город Ростов-на-Дону |
|
10 июня 2020 г. |
дело N А32-33143/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июня 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей Ефимовой О.Ю., Соловьёвой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Семченко Ю.В.
при участии:
от гр. Тарасенко Д.В.: Петрий Н.Г., представитель по доверенности от 04.10.2019,
рассмотрев в режиме онлайн-заседания апелляционную жалобу Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, гр.Тарасенко Д.В.
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.02.2020 года по делу N А32-33143/2019
по заявлению Департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510)
при участии третьих лиц: Администрация муниципального образования Туапсинский район (ИНН 2365012062, ОГРН 10892365001663);
Тарасенко Денис Владимирович
о признании незаконными действий,
принятое в составе судьи Шкира Д.М.,
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением:
- о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - Управление) о внесении изменений в сведения единого государственного реестра недвижимости в части вида разрешённого использования с "для эксплуатации хозяйственной зоны пансионата отдыха "Ольгинка"" на "для ведения личного подсобного хозяйства" в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 23:33:0107001:30, расположенного по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, с. Ольгинка, п/о "Ольгинка";
- об обязании Управления восстановить сведения в едином государственном реестре недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:33:0107001:30, расположенного по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, с. Ольгинка, п/о "Ольгинка", в части вида разрешённого использования.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.02.2020 заявленные требования Департамента имущественных отношений Краснодарского края удовлетворены в полном объёме.
Не согласившись с принятым решением, в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Управление и гр.Тарасенко Д.В. обжаловали его, просили решение суда первой инстанции отменить.
Апелляционная жалоба Управления мотивирована тем, что суд первой инстанции необоснованно восстановил заявителю срок на обжалование действий Управления, предусмотренный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также отсутствием нарушений в действиях Управления норм Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности".
Апелляционная жалоба гр. Тарасенко Д.В. мотивирована тем, что суд первой инстанции необоснованно восстановил заявителю срок на обжалование действий Управления, предусмотренный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также отсутствием нарушений в действиях Управления норм Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", изменённый вид разрешённого использования земельного участка соответствует назначению принадлежащих гр.Тарасенко Д.В. зданий, правилам землепользования и застройки, а также утверждённому классификатору видов разрешенного использования, оспариваемое Департаментом решение Управления не привело и не могло привести к нарушению прав и интересов как самого Департамента, так и представляемого им публично-правового образования.
В судебное заседание представитель гр. Тарасенко Д.В. поддержал доводы апелляционной жалобы и настаивал на отмене решения Арбитражного суда Краснодарского края от 26.02.2020 и принятии нового судебного акта.
Управление, Департамент имущественных отношений Краснодарского края, Администрация муниципального образования Туапсинский район, надлежащим образом уведомлённые о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей не обеспечили.
Управление представило дополнения к апелляционной жалобе. Апелляционный суд протокольным определением приобщил дополнения к материалам дела.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края представил отзыв, который апелляционный суд протокольным определением приобщил к материалам дела.
Управление и Департамент имущественных отношений Краснодарского края подали ходатайство об участии в судебном заседании посредством онлайн-заседания. Апелляционный суд не подтвердил возможность участия лиц в судебном заседании посредством онлай-трансляции, поскольку ходатайства поступили суду 05.06.2020, что указывает о на отсутствие у лиц, участвующих в деле, возможности своевременно ознакомиться с материалами дела и позицией лиц, а также представленными доказательствами, учитывая, что судебное заседание назначено на 08.06.2020.
В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном статьёй 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражным судом апелляционной инстанции установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции согласно сведений Единого государственного реестра недвижимости 17.05.2010 на земельный участок с кадастровым номером 23:33:0107001:30, площадью 5232 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, с. Ольгинка, п/о "Ольгинка", вид разрешенного использования "эксплуатация хозяйственной зоны пансионата "Ольгинка" было зарегистрировано право аренды ЗАО "Пансионат отдыха "Ольгинка"".
Право аренды зарегистрировано на основании договора аренды земельного участка от 22.04.2005 N 3300001221, дата регистрации: 17.05.2010. номер регистрации: 23-23-13/027/2010-219 14.09.2019, срок аренды 49 лет.
14.09.2010 на земельный участок зарегистрировано право собственности Краснодарского края.
16.03.2017 на основании договора уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 30.03.2017, в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись о регистрации права аренды на земельный участок с кадастровым номером 23:33:0107001:30 в отношении Тарасенко Дениса Владимировича.
05.09.2017 Тарасенко Денисов Владимировичем подано заявление о государственном учёте изменений объекта недвижимости N 23-0-1-54/3001/2017-2012 в связи с изменением вида разрешённого использования земельного участка, с вида разрешённого использования "эксплуатация хозяйственной зоны пансионата "Ольгинка" на вид разрешённого использования "для ведения личного подсобного хозяйства".
Согласно письму филиала ФГБУ "ФКП Росреестр" по Краснодарскому краю от 08.04.2019 на основании сведений представленных гр.Тарасенко Д.В. (декларация от 04.08.2017, сведения ИСОГД от 28.07.2017, письмо от 05.09.2017) 08.09.2017 внесены изменения в сведения ЕГРП о виде разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 23:33:0107001:30 (т.1 л.д. 70).
19.04.2018 гр.Тарасенко Д.В. письмом N 52-22465 обратился в Департамент с заявлением о заключении дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка с кадастровым номером 23:33:0107001:30 в части внесения изменения в подпункт 1 пункта 1 договора аренды от 22.04.2005 в следующей редакции "арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населённых пунктов площадью 5232 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, с. Ольгинка, п/о "Ольгинка", с кадастровым номером 23:33:0107001:30, "для ведения личного подсобного хозяйства".
14.05.2018 Департамент письмом N 52-21622/18-38-05 разъяснил, что внесение изменений в части вида разрешенного использования земельного участка не представляется возможным, так как арендатор до окончания срока действия договоров может использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением, указанным в договоре аренды.
Решением Туапсинского районного суда Краснодарского края от 24.07.2018 по делу N 2а-872/18, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 22.11.2018 исковые требования гр.Тарасенко Д.В. были удовлетворены. Суд признал незаконным отказ Департамента в заключении дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 22.04.2005 N 3300001221, в связи с изменением вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 23:33:0107001:30 "для эксплуатации хозяйственной зоны пансионата "Ольгинка" на "для ведения личного подсобного хозяйства" незаконным и необоснованным, обязал Департамент заключить с гр.Тарасенко Д.В. дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка с кадастровым номером 23:33:0107001:30.
27.06.2019 Департаментом запрошена информация в администрации муниципального образования Туапсинский район N 52-25901/19-41-08 о предоставлении документов, на основании которых был изменён вид разрешённого использования с "для эксплуатации хозяйственной зоны пансионата отдыха "Ольгинка" на "для ведения личного подсобного хозяйства" в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 23:33:0107001:30.
08.07.2019 Департаментом получен ответ от управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Туапсинский район, согласно которому 28.07.2017 письмом N 2321/03.2 гр.Тарасенко Д.В. выданы сведения из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:33:0107001:30, что и явилось основанием для обращения Департамента имущественных отношений Краснодарского края в Арбитражный суд Краснодарского края.
Исследовав материалы дела в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению в виду следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, урегулированы Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учёт недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершённого строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землёй, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определённой вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В силу части 5 статьи 15 Федерального закона N 218-ФЗ в случае осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учёте и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.
В кадастр недвижимости вносятся следующие дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества: вид или виды разрешённого использования земельного участка, здания, сооружения, помещения.
В соответствии со статьёй 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты.
В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются, в том числе виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно пунктам 13, 14 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" в государственный кадастр недвижимости в числе иных вносятся сведения о категории земель, к которой отнесён земельный участок, и его разрешённом использовании, если объектом недвижимости является земельный участок.
Основные и вспомогательные виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
В силу части 3 статьи 5 Земельного кодекса Российской Федерации правообладатели земельных участков - собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.
В соответствии с частью 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключённым, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 23:33:0107001:30 предоставлен гр.Тарасенко Д.В. на праве аренды.
16.03.2017 на основании договора уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 30.03.2017, в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись о регистрации права аренды на земельный участок.
08.09.2017 сведения об изменении вида разрешённого использования были внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
19.04.2018 Тарасенко Д.В. письмом N 52-22465 обратился в Департамент о заключении дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка с кадастровым номером 23:33:0107001:30 в части внесения изменения в подпункте 1 пункта 1 договора аренды от 22.04.2005 в следующей редакции "арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов площадью 5232 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, с.Ольгинка, п/о "Ольгинка", с кадастровым номером 23:33:0107001:30, "для ведения личного подсобного хозяйства".
Письмом от 14.05.2018 N 52-21622/18-38-05 Департамент сообщил, что внесение изменений в части вида разрешённого использования земельного участка не представляется возможным, так как арендатор до окончания срока действия договоров может использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением, указанным в договоре аренды.
Согласно части 17 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации внесение изменений в заключенный по результатам аукциона или в случае признания аукциона несостоявшимся с лицами, указанными в пункте 13, 14 или 20 статьи 39.12 настоящего Кодекса, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в части изменения видов разрешённого использования такого земельного участка не допускается.
В силу положений подпункта 8 пункта 1 статьи 1, пункта 2 статьи 7, статьи 85 Земельного кодекса, пункта 9 статьи 1, частей 1, 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешённое использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые могут вестись землепользователем на предоставленном ему участке.
Земельным кодексом Российской Федерации установлены различные порядок и процедуры предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для целей строительства и для целей, не связанных со строительством. Законом определен порядок предоставления земельных участков для использования в личном подсобном хозяйстве в том числе жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах.
Как следует из материалов дела, земельный участок предоставлен гр.Тарасенко Д.В. на основании решения органа местного самоуправления с предварительным согласованием места размещения объекта и без проведения аукциона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 615 Градостроительного кодекса Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом либо в соответствии с условиями договора, либо в соответствии с назначением имущества, если в договоре такие условия не определены.
Предоставление земельного участка ЗАО "Пансионат отдыха "Ольгинка"" возложило на пользователя обязанность использования такого участка исключительно в целях, в которых он предоставлялся, то есть "для эксплуатации хозяйственной зоны пансионата "Ольгинка"".
Таким образом, изменение существующего вида его разрешённого использования на вид "для ведения личного подсобного хозяйства" без соблюдения особенностей, в отношении земельного участка, предоставленного гр.Тарасенко Д.В., в силу названных выше норм, законом не предусмотрено.
В силу частей 1, 2, 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые- только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии счастью 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Таким образом, в силу статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 22 Федерального закона N 221-ФЗ следует, что кадастровый учёт изменения вида разрешённого использования земельного участка осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом, а изменение вида разрешённого использования земельных участков, виды разрешённого использования которых градостроительному регламенту не соответствуют, может осуществляться путём приведения их в соответствие с видами разрешённого использования, установленными градостроительным регламентом.
Доказательства соблюдения названного порядка изменений в сведения единого государственного реестра недвижимости, в материалы дела не представлены.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобам об отсутствии нарушений со стороны Управления отклоняется апелляционным судом, в виду того, что Управлением было внесены изменения в сведения единого государственного реестра недвижимости об изменении вида разрешённого использования спорного земельного участка, на основании документов, полученных от гр.Тарасенко Д.В. 05.09.2017 с заявлением о государственном учёте изменений объекта недвижимости N 23-0-1-54/3001/2017-2012.
С учётом изложенного, апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции соответствующими обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
Доводы апелляционных жалоб, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу части 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьёй.
В силу статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, размер государственной пошлины, подлежащий уплате гр.Тарасенко Д.В. в связи с обращением в апелляционный суд с жалобой, составляет 150 руб., которая уплачена по платёжному поручению от 28.05.2020 N 63.
Управление, в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины.
С учётом изложенного, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 150 руб., подлежат отнесению на гр.Тарасенко Д.В..
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.02.2020 по делу N А32-33143/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий месяца со дня его вступления в законную силу, через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
С.В. Пименов |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-33143/2019
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПО КК, Управление федеральной службы государственной регистрациии, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Третье лицо: Администрация Туапсинского городского поселения Туапсинского района, АМО Туапсинский район, Петрий Н.Г., Тарасенко Д.в., Тарасенко Денис Владимирович
Хронология рассмотрения дела:
18.09.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7362/20
10.06.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-6657/20
26.02.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-33143/19
31.10.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-33143/19