г. Москва |
|
03 ноября 2020 г. |
Дело N А40-47970/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 ноября 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ворониной Е.Ю.,
судей Бочаровой Н.Н., Кочеткова А.А.,
при участии в заседании:
от Министерства обороны Российской Федерации Лаврентьева М.С., доверенность от 12.12.2018 N 207/4/153д,
от МУП "Тепло Коломны" Субботина Н.В., доверенность от 23.09.2019,
от ФГБУ "ЦЖКУ Министерства обороны Российской Федерации" Сапарбаев Н.И., доверенность от 10.07.2020,
от акционерного общества "Военторг-Москва" не явился, уведомлен,
от ФГКУ "ЗРУПО Министерства обороны Российской Федерации" не явился, уведомлен,
рассмотрев 29 октября 2020 года в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 25 ноября 2020 года Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 08 июня 2020 года Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятые по иску МУП "Тепло Коломны"
к Министерству обороны Российской Федерации и ФГБУ "ЦЖКУ Министерства обороны Российской Федерации"
о взыскании денежных средств,
третьи лица: акционерное общество "Военторг-Москва", ФГКУ "ЗРУПО Министерства обороны Российской Федерации",
УСТАНОВИЛ:
МУП "Тепло Коломны" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Министерству обороны Российской Федерации и ФГБУ "ЦЖКУ Министерства обороны Российской Федерации" о взыскании с Учреждения, а при недостаточности денежных средств взыскании в порядке субсидиарной ответственности с Российской Федерации в лице Министерства задолженности в сумме 2 785 775 рублей 67 копеек, неустойки в сумме 627 978 рублей 99 копеек, неустойки, начисленной в соответствии с частью 9.1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" на сумму долга 2785775 рублей 67 копеек с 08.11.2019 г. по дату фактической оплаты задолженности, с учетом уточнений принятых в порядке ст. 49 АПК РФ.
Решением от 25 ноября 2020 года Арбитражного суда города Москвы, оставленным без изменения постановлением от 08 июня 2020 года Девятого арбитражного апелляционного суда, иск удовлетворен.
Не согласившись с принятыми судебными актами в части взыскания с Министерства обороны Российской Федерации задолженности в порядке субсидиарной ответственности, Министерство обороны Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой указывает на нарушение судами норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем просит отменить решение от 25 ноября 2020 года Арбитражного суда города Москвы и постановление от 08 июня 2020 года Девятого арбитражного апелляционного суда в указанной части.
Заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции находит решение и постановление подлежащими отмене в обжалуемой части по следующим основаниям.
Как установлено судами и следует из материалов дела, истец является единой теплоснабжающей организацией в Коломенском округе (постановление от 27.07.2015 N 484), а ответчик - ФГБУ "ЦЖКУ Министерства обороны Российской Федерации" является организацией, обеспечивающей эксплуатационное содержание и обеспечение коммунальными услугами воинских частей и организаций Минобороны России по закрепленному направлению.
В соответствии с решением Министра обороны Российской Федерации от 23.12.2016 г., с 01.04.2017 эксплуатация фондов Министерства, в том числе, казарма инвентарный N 41 общей площадью 4950 кв. м, расположенная по адресу: Московская обл., г. Коломна, ул. Артиллеристов, д. 5, осуществляется силами Учреждения.
Для обеспечения объекта Министерства, расположенного по адресу: Московская обл., г. Коломна, ул. Артиллеристов, д. 5, военный городок 2, казарма инв. N 41 коммунальными ресурсами теплоснабжения, учреждению направлялся договор, который не подписан Учреждением.
Однако, несмотря на отсутствие договора, истец в период с 01.01.2018 г. по 31.07.2018 г. поставил ответчику коммунальные ресурсы теплоснабжения на сумму 2 785 775 рублей 67 копеек.
Акты оказания услуг направлялись в адрес ответчика; возражений по актам заявлено не было; акты подписаны.
Учреждение имеет неоплаченную задолженность по оплате коммунальных платежей (теплоснабжение) за период с 01.01.2018 г. по 31.07.2018 г. в сумме 2785775 рублей 67 копеек.
Направленная истцом в адрес ответчиков претензия об оплате долга, оставлена без удовлетворения.
Поскольку ответчиками не представлены доказательства оплаты долга, суды первой и апелляционной инстанций руководствуясь ст. ст. 120, 210, 399, 539, 544 ГК РФ, ст. ст. 39, 153, 158 ЖК РФ взыскали с ФГБУ "ЦЖКУ Министерства обороны Российской Федерации", а при недостаточности денежных средств взыскано в порядке субсидиарной ответственности задолженность с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации задолженность в сумме 2 785 775 рублей 67 копеек
Также с ответчиков взыскана неустойка в сумме 627 978 рублей 99 копеек по состоянию на 07.11.2019 г., начисленная в соответствии с частью 9.1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" на сумму долга 2 785 775 рублей 67 копеек с 08.11.2019 г. по дату фактической оплаты задолженности.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов о том, что в отсутствие доказательств оплаты услуг иск подлежит удовлетворению в части взыскания задолженности и неустойки с ФГБУ "ЦЖКУ Министерства обороны Российской Федерации".
Вместе с тем, суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций относительно привлечения Министерства обороны Российской Федерации к субсидиарной ответственности по обязательствам ФГБУ "ЦЖКУ Министерства обороны Российской Федерации" по следующим основаниям.
Согласно п. 3 ст. 123.21 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.
Согласно п. 5 ст. 123.22 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.
Согласно п. п. 2, 6, 9, 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.
Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено пунктами 13 и 14 настоящей статьи или абзацем третьим пункта 3 статьи 27 настоящего Федерального закона.
Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации, с учетом положений п. 5 ст. 123.22 ГК РФ, может быть привлечено в субсидиарном порядке по обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам.
Из материалов дела следует, что требования МУП "Тепло Коломны" к ФГБУ "ЦЖКУ Министерства обороны Российской Федерации основаны в связи с неисполнением обязательств по оплате услуг.
В связи с этим, требования к Министерству обороны Российской Федерации заявлены истцом необоснованно.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене в части взыскания с Министерства обороны Российской Федерации в порядке субсидиарной ответственности задолженности.
В остальной части при принятии обжалуемых решения и постановления судами первой и апелляционной инстанций правильно применены нормы процессуального и материального права, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25 ноября 2020 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08 июня 2020 года по делу N А40-47970/19 отменить в части взыскания с Министерства обороны Российской Федерации в порядке субсидиарной ответственности задолженности.
В данной части в удовлетворении требований отказать.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Председательствующий судья |
Е.Ю. Воронина |
Судьи |
Н.Н. Бочарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. п. 2, 6, 9, 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.
...
Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
...
Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено пунктами 13 и 14 настоящей статьи или абзацем третьим пункта 3 статьи 27 настоящего Федерального закона.
Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации, с учетом положений п. 5 ст. 123.22 ГК РФ, может быть привлечено в субсидиарном порядке по обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 3 ноября 2020 г. N Ф05-13236/20 по делу N А40-47970/2019
Хронология рассмотрения дела:
03.11.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13236/20
08.06.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-506/20
25.11.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-47970/19
07.11.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-47970/19