11 июня 2020 г. |
А11-8030/2019 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Кастальской М.Н., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автобан" (600020, г. Владимир, пр-д Варваринский, д. 3, пом. V; ОГРН 1153328001694, ИНН 3328002928)
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 10.02.2020
по делу N А11-8030/2019,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Автобан" о признании незаконными действий Департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области,
при участии в судебном заседании представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Автобан" - Воеводиной Н.В. по доверенности от 09.01.2020 сроком действия до 31.12.2020,
Департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области - Петровой Е.И. по доверенности от 03.03.3030 N ДПП-1437-07-16 сроком действия три года,
общества с ограниченной ответственностью "ЭКО-транс" - Куимовой И.И. по доверенности от 28.11.2019 сроком действия три года,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Автобан" (далее - ООО "Автобан", Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением, уточненным в порядке 49 статьи Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области (далее - Департамент) по проведению конкурсных отборов на право заключения соглашений об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Владимирской области (извещение 290319/1034757/01 от 29.03.2019, извещение 100419/1034757/01 от 10.04.2019, извещение 220419/1034757/01 от 22.04.2019). Одновременно Общество просило суд обязать Департамент устранить нарушения его прав.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "ЭКО-транс" (далее - ООО "ЭКО-транс"), общество с ограниченной ответственностью "Хартия" (далее - ООО "Хартия"), общество с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - ООО "Перспектива"), общество с ограниченной ответственностью "Биотехнологии" (далее - ООО "Биотехнологии").
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 10.02.2020 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы Общество указывает несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, нарушение норм процессуального права.
Заявитель апелляционной жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что процедура конкурсного отбора в 2018 году завершена организатором законно. Настаивает на том, что Департамент был не вправе отказываться от реализации процедуры конкурсного отбора в полном объеме с учетом принятого Арбитражным судом Владимирской области решения по делу N А11-8115/2018, которым протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсном отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Владимирской области от 22.03.2018 признан недействительным.
Департамент в отзыве на апелляционную жалобу указывает на законность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения.
В судебном заседании представители Общества и Департамента поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.
Представитель ООО "Эко-транс" в судебном заседании указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Иные лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 447, 448, 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", положениями Федерального закона от 25.12.2018 N 483-ФЗ "О внесении изменений в статью 29.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", постановлением Губернатора Владимирской области от 01.02.2006 N 63, постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 N 881, и исходил из того, что Департамент доказал законность и обоснованность оспариваемых действий.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 89-ФЗ организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, а также проведению конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами относится к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами.
В соответствии с пунктом 3.3.4.13 Положения о департаменте природопользования и охраны окружающей среды, утвержденного постановлением Губернатора Владимирской области от 01.02.2006 N 63, Департамент осуществляет функции уполномоченного органа исполнительной власти области в сфере обращения с отходами, в том числе, проведение в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и заключение соглашения с региональным оператором.
В статье 1 Федерального закона N 89-ФЗ определено, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (пункт 1 статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ).
Согласно статье 5 и пункту 4 статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 N 881 утверждены Правила проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N 881).
Согласно пункту 1 Правила N 881 указанные Правила устанавливают порядок проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее соответственно -региональный оператор, конкурсный отбор), требования к участникам конкурсного отбора, критерии конкурсного отбора, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсном отборе (далее - заявка).
В силу пунктов 2 и 10 Правил N 881 документация об отборе - документ, разрабатываемый и утверждаемый организатором конкурсного отбора, регламентирующий условия и порядок проведения конкурсного отбора, устанавливающий требования к участникам конкурсного отбора и оказываемым услугам и определяющий порядок заключения соглашения.
Установлено по делу, что на официальном сайте www.torgi.gov.ru 15.02.2018 Департамент разместил документацию об условиях и порядке проведения конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Владимирской области.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в конкурсном отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Владимирской области от 22.03.2018 ООО "Автобан" было отказано в допуске к участию в конкурсном отборе.
Конкурсная комиссия приняла решение считать участника конкурсного отбора ООО "Владэкотехпром" единственным лицом, подавшим заявку, которая комиссией признана соответствующей требованиям Правил и документации об отборе, а конкурсный отбор признать несостоявшимся. По результатам принято решение заключить с ООО "Владэкотехпрпром" соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Владимирской области.
12.04.2018 Департамент и ООО "Владэкотехпром" подписали Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Владимирской области.
ООО "Автобан" обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском о признании незаконным его недопуска и заключенного Соглашения.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 16.04.2019 по делу А11-8115/2018 требования ООО "Автобан" были удовлетворены: суд признал недействительным протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсном отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Владимирской области от 22.03.2018; признано недействительным Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Владимирской области от 12.04.2018, заключенное между Департаментом и ООО "Владэкотехпром".
При рассмотрении дела N А11-8115/2018 Арбитражный суд Владимирской области установил, что на момент вынесения судебного акта 16.04.2019 Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Владимирской области от 12.04.2018, заключенное между Департаментом и ООО "Владэкотехпром", расторгнуто 28.12.2018.
В связи с прекращением действия Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Владимирской области от 12.04.2018, заключенного между Департаментом и ООО "Владэкотехпром", а также внесением изменений в статью 29.1 Федерального закона N 89-ФЗ, Губернатор Владимирской области подписал распоряжение администрации Владимирской области от 28.12.2018 N 938-р, согласно которому администрация Владимирской области воспользовалась предоставленным ей правом не применять до 1 января 2020 года на территории Владимирской области положения Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" о сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживании, хранении, захоронении твердых коммунальных отходов региональными операторами.
В силу расторгнутого 28.12.2018 Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Владимирской области от 12.04.2018, заключенного между Департаментом и ООО "Владэкотехпром", по состоянию на 28.12.2018 региональный оператор на территории Владимирской области отсутствовал.
Согласно пункту 7 статьи 29.1 Федерального закона N 89-ФЗ в случае, если органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации право, указанное в пункте 6 настоящей статьи, не может быть реализовано, субъект Российской Федерации вправе не применять до 1 января 2020 года в одной или нескольких зонах деятельности регионального оператора, где региональный оператор отсутствует, положения настоящего Федерального закона о сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживании, хранении, захоронении твердых коммунальных отходов региональными операторами. В указанном случае на территории субъекта Российской Федерации этапы и сроки перехода к осуществлению деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами региональными операторами устанавливаются планом мероприятий, утвержденным уполномоченным органом исполнительной власти данного субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, а плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами взимается в составе платы за содержание жилого помещения.
Таким образом, Владимирская область приняла решение по торгам, объявленным в 2018 году, не выбирать регионального оператора, воспользовавшись правом, предусмотренным положениями Федерального закона от 25.12.2018 N 483-ФЗ "О внесении изменений в статью 29.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления".
В рамках распоряжения администрации Владимирской области от 28.12.2018 N 938-р разработан План мероприятий по переходу на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами, согласованный с Минприроды России 06.03.2019, на иных условиях - по трем зонам Владимирской области, а не одной единой, как это было в 2018 года, в соответствии с которым были сформированы новые конкурсные отборы.
Департамент на официальном сайте www.torgi.gov.ru разместил документацию об условиях и порядке проведения конкурсных отборов регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Владимирской области по следующим зонам:
- зона N 1, извещение N100419/1034757/01 от 10.04.2019 (муниципальное образование Александровский район, муниципальное образование Киржачский район, муниципальное образование Кольчугинский район, муниципальное образование Петушинский район, муниципальное образование Собинский район, муниципальное образование Юрьев-Польский район);
- зона N 2, извещение N220419/1034757/01 от 22.04.2019 (городской округ город Владимир, городской округ город Ковров, городской округ город Радужный (ЗАТО), муниципальное образование Вязниковский район, муниципальное образование Гороховецкий район, муниципальное образование Камешковский район, муниципальное образование Ковровский район, муниципальное образование Судогодский район, муниципальное образование Суздальский район);
- зона N 3, извещение N 290319/1034757/01 от 29.03.2019 (муниципальное образование город Гусь-Хрустальный, муниципальное образование округ Муром, муниципальное образование Гусь-Хрустальный район, муниципальное образование Меленковский район, муниципальное образование Муромский район, муниципальное образование Селивановский район).
По результатам проведенных конкурсных отборов региональных операторов по Владимирской области, определены победители, с которыми подписаны соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами:
- по зоне N 1, победитель ООО "Хартия", заключено соглашение от 18.09.2019, начало работы по оказанию услуг 01.12.2019;
- по зоне N 2, победитель ООО "Биотехнологии", заключено соглашение от 21.12.2019, начало работы по оказанию услуг 01.01.2020;
- по зоне N 3, победитель ООО "ЭКО-транс", заключено соглашение от 21.08.2019, начало работы по оказанию услуг 01.12.2019.
Правоотношения, возникающие при организации и проведении торгов, а также при заключении договоров по результатам торгов, относятся к сфере гражданско-правового регулирования.
Согласно пункту 1 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор может быть заключен путем проведения торгов.
Статья 448 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает общие правила организации и проведения торгов.
Пунктом 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса (пункт 2 указанной статьи).
Установление судом существенных нарушений, допущенных на любом этапе организации и проведения торгов, влечет признание недействительными как самих торгов, так и договора, заключенного с лицом, выигравшим торги в рамках искового производства.
По смыслу статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги считаются завершенными после объявления победителя и заключения с ним договора.
Пунктом 43 Правил N 881 предусмотрено, что конкурсная комиссия рассматривает заявки на предмет соответствия требованиям, установленным документацией об отборе, и осуществляет проверку соответствия заявителей требованиям, установленным пунктом 19 настоящих Правил. Заявитель не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсном отборе в следующих случаях:
а) непредставление документов, указанных в пункте 26 настоящих Правил или наличие в таких документах недостоверных сведений;
б) несоответствие заявителя требованиям, установленным пунктом 19 настоящих Правил;
в) несоответствие заявки требованиям, установленным документацией об отборе;
г) несоответствие указанных в заявке значений критериев конкурсного отбора установленным документацией об отборе предельным значениям критериев конкурсного отбора.
По пункту 47 Правил N 881 на основании результатов рассмотрения заявок конкурсной комиссией принимается решение о допуске заявителя к участию в конкурсном отборе и о признании заявителя участником конкурсного отбора или об отказе в допуске заявителя к участию в конкурсном отборе, которое оформляется протоколом рассмотрения заявок.
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что процедура конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Владимирской области, документация по которому была размещена 15.02.2018, была завершена.
Таким образом, у Общества не возникло права на заключение с Департаментом соответствующего соглашения, поскольку признание результатов проведенного конкурса и заключенного по его результатам соглашения недействительными не влекут возникновение у участника торгов права на заключение контракта.
Конкурсные отборы регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Владимирской области по зонам N N 1, 2, 3, документация по которым была размещена соответствующими извещениями 10.04.2019, 22.04.2019, 29.03.2019, организованы как впервые проводимые конкурсы с предметом, отличным от торгов, проведенных в 2018 году (установлены зоны действия регионального оператора на территории Владимирской области), с учетом требований правовых норм, установленных положениями Федерального закона от 25.12.2018 N 483-ФЗ "О внесении изменений в статью 29.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления".
ООО "Автобан" являлось участником конкурсного отбора по зоне N 1 и зоне N 2, было допущено к участию в торгах, его заявки участвовали в процедуре оценки и сопоставления заявок, но Общество не было признано победителем.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действия Департамента по проведению конкурсных отборов в 2019 году (извещение 290319/1034757/01 от 29.03.2019, извещение 100419/1034757/01 от 10.04.2019, извещение 220419/1034757/01 от 22.04.2019) совершены в рамках предоставленных ему полномочий, являлись законными и не нарушают права и законные интересы Общества в сфере осуществления предпринимательской деятельности, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении требований.
Арбитражный суд Владимирской области законно и обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявления.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Общества признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
В данном случае доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Владимирской области от 10.02.2020 по делу N А11-8030/2019 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплаты госпошлины при подаче апелляционной жалобы суд относит на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 10.02.2020 по делу N А11-8030/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автобан" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
М.Н. Кастальская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-8030/2019
Истец: ООО "АВТОБАН"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ АДМИНИСТРАЦИИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "ХАРТИЯ", ООО "ЭКО - ТРАНС"
Хронология рассмотрения дела:
11.06.2020 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-7794/19
10.02.2020 Решение Арбитражного суда Владимирской области N А11-8030/19
15.10.2019 Определение Арбитражного суда Владимирской области N А11-8030/19
01.10.2019 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-7794/19
29.07.2019 Определение Арбитражного суда Владимирской области N А11-8030/19