г. Чита |
|
11 июня 2020 г. |
Дело N А19-19693/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июня 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Басаева Д.В., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бобровой Е.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 января 2020 года по делу N А19-19693/2019 по заявлению акционерного общества "Вагонная ремонтная компания-1" в лице вагонного ремонтного депо Тайшет - обособленного структурного подразделения АО "ВРК-1" (ОГРН 1117746294104, ИНН 7708737490) к Государственному учреждению - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1023801012905, ИНН 3808011062) о признании недействительным решения N43 от 06.05.2019,
в отсутствии в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Вагонная ремонтная компания-1" в лице Вагонного ремонтного депо Тайшет - обособленного структурного подразделения АО "ВРК- 1" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Государственному учреждению - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ответчик, ГУ ИРО ФСС, Фонд) о признании недействительным решения N 43 от 06.05.2019.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 14 января 2020 года заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным полностью решение Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 06.05.2019 N 43, вынесенное в отношении акционерного общества "Вагонная ремонтная компания -1"/ Вагонное ремонтное депо Тайшет-обособленное подразделение АО "ВРК-1", как не соответствующее Федеральному закону от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Суд обязал заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Взысканы с заинтересованного лица в пользу заявителя расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 января 2020 года по делу N А19-19693/2019, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе Фонд указывает, что размер пособия должен быть рассчитан без учета детей опекуна, исходя из количества детей родной матери.
В материалы дела поступил письменный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы, в котором заявитель с выводами суда первой инстанции согласен, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 27.02.2020.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Заявитель и заинтересованное лицо ходатайствовали о рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ГУ ИРО ФСС с 18.01.2019 по 15.03.2019 была проведена камеральная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по Вагонному ремонтному депо Тайшет - обособленному структурному подразделению акционерного общества "Вагонная ремонтная компания-1" (далее - АО ВРК-1), по результатам которой был составлен акт от 18.03.2019 N 43а.
Фондом установлено, что работник общества на основании распоряжения МУ Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области N 6 от 21.12.2018 N 2216-р является опекуном на безвозмездной основе несовершеннолетнего ребенка 2018 года рождения, оставшегося без попечения родителей.
Согласно материалам дела сотрудник имеет 3-х несовершеннолетних детей: 2015 года рождения, 2010 года рождения, 2007 года рождения.
АО ВРК-1 по заявлению сотрудника рассчитано и выплачено пособие по уходу за опекаемым ребенком с учетом детей опекуна в сумме 7541 руб. 58 коп.
Фонд, полагая, что размер пособия должен был быть рассчитан без учета детей опекуна, а исходя из количества детей родной матери опекаемого (единственный ребенок), пришел к выводу, что допущена переплата пособия в размере 3951 руб. 22 коп.
Согласно решению страхователем в нарушение ст. 15 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее Закон N 81-ФЗ) расчет пособия по уходу за опекаемым ребенком произведен с учетом детей опекуна в сумме 7 541,58 руб. в месяц, исходя из минимального размера пособия по уходу за 2 и последующим ребенком до 1,5 лет.
За период с 13.09.2018 по 30.11.2018 пособие исчислено в сумме 19 608,11 руб. Размер пособия по уходу за опекаемым ребенком по данным Филиала N 11, исчисленный из заработной платы за 2016-2017 г. и справки с предыдущего места работы о сумме заработка N 182н должен составить 6 021,88 руб. в месяц. За период с 13.09.2018 по 30.11.2018 размер пособия должен составить 15 656,89 руб.
По результатам рассмотрения материалов проверки и возражений ГУ ИРО ФСС принято решение от 06.05.2019 N 43 о непринятии к зачёту расходов Общества на выплату указанному сотруднику пособия по уходу за ребенком до достижения возраста 1,5 лет в сумме 3951,22 рубля.
Заявитель, полагая данное решение незаконным, нарушающим его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Фонд социального страхования обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и возражения отзыва, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Рассматривая указанное дело, суд первой инстанции правильно руководствовался следующими нормами права.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из содержания части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Статьей 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ), предусмотрено, что обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
В силу статьи 6 Закона N 165-ФЗ организации любой организационно-правовой формы являются страхователями по обязательному социальному страхованию. Застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Из содержания пункта 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ следует, что отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 22 указанного Закона).
Условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по беременности и родам, ежемесячными пособиями по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, предусмотрены Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) и Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее Законом N 81- ФЗ).
Статьей 3 Закона N 81-ФЗ установлено, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком относится к государственным пособиям.
В соответствии со статьей 4 Закона N 81-ФЗ выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию, производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации. Обязанность выплаты пособий возложена на страхователя с последующим зачетом за счет средств Фонда.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Согласно подпункту 8 пункта 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ, а также пункту 5 части 1 статьи 1.4 Закона N 255-ФЗ страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию является, в том числе, ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
В силу пункта 4 части 2 статьи 1.3 Закона N 255-ФЗ страховым случаем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признается уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
На основании пункта 1 части 1 статьи 4.1 Закона N 255-ФЗ страхователи имеют право обращаться к страховщику за получением средств, необходимых на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, сверх начисленных страховых взносов.
Пунктами 3, 4 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов, за исключением случаев, указанных в части 4 данной статьи.
Часть 1 статьи 11.1 Закона N 255-ФЗ устанавливает, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.
Согласно части 1 статьи 11.2 Закона N 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Законом N 81- ФЗ.
В случае ухода за двумя и более детьми до достижения ими возраста полутора лет размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком, исчисленный в соответствии с частью 1 статьи 11.2 Закона N 255-ФЗ, суммируется.
При этом суммированный размер пособия не может превышать 100 процентов среднего заработка застрахованного лица, определенного в порядке, установленном статьей настоящего Федерального закона, но не может быть менее суммированного минимального размера этого пособия (часть 2 статьи 11.2 Закона N 255-ФЗ).
При определении размера ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком и последующими детьми учитываются предыдущие дети, рожденные (усыновленные) матерью данного ребенка (часть 3 статьи 11.2 Закона N 255-ФЗ).
Порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком установлен статьей 13 Закона N 255-ФЗ.
Часть 1 указанной нормы предусматривает, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи).
Пункт 6 статьи 13 Закона N 255-ФЗ устанавливает исчерпывающий перечень документов, представляемых для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованным лицом.
Так, для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованное лицо представляет заявление о назначении указанного пособия, свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход, и его копию либо выписку из решения об установлении над ребенком опеки, свидетельство о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребенка (детей) и его копию, справку с места работы (службы) матери (отца, обоих родителей) ребенка о том, что она (он, они) не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает ежемесячного пособия по уходу за ребенком, а в случае, если мать (отец, оба родителя) ребенка не работает (не служит) либо обучается по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, справку из органов социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания, фактического проживания) матери (отца) ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованное лицо представляет также при необходимости справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие.
Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в соответствии с частью 4 настоящей статьи справка (сведения) из органов социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания, фактического проживания) отца, матери (обоих родителей) ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком запрашивается страховщиком в уполномоченном органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в распоряжении которого находятся такие сведения. Застрахованное лицо вправе по собственной инициативе представить указанную справку для назначения и выплаты пособия.
В данном случае Фонд настаивает на том, что размер назначенного работодателем ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в отношении которого он является опекуном, зависит только от количества предыдущих детей, рожденных матерью такого ребенка (отказавшейся от ребенка), а не от количества детей опекуна.
В соответствии со статьей 145 Семейного кодекса Российской Федерации опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (пункт 1 статьи 121 настоящего Кодекса), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.
Согласно статье 1 Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" опека - форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.
Закон N 81-ФЗ в свою очередь устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком (абзац второй статьи 13 Закона N 81-ФЗ).
Согласно пункту 39 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей (утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н) право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют в числе прочего опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком.
Лицам, имеющим право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком по нескольким основаниям, предоставляется право выбора получения пособия по одному из оснований (пункт 40).
При определении размера ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком и последующими детьми учитываются предыдущие дети, рожденные (усыновленные) матерью данного ребенка (абзац 7 статьи 13 Закона N 81-ФЗ).
В силу статьи 1 Закона N 165-ФЗ обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан.
Согласно статье 4 Закона N 165-ФЗ Основными принципами осуществления обязательного социального страхования являются: устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования; всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий; государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика; государственное регулирование системы обязательного социального страхования; паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования; обязательность уплаты страхователями страховых взносов; ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования; обеспечение надзора и общественного контроля; автономность финансовой системы обязательного социального страхования.
Как верно отметил суд первой инстанции, анализ изложенных норм в совокупности позволяет сделать вывод о том, что ежемесячное пособие по уходу за вторым ребенком и последующими детьми может быть назначено и выплачено не только матери ребенка, но и иным лицам, перечисленным в абзаце втором части 1 статьи 13 Закона N 81-ФЗ, в том числе опекунам.
Согласно распоряжению Межрегионального управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области N 6 от 31.08.2018 N 1519-рТ сотрудник общества был временно назначен опекуном над несовершеннолетним ребенком.
По распоряжению указанного управления от 21.12.2018 N 2216-рТ указанный сотрудник назначен опекуном над несовершеннолетним на безвозмездной основе.
Распоряжением об установлении опеки от 21.12.2018 на данного сотрудника возложены обязанности по заботе о содержании подопечного, обеспечении его уходом и лечением, защите его прав и законных интересов, расходованию средств исключительно в интересах подопечного и т.д.
Кроме опекаемого ребенка, работник общества является отцом и воспитывает еще трех несовершеннолетних детей.
Ответчиком в Фонд представлены копии свидетельств о рождении других детей указанного лица и иные необходимые для зачета документы, что ответчиком не оспаривается.
Таким образом, обществом правомерно была произведена выплата пособия указанному сотруднику по уходу за ребенком с учетом наличия у него родных детей.
Апелляционный суд, отклоняя доводы жалобы, поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что иное толкование противоречило бы целям и принципам социального страхования и выплаты пособия по уходу за ребенком. При этом, указание в ст. 15 Закона N 81-ФЗ на то, что при определении размера ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком и последующими детьми учитываются предыдущие дети, рожденные (усыновленные) матерью данного ребенка, свидетельствует как раз о том, что учитываются дети, воспитывающиеся в одной семье, так как пособие выплачивается лицам, фактически осуществляющими уход за ребенком, то есть, даже если по отношению к отцу ребенка остальные дети не являются родными или усыновленными.
С учетом изложенного, решение ГУ ИРО ФСС о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 06.05.2019 N 43 не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 января 2020 года по делу N А19-19693/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Судьи |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-19693/2019
Истец: Акционерное общество "Вагонная ремонтная компания-1" (ОАО "ВРК-1") в лице вагонного ремонтного депо Тайшет - обособленного структурного подразделения АО "ВРК-1"
Ответчик: ГУ Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
Хронология рассмотрения дела:
12.08.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3528/20
11.06.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-976/20
14.01.2020 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-19693/19
13.11.2019 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-19693/19