г. Москва |
|
08 июня 2020 г. |
Дело N А40-328174/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б.Красновой,
судей: |
Л.А.Москвиной, В.А.Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Б.В.Хмельницким, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу АО "Трест "Шахтспецстрой"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 04.02.2020 по делу N А40-328174/19
по заявлению АО "Трест "Шахтспецстрой"
к ИФНС России N 1 по г. Москве
о признании незаконным постановления,
при участии:
от заявителя: от ответчика: |
Тарасов Р.Г. по дов-и от 22.01.2020; Прокушенков В.М. по дов-и от 05.02.2020. |
УСТАНОВИЛ:
АО "ТРЕСТ "ШАХТСПЕЦСТРОЙ" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления ИФНС России N 1 по г. Москве (далее - ответчик, Инспекция, налоговый орган) N 2007 от 12.11.2019 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04.02.2020 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Инспекция представила отзыв на апелляционную жалобу.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, в которой просил решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
Представитель Инспекции считает решение суда законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Определением от 12.05.2020 судебное разбирательство по апелляционной жалобе АО "ТРЕСТ "ШАХТСПЕЦСТРОЙ" откладывалось на 08.06.2020 в соответствии с постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации, Президиума Совета судей Российской Федерации от 08.04.2020 N 821.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки соблюдения валютного законодательства по вопросу осуществления валютных операций по зачислению денежных средств на счета в банках установлены факты наличия в действиях заявителя признаков административного правонарушения, ответственность за которое установлена части 1 статьи 15.25 КоАП РФ, а именно установлено следующее:
Минуя счета в уполномоченных банках Российской Федерации, Общество осуществило зачисление 03.10.2018 на свой счет N KZ919470398990760276, открытый в банке АО DB ALFA-BANK (ALFAKZKA) (Республика Казахстан), денежных средств в иностранной валюте за оказанные услуги от АО "АрселорМиттал Темиртау" в сумме 100 000 000,00 казахских тенге, от ТОО "ДИМ Строй" 230 000 000,00 казахских тенге по договору займа, а всего на сумму 330 000 000,00 казахских тенге.
Поступление денежных средств подтверждается отчетом о движении денежных средств в банке за пределами территории Российской Федерации за 4 квартал 2018 года от 28.01.2019 и банковской выпиской филиала АО "ТРЕСТ "ШАХТСПЕЦСТРОЙ" в Республике Казахстан.
Операции по зачислению денежных средств, поступивших от нерезидента в счет оплаты услуг, работ по договору Обществу, не входят в перечень случаев, указанных в статье 12 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ, в связи с которыми разрешено зачисление денежных средств на счета в банках, расположенных за пределами территории РФ.
С учетом указанных обстоятельств административным органом был сделан вывод о том, что Обществом не были соблюдены требования валютного законодательства.
По данному факту Инспекцией был составлен протокол об административном правонарушении от 29.10.2019 N 770120191010-3, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Постановлением от 12.11.2019 N 2007 ООО "ТРЕСТ "ШАХТСПЕЦСТРОЙ" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 41 992 045 руб.
Не согласившись с указанным постановлением о назначении административного наказания, ООО "ТРЕСТ "ШАХТСПЕЦСТРОЙ" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Арбитражный суд г.Москвы при рассмотрении дела пришел к выводу о наличии в деянии Общества события и состава вменяемого административного правонарушения, отсутствии существенных процессуальных нарушений порядка привлечения к административной ответственности и малозначительности совершенного правонарушения, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 1 статьи 15.25 КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля определены Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании, Закон N 173-ФЗ).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ к валютным операциям относится приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
В соответствии с подпунктами "в" и "г" пункта 6 части 1 статьи 1 Закона к резидентам относятся юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом "О международных компаниях", также находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подпункте "в" настоящего пункта.
Согласно п. 8 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ к уполномоченным банкам относятся кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.
В соответствии со статьей 12 Закона о валютном регулировании резиденты, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 07.05.2013 N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Вместе с тем, частью 2 статьи 12 Закона о валютном регулировании на резидентов возложена обязанность уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов), указанных в части 1 настоящей статьи, не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Статьей 12 указанного Закона установлен закрытый перечень разрешенных случаев зачисления денежных средств на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Частью 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ установлено, что расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Кроме того, часть 7 статьи 12 Закона о валютном регулировании обязывает резидентов, за исключением физических лиц - резидентов, дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации, постоянных представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иных официальных представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти, находящихся за пределами территории Российской Федерации, представлять налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Подпунктами "ж" и "з" пункта 9 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ предусмотрен перевод валюты Российской Федерации со счета резидента, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет другого резидента, открытый на территории Российской Федерации, и со счета резидента, открытого на территории Российской Федерации, на счет другого резидента, открытый за пределами территории Российской Федерации; а также перевод валюты Российской Федерации со счета резидента, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет другого резидента, открытый за пределами территории Российской Федерации.
На счета резидента, открытые в банках, расположенных на территориях иностранных государств, могут быть зачислены денежные средства по основаниям, перечисленным в статье 12 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", в остальных случаях денежные средства подлежат зачислению на счета резидента в уполномоченных банках. При этом зачисление денежных средств на счета, открытые в иностранных банках, по основаниям, не предусмотренным статьей 12 Закона N 173-ФЗ, противоречит валютному законодательству.
В силу положений статьи 25 Закона о валютном регулировании резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 19 Закона о валютном регулировании устанавливает, что при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами иностранной валюты или валюты Российской Федерации в виде займов нерезидентам резиденты, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами) и (или) договорами займа, обеспечить:
1) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;
2) возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные в Российскую Федерацию (неполученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;
3) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями договоров займа.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 19 Закона о валютном регулировании при оплате заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов, связанных с сооружением резидентами объектов на территориях иностранных государств, - на период строительства, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации.
Факт совершения валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченном банке при осуществлении внешнеэкономической деятельности по контракту от 27.09.2017 N 3394, заключенному с АО "Арселор Миттал Темиртау", Республика Казахстан, установлен судом первой инстанции, подтвержден представленными в дело доказательствами.
Между АО "АрселорМиттал Темиртау" (владелец) (Республика Казахстан) и АО "Трест "Шахтспецстрой" (подрядчик) (Российская Федерация) заключен контракт N 3394 от 27.09.2017, согласно которому подрядчик обязуется своими силами выполнить проходку и армировку нового клетевого ствола шахты "Тентекская" в соответствии с техническим заданием (технические условия проходки и армировки нового клетевого ствола шахты "Тентекская" спецификация N 1 к контракту).
Подрядчик разрабатывает сводную смету затрат, объектные и локальные сметы в программном комплексе АВС-4 или SANA и утверждает ее Владельцем.
Пунктом 5.2 контракта предусмотрено, что подрядчик гарантирует, что он учел обеспечение всем оборудованием подрядчика, техникой, товарами, материалами и прочими видами работ и предметов, необходимых для деятельности подрядчика, как прямо указанной, так и не указанной в контракте.
Все такое оборудование, техника, товары, материалы и прочие виды работ, необходимых для выполнения работ:
а) выполняются или представляются подрядчиком (обществом);
б) являются частью деятельности подрядчика (общества);
с) не дают подрядчику (обществу) права предъявлять требования, за исключением случаев, когда условиями контракта предусмотренное иное.
Согласно пункту 13.2 контракта в процессе строительства подрядчик обязан применять только те материалы, которые указаны в проектной документации или были согласованы владельцем.
Из пункта 20.1 следует, что подрядчик признает и соглашается с тем, что запасные части включены в контракт на основании рекомендаций подрядчика владельцу, на которые полагается владелец.
При этом к контракту N 3394 от 27.09.2017 прилагаются соответствующие приложения.
Согласно пункту 2 приложению А к контракту, работы по строительству выполняются "под ключ" с использованием материалов и оборудования, поставляемых подрядчиком, и оборудованием владельца, находящимся на площадке строительства, в соответствии с распределительной ведомостью материалов и оборудования.
Пунктом 3 приложения А предусмотрено, что все затраты на приобретение и доставку материалов, оборудования подрядчика согласно распределительной ведомости материалов и оборудования на проходку и армировку ствола в т. ч. заморозку массива, изготовление м/конструкций, бетонировку и другие виды работ в соответствии с техническим заданием и разработанным рабочим проектом, на расходные материал, специализированную технику, затраты на строительство (в том числе, запасные части, электроды, газ, кислород, грузоподъемные машины и механизмы, инструменты и т.д.), транспортировку персонала до и с места работы, охрану материалов, уборку и вывоз технологического мусора, м/лома, грунта, а также временное размещение персонала, подрядчик 100 % берет на себя.
Таким образом, исходя из условий контракта и приложений к нему, все необходимое оборудование, работы, поставка материалов, техника, Общество оплачивает самостоятельно.
При этом, оборудование, техника, товары и материалы являются материально-технической базой, необходимой Обществу для исполнения своих обязательств по контракту, в связи с чем оплата нерезидентом по контракту выполненных Обществом работ (оказанных услуг) не связана с расходами Общества на их выполнение.
Условиями контракта не предусмотрен также зачет денежных средств, которые нерезидент должен возместить Обществу за оплату местных расходов.
Общая стоимость работ, выполняемых подрядчиком, составляет 8 221 276 595,84 тенге, является твердой, изменению в одностороннем порядке не подлежит и включает в себя все расходы подрядчика, связанные с исполнением контракта.
Кроме того, согласно представленным Обществом счету-фактуре от 11.06.2018 N 00000000005, акту выполненных работ (оказанных услуг) (форма Р-1) от 11.06.2018 N 00000000005, акту выполненных работ от 15.06.2018, а также отчету о движении денежных средств по счету N KZ919470398990760276, оплата 03.10.2018 на сумму 100 000 000,00 казахских тенге произведена нерезидентом в рамках контракта за выполненный Обществом 5 подэтап III этапа - Замораживание горных пород (активное замораживание). Проходка и армировка клетевого ствола, заказ N 4200009111.
Вопреки доводам апелляционной жалобы из анализа банковской выписки филиала АО "Трест "Шахтспецстрой", находящегося в Республике Казахстан, следует, что назначение платежа от 03.10.2018 на сумму 100 000 000,00 казахских тенге не содержит условия или какой-либо оговорки о поступлении указанных денежных средств, в целях оплаты заказчиком местных расходов, в контракте также такие условия не содержатся.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оплата 100 000 000 тенге является выручкой Общества, а не оплатой местных расходов, как указывает заявитель.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих факт принятия заявителем исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, предотвращение и устранение выявленных нарушений до даты обнаружения выявленных административных правонарушений, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах событие совершенного Обществом административного правонарушения, предусмотренного части 1 статьи 15.25 КоАП РФ, административным органом в указанной части доказано.
Существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности административным органом не допущено.
Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
По эпизоду зачисления денежных средств от ТОО "ДИМ Строй" 230 000 000,00 казахских тенге по договору займа на счет, открытый в банке АО DB ALFA-BANK (ALFAKZKA) (Республика Казахстан), минуя счета в уполномоченных банках Российской Федерации, суд апелляционной инстанции соглашается с позицией апеллянта по следующим основаниям.
Федеральным законом N 398-ФЗ от 02.12.2019 внесены изменения в Закон N 173-ФЗ, согласно которым, абзац первый части 5.1 ст. 12 изложен в следующей редакции: "На счета резидентов, открытые в банках, расположенных на территориях государств, являющихся членами Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), или открытые в банках, расположенных на территориях иностранных государств, которые осуществляют обмен информацией в соответствии с Многосторонним соглашением компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 года или имеют с Российской Федерацией иной международный договор, предусматривающий автоматический обмен финансовой информацией, могут быть зачислены суммы кредитов и займов в иностранной валюте, полученные по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств - членов ЕАЭС или с резидентами иностранных государств, которые осуществляют обмен информацией в соответствии с Многосторонним соглашением компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 года или имеют с Российской Федерацией иной международный договор, предусматривающий автоматический обмен финансовой информацией, на срок свыше двух лет".
Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона N 398-ФЗ от 02.12.2019 г. действие положений абзацев первого, второго и девятого части 5.1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года.
Анализ изложенных положений законодательства позволяет признать, что изменения, внесенные Федеральным законом от 02.12.2019 N 398-ФЗ в Закон о валютном регулировании, разрешают зачисление сумм кредитов и займов в иностранной валюте на счета резидентов, открытые в банках, расположенных на территориях государств, являющихся членами ЕАЭС, по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств - членов ЕАЭС.
Материалами дела установлено, что денежные средства на расчетный счет заявителя, открытый в банке АО DB ALFA-BANK (ALFAKZKA) (Республика Казахстан) поступили 03.10.2018 г. по договору займа от 01.10.2018 г. N З/01-10 от ТОО "ДИМ Строй" - резидента Республики Казахстан, являющейся членом ЕАЭС в силу заключенного Договора о Евразийском экономическом Союзе от 29.05.2014.
При таких обстоятельствах внесенные изменения исключают административную ответственность по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ за вменяемое АО "Трест "Шахтспецстрой" административное правонарушение.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения (часть 1).
Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет (часть 2).
Как указано в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения" в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.
При этом судам следует исходить из того, что данная обязанность может быть выполнена органом посредством как отмены вынесенного им (либо нижестоящим органом) решения (постановления) о привлечении к ответственности, так и прекращения его исполнения (как это, в частности, установлено пунктом 2 статьи 31.7 КоАП РФ) в неисполненной к моменту устранения ответственности части, в том числе путем отзыва инкассовых поручений из банков или соответствующего исполнительного документа у судебного пристава-исполнителя.
Судам необходимо исходить из того, что, если в названных целях данным лицом предъявлено требование о признании решения (постановления) о привлечении к ответственности недействительным, факт устранения такой ответственности после принятия оспариваемого решения (постановления) является основанием не для признания его недействительным, а для указания в резолютивной части судебного акта на то, что оспариваемое решение не подлежит исполнению (пункт 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения").
При таких обстоятельствах с учетом положений пункта 2 статьи 31.7 КоАП РФ оспариваемое постановление ИФНС России N 1 по г. Москве N 2007 от 12.11.2019 признается не подлежащим исполнению в части административного штрафа, начисленного по эпизоду поступления на счет заявителя за пределами Российской Федерации денежных средств по договору займа.
Налоговый орган назначил административный штраф по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ, исходя из нижнего предела санкции, установленной для юридических лиц - в размере трех четвертых суммы незаконной валютной операции.
В соответствии с примечанием 3 к статье 15.25 КоАП РФ пересчет иностранной валюты, а также стоимости внутренних и внешних ценных бумаг в валюту Российской Федерации производится по действующему на день совершения или обнаружения административного правонарушения курсу Центрального банка Российской Федерации.
На день совершения административного правонарушения - 03.10.2018 официальный курс 100 Казахстанских тенге составлял 18,0182 руб. (1 Казахстанского тенге - 0,180182 руб.).
Инспекцией сделан расчет административного штрафа, исходя из курса 0,169382 руб. за 1 Казахстанский тенге.
С учетом установленного в статье 30.7 КоАП РФ запрета ухудшать положение лица при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, суд апелляционной инстанции принимает за основу для расчета административного штрафа курс рубля к казахстанскому тенге, примененный налоговым органом в оспариваемом постановлении.
100 000 000 казахстанских тенге x 0,169382 руб.= 16 938 200 руб.
16 938 200 руб. - это сумма незаконной валютной операции по эпизоду с поступлением выручки по договору подряда с АО "АрселорМиттал Темиртау".
Три четвертых от суммы 16 938 200 руб. составит 12 703 650 руб.
Следовательно, постановление ИФНС России N 1 по г. Москве от 12.11.2019 г. N 2007 признается не подлежащим исполнению в части административного штрафа, превышающего 12 703 650 рублей.
Кроме того, как следует из апелляционной жалобы, Общество считает, что к совершенному им правонарушению применима норма ст. 4.1.1 КоАП РФ, в соответствии с которой в отношении лиц, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора) наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ.
Заявитель также указывает, что является субъектом малого предпринимательства, но суд первой инстанции не дал оценки доводам заявителя о возможности замены административного штрафа на предупреждение.
Согласно статье 4.1.1 КоАП РФ, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 указанной статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса.
Однако в рассматриваемом случае из материалов дела данная совокупность обстоятельств не усматривается.
Правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, нарушает установленный порядок валютного регулирования и валютного контроля, который должен носить устойчивый характер, обеспечивать стабильность внутреннего валютного рынка и соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений.
Соблюдение соответствующего порядка направлено на обеспечение суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации, защиту внутреннего рынка.
Объектом данного правонарушения выступают экономические интересы Российской Федерации, выражающиеся в осуществлении контроля над внешнеэкономической деятельностью и порядком осуществления валютных операций. Такие правонарушения посягают на установленный нормативными правовыми актами порядок регулирования и контроля за определенными юридически значимыми действиями участников внешнеэкономической деятельности.
Объективная сторона состава вмененного Обществу административного правонарушения выражается в зачислении денежных средств на счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, минуя счета в уполномоченных банках РФ.
Субъектом административного правонарушения является Общество, то есть лицо, не обеспечившее поступление денежных средств за выполненные нерезиденту работы, на счета в уполномоченных банках РФ.
Субъективная сторона состава административного правонарушения выражается в отсутствии объективных обстоятельств, препятствующих выполнению Обществом обязанности, предусмотренной статьей 19 Закона о валютном регулировании.
Таким образом, статья 4.1.1 КоАП РФ не применима к правонарушению, совершенному Обществом, связанному с неисполнением требований норм валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, образующему существенную угрозу охраняемым общественным отношениям по обеспечению реализации единой государственной валютной политики.
Пунктами 55, 58, 59, 62 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 N 683, установлено, что валютная политика является частью мер национальной безопасности, направленных на обеспечение экономической безопасности государства и граждан, одним из направлений которой является преодоление оттока капитала, борьба с коррупцией, теневой и криминальной экономикой.
Таким образом, своевременное поступление в Российскую Федерацию иностранной валюты или валюты Российской Федерации является необходимым условием стабильности государственной финансовой системы, гарантией экономической безопасности страны. Не поступление в Российскую Федерацию иностранной валюты или валюты Российской Федерации нарушает экономические интересы государства, подрывает основы его безопасности, что представляет собой существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере валютного регулирования.
Ввиду изложенного коллегия полагает, что совокупность обстоятельств для применения ст. 4.1.1 КоАП РФ не усматривается, поскольку вменяемое правонарушение посягает на экономическую безопасность государства.
Апелляционным судом исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении.
С учетом изложенного выше решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.02.2020 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 04.02.2020 по делу N А40-328174/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Признать не подлежащим исполнению постановление Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по г.Москве от 12.11.2019 N 2007 в части административного штрафа, превышающего 12 703 650 руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
Л.А.Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-328174/2019
Истец: АО "ТРЕСТ "ШАХТСПЕЦСТРОЙ"
Ответчик: ИФНС N1 по г. Москве