Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 3 ноября 2020 г. N Ф05-13236/20 настоящее постановление изменено
г. Москва |
|
08 июня 2020 г. |
Дело N А40-47970/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Поповой Г.Н.,
судей: Гармаева Б.П., Левиной Т.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Козиным О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.11.2019 г. по делу N А40-47970/19
по иску: МУП "ТЕПЛО КОЛОМНЫ" (ИНН 5022030985, ОГРН 1025002738738 )
к ответчикам: 1) Министерству Обороны Российской Федерации; 2) ФГБУ "ЦЖКУ" МИНОБОРОНЫ РОССИИ
третьи лица: 1) АО "ВОЕНТОРГ-МОСКВА", 2) ФГКУ "ЗРУПО МИНОБОРОНЫ РОССИИ"
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании: от истца: Субботина Н.В. по доверенности от 23.09.2019 б/н.; от ответчика (от Министерства Обороны Российской Федерации): Лаврентьева М.С. по доверенности от 12.12.2018 N 207/4/153д; от ответчика (от ФГБУ "ЦЖКУ" МИНОБОРОНЫ РОССИИ): не явился, извещен; от третьих лиц: не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
МУП "ТЕПЛО КОЛОМНЫ" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ответчикам: МИНИСТЕРСТВУ ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ; ФГБУ "ЦЖКУ" МИНОБОРОНЫ РОССИИ о взыскании с Учреждения, а при недостаточности денежных средств взыскании в порядке субсидиарной ответственности с Российской Федерации в лице Министерства задолженности в сумме 2 785 775 рублей 67 копеек, неустойки в сумме 627 978 рублей 99 копеек, неустойки, начисленной в соответствии с частью 9.1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" на сумму долга 2785775 рублей 67 копеек с 08.11.2019 г. по дату фактической оплаты задолженности, с учетом уточнений принятых в порядке ст. 49 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25.11.2019 г. по делу N А40-47970/19, исковые требования удовлетворены.
Ответчик- МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, не согласившись с данным решением, обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Ответчик -ФГБУ "ЦЖКУ" МИНОБОРОНЫ РОССИИ и третьи лица в судебное заседание не явились, судом уведомлены о времени и месте слушания дела, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном сайте суда в сети Интернет о принятии апелляционной жалобы к производству и назначению к слушанию, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, исходя из норм ст. 156 АПК РФ.
Истец с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Заслушав представителей истца, ответчика, рассмотрев дело в порядке статей 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, апелляционный суд не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, исходя из следующего:
Судом первой инстанции установлено, что истец является единой теплоснабжающей организацией в Коломенском округе (постановление от 27.07.2015 N 484), а ответчик- ФГБУ "ЦЖКУ" МИНОБОРОНЫ РОССИИ является организацией, обеспечивающей эксплуатационное содержание и обеспечение коммунальными услугами воинских частей и организаций Минобороны России по закрепленному направлению.
В соответствии с решением Министра обороны Российской Федерации от 23.12.2016 г., с 01.04.2017 эксплуатация фондов Министерства, в том числе, казарма инвентарный N 41 общей площадью 4950 кв.м, расположенная по адресу: Московская обл., г. Коломна, ул. Артиллеристов, д. 5, осуществляется силами Учреждения.
Для обеспечения объекта Министерства, расположенного по адресу: Московская обл., г. Коломна, ул. Артиллеристов, д. 5,военный городок 2, казарма инв.N 41 коммунальными ресурсами теплоснабжения, учреждению направлялся договор, который не подписан Учреждением.
Однако, несмотря на отсутствие договора, истец в период с 01.01.2018 г. по 31.07.2018 г. поставил ответчику коммунальные ресурсы теплоснабжения на сумму
2 785 775 рублей 67 копеек.
В силу норм ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Акты оказания услуг направлялись в адрес ответчика; возражений по актам заявлено не было; акты подписаны.
Учреждение имеет неоплаченную задолженность по оплате коммунальных платежей (теплоснабжение) за период с 01.01.2018 г. по 31.07.2018 г. в сумме 2785775 рублей 67 копеек.
Направленная истцом в адрес ответчиков претензия об оплате долга, оставлена без удовлетворения.
Поскольку ответчиками не представлены доказательства оплаты долга, суд, правомерно взыскал с ФГБУ "ЦЖКУ" МИНОБОРОНЫ РОССИИ, а при недостаточности денежных средств взыскано в порядке субсидиарной ответственности задолженность с Российской Федерации в лице Министерства в сумме 2785775 рублей 67 копеек, с учетом норм ст.ст. 120, 210, 399, 539, 544 ГК РФ, ст.ст.39, 153, 158 ЖК РФ, с чем согласился апелляционный суд.
Также, правомерно взыскана с ответчиков неустойка в сумме 627 978 рублей 99 копеек по состоянию на 07.11.2019 г., согласно расчета истца, который проверен судом. признан обоснованным, и неустойка, начисленная в соответствии с частью 9.1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" на сумму долга 2785775 рублей 67 копеек с 08.11.2019 г. по дату фактической оплаты задолженности, с чем согласился апелляционный суд..
Доводы заявителя апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, поскольку противоречат материалам дела и установленным судом первой инстанции фактическим обстоятельствам.
Довод заявителя апелляционной жалобы об отсутствии доказательств поставки тепловой энергии, отклоняется апелляционным судом, в силу следующего.
В силу п.п. 1, 3 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом; не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе, лежащие в основе мнимых и притворных сделок; первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания; лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.
Истцом в соответствии с требованиями закона составлены первичные документы: акты выполненных услуг и счета путем почтовых отправлений направлялись в адрес ответчика, которые получены им, однако не подписаны, не возвращены обратно истцу и не оплачены, возражения по объему и качеству не направлены в адрес истца (л.д.40-42, т.д.1). Кроме того, ежемесячно с представителями воинской части но фактическому местонахождению объекта (Московская область, г.Коломна, проезд Артиллеристов, дом 5. казарма 41) составлялись акты фактического исполнения услуг, что подтверждает факт оказания услуг истцом ответчику (л.д.21-25, т.д.1)
Довод заявителя апелляционной жалобы об отсутствии заключенного государственного контракта между ФГБУ "ЦЖКУ"МИНОБОРОНЫ РОССИИ и МУП "ТЕПЛО КОЛОМНЫ" не может служить основанием для признания отсутствия между ними договора как такового, поскольку между названными сторонами в силу закона существуют договорные отношения, основанные среди прочего на фактической поставке коммунальных услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
Кроме того, в силу п. 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 г. N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения", отсутствие договорных отношений с организацией, чьи энерго- принимающие установки присоединены к сетям энерго- снабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость фактически отпущенной ему энергии.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.11.1995 г. N 1173 "О мерах по осуществлению устойчивого функционировании объектов, обеспечивающих безопасность государства", ресурсо- снабжающие организации, не вправе прекратить или приостановить отпуск топливно-энергетических ресурсов, оказание услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Следовательно, соответствующая обязанность ресурсо- снабжающей организации предусмотрена нормативным актом в обеспечение публичного интереса в виде обеспечения безопасности государства.
Отсутствие государственного контракта на оказание услуг, не является основанием для прекращения их оказания, и не может служить основанием для освобождения от оплаты фактически оказанных услуг.
В период с января 2018 года по июль 2018 чгода включительно МУП "ТЕПЛО КОЛОМНЫ" осуществляло поставку энергоресурсов теплоснабжения к объекту Министерства обороны находящемуся по адресу Московская область, г.Коломна, проезд Артиллеристов, дом 5, казарма 41.
Объект - казарма 41 находится на территории закрытой воинской части, объект принят в эксплуатацию 20 октября 2016 года, что следует из акта ввода в эксплуатацию( л.д. 36, т.д.1). В казарме проживает 140 человек военнослужащих.
В подтверждение, что объект казарма 41 принадлежит Минобороны России представлено письмо ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России. (л.д.35, т.д.1).
Судом первой инстанции от Минобороны России определением суда были запрошены документы о регистрации объекта казарма 41, которое оставлено без удовлетворения со стороны Минобороны России.
Между истцом и ответчиком сложились фактические отношения по поставке ресурсов теплоснабжения к объекту по адресу Московская область, г.Коломна, проезд Артиллеристов, дом 5, казарма 41, в связи с чем, ответчики обязаны оплатить стоимость фактически отпущенной ему энергии и нести ответственность за несвоевременное исполнение данной обязанности в силу ч. 9.1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Согласно ст. 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в арбитражном процессе, обязано доказать наличие тех обстоятельств, на которые оно ссылается в обоснование своих требований или возражений.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно определен характер спорного правоотношения, круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу, верно определены законы и иные нормативные акты, которые следовало применить по настоящему делу, дана оценка всем имеющимся в деле доказательствам с соблюдением требований арбитражного процессуального законодательства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в результате чего признаются судом апелляционной инстанции необоснованными и несостоятельными, в связи с чем, нет оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного решения арбитражного суда первой инстанции, по настоящему делу не имеется.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения.
Руководствуясь статьями 176, 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 25.11.2019 г. по делу N А40-47970/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.Н. Попова |
Судьи |
Б.П. Гармаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-47970/2019
Истец: МУП "ТЕПЛО КОЛОМНЫ ОБЪЕДИНЕННЫЕ ИНЖЕНЕРНЫЕ СИСТЕМЫ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: ФГКУ "Западное региональное управление правового обеспечения" Минобороны России
Хронология рассмотрения дела:
03.11.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13236/20
08.06.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-506/20
25.11.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-47970/19
07.11.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-47970/19