г. Санкт-Петербург |
|
10 июня 2020 г. |
Дело N А56-67314/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Галенкиной К.В., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Шахрзаевым М.И.
при участии:
от истца: Моргун М.А. (доверенность от 05.03.2020)
от ответчика: не явился, извещено.
от 3-го лица: не явился, извещено.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7786/2020) МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.01.2020 по делу N А56-67314/2019 (судья Сайфуллина А.Г.), принятое по иску Главное управление МВД РФ по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области к МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области об обязании, 3-е лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области;
УСТАНОВИЛ:
Главное управление министерства внутренних дел российской федерации по г. Санкт-Петербургу (далее - истец, ГУ МВД) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением об обязании Межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области (далее - ответчик, МТУ Росимущества) в месячный срок с момента вступления решения в законную силу принять от ГУ МВД в государственную казну Российской Федерации объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: Ленинградская область, г.Гатчина, ул. Рошаля, д. 16, находящееся в федеральной собственности:
- нежилое помещение (склад), 207,7 кв.м, литер В, кадастровый номер 47:25:0109063:17, свидетельство о праве оперативного управления N 47-47-16/005/2014- 116 от 03.04.2014, инв. N 1359;
- нежилое помещение (склад), 17,3 кв.м, лит. Е, кадастровый номер 47:25:0109063:15, свидетельство о праве оперативного управления N 47-47-16/005/2014- 115 от 03.04.2014, инв. N 1359.
Решением от 24.01.2020 иск удовлетворен.
Не согласившись с решением, МТУ Росимущества обратилось с апелляционной жалобой об его отмене, указав, что согласно п. 2 ст. 296 ГК РФ собственник вправе, но не обязан изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное за учреждением. Кроме того, податель жалобы считает, что при рассмотрении настоящего спора судом не учтен пункт 4.2.15 Положения о территориальном органе (межрегиональном территориальном органе) Федерального агентства по управлению государственным имуществом", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374; ответчик не вправе самостоятельно принимать решение о принятии имущества в казну Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения жалобы. Ответчик, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, явку представителя не обеспечил. Апелляционный суд рассмотрел жалобу по правилам ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, ГУ МВД на праве оперативного управления принадлежат находящееся в федеральной собственности и расположенные по адресу: Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рошаля, д. 16: - нежилое помещение (склад), 207,7 кв.м, литер В, кадастровый номер 47:25:0109063:17, свидетельство о праве оперативного управления N 47-47- 16/005/2014-116 от 03.04.2014, инв.N 1359; - нежилое помещение (склад), 17,3 кв.м, лит. Е, кадастровый номер 47:25:0109063:15, свидетельство о праве оперативного управления N 47-47-16/005/2014-115 от 03.04.2014,инв.N 1359.
Указанное имущество передано ГУ МВД 09.08.2013 по передаточному акту объектов недвижимости ЦМТиХО ГУ МВД России, реорганизованного с 01.01.2014 года путем присоединения к ГУ МВД России в соответствии с приказом ГУ МВД России от 29.03.2013 N 203.
Спорные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 47:25:0109063:32, являющемся собственностью Российской Федерации, находящимся в постоянном (бессрочном) пользовании Федерального государственного бюджетного учреждения "Производственно-технический центр федеральной противопожарной службы Северо-Западного регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (в настоящее время - Федеральное автономное учреждение "Центр материально-технического обеспечения федеральной противопожарной службы по г. Санкт-Петербургу (ФАУ "ЦМТО ФПС по г. Санкт-Петербургу").
Согласно справке ФКУ "ЦХ и СО ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области" указанные объекты не использовались ГУ МВД России, договоры на содержание и коммунальные услуги на данные объекты не заключались, оплата их не производилась, необходимость в спорном имуществе у истца отсутствует.
ГУ МВД России неоднократно обращалось к ответчику (последнее письмо направлено 13.09.2018 N 110/2-2863) по вопросу изъятия неиспользуемых объектов из оперативного управления ГУ МВД России, однако до настоящего времени объекты не приняты в казну Российской Федерации, какой-либо информации по данному вопросу в адрес ГУ МВД России не поступало, вопрос о прекращении права оперативного управления и изъятии спорных нежилых помещений не был решен уполномоченным органом.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой исходил из следующего.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит его собственнику.
Согласно пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества.
Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием (пункт 2 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется, распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника данного имущества и назначением этого имущества. Собственник имущества учреждения может распорядиться по своему усмотрению только изъятым, излишним, неиспользуемым либо используемым не по назначению имуществом.
На основании пункта 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
В силу пункта 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В соответствии со статьей 236 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Из системного толкования положений пункта 1 статьи 235, статьи 236, пункта третьего статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации следует предусмотренная законом возможность отказа от имущества, предоставленного на праве оперативного управления.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что ГУ МВД 03.05.2018 согласовало с МВД России вопрос о прекращении права оперативного управления спорными объектами. Отказ ГУ МВД от имущества мотивирован тем, что спорное имущество не используется в целях исполнения возложенных на него задач.
Согласно пункту 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение о Росимуществе), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом наделено полномочиями по изъятию в установленном порядке излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за учреждениями.
В пункте 4 указанного Положения предусмотрено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Из подпункта 4.1.9 пункта 4.1 Типового положения о территориальном органе (межрегиональном территориальном органе) Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374 следует, что территориальный орган самостоятельно закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями.
Приказом Росимущества от 19.12.2016 N 464 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом" Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге реорганизовано в форме присоединения к нему Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области (п.1) и переименовано в Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области (п.4); утверждено Положение о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области (п.5).
При изложенных обстоятельствах, установив наличие у ГУ МВД права на отказ от закрепленного за ним имущества на праве оперативного управления и передачу его ответчику по причине неиспользования в соответствии с целями деятельности учреждения, учитывая факт согласования этого вопроса с МВД России, приняв во внимание отсутствие доказательств, подтверждающих правомерность бездействия уполномоченного органа по принятию имущества в казну (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для принятии спорного имущества в казну Российской Федерации, в связи с чем правомерно удовлетворил исковые требования.
Данный правовой подход соответствует правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 N 307-ЭС18-2637.
Ссылки подателя апелляционной жалобы на отсутствие у Межрегионального территориального управления Росимущества полномочий по распоряжению имуществом, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку с учетом положений п.п. 4.1.2 и 4.1.9 Положения об Управлении, утвержденного Приказом Росимущества от 19.12.2016 N 464.
Принимая во внимание, что Межрегиональное территориальное управление Росимущества осуществляет свои полномочия в качестве территориального органа Росимущества, суд первой инстанции обоснованно указал, что именно на ответчике лежит обязанность по принятию решения об изъятии спорного имущества и осуществлению фактических действий по его принятию.
В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции. Судом полно и всесторонне исследованы материалы и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного акта, судом при разрешении спора не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.01.2020 по делу N А56-67314/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
К.В. Галенкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-67314/2019
Истец: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ГОРОДЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области
Хронология рассмотрения дела:
30.09.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-6914/20
10.06.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-7786/20
24.01.2020 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-67314/19
11.11.2019 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-67314/19