г. Пермь |
|
09 июня 2020 г. |
Дело N А60-73593/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 июня 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И. В.
судей Гуляковой Г.Н., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя общества с ограниченной ответственностью "Милосердие 98"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 10 марта 2020 года
по делу N А60-73593/2019, принятое судьей Н.И. Ремезовой
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Милосердие 98" (ИНН 6661076426, ОГРН 1026605249197)
к Администрации города Екатеринбурга
(ИНН 6661004661, ОГРН 1046603983800)
о признании незаконным решения N 19.2-16/001/548 от 04.12.2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Милосердие 98" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным решения Администрации г. Екатеринбурга (далее - заинтересованное лицо, Администрация) N 19.2-16/001/548 от 04.12.2019 об отказе во включении в Схему размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках в муниципальном образовании "город Екатеринбург", утвержденную Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 19.12.2018 N 3092 "Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург", места размещения павильона "Продукты питания", расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Амундсена, 63; обязать Администрацию г. Екатеринбурга устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Милосердие-98" путем включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов места размещения павильона "Продукты питания" по адресу: г. Екатеринбург, ул. Амундсена, 63.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 10 марта 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
Администрацией представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором она возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие. До начала судебного заседания в суде апелляционной инстанции Администрацией заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителей.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 08.11.2019 ООО "Милосердие 98" обратилось в Администрацию города Екатеринбурга с предложением о включении в схему размещения нестационарных объектов на земельных участках в муниципальном образовании "город Екатеринбург", утвержденную Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 19.12.2018 N 3092 "Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург", места размещения павильона "Продукты питания", расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Амундсена, 63.
Администрация города Екатеринбурга, рассмотрев предложение заявителя, уведомила о принятии комиссией отрицательного решение по предложению на основании подпункта 1 пункта 26 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 27.04.2017 N 295-ПП, поскольку предложенное место при размещении в нем павильона нарушает требования подпункта "б" пункта 9 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановления Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон".
Кроме того, заинтересованное лицо указало, что имеется решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.08.2019 по делу N А60-25277/2019 об освобождении земельного участка ООО "Милосердие 98".
Полагая, что решение об отказе является недействительным, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Судом первой инстанции в удовлетворении требования отказано, так как павильон размещен на земельном участке в отсутствие на то законных оснований, а направление заявителем предложения о включении места размещения нестационарного торгового объекта в схему размещения нестационарного торгового объекта направлено на преодоление вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Свердловской области от 29.08.2019 по делу N А60-25277/2019.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Пунктами 1, 3 ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок включения в схему размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ).
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ).
Порядок включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности субъекта Российской Федерации), в схему размещения нестационарных торговых объектов, утверждаемую органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, установлен Правилами включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 (далее - Правила).
В пункте 2 данных Правил предусмотрено, что включение объектов в схему размещения осуществляется в следующих целях: достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; размещение нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; формирование торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли; повышение доступности товаров для населения.
Постановлением Правительства Свердловской области 27.04.2017 N 295-ПП утвержден Порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области (далее - Порядок N 295-ПП).
Согласно п. 32 Порядка N 295-ПП основанием для внесения дополнений (включение объектов нестационарной торговли) в схему размещения нестационарных торговых объектов являются, в том числе, заявления от субъектов предпринимательской деятельности с указанием конкретных предложений о включении в Схему размещения новых мест для размещения нестационарных торговых объектов.
В соответствии с п. 26 Порядка N 295-ПП основаниями для отказа во включении мест размещения нестационарных торговых объектов в Схему размещения по заявлению субъектов предпринимательской деятельности являются наличие обстоятельств, указанных в п. 16 настоящего Порядка.
В п. 16 Порядка N 295-ПП установлен запрет на включение мест размещения нестационарных объектов, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации и Свердловской области, а также правовых актов органов местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее - Правила N 160).
В силу пункта 5 Правил N 160 охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон: вдоль воздушных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении на расстоянии для линий напряжением 110 киловольт - 20 метров (пункт "а" Требований к границам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, приложение к Правилам установления охранных зон от 24.02.2009 N 160).
В силу подпункта "б" пункта 9 Правил N 160 в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт, помимо действий, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил, запрещается размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ (в охранных зонах воздушных линий электропередачи).
Согласно пункту 6 Правил N 160 охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах.
Охранные зоны объектов электросетевого хозяйства, введенных в эксплуатацию до введения в действия Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, Земельного кодекса Российской Федерации и Правил N 160, устанавливаются в силу закона.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.09.2017 N 1915-О указано на то, что возможность ограничения использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон, которые, в свою очередь, обеспечивают энергетическую и экологическую безопасность электрических, тепловых сетей, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов, т.е. установление этих зон направлено не только на обеспечение сохранности указанных объектов при их эксплуатации, но и на предотвращение аварий, катастроф и иных возможных неблагоприятных последствий и тем самым на защиту жизни и здоровья граждан.
В силу подпункта "б" пункта 9 Правил установления охранных зон от 24.02.2009 N 160 на спорном земельном участке имеются ограничения для размещения торгового павильона.
Публичная кадастровая карта России содержит сведения о зоне с особыми условиями использования территории N 66.41.2.564.
Для подтверждения факта внесения сведений о границах охранной зоны заинтересованным лицом представлены сведения из публичной кадастровой карты, имеющиеся в открытом доступе (ЗОУИТ 66.41.2.564 выделен желтым цветом).
Заинтересованным лицом представлены сведения из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования "город Екатеринбург", в которой также содержатся сведения о границах ЗОУИТ N 66.41.2.564.
На представленной схеме видно, что предложенное заявителем место размещения нестационарного торгового объекта по адресу: г. Екатеринбург, ул. Амундсена, 63 расположено в охранной зоне объекта электросетевого хозяйства - ЗОУИТ 66.41.2.564 (охранная зона КЛ6/10КВ АКАДЕМИЧЕСКАЯ РП246).
Учитывая изложенное, заинтересованным лицом представлены достаточные доказательства, подтверждающие нахождение места размещения нестационарного торгового объекта, предложенного заявителем, в границах ЗОУИТ 66.41.2.564.
Вступившим в законную силу и неисполненным решением Арбитражного суда Свердловской области от 29.08.2019 по делу N А60-25277/2019 установлен факт незаконного использования спорного земельного участка Обществом "Милосердие 98" с возложением обязанности освободить земельный участок площадью 45 кв.м, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, пересечение улицы Амундсена и бульвара Денисова Уральского, от нестационарного объекта.
Таким образом, нестационарный торговый объект - павильон "Продукты питания" размещен на земельном участке по адресу: г. Екатеринбург, ул. Амундсена, 63 в отсутствие на то законных оснований.
Довод заявителя жалобы относительно законности размещения на спорном участке НТО, судом апелляционной инстанции отклоняется, как несостоятельный.
Довод апелляционной жалобы о том, что место размещения нестационарного торгового объекта ранее присутствовало в схеме размещения нестационарных торговых объектов на 2017-2018 годы, утвержденной Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 29.11.2016 N 2366 (строка N 83 Приложения N 4), отклоняется.
Согласно инвентаризационной описи нестационарных объектов и мест их размещения на территории Ленинского района города Екатеринбурга, утвержденной Приказом Администрации Ленинского района города Екатеринбурга от 21.03.2018 N 36/41/65/19-05, по адресу: г. Екатеринбург, ул. Амундсена, 63 размещены следующие нестационарные торговые объекты:
1) трейлер общественное питание, площадью 9 кв.м. (строка 109 инвентаризационной описи), место размещения нестационарного торгового объекта включено в схему размещения нестационарных торговых объектов на 2017-2018 годы, утвержденную Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 29.11.2016 N 2366 (строка N 83 Приложения N 4), правообладатель ООО "Урал-Жанди";
2) павильон "Продовольственные товары", площадью 45 кв.м. (строка 110 инвентаризационной описи), место размещения нестационарного торгового объекта не включено в схему размещения нестационарных торговых объектов на 2017-2018 годы, утвержденную Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 29.11.2016 N 2366, правообладатель ООО "Милосердие 98";
3) павильон "Непродовольственные товары" (строка 111 инвентаризационной описи), место размещения нестационарного торгового объекта не включено в схему размещения нестационарных торговых объектов на 2017-2018 годы, утвержденную Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 29.11.2016, сведения о правообладателе отсутствуют.
Доводы о том, что заинтересованное лицо непоследовательно, выборочно применяет Правила, отклоняются, поскольку законность размещения иных НТО предметом рассматриваемого дела не является.
Доводы заявителя о том, что в период с 18.03.2009 по 19.06.2019 на спорном месте был размещен павильон заявителя на основании договора аренды, при этом, нарушение Правил N 160 Администрацией игнорировалось, отклоняется, поскольку по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований для изменения которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Следовательно, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 10 марта 2020 года по делу N А60-73593/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Милосердие 98" из федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению N 452 от 03.04.2020.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
И.В.Борзенкова |
Судьи |
Г.Н.Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-73593/2019
Истец: ООО МИЛОСЕРДИЕ 98
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА