старотитаровская) (рег.NАЗ 0-083 90-0004) III класса опасности, расположенного по адресу: 353530, Краснодарский край, Темрюкский район, ст. Старотитаровская, 2 подъем.
Из содержания акта от 08.04.2019 N 565-р/А, составленного по результатам проверки следует, что предприятие осуществляет эксплуатацию вышеуказанных опасных производственных объектов, попадающих под действие Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" без специального разрешения (лицензии) на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
На основании акта проверки от 08.04.2019 N 565-р/А в отношении предприятия составлен протокол об административном правонарушении от 08.04.2019 N 80/34-08 по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и передан в Арбитражный суд Краснодарского края.
Учитывая, что вышеуказанные объекты, является опасными производственными объектами, суд пришел к выводу о том, что административным органом неверно квалифицировало вменяемое ГУП КК "Кубаньводкомплекс" в вину правонарушение. Арбитражным судом Краснодарского края производство по делу N А32-19487/2019 прекращено определением от 10.07.2019.
По состоянию на 14.11.2019 предприятие не имеет лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
По результатам проверки административным органом в отношении предприятия составлен протокол об административном правонарушении от 25.11.2019 N 272/34-08.
02.12.2019 административный орган вынес постановление от N 272/34-08, которым предприятие привлечено к административной ответственности предусмотренной частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 220 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, предприятие обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Объективная сторона правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность.
В части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии со статьей 1 Закона N 116-ФЗ под промышленной безопасностью опасных производственных объектов понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий, а под аварией понимается разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.
Согласно части 2 статьи 2 Закона N 116-ФЗ опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В силу статьи 9 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона); обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных статьей 11 настоящего Федерального закона; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных статьей 14 настоящего Федерального закона; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность; осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии; принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий; анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов; своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте; принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте; вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте; представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.
Работники опасного производственного объекта обязаны: соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности; незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или в установленном порядке других должностных лиц об аварии или инциденте на опасном производственном объекте; в установленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
В силу частей 1, 2 статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности (за исключением деятельности по перевозкам грузов, пассажиров или иных лиц), перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, изменения в соответствии с нормативным правовым актом Российской Федерации наименования лицензируемого вида деятельности, перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если необходимость переоформления лицензии определена этим нормативным правовым актом.
До переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии, или по истечении срока, определенного частью 5 настоящей статьи, и (или) выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не указанных в лицензии.
Как установлено в ходе проверки административным органом, предприятием допущена эксплуатации опасных производственных объектов: склад хлора N 1 (г. Новороссийск) (рег.N А30-08390-0001) III класса опасности, расположенного по адресу: 353900, Краснодарский край, г. Новороссийск, 23-й квартал, Неберджаевского лесничества, Новороссийский лесхоз; склад хлора N 2 (ст. Троицкая) (рег.N АЗ0-08390-0002) III класса опасности, расположенного по адресу: 353900, Краснодарский край, Крымский район, ст. Троицкая, ул.Железнодорожная, д. 133; склад хлора N 4 (п. Октябрьский) (рег.N А30-08390-0003) III класса опасности, расположенного по адресу: 353761, Краснодарский край, Ленинградский район, п. Октябрьский; склад хлора станции отчистки воды (ст. Старотитаровская) (рег.N А30-08390-0004) III класса опасности, расположенного по адресу: 353530, Краснодарский край, Темрюкский район, ст. Старотитаровская, 2 подъем, в отсутствие лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, что является нарушением пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", пункта 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Судом первой инстанции верно был отклонен довод заявителя о том, что предприятие действовало в условиях крайней необходимости.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае в деле не имеется достаточных и надлежащих доказательств, подтверждающих, что предприятие предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в связи с чем, вина заявителя в совершении вменяемого ему административного правонарушения имеет место.
При таких обстоятельствах, в деянии предприятия имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем правомерно и обоснованно указано судом первой инстанции в обжалуемом решении.
Согласно части 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом. При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Из текста оспариваемого постановления следует, что заявителю назначено наказание в минимальном размере, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно частям 3, 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что оспариваемым постановлением предприятие привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 220 000 руб., указанная норма предусматривает санкцию для юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В материалах дела отсутствуют доказательства повторного привлечения предприятия к административной ответственности или других отягчающих обстоятельств.
Таким образом, оспариваемое постановление административного органа подлежит изменению путем снижения назначенного предприятию наказания в виде административного штрафа до минимального 200 000 руб.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении требований предприятия.
Таким образом, решение суда от 17.02.2020 является законным и обоснованным. Основания для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.02.2020 по делу N А32-58522/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
В.Л. Новик |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-58522/2019
Истец: ГУП КК "Кубаньводкомплекс", ГУП КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ "КУБАНЬВОДКОМПЛЕКС"
Ответчик: Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору