Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 10 сентября 2020 г. N Ф05-13802/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
09 июня 2020 г. |
Дело N А40-164841/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Проценко А.И.,
судей Валюшкиной В.В., Кораблевой М.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зиньковской Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ПАО "Федеральная компания единой энергетической системы" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13 декабря 2019 года по делу N А40-164841/19 по иску Комитета по Управлению имуществом городского округа Серпухов (ИНН 5043007401, ОГРН 1025005601158) к ПАО "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы" (ИНН 4716016979, ОГРН 1024701893336) о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Карих О.В. по доверенности от 23.0,3.2020 диплом Д-317 от 01.07.2006;
от ответчика: Сауляк В.О. по доверенности от 02.04.2019 диплом 107718 0530309 р/н 1771 от 15.07.2015;
УСТАНОВИЛ:
Комитет по Управлению имуществом городского округа Серпухов обратился в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ПАО "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы" о взыскании задолженности за период с 01.07.2018 по 31.03.2019 по договору аренды земли N 5496-I-10-2017 от 27.08.2007 г. в сумме 89 074,18 руб., пени за период с 15.09.2018 по 31.03.2019 в сумме 4 780,30 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13 декабря 2019 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, указывая на то, что суд первой инстанции неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, кроме того, судом при принятия решения по делу, были нарушены нормы материального и процессуального права.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы, изложенные в апелляционной жалобе поддержал в полном объеме.
Представитель истца в судебном заседании возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, направил отзыв на жалобу.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к выводу, что решение Арбитражного суда г. Москвы от 13 декабря 2019 года подлежит отмене, на основании следующего.
Как следует из материалов дела, на основании Постановления Главы города от 12.04.2007 г. N 758 между Комитетом по управлению имуществом г. Серпухова и ОАО "Магистральная сетевая компания" (в настоящее время ПАО "ФСК ЕЭС") был заключен договор аренды земельного участка N 5096-1-10-2017 от 27.08.2007 г.
Предметом договора является земельный участок, площадью 3010 кв.м. с кадастровым номером 50:58:010202:0061, расположенный по адресу: Московская обл., г. Серпухов, вблизи ПС 220 кВ "Ока" N 400, для размещения нежилого здания производственного назначения.
Срок действия договора был установлен с 01.04.2007 г. по 31.03.2017 г.
Договор аренды был зарегистрирован в установленном законом порядке, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с п. 4.2 Договора, арендная плата вносится арендатором безналичным платежом в полном объеме до 15 числа последнего месяца текущего квартала, если иное не установлено законодательством.
Согласно ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату); порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Мотивируя заявленные исковые требования, истец указал на то, что в нарушение условий договора, ответчик ненадлежащим образом исполнил обязательства по внесению арендной платы, в связи с чем, за период с 01.07.2018 по 31.03.2019 за ним образовалась задолженность в сумме 89 074,18 руб.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В силу ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с п. 1 ст. 330 ГК РФ, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения, должник обязан уплатить кредитору неустойку (штраф, пени), установленную договором.
В соответствии с п. 8.1 Договора за нарушение срока внесения арендной платы по договору, в том числе в связи с неправильным исчислением арендной платы арендатор уплачивает арендодателю неустойку в 0,05% от неуплаченной суммы за каждый день просрочки.
В связи с просрочкой оплаты по Договору, руководствуясь п. 8.1 договора и положениями ст. 330 ГК РФ, истцом начислены пени за период с 15.09.2018 по 31.03.2019 в сумме 4 780, 30 руб.
Рассмотрев заявленные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку задолженность подтверждена материалами дела и доказательств ее погашения ответчиком не представлено, требование истца о взыскании задолженности и пени законно, доказано и подлежит удовлетворению.
Однако, суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
Между ОАО "Магистральная сетевая компания" (в настоящее время - ПАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы", далее - ответчик, арендатор) и Комитетом по управлению имуществом г. Серпухова (далее - Администрация, истец, арендодатель) заключен Договор аренды от 27.08.2007 г. N 5096-1-10-2017 земельного участка с кадастровым номером 50:58:010202:0061, площадью ЗОЮ кв. м., расположенного в границах муниципального образования "город Серпухов Московской области" по адресу: г. Серпухов, вблизи ПС 220 кВ "Ока" N 400.
Согласно Приказу Минпромэнерго РФ от 23.11.2005 N 325 "Об отнесении объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети" ПС 220 кВ "Ока" N 400 включена в перечень объектов электросетевого хозяйства, подлежащих к включению в реестр объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть (N 637, реестровые данные 1/01/0220/05/000675).
Так, ПС 220 кВ "Ока" N 400 как объект электросетевого хозяйства относится к единой национальной (общероссийской) электрической сети и, как следствие, к объектам федерального значения (объектам федеральных энергетических систем).
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" Единая национальная (общероссийская) электрическая сеть представляет собой комплекс электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики и обеспечивающих устойчивое снабжение электрической энергией потребителей, функционирование оптового рынка, а также параллельную работу российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств.
Непосредственно на арендованном земельном участке вблизи ПС 220 кВ "Ока" N 400 располагается Здание обслуживаемого усилительного пункта (ОУП) "Серпухов". ОУП "Серпухов" представляет собой совокупность устройств, постоянно обслуживаемых специалистами ПАО "ФСК ЕЭС" и предназначенных для усиления, коммутации и резервирования каналов связи, используемых для мониторинга и оперативно-диспетчерского управления объектов электроэнергетики.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 50:58:010202:0061, находящийся в охранной зоне (основание: карта (план) N б/н от 2015-10-26) используется для размещения объекта электроэнергетики.
В силу Закона Московской области от 23.10.2017 N 175/2017 - ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений" органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по, в том числе, предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального района, городского округа Московской области, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (п. 2.2).
Поскольку арендованный земельный участок расположен на территории городского округа Серпухов, органом, имеющим право требования платы за землю, является Комитет по управлению имуществом городского округа Серпухов.
Пунктом 4.1 договора аренды предусмотрено, что размер арендной платы за земельный участок на дату заключения договора установлен в приложении N 1 (Расчет арендной платы), которое является неотъемлемой частью настоящего соглашения.
В соответствии с п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В п. 19 постановления Пленума Высшего Арбитраэюного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" даны разъяснения о том, что арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Договор аренды заключен после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, соответственно арендная плата по нему является регулируемой (п. 16 постановления Пленума Высшего Арбитраэюного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды").
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы (Постановления Арбитраэюного суда Московского округа от 25.04.2019 по делу N А41-51820/2018).
В соответствии с п. 1 ст. 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно положениям п. 4 ст. 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 настоящего Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Подпункт 2 ст. 49 ЗК РФ к объектам государственного значения (объектам федерального значения, объектов регионального значения) или объектам местного значения относит объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности, принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости.
Пунктом 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства от 16.07.2009 N 582, арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения, в том числе, гидроэлектростанций, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.
Приказом Минэкономразвития РФ от 22.09.2011 N 507 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей)" установлена ставка арендной платы в размере 1,5% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, которые находятся в собственности Российской Федерации и предоставлены для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей), либо занятые такими объектами.
Согласно п. 2 Приказа Минэкономразвития РФ от 22.09.2011 N 507 ставка арендной платы, установленная п.1 настоящего Приказа, не должна превышать предельных ставок арендной платы соответствующих земельных участков.
Размер ставки арендной платы для Московской области согласно Приказу Минэкономразвития РФ от 22.09.2011 N 507 составляет 26,24 руб. за кв. м.
Положения земельного законодательства, введенные в действие с 01.03.2015, распространяются на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, поскольку такие участки, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, в силу п. 2 ст. 214 ГК РФ в любом случае являются государственной собственностью.
Поскольку предельный размер ставок арендной платы земельных участков, которые находятся в собственности Российской Федерации и предоставлены для размещения объектов электроэнергетики либо заняты такими объектами, утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 22.09.2011 N 507, то он является обязательным при определении размера арендной платы для всех публичных собственников.
Исходя из положений вышеуказанных норм, арендная плата в отношении земельных участков, предоставленных для размещения объектов электроэнергетики устанавливается в размере 1,5 % от кадастровой стоимости такого земельного участка и подлежит ежегодному изменению на размер уровня инфляции.
Таким образом, ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, в связи с чем, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы, а новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.
В силу того, что регулирование арендной платы за находящиеся в публичной собственности земли осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений. Новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.
Поскольку глава V. 1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности" Земельного кодекса Российской Федерации, введенная Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" вступила в силу с 01.03.2015 (п. 1 ст. 35), то ставку арендной платы в размере 1,5% следует применять с 01.03.2015.
Учитывая, что п. 4 ст. 39.7 ЗК РФ, вступившей в действие с 01.03.2015, предусмотрены случаи, при наличии которых размер арендной платы не может превышать размер арендной платы, установленной в отношении федеральных земель, данная норма Кодекса подлежит применению с указанной даты при определении арендной платы за все публичные земли независимо от того, какие правила установлены нормативными правовыми актами субъектов или муниципальных образований.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 22.07.2019 N МО- 19/ЗВ-2557885 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:58:010202:0061 по состоянию на 01.02.2018 составляла 2 054 234,70 руб.
В соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ от 22.09.2011 N 507 годовой размер арендной платы за 2018 год исчисляется следующим образом: 1,5% * 2 054 234, 70 руб. = 30 813, 52 руб.
Ежеквартальная плата составляет 7 703, 38 руб. (30 813, 52 руб. / 4).
Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 22.07.2019 N МО-19/ЗВ-2553247 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:58:010202:0061 по состоянию на 22.07.2019 составляет 1 231 842, 50 руб.
В соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ от 22.09.2011 N 507 годовой размер арендной платы за 2018 год исчисляется следующим образом:
1,5% * 1 231 842,50 руб. = 18 477, 64 руб.
Ежеквартальная плата составляет 4 619,41 руб. (18 477, 63 руб. / 4).
Таким образом, задолженность по договору аренды от 27.08.2007 г. N 5096-1-10-2017 в период с 01.07.2018 по 31.03.2019 составляет 20 026, 17 руб. ((7 703, 38 руб. * 2) + 4 619,41 руб.).
Арендная плата вносится до 15 числа последнего месяца текущего квартала (п. 4.2 Договора). В силу положений п. 4.2, п. 8.1 Договора пени за несвоевременное внесение арендной платы за период с 16.09.2018 по 31.03.2019 составляют: 1 972, 58 руб. (20 026,16 руб. * 0,05% * 197).
Таким образом, оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (ст. 71 "Оценка доказательств"), представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, руководствуясь положениями действующего законодательства, принимая во внимание конкретные обстоятельства именно данного дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Судебные расходы судебная коллегия распределяет в соответствии с требованиями ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 268, пунктом 2 статьи 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 13 декабря 2019 года по делу N А40-164841/19 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Исковые требования Комитета по Управлению имуществом городского округа Серпухов к ПАО "Федеральная компания единой энергетической системы" о взыскании задолженности по оплате арендной платы, пени - удовлетворить частично.
Взыскать с ПАО "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы" (ИНН 4716016979, ОГРН 1024701893336) в пользу Комитета по Управлению имуществом городского округа Серпухов (ИНН 5043007401, ОГРН 1025005601158) задолженность по арендной плате в сумме 20 026,17 руб., неустойку в сумме 1 972,58 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с ПАО "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы" (ИНН 4716016979, ОГРН 1024701893336) в доход федерального бюджета расходы по оплате государственной пошлины в сумме 880 руб.
Взыскать с Комитета по Управлению имуществом городского округа Серпухов (ИНН 5043007401, ОГРН 1025005601158) в пользу ПАО "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы" (ИНН 4716016979, ОГРН 1024701893336) расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в сумме 3 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.И. Проценко |
Судьи |
В.В. Валюшкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-164841/2019
Истец: КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СЕРПУХОВ
Ответчик: ПАО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ ЕДИНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ"