г. Чита |
|
10 июня 2020 г. |
Дело N А78-1702/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июня 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Даровских К.Н., Д.В. Басаева, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинцевой М.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Детокс" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 17 апреля 2020 года по делу N А78-1702/2020 по заявлению прокурора Железнодорожного района г. Читы (ОГРН прокуратуры Забайкальского края 1087536002905 ИНН 7536090055) к Обществу с ограниченной ответственностью "Детокс" (ОГРН 1097536003290, ИНН 7536101571) о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Жамбалова А.В., удостоверение;
от заинтересованного лица: Беляева М.В., представитель по доверенности от 08.06.2020, Лаврушин Р.К., директор;
от третьих лиц:
Ускова Владимира Николаевича (г. Чита): не было;
Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Забайкальскому краю (ОГРН 1057536001280, ИНН 7536057690): не было;
Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю (ОГРН 1087536006073, ИНН 7536093338): не было
УСТАНОВИЛ:
Заявитель, Прокурор Железнодорожного района г. Читы, обратился в суд с заявлением о привлечении к административной ответственности в соответствии с частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Общества с ограниченной ответственностью "Детокс" на основании постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 25.02.2020.
Решением суда первой инстанции от 17.04.2020 требования заявителя удовлетворены полностью.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Общество, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и отказать заявителю в удовлетворении требований.
Из апелляционной жалобы и дополнений к ней следует, что выводы суда сделаны без учета фактических обстоятельств дела и при неправильном толковании действующего законодательства.
Представители общества в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель Прокуратуры в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился и просил отказать в ее удовлетворении.
Представленным отзывом на апелляционную жалобу прокуратура просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 08.05.2020.
Согласно пункту 3 статьи 205 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам частей 1, 6 статьи 121, статей 122, статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, включая документы, представленные участниками в электронном виде, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы сторон, пришел к следующим выводам.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы общества о том, что суд первой инстанции грубо нарушил порядок судебного разбирательства, не уведомив общество о перерыве в судебном заседании.
Из материалов дела следует, что о дате судебного разбирательства и о том, что оно относится к делам безотлагательного характера в силу Постановления Президиума Верховного Суда РФ, Президиума Совета судей РФ от 08.04.2020 N 821 "О приостановлении личного приема граждан в судах" и размещенной на сайте Арбитражного суда Забайкальского края информации (https://chita.arbitr.ru/node/13573), общество было уведомлено, указанное не оспаривает данное обстоятельство.
В то же время сведения о перерыве в судебном заседании были размещены судом в системе "Картотека арбитражных дел" электронное правосудие 16.04.2020 в 06 ч. 17 мин. 51 сек. МСК.
Суд апелляционной инстанции исходит из того, что данное дело относится к делам безотлагательного характера, поскольку предметом рассматриваемого дела является требование о привлечении общества к административной ответственности, которое может быть реализовано исключительно в рамках срока давности привлечения к административной ответственности.
Диспозиция ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Субъектом ответственности являются лица, имеющие лицензии на осуществление деятельности в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Поскольку общество имеет лицензию N ЛО-75-01-001615 от 09.12.2019 на осуществление Медицинской деятельности согласно приложению (ям) (т. 1, л. 24), то оно признается субъектом ответственности за совершение данного правонарушения.
Объектом посягательства данного правонарушения являются правоотношения, в том числе, в области осуществления медицинской деятельности (п.46 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
Объективная сторона вменяемого обществу правонарушения состоит в осуществлении обществом медицинской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В частности, в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 25.02.2020 указано, следующее.
Данной медицинской организацией осуществляется оказание медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" пациентам вне медицинской организации (на дому).
Исходя из представленных медицинских документов ООО "Детокс" - медицинских карт N 16Д, N 26Д, N 54Д выявлено, что медицинская помощь оказывается по самообращению граждан (пациентов) в медицинскую организацию путем вызова врача на дом. По прибытию на дом, врачом проводится осмотр и лечение пациента путем медицинского вмешательства, введения медицинских препаратов - "дезинтоксикация", которые могут быть оказаны только в стационарных условиях в специализированной медицинской организации.
Организация обществом оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" пациентам вне медицинской организации (не по своему лицензионному адресу), является нарушением п.п. "а" п.5 Положения о лицензировании N 291, п.п. 3, 15, 16 Порядка N 1034н.
Кроме того, при оказании медицинской помощи в форме "стационара на дому" ООО "Детокс" не выполняются клинические рекомендации (лабораторные и инструментальные исследования: не выполняются медицинские услуги с кратностью предоставления 1 для диагностики заболевания, состояния - проведение реакции Вассермана (RW), общий (клинический) анализ крови, анализ крови биохимический общетерапевтический, анализ мочи общий, регистрация электрокардиограммы и расшифровка, описание и интерпретация электрокардиографических данных), стандарты оказания медицинской помощи, Порядок оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология", утвержденный Приказом Минздрава России от 30.12.2015 N 1034н.
Указанные нарушения, выявленные в деятельности ООО "Детокс", признаны судом первой инстанции грубыми, которые влекут возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан обратившихся за медицинской помощью.
Согласно пункту 6 Положения о лицензировании N 291 под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б", "в(1)" пункта 5 названного Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99- ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в том числе возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан).
Суд апелляционной инстанции, оценив указанное, исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Статьей 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности (ч.11).
При этом, к грубым нарушения лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Из системного анализа следует, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Статьей 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается:
1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями;
3) на основе клинических рекомендаций;
4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч.1).
Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя:
1) этапы оказания медицинской помощи;
2) правила организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача);
3) стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений;
4) рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений;
5) иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи (ч.2).
Порядок лицензирования медицинской деятельности определен Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291.
В частности пунктом 6 Положения о лицензировании N 291 установлено, что под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в(1)" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В частности п.п. "а" п.5 Положения о лицензировании N 291, нарушение которого вменяется обществу, установлено, что лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, в том числе: а) соблюдение порядков оказания медицинской помощи.
Как следует из лицензии общества, в рамках осуществляемой им медицинской деятельности, оно вправе оказывать при оказании первичной, в том числе при доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи организуются и выполняются следующие работы (услуги), в том числе:
4) при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по:
неврологии, неотложной медицинской помощи, психиатрии, психиатрии-наркологии, психотерапии, рефлексотерапии, токсикологии, функциональной диагностике (т. 1, л. 27).
Из указанного следует, что общество вправе оказывать услуги первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, в том числе по психиатрии-наркологии, токсикологии.
Статьей 32 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи (ч.1).
К видам медицинской помощи относятся:
1) первичная медико-санитарная помощь;
2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;
3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;
4) паллиативная медицинская помощь (ч.2).
Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях:
1) вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);
2) амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника;
3) в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);
4) стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение) (ч.3).
Формами оказания медицинской помощи являются:
1) экстренная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;
2) неотложная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента;
3) плановая - медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью (ч.4).
Статьей 33 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения (ч.1).
Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь (ч.5).
Первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара (ч.6).
Из указанного следует, что законом допускается оказание первичной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи.
В силу прямого указания закона такая помощь допускается в амбулаторных условиях (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника.
Из указанного также следует, что первичная специализированная медико-санитарная помощь включает в себя, в том числе, диагностику и лечение заболеваний и состояний.
При этом первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами.
Первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях, (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника.
Приказом Минздрава России от 30.12.2015 N 1034н утвержден Порядок оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология".
Настоящий Порядок устанавливает правила организации и оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" в медицинских организациях и иных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность (далее - медицинские организации) (п.1).
Медицинская помощь по профилю "психиатрия-наркология" (далее - медицинская помощь) осуществляется в том числе, в виде: первичной медико-санитарной помощи (п.2).
Из указанного следует, что медицинская помощь по профилю "психиатрия-наркология" может осуществляется, в том числе, в виде первичной медико-санитарной помощи, в специализированной форме.
Пунктом 3 Порядка установлено, что медицинская помощь оказывается в том числе, в следующих условиях: амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).
Действительно, содержание п. 2 ч. 3 ст. 32 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", которая устанавливает, что медицинская помощь может отказываться амбулаторно, (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника и п. 3 Порядка оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология", утвержденного Приказом Минздрава России от 30.12.2015 N 1034н определяющего виды условий оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" имеют расхождение в содержании, поскольку Порядок не содержит указания на то, что амбулаторное лечение включает в себя, в том числе понятие "на дому при вызове медицинского работника".
Оценив указанное, суд апелляционной инстанции руководствуется положениями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающих следующее.
Арбитражные суды рассматривают дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления (ч.1).
Арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу (ч.2).
С учетом указанного, суд апелляционной инстанции исходит из того, что медицинская помощь, оказывается амбулаторно, т.е. в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения, в том числе на дому при вызове медицинского работника.
Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачом-психиатром-наркологом (врачом-психиатром-наркологом участковым) при самостоятельном обращении пациента, по направлению врачей-специалистов или по решению судьи (п. 12 Порядка).
Врач-психиатр-нарколог (врач-психиатр-нарколог участковый) проводит диагностику наркологических расстройств, профилактические мероприятия, лечебные мероприятия, медицинскую реабилитацию, диспансерное наблюдение, определяет медицинские показания для направления лиц с наркологическими расстройствами для оказания медицинской помощи в стационарных условиях в экстренной и (или) плановой формах, при наличии медицинских показаний - направление на консультацию к врачам-специалистам (п. 13 Порядка)
При невозможности оказания медицинской помощи в рамках первичной медико-санитарной помощи и наличии медицинских показаний пациент направляется в медицинскую организацию или ее структурное подразделение, оказывающую специализированную медицинскую помощь (п. 14 Порядка).
С учетом имеющейся у общества лицензии, оно вправе оказывать специализированную (врачом-психиатром-наркологом) первичную медико-санитарную помощь по профилю "психиатрия-наркология" в условиях амбулаторного лечения (в условиях, не предусматривающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение), в том числе на дому при вызове медицинского работника (т. 1, л. 27).
Доказательств, что общество не имело возможности оказать медицинскую помощь (лицам, указанным в амбулаторных картах) в рамках специализированной первичной медико-санитарной помощи и наличии медицинских показаний, и обязано было направить пациентов в медицинскую организацию или ее структурное подразделение, оказывающую специализированную медицинскую помощь, с амбулаторного лечения в стационар, в суд не представлено.
Следовательно, выводы прокуратуры и суда первой инстанции о том, что общество не вправе оказывать первичную медико-санитарную помощь по профилю "психиатрия-наркология" в условиях амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение), в том числе на дому при вызове медицинского работника, в форме неотложной специализированной помощи, являются ошибочными, противоречащими законодательству и условиям имеющейся у общества лицензии.
Выводы прокуратуры и суда первой инстанции о том, что общество незаконно осуществляло лечение пациентов "на дому" при вызове медицинского работника, также являются ошибочными, поскольку, как следует из ст. 33 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" первичная медико-санитарная помощь, оказываемая амбулаторно, включает в себя, в том числе, мероприятия по диагностике, лечению заболеваний и состояний.
Доводы прокуратуры и суда первой инстанции о том, что общество незаконно в домашних условиях осуществляло лечение пациентов путем медицинского вмешательства в виде введения медицинского препарата "дезинтоксикация", которое может быть оказано только в стационарных условиях в специализированной медицинской организации, суд апелляционной инстанции оценивает критически.
Как понимает суд апелляционной инстанции введение медицинского препарата "дезинтоксикация" путем применения "капельниц" относится к введению медицинского препарата в рамках лечения пациента и свидетельствует об осуществлении его лечения, что охватывается понятием "Первичная медико-санитарная помощь" оказываемая врачами-специалистами (ст. 32, 33 Федерального закона N 323-ФЗ).
Доказательств, что указанное лечение в силу прямого указания законодательства должно осуществляться в стационарных условиях, административный орган не представил, а суд первой инстанции не установил.
Доводы прокуратуры о том, что при оказании медицинской помощи не выполняются клинические рекомендации (лабораторные и инструментальные исследования: не выполняются медицинские услуги с кратностью предоставления 1 для диагностики заболевания, состояния - проведение реакции Вассермана (RW), общий (клинический) анализ крови, анализ крови биохимический общетерапевтический, анализ мочи общий, регистрация электрокардиограммы и расшифровка, описание и интерпретация электрокардиографических данных), суд апелляционной инстанции оценивает критически, поскольку он не установил такой обязанности при оказании первичной медико-санитарной помощи в условиях амбулаторного лечения, т.к. указанное обязательно при лечении в стационаре или дневном стационаре.
Утверждение прокуратуры о том, что ООО "Детокс" оказывает медицинскую помощь в форме "стационара на дому", не основано на действующем законодательстве и не охватывается как понятийной терминологией законодательства, так и действиями общества, которое в силу лицензионных условий оказывает первичную специализированную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях по психиатрии-наркологии, токсикологии в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 32 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Следовательно, оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи по оказанию медицинской помощи по направлению "психиатрии-наркологии" в амбулаторных условиях, не является нарушением требований соблюдения Порядка оказания медицинской помощи (пп. "ж" п. 5 Положения утвержденного Постановлением Правительства N 291 от 16.04.2012), установленного Приказом Минздрава России от 30.12.2015 N 1034н и в соответствии с п. 6 Положения, утвержденного Постановлением Правительства N 291 от 16.04.2012 и не свидетельствует об осуществлении обществом медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований, что влечет за собой ответственность, установленную ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы прокуратуры о нарушении обществом положений 3, 15, 16 Порядка оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология", суд апелляционной инстанции отклоняет, как не нашедших своего подтверждения, поскольку общество не осуществляло оказание скорой специализированной медицинской помощи.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что прокуратура не представила доказательств наличия в действиях общества события и состава вменяемого ему правонарушения.
Кроме того, оценивая Постановление Прокуратуры о возбуждении дела об административном правонарушении, иные материалы дела об административном правонарушении, а также решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП Российской Федерации).
На основании статьи 26.1 КоАП Российской Федерации по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, событие административного правонарушения, а также обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.10 КоАП Российской Федерации в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
Пунктом 1 части 1.1 статьи 29.9 КоАП Российской Федерации предусмотрено, что постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 этого Кодекса.
В свою очередь, в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Таким образом, привлекая общество к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации, административный орган и суд обязаны был установить все элементы данного административного правонарушения (событие, субъект, объект, субъективную сторону, объективную сторону).
Однако ни в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, ни в решении суда не содержатся характеристики элементов состава вменяемого обществу административного правонарушения (в частности, отсутствует описание события правонарушения), то есть решение суда о привлечении к административной ответственности не отвечает приведенным выше требованиям КоАП Российской Федерации.
Статьей 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 настоящего Кодекса.
Статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В частности ни в постановлении прокуратуры, ни в оспариваемом решении не указано, когда обществом совершено вменяемое ему правонарушение и когда оно считается оконченным.
Так, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении указано, что факт осуществления обществом медицинской деятельности с грубыми нарушениями условий, предусмотренных лицензией, подтверждается медицинскими картами N 16Д, N 26Д, N 54Д и что в домашних условиях общество осуществляло лечение пациентов путем медицинского вмешательства - введением медицинского препарата "дезинтоксикация", которые могут быть оказаны только в стационарных условиях в специализированной медицинской организации.
Поскольку суд первой инстанции не дал оценки медицинским картам N 16Д, N 26Д, N 54Д, суд апелляционной инстанции в порядке ст. 268 АПК РФ и, руководствуясь ст. 71 АПК РФ оценив данные медицинские карты установил, что услуги медицинского характера по
Медицинской карте N 16Д были оказаны - 07.01.2020 (т. 1, л. 71),
Медицинской карте N 26Д были оказаны - 08.01.2020 (т. 1, л. 45),
Медицинской карте N 54Д были оказаны - 08.01.2020 (т. 1, л. 54).
Анализ указанных медицинских карт свидетельствует, что оказание лицензируемых медицинских услуг с нарушением установленных требований окончено 07.01.2020 и 08.02.2020.
Оказание медицинских услуг с нарушением правил по данным Медицинским картам не носит длящегося характера, в связи с чем срок давности привлечения к административной ответственности за совершение указанных нарушений начинает исчисляться со дня совершения выявленного правонарушения.
Срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьей составляет три месяца со дня совершения административного правонарушения.
В рассматриваемом случае срок давности привлечения к административной ответственности истек 08.04.2020 года.
С учетом того, что суд первой инстанции привлек общество к административной ответственности 17.04.2020, суд апелляционной инстанции считает, что общество привлечено к административной ответственности за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 270 АПК РФ, в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела.
В удовлетворении требований прокуратуре следует отказать.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от "17" апреля 2020 года по делу N А78-1702/2020 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
К.Н. Даровских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-1702/2020
Истец: Прокурор Железнодорожного района г.Читы
Ответчик: ООО "Детокс"
Третье лицо: Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Забайкальскому краю, Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации По Забайкальскому краю, Усков Владимир Николаевич, Прокуратура Забайкальского края, Управление ОВД